образовательная программа дополнительного образования "Компьютерная графика"
методическая разработка по теме

В современном обществе влияние информатики и информационных технологий (ИТ) распространяется на многие сферы деятельности человека. Компьютерная техника все больше используется в профессиональной деятельности людей и предоставляет большие возможности по использованию и внедрению новых информационных технологий. Свободное владение навыками работы на компьютере для многих профессий является обязательным, поэтому сегодня предмет «Информатика» рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, основных психических качеств личности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

образовательная программа

дополнительного образования детей

«Компьютерная графика»

Возраст учащихся 11-16 лет

Срок реализации 2 года


Пояснительная записка.

В настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества, и никого не надо убеждать, что компьютер – полезный массовый инструмент обработки информации. Умея работать с информационными и коммуникационными технологиями, человек современного общества приобретает не только новые инструменты  деятельности, но и новое видение мира.

В современном обществе влияние информатики и информационных технологий (ИТ) распространяется на многие сферы деятельности человека. Компьютерная техника все больше используется в профессиональной деятельности людей и предоставляет большие возможности по использованию и внедрению новых информационных технологий. Свободное владение навыками работы на компьютере для многих профессий является обязательным, поэтому сегодня предмет «Информатика» рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, основных психических качеств личности учащихся.

Одним из главных аспектов воспитания и развития подрастающего поколения в процессе обучения является интеллектуальное и творческое развитие учащихся. В настоящее время объем и уровень сложности информации, предлагаемой учащимся для усвоения, постоянно увеличивается, поэтому процесс интеллектуального развития учащихся требует интенсификации и творческого подхода. Одним из путей повышения интенсивности обучения является использование компьютерных технологий обучения.

Однако, более гибким по отношению к содержанию образования, к любым изменениям в области технологий является дополнительное образование. Учреждения дополнительного образования детей были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей и интересов, социального и профессионального  самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования, включающая в себя разнообразие форм и методов , предоставляет большие возможности по использованию и оперативному  внедрению информационных технологий.

Дополнительное образование по информатике и ИТ позволяет не только давать базовые знания в данной области, но и углублять знания в этой и других областях школьного образования, а так же обеспечивает общее развитие учащихся. Задача дополнительного образования в данной области – развивать логическое мышление, знакомить и обучать различным технологиям, которые могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Образовательная программа разработана на основе новых достижений в области вычислительных и информационных систем. Она является авторской, по направленности деятельности – научно-технической, по уровням усвоения – уровень углубления, п способу подачи содержания и организации учебного процесса –модульной, вертикальной, репродуктивно-творческой с переходом на творческую деятельность.

Знания, полученные при изучении образовательной программы «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании графических объектов с помощью компьютера для различных предметов: физики, химии, биологии, математики и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на WEB-странице или импортировано в другой электронный документ. Знания и умения, приобретенные в результате освоения программы «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трёхмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

Основной целью программы является формирование у учащихся правильного отношения к компьютеру, как инструменту для общения, обучения, самовыражения и творчества, что позволит предупредить использование компьютера исключительно в игровых целях. Привитие учащимся компьютерной грамотности от элементарного до достаточно высокого уровня, а так же ознакомление учащихся с основными сферами применения и перспективами развития ЭВМ, помогает формированию представлений об основных правилах и методах реализации решения практических задач на компьютере, развитию таких качеств личности, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность и трудолюбие.

Необходимость постоянно обновлять и расширять профессиональные компетенции, также продиктована современными условиями информационного общества. Истинным профессионалам любой отрасли науки и техники свойственно рассматривать умение представлять себя и свой продукт деятельности как инструмент, позволяющий расширять и поддерживать профессиональную компетентность на должном уровне, улавливать самые перспективные тенденции развития мировой конъюнктуры, шагать в ногу со временем. Широкое использование компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности ставит перед обществом задачу овладения компьютерной графикой, как предмета изучения.

Основная задача учреждений дополнительного образования, создать условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Появление персонального компьютера и широкое его применение в различных сферах влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности дополнительного образования.

Посещая занятия творческого объединения, учащиеся смогут сделать первые шаги в изучении компьютерной графики и уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти своё место в современном информационном мире. В этом заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Сегодня развитие компьютерной графики происходит с немыслимой скоростью и захватывает все большие пространства человеческой деятельности. Визуализация научных экспериментов, индустрия развлечений, полиграфия, кинематограф, видео, виртуальная реальность, мультимедиа и педагогические программы невозможны сегодня без компьютерной графики.

Компьютерная графика - одно из наиболее распространенных и впечатляющих современных компьютерных технологий. Это одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой дизайнеры и художники, ученые и инженеры, педагоги и профессионалы практически в любой сфере деятельности человека.

Компьютерная графика настолько популярное явление современности, что практически все современные обучающие, развивающие, тренажерные, игровые и т.п. программы на компьютере немыслимы без использования средств мультимедиа. А без компьютерной графики, в свою очередь, не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Работа над графикой в мультимедийных продуктах занимает до 90 % рабочего времени программистских коллективов, выпускающих программы массового применения.

Компьютерная графика стала одним из самых увлекательных занятий для учащихся и многих студентов. В процессе работы с компьютерной графикой у учащихся формируются базовые навыки работы в графических редакторах, рациональные приемы получения изображений; одновременно изучаются средства, с помощью которых создаются эти изображения. Кроме того, осваиваются базовые приемы работы с векторными и растровыми фрагментами как совместно, так и по отдельности. В процессе обучения учащиеся приобретают знания об истоках и истории компьютерной графики; о ее видах, о принципах работы сканера и принтера, технологиях работы с фотоизображениями и т. п.

Таким образом, человек, занимающийся компьютерной графикой, активно расширяет свой кругозор, приобретает навыки работы с различного рода изображениями, развивает и тренирует восприятие, формирует исследовательские умения и умения принимать оптимальные решения. В этом и состоит актуальность данной программы.

В связи с активным вхождением данного направления в жизнь у каждого цивилизованного человека встал вопрос о необходимости его изучения в средних и высших учебных заведениях нашей страны.

Corel Draw в настоящее время является одной из наиболее популярных векторных графических программ. Свою популярность программа приобрела благодаря тому, что позволяет начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации различной сложности.

Adobe PhotoShop - самая популярная в мире программа редактирования растровых изображений. Она используется для ретуширования, тоновой, цветовой коррекции, а также с целью построения коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для создания интересных и необычных эффектов.

        Особенный интерес образовательной программы представляет интерактивность компьютерной графики, благодаря которой учащиеся могут в процессе анализа изображений динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать графические объекты с разных сторон, приближать и удалять их, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности.

В связи с тем, что объем информации, связанной с информационными технологиями, огромен, существует проблема выбора предмета изучения и последовательности изучения различных направлений ИТ. В данной программе эта проблема решается за счет того, что учащиеся на каждом году обучения получают законченный объем знаний определенного уровня по различным направлениям информационных технологий. В следующем году происходит углубление и расширение знаний по каждому из направлений. Использование свободного программного обеспечения позволяет гарантировать равные возможности участникам образовательного процесса, несет в себе воспитательное значение как демонстрация положительного результата открытости и взаимодействия профессионального сообщества.

Целью данной программы является создание условий для учащихся, при которых они смогут создавать иллюстрации различного уровня сложности и редактировать изображения, для их профессионального самоопределения, формирования у них информационной картины мира посредством разностороннего изучения компьютерных технологий.

Задачи программы:

Образовательные:

  • дать основные знания об устройстве компьютера;
  • познакомить с понятием информации и единицами ее измерения;
  • развивать навыки компьютерной грамотности;
  • дать основные знания системного и прикладного программного обеспечения;
  • дать основные знания при работе в сети Интернет;
  • расширить представление учащихся о компьютерной графике;
  • освоить специальную терминологию;
  • сформировать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
  • показать многообразие форматов графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
  • показать особенности, достоинства и недостатки растровой и векторной графики; методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели; способы получения цветовых оттенков на экране и принтере; методы сжатия графических данных;
  • познакомить с назначениями и функциями различных графических программ.

Развивающие:

  • развивать у учащихся навыки новой информационной культуры – умений получать, накапливать и передавать информацию с помощью новых информационных технологий;
  • развивать креативность и творческое, логическое и алгоритмическое мышление, воображение учащихся;
  • формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
  • предоставление возможности узнать новое в области компьютерной графики, дизайна;
  • формирование представления о роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека;
  • научить работать в операционной системе Windows XP;
  • научить работать в графическом редакторе Paint и уверенно использовать его возможности;
  • научить работать с прикладным пакетом программ Microsoft Office и уверенно использовать их возможности;
  • научить использовать элементарные возможности программы Photoshop;
  • научить работать в сети Интернет с целью поиска нужной информации и сохранения ее для дальнейшего использования;
  • сформировать устойчивый интерес к персональному компьютеру, как к рабочему инструменту для решения практических задач, творчества, для созидания, реализации своих способностей.

Воспитательные:

  • повышение общекультурного уровня учащихся, уважительного отношения к авторским правам;
  • вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
  • выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
  • привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
  • формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
  • воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования, интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
  • воспитание трудолюбия, самостоятельности, взаимопомощи, художественного вкуса, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей, самообразования и самореализации.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является широкий охват вопросов, связанных с видами и возможностями компьютерной графики. В процессе обучения учащиеся знакомятся с понятием информации, видами информации, ее ролью в современном мире; использованием персонального компьютера для получения, переработки, передачи и хранения информации. Изучение темы системного программного обеспечения, а именно операционной системы Windows XP, является наиболее важным и необходимым для дальнейшего самостоятельного освоения компьютера. Достаточно глубоко изучается прикладное программное обеспечение, подкрепляемое набором детально проработанных теоретических и практических занятий. Значительная часть учебного материала отведена под изучение графического редактора Paint, программных продуктов Microsoft Office: текстовому редактору Word, PowerPoint, программы Photoshop и электронным таблицам Excel. На сегодняшний день умение работать с ними является необходимым условием для получения дальнейшего образования. Кроме того, отведено время на работу в сети Интернет для поиска и сохранения нужной информации, а так же  работе с электронной почтой. Курс является необходимой базой для последующего освоения навыков трехмерной графики, верстки, предпечатной подготовки и компьютерного видеомонтажа. Разработан комплекс учебно-методических материалов по курсу «Компьютерная графика» для учащихся и преподавателей специализации «Графика и дизайн».

Актуальность данной программы состоит в том, что она призвана дать достаточный уровень знаний для работы на компьютере в качестве пользователя, а так же развить способности учащихся для дальнейшего профессионального образования, с одной стороны, и помочь разрешить трудности, которые могут возникнуть у ребенка при изучении курса информатики в рамках школьной программы, с другой стороны.

        Отличительной особенностью программы является дифференцированный подход по освоению учебного материала с учетом возрастных особенностей и индивидуальных способностей учащихся.

После прохождения базового учебного материала производится тщательный анализ уровня его освоения учащимися и по итогам входного и текущего контроля, личных наблюдений педагога, а так же, исходя из способностей и желаний самих детей, рекомендуется выбрать дальнейший маршрут обучения.

В программе предусмотрены три уровня обучения: базовый, углубленный и повышенный.

Для базового уровня обучения достаточно времени в программе отведено повторению и закреплению всего пройденного материала и подготовке к экзамену. Это практические занятия, которые позволяют приобрести дополнительные навыки при работе на компьютере, а так же ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся.

В конце первого года обучения учащийся должен иметь следующие знания:

• представление об операционной системе как управляющей ресурсами компьютера программе;

• виды графики и цветовые модели;

• представление о программировании;

• основные инструкции языка программирования Logo;

• представление о компьютерной анимации;

умения:

• работа в текстовом процессоре и графических редакторах,

  • создание растровых и векторных изображений;

• подготовка компьютерной презентации;

• составление программ на языке программирования Logo;

• создание анимированных изображений;

навыки:

• работа в операционной системе на уровне пользователя;

• набор и редактирование текста.

 В конце второго года обучения учащийся должен иметь следующие знания:

• файловая структура операционной системы;

• алгоритмы решения различных задач;

• понимание блок-схем;

умения:

• работа в текстовом режиме операционной системы;

• создание сайта;

навыки:

• обработка растровых изображений.

К концу базового уровня  обучения учащиеся должны знать:

  • устройство персонального компьютера;
  • понятие информации и единицы ее измерения;
  • системное и прикладное программное обеспечение;
  • основные услуги сети Интернет, способы поиска информации, электронную почту

должны уметь:

  • работать в системе Windows;
  • работать с графическим редактором Paint, создавать  и редактировать изображения;
  •  набирать, редактировать и выводить на печать тексты, таблицы, диаграммы, используя текстовый редактор Microsoft Word;
  • Работать с программой PowerPoint, создавать слайды и мультимедийную презентацию;
  • Работать в Интернете, создавать почтовый ящик и пользоваться им.

Для уровня углубления вводится первый блок дополнительного материала программы: изучение электронных таблиц Excel, поскольку именно их целесообразно использовать с целью развития алгоритмического мышления учащихся. К концу обучения учащиеся должны уметь работать с электронными таблицами Excel, создавать и редактировать таблицы, использовать встроенные функции, производить расчеты по формулам.

Для повышенного уровня обучения изучаемого материала вводится второй блок дополнительного материала программы: изучение и практическое применение программы Photoshop. Включая изучение Photoshop в учебный курс, достигаются многие цели, а именно, повышение интереса к продуктивной работе за компьютером, стимулирование творческих задатков у учащихся, развитие самостоятельности, взаимопомощь. Учащиеся самостоятельно работают над собственным проектом, одновременно совершенствуя свои умения и навыки, и осваивая новые технологии обработки графической информации. К концу обучения учащиеся должны уметь использовать элементарные возможности программы Photoshop.

Обучение в творческом объединении очное, рассчитано на учащихся в возрасте 13-16 лет. Учащиеся этого возраста имеют необходимый и достаточный уровень общих знаний, чтобы освоить основной уровень данной программы. На первом занятии проводится входной контроль на персональном компьютере в виде IQ-теста, который содержит 40 логических задач. Результаты прохождения теста позволяют выявить детей, которые уже имеют определенные предпосылки для успешного обучения, или имеют начальные навыки работы на персональном компьютере, или, наоборот, имеют трудности в обучении, что помогает в дальнейшей работе с детьми, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку.

В целях более прочного и глубокого усвоения детьми материала в образовательном процессе применяются различные методы обучения: беседы, лекции, объяснения, практические работы, демонстрация наглядных средств, развивающие игры.

        Демонстрация на экране наглядной информации, использование презентаций, анимационных интерактивных роликов с аудио сопровождением повышают интерес к учебной  деятельности, позволяют сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, пишу, запоминаю.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда учащиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
  • фронтальная, когда учащиеся синхронно работают под управлением педагога;
  • самостоятельная, когда учащиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Технологии и формы обучения:

  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • комбинированные занятия;
  • контрольные занятия;
  • свободное творчество.

Теоретические учебные занятия (изложение нового материала) проводятся в форме лекций с применением демонстрации наглядных средств  (технических или программных). Во время лекций часто используются дополнительные объяснения новых терминов или разъяснения трудно воспринимаемого материала, что позволяет учащимся лучше понять и усвоить его. В дальнейшем свои лекции учащиеся используют для выполнения практических заданий, что учит их самостоятельно работать с литературой, а так же для подготовки к зачетам и экзамену.

Комбинированные учебные занятия начинаются с беседы. Это, как правило, вопросно-ответная форма повторения пройденного материала, которая позволяет выявить уровень его усвоения. Затем проходит теоретическая часть занятия с демонстрацией видеороликов или презентаций на большом экране, используя проектор. В начале практической части занятий по усвоению знаний нового материала и приобретению практических умений широко используется объяснительно-иллюстративный метод, который заключается в использовании учебно-демонстрационной сетевой программы LanShool. Эта программа позволяет учащимся, сидя за персональным компьютером, наблюдать на экране своего монитора все действия, выполняемые педагогом. После демонстрации и объяснения практического задания учащиеся приступают к его выполнению. В конце занятий краткий повтор и проверка выполненных заданий.

Практические учебные занятия начинаются так же с беседы и проводятся в целях приобретения навыков работы на компьютере по изученному материалу. Именно на этих занятиях разрешается ребятам помогать друг другу советом, воспитывая тем самым взаимовыручку, внимательное и чуткое отношение к ближнему  и создавая теплую атмосферу в коллективе. Самостоятельные практические занятия позволяют так же контролировать уровень усвоения материала каждым учащимся.

Контрольные занятия проводятся в конце каждого раздела с целью выявления качества и уровня овладения знаниями, умениями, навыками использования данного учебного материала, а так же воспитания таких качеств, как  целеустремленность, собранность и ответственность. Контрольные занятия проводятся в форме теста или зачета ( практического или комбинированного задания). В конце занятия производится анализ типичных ошибок.

Возраст обучающихся: 11-16 лет (включительно). Возраст учащихся,

приступающих к освоению данной программы по первому году обучения, — 11-13 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

Количество часов в год: 144 — первый год обучения, 216 — второй.

Продолжительность одного занятия: 2 академических часа. Количество

занятий в неделю: 2 — для первого года обучения, 3 — для второго.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
  • особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
  • методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
  • методы сжатия графических данных;
  • проблемы преобразования форматов графических файлов;
  • назначение и функции различных графических программ.

В результате освоения практической части образовательной программы, учащиеся должны уметь:

1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы Corel Draw, а именно:

  • создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
  • выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование,  вращение, зеркальное отражение и др.);
  • формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
  • закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;-
  • работать с контурами объектов;
  • создавать рисунки из кривых;
  • создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
  • получать объёмные изображения;
  • применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);
  • создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;

2) редактировать изображения в программе Adobe PhotoShop, а именно:

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);
  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
  • сохранять выделенные области для последующего использования;
  • раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;
  • применять к тексту различные эффекты.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов; после изучения каждого раздела программы учащиеся выполняют творческие задания по данной теме. В конце года изучения обучающиеся выполняют творческий проект, защита которого происходит на итоговых занятиях.

Учебно-тематический план.

Разделы

Количество

часов

Всего

Теоретич.

Практич.

Вводное занятие

1

1

  1. Основы изображения

Методы представления графических изображений

8

6

2

Цвет в компьютерной графике

8

6

2

Форматы графических файлов

7

2

5

  1. Программы векторной и растровой графики

Создание иллюстраций

5.1

Введение в программу Corel Draw

2

1

1

5.2

Рабочее окно программы Corel Draw

2

1

1

5.3

Основы работы с объектами

2

1

1

5.4

Закраска рисунков

2

1

1

5.5

Вспомогательные режимы работы

2

1

1

5.6

Создание рисунков из кривых

3

1

2

5.7

Методы упорядочения и объединения объектов

2

1

1

5.8

Эффект объёма

3

1

2

5.9

Перетекание

2

1

1

5.10

Работа с текстом

2

1

1

5.11

Сохранение и загрузка изображений в Corel Draw

2

1

1

Монтаж и улучшение изображений

6.1

Ведение в программу Adobe PhotoShop

2

1

1

6.2

Рабочее окно программы Adobe PhotoShop

2

1

1

6.3

Выделение областей

3

1

2

6.4

Маски и каналы

3

1

2

6.5

Коллаж. Основы работы со слоями

2

1

1

6.6

Рисование и раскрашивание

2

1

1

6.7

Тоновая коррекция

3

1

2

6.8

Цветовая коррекция

3

1

2

6.9

Работа с контурами

3

1

2

7.

Итоговое занятие

1

1

Всего

72

36

36

Содержание программы дополнительного образования детей

Содержательные линии курса.

В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:

  • Основные вопросы создания, редактирования и хранения изображений;
  • Особенности работы с изображениями;
  • Методы создания иллюстраций в векторных программах.

Для создания иллюстраций используется векторная программа CorelDRAW, а для редактирования изображений и монтажа фотографий – программа Adobe PhotoShop.

  1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с образовательной программой. Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики и вычислительной техники.

I. Основы изображения.

2. Методы представления графических изображений

Теория: Растровая графика. Достоинства и недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики.

Практические занятия: Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.

3. Цвет в компьютерной графике

Теория: Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Цветовая модель CMYK.

Практические занятия: Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Кодирование цвета в различных графических программах.

4. Форматы графических файлов

Теория: Векторные форматы. Растровые форматы.

Практические занятия: Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

II. Программы векторной и растровой графики.

5. Создание иллюстраций.

5.1. Введение в программу Corel Draw.

5.2. Рабочее окно программы Corel Draw.

Теория: Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.

Практические занятия: Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния.

5.3. Основы работы с объектами

Теория: Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра.

Практические занятия: Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра.

5.4. Закраска рисунков

Теория: Закраска объекта (заливка).

Практические занятия: Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.

5.5. Вспомогательные режимы работы

Теория: Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка.

Практические занятия: Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный.

5.6. Создание рисунков из кривых

Теория: Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории.

Практические занятия: Редактирование формы кривой.

5.7. Методы упорядочения и объединения объектов

Теория: Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов. Методы объединения объектов. Исключение одного объекта из другого.

Практические занятия: Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов. Методы объединения объектов. Исключение одного объекта из другого.

5.8. Эффект объема

Теория: Метод выдавливания. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.

Практические занятия: Метод выдавливания. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.

5.9. Перетекание

Теория: Создание технических рисунков.

Практические занятия: Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов.

5.10. Работа с текстом

Теория: Особенности простого и фигурного текста.

Практические занятия: Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста.

5.11. Сохранение и загрузка изображений в Corel Draw.

Теория: Особенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы Corel Draw.  

Практические занятия: Импорт и экспорт изображений в Corel Draw.

6. Монтаж и улучшение изображений

6.1. Введение в программу Adobe PhotoShop

6.2. Рабочее окно программы Adobe PhotoShop

Теория: Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели - вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.

Практические занятия: Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели - вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.

6.3. Выделение областей

Теория: Проблема выделения областей в растровых программах.

Практические занятия: Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения. Преобразования над выделенной областью. Кадрирование изображения. 

6.4. Маски и каналы

Теория: Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски.

Практические занятия: Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски.

6.5. Коллаж. Основы работы со слоями

Теория: Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя.

Практические занятия: Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.

6.6. Рисование и раскрашивание

Теория: Выбор основного и фонового цветов.

Практические занятия: Использование инструментов рисования: карандаша, кисти, ластика, заливки, градиента. Раскрашивание черно-белых фотографий.

6.7. Тоновая коррекция

Теория: Понятие тонового диапазона изображения. График распределения яркостей пикселей (гистограмма). Гистограмма светлого, тёмного и тусклого изображений. Основная задача тоновой коррекции. Команды тоновой коррекции.

Практические занятия: График распределения яркостей пикселей (гистограмма). Гистограмма светлого, тёмного и тусклого изображений. Основная задача тоновой коррекции. Команды тоновой коррекции.

6.8. Цветовая коррекция

Теория: Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции.

Практические занятия: Команды цветовой коррекции.

6.9. Работа с контурами

Теория: Назначение контуров. Элементы контуров.

Практические занятия: Редактирование контуров. Обводка контура. Преобразование контура в границу выделения.

  1. Итоговое занятие

Подведение итогов образовательной программы, творческий отчёт. Выставка творческих работ учащихся.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Тема программы

Форма организации

занятия

Методы,

приёмы

Дидактический

материал, техническое оснащение, использование материала

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Инструктаж

Словесный

Наглядный

  1. Тренировочные упражнения, индивидуальные карточки, тексты контрольных заданий, проверочные и обучающие тесты, разноуровневые задания, мультимедийные презентации, видеофильмы.
  2. ПК 13 шт.
  3. Принтер лазерный 1 шт.
  4. Сканер 1 шт.
  5. Операционная система "Windows ХР" ("Windows Vista"). 13 шт.
  6. Программы Corel Draw и Adobe PhotoShop  13 шт.
  7. Мультимедийный проектор.
  8. Интерактивная доска.

Тест

  1. Основы изображения

2

Методы представления графических изображений

Инструктаж

Упражнения

Контроль

Словесный

Наглядный

Практический

Тест

3

Цвет в компьютерной графике

Инструктаж

Упражнения

Контроль

Словесный

Наглядный

Практический

Тест

Творческое задание

4

Форматы графических файлов

Инструктаж

Упражнения

Контроль

Словесный

Наглядный

Практический

Тест

  1. Программы векторной и растровой графики

5

Создание иллюстраций

Инструктаж

Упражнения

Контроль

Словесный

Наглядный

Практический

Тест

Творческое задание

6

Монтаж и улучшение изображений

Инструктаж

Упражнения

Контроль

Словесный

Наглядный

Практический

Тест

Творческое задание

7

Итоговое занятие

Контроль

Практический

Творческое задание


Список использованной литературы.

  1. Для учащихся
  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Разработанный лабораторный практикум составителем программы дополнительного образования детей «Компьютерная графика».
  1. Для педагогов дополнительного образования
  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Фролов М. Самоучитель. Учимся рисовать на компьютере. ЛБЗ - Бином. 2002.
  3. Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск, ООО Попурри, 1997.
  4. Корриган Дж. Компьютерная графика. - М: Энтроп, 1995.
  5. Тайц А.М., Тайц А.А. Adobe PhotoShop  7. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
  6. Кларк Т.М. Фильтры для  PhotoShop 8. Спецэффекты и дизайн. - М.; СПб.; Киев: Диалектика, 1999.
  7. Тайц А.М., Тапц А.А. Corel Draw 11.- СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  8. Петров В.Л. CorelDRAW 9. Руководство пользователя с примерами. ЛБЗ - БИНОМ. 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа»

Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа» 1 год обучения

Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Основы хореографии"

Программа художественно-эстетической направленности. Рассчитана на обучающихся в возрасте от 8 до 17 лет...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Воспитание творчеством» для студии рисования

Дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области изобразительного искусства....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Слесарные работы в автомобилестроение»

Программа кружка включаеи в себя овладения трудовыми приёмами АО следующим видам работ:«Правка и гибка металла», «Выполнение изделий по технологической карте», «Токарное дело», «Нарезание резьбы вручн...

Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Изюминка

Танец всегда играл особую роль в культуре каждого народа. Занятие ребёнка танцем – это не просто знакомство и освоение азов хореографии, это приобщение к мировому культурному наследию, привитие ...