Выступление на ЦМК НА ТЕМУ: "Деловая игра на уроках информатики и ИКТ"-2013
статья на тему

Марчук Наталья Аркадьевна

В выступлении дано понятие инновационного урока, его видов; рассмотрены основные характеристики урока-деловой игры; приведены примеры деловых игр из моего опыта преподавания по данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl_natsmk-may2013.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ СПО технологический техникум в р.п.Старая Майна

Выступление на ЦМК

НА ТЕМУ:

                            Подготовила

                               преподаватель

                                 информатики и

                                                        информационных технологий

                             Марчук Н.А.

р.п. Старая Майна, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Понятие и виды инновационных уроков

______3

2.

Характеристика деловой игры

______4

3.

Классификация деловых игр

______6

4.

Планирование деловой игры

______7

5.

Трудности проведения деловой игры

______9

1. Понятие и виды инновационных уроков.

В. А. Сластёнин пишет «понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося».

Характерной особенностью развития урока в конце 80-х — начале 90-х годов являлось то, что в практике общеобразовательной и профессиональной школы имел место активный процесс возникновения нестандартных форм проведения урока. Нестандартный, или инновационный, урок — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.

В современной педагогике существует большое количество различных инновационных уроков. Можно выделить следующие группы таких уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок — “дублер начинает действовать”.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок 21 века, урок подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

Таким образом, можно сказать, что инновационный урок предполагает введение каких-либо новых элементов, не использованных ранее; наиболее распространенным является элемент игровой деятельности. Так как в ходе игры учащиеся не только закрепляют и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе урока, сотрудничают друг с другом, с преподавателем и т.д.

2. Характеристика урока - деловой игры.

Деловая игра —  средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение.

Цель проведения деловой игры:

  • активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении данной темы;
  • анализ, синтез, интерпретация материала в ходе данного урока;
  • практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.

Основная задача:

• выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.

Существует несколько определений, отражающих возможные функции деловой игры:

* Деловая игра - это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.

Н – р, проведение контрольной работы по теме «ОС Windows» для обучающихся 1 курса я организовала в виде компьютерной игры «Найди клад». Проведение игры ограничено по времени (на её выполнение отводится 20 мин.), которое может быть потеряно при неверном открытии папок-заданий.

* Деловая игра - устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов.

Н – р,   1) Практическая работа № 1 «Использование информационных ресурсов общества, образовательных информационных ресурсов» для обучающихся 1 курса предполагает комплектование рабочего места компьютерной техникой и ПО в зависимости от занимаемой должности, от специальности (повар, бухгалтер, механик, товаровед; директор ресторана, директор техникума…).

        2) в конце лекционного занятия по устройству компьютера я иногда провожу мозговой штурм в виде аукциона, где лотами являются различные комплекты компьютеров, ноутбуков, мониторов и других технических средств, а «платой» является аргументация выбора той или иной «техники» с техническими характеристиками.

* Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

Н - р, по теме «АСУ» обучающиеся специальности «Механизация сельского хозяйства» я делю на группы:

Задача 1 гр. составить замкнутую систему управления пунктом станции технического обслуживания, объяснить её функционирование.

Задача 2 гр. составить схему сети СТО, объяснить её функционирование, определить вид СУ.

По итогам выполнения задач  я провожу ярмарку вакансий (соответственно дети оценивают свои возможности) на должность руководителя СТО, руководителя сети СТО, специалиста по регулировке фар, сторожа СТО.

* Деловая игра - это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе.

Н – р, я предлагаю 1 задание: создать фирму, т.е. собрать команду, в которую могут входить

  • оператор ЭВМ (комплектует ТСО),
  • бухгалтер-финансист (комплектует ПО по бухг. и налоговой отчётности + СПС),
  • бухгалтер-аналитик (комплектует ПО по финансовому анализу + диаграммы),
  • специалист по ТБ.
  • Менеджер по кадрам.

2 задание: команда – соперник по комплектации должна определить: какое предприятие создано: предприятие малого бизнеса, среднего бизнеса, крупного бизнеса с выходом на международный уровень.

* Деловая игра - это творение игрового образа в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил.

Н – р, на лекционном занятии на тему «Информационные ресурсы общества» я предлагаю создать рекламу своей профессии подручными средствами. После конкурса реклам необходимо ответить на вопросы:

- почему не всё задуманное получилось?

- что для этого не хватило?

Ответ: недостаточно информационных ресурсов.

Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем.

Основные атрибуты деловых игр:

1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности;

2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре;

3. Игровые действия регламентируются системой правил;

4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности;

5. Игра носит условный характер;

6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.

3. Классификация деловых игр

Более полное и конкретное представление можно получить на основе знакомства с типологией деловых игр и рассмотрения отдельных игр, иллюстрирующих эту типологию. Одномерные классификации проводились по следующим критериям:

а) по моделируемому объекту - общие управленческие и функциональные (имитация производственной, финансовой деятельности);

б) по наличию взаимодействия - интерактивные и не интерактивные;

в) по конструктивным особенностям - простые и сложные;

г) по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие;

д) по наличию случайных событий - детерминированные и стохастичные [3].

Классификация деловых игр:

Признаки

Класс деловых игр

1) Функциональное назначение

- учебные ДИ;

- производственные ДИ;

- организационно - деятельностные (ОДИ);

2) Степень реальности игровой модели

- конкретные (практические);

- абстрактные (теоретические);

3) Сложность игровых процедур

- простые (ограниченное число участников, одна проблема);

- сложные (множество участников);

4) Структура участников игры

- однотипные (студенческие группы, работники одного предприятия и

т.д.);

- смешанные (разнопрофильность участников игры);

5) Вид оценки деятельности участников игровых групп

- без оценивания специальным арбитражем

- с оцениванием, специальным арбитражем и с самооценкой участников игры

4. Планирование деловой игры.

Рассмотрим пример по разработке деловой игры, н – р,  можно выделить следующие этапы:

1. Проблематизация и тематизация.

2. Определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений, проектирования, по кадровым вопросам).

3. Выделение целей конструирования.

4. Анализ главных закономерностей - связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры.

5. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события.

6. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра.

7. Формулировка правил, распределение ролей среди игроков.

8. Формулирование системы штрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выраженные количественно, и могут оцениваться экспертами.

Главными целями проведения деловой игры следующие:

  • обобщение, активизация и закрепление знаний учащихся, приобретенных при изучении темы;
  • анализ, синтез, интерпретация материала в ходе деловой игры;
  • практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.
  • развитие навыков обучающихся по работе в группе, сотрудничество, взаимная помощь;

Основная задача:

  • выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.

Время проведения деловой игры:

Оптимальным временем для проведения игры в нашем случае это конец полугодия или года. Так как урок является уроком – обобщением, то и наилучшем методом оценки уже имеющихся знаний, которые обучающиеся получили в ходе изучения данной темы.

Количество и состав участников:

1) 25 учащихся первого курса, которые разбиваются на 3 группы (по 8-9 человек), каждой из которых присваивается название:

Предприятия N.

Предприятия Х.

Предприятия Y.

2) Экспертная комиссия, в лице учащихся второго и третьего курсов, а также преподаватели, чьи предметы имеют непосредственную связь с темой игры.

3) Главным действующим лицом, которое будет задавать ритм и ход игры является преподаватель, его роль в игре – заказчик, прибывший в наш город с определенной целью – выбрать партнера для сотрудничества.

Дополнительные моменты организации деловой игры, необходимые для ее проведения.

- Для того что бы данная деловая игра прошла не только как урок для разнообразия учебного процесса, а все же и как урок обобщения учебного материала, обучающимся заранее дается задание повторить весь материал, связанный непосредственно со сталями, их классификацией и принципами маркировки.

- Обстановка в группы должна быть соответствующей: столы необходимо расставить так что бы четко прослеживалось их деление на 3 группы. На каждый стол необходимо сделать табличку с названием, в которой в последствии указывается состав обучающихся.

- На доску можно повесить различные средства обучения, например: плакат или схема «Вредные примеси и их влияние на сталь», диаграмму состояния железоуглеродистых сплавов.

- Для побуждения обучающихся к активной деятельности за правильные ответы или дополнения жюри выставляют соответствующие баллы. По итогам проведения игры определяются заработанные очки, команде набравшей наибольшее количество очков выставляется соответствующая оценка.

5. Трудности проведения деловой игры.

Рассмотрим специфические трудности проведения деловых игр:

способность действовать в соответствии с ролью зависит от индивидуальных особенностей игрока. Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики личности.

Можно выделить и другие особенности поведения игроков. Руководитель игры должен уметь наблюдать за ними, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Можно выделить основные виды трудностей, которые возникают в ходе проведения деловой игры. Сбои в начальном периоде ее разворачивания чаще всего объясняются интенсивным протеканием процесса формирования группы. Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Наиболее естественным объектом для критики им представляется игра. Процесс формирования группы лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провести дискуссию, ходом которой легче управлять. Если сбой все же возник, задача руководителя - противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой. Необходимо показать, что к неудачам приводит не плохая конструкция игры, а неучет игроками каких-либо факторов. Игроки должны убедиться, что результат появляется не случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствие имитации реальных процессов.

Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем.

Все эти данные следует учитывать при планировании игры в ходе распределении ролей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интеллектуальной игры «Я знаю информатику. Я знаю информатику? Я знаю информатику!»

Данное внеклассное мероприятие по информатике рассчитано на 1 урок (45 минут).Игра начинается с организационного момента, на котором преподаватель объявляет порядок проведения игры.Данное внеклассное ...

Выступление на заседании ЦМК на тему: Место тестового контроля знаний на уроках информатики в системе бально - рейтинговой оценки знаний студентов-2013

План выступления:1.     Основные составляющие БРС:a.     Определениеb.     Планированиеc.      Реализация.2....

Доклад на тему «Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций обучающихся»

Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формир...

Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»

Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиепо теме:Деловая игра «Творческий пробег...

Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование по теме: Деловая игра «Творческий пробег по трудовому воспитанию»

Презентация к конспекту по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников  II курс  специальность 44.02.01 Дошкольное образование  по теме:...