МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
учебно-методический материал

Федяева Алена Ивановна

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_razrab_portfolio_1.doc601 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

Искитимский филиал ГБОУ СПО НСО «НМТ»

Федяева А.И

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА

специальности

дневного отделения 230115

 «Программирование в компьютерных системах

Искитим, 2018

Методические рекомендации предназначены для студентов Искитимского филиала ГБОУ СПО НСО НМТ, а также для преподавателей техникума. В Методических рекомендациях даны цели, задачи формирования портфолио в процессе обучения студента и принципы его составления. Приведены примеры составления портфолио.

1. Общие положения

1.1.Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента.

1.2.Создание портфолио - творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в ИФНМТ.

1.3.Функции по формирование портфолио возлагаются на студента.

2. Цель и задачи портфолио

2.1.Основная цель формирования «портфолио»  - накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения в техникуме.

2.2.Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:

-мотивации к образовательным достижениям;

-приобретению опыта к деловой конкуренции;

-обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;

-выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;

-повышению конкурентоспособности будущего специалиста.

2.3.Портфолио дополняет основные контрольно-оценочные средства знаний, принятые в техникуме, и позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.

2.4.Портфолио создается в течение всего периода обучения. Завершается его формирование вместе с завершением обучения.

2.5.Портфолио в дальнейшем служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, при продолжении образования и др.

Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет  является важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

3. Структура портфолио

1. Титульный лист

2. Содержание (наименование разделов) портфолио

3.  Сведения об авторе:

- ФИО, специальность, группа;

- предшествующее образование (основное и дополнительное);

4. Образовательные достижения;


-ПМ 04 Выполнение работ по профессии 230103.01 «Оператор электронно-вычислительных машин»

-МДК 04.01 Пакеты прикладных программ

-УП.04 Учебная практика

-ПМ 03 Интеграция программных модулей

-МДК 02.01 Технология разработки программного продукта

-МДК 03.02 Инструментальные средства разработки программного продукта

МДК 03.03 Документирование и сертификация

-ПП.03 Производственная практика

-ПМ 02 Разработка и администрирование баз данных

-МДК 02.01 «Инфокоммуникационные системы и сети»

-МДК 02.02 «Технология разработки и администрирование БД»

-УП 02. Учебная практика

-ПМ 01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

-МДК 01.01 Системное программирование

-МДК 01.02 Прикладное программирование

-УП 01 Учебная практика

- ПП 01. Производственная практика

-Дисциплины (по желанию студента)

4. Отзывы и рецензии на учебно-исследовательские работы (реферат, курсовая работа, ВКР).

5. Методическая копилка (участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и т. д. по специальности)

6. Дополнительные личные достижения (участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и т. д различных областей)

8. Характеристики

9. Материалы, подтверждающие личностное развитие и результативность освоения педагогической профессии:  («Рабочие материалы»)

-  творческие работы по профилю специальности;

-  методические разработки  (имеющие ценность и прошедшие апробацию);

- тексты и презентации докладов и сообщений на научно-практических конференциях разного уровня;

- фото и видео материалы, свидетельствующие о профессиональной практике;

- материалы, подтверждающие  достижения воспитанников или обучающихся (дипломы, грамоты);

- самооценка развития профессионально-личностных качеств (аналитический отчет, дополняется по итогам каждого семестра);

4. Формирование портфолио

4.1. Индивидуальные достижения студента в период обучения условно разделены на следующие виды студенческой деятельности:

- достижения в освоении основной образовательной программы (образовательная активность студента);

- достижения в системе дополнительного образования (образовательная активность студента);

- достижения в исследовательской и творческой деятельности (творческая активность);

- достижения в общественной деятельности (социальная и коммуникативная активность).

4.2. Формирование портфолию студент осуществляет самостоятельно.

В портфолио вкладываются документы, подтверждающие уровень или факт достижения. К подтверждающим документам относятся:

1. Отчёт по практическим работам

2. Промежуточные аттестации по МДК (экзамен).

3. Курсовые проекты

4. Отчёты по учебным практикам

5. оценочная ведомость по ПМ .

6. оценивание защиты курсовой работы.

7. отзыв руководителя о курсовой работе.

8. оценивание защиты практики.

9. аттестационный лист по  практике.

10. рефераты по разделам  ПМ.

11. грамоты за участие в конкурсах

12.итоговые документы, выдаваемые на курсах дополнительного образования (сертификаты, удостоверения, свидетельства, дипломы);

13.отзывы, благодарности от руководителей практик, руководства организаций, где студент проходил практику или стажировку;

14. тезисы докладов на конференциях, семинарах и т.д.;

15. ксерокопии статей или печатные издания со статьями студента;

16. грамоты, дипломы и другие виды наград за призовые места в культурных или спортивных мероприятиях.

4.3.В разделе «Достижения в освоении основной образовательной программы» следует размещать все успехи в освоении основной образовательной программы.

При этом целесообразно фиксировать не только значительные на взгляд студента достижения (например, стипендия «Английского клуба» или получение рекомендации на продолжение обучения от членов ГАК при защите ВКР), но и любые виды поощрений, полученные в процессе занятий:

Например:

-выступление на коллективном тренинге отмечено не только отличной оценкой, но и персонально охарактеризовано преподавателем, как профессиональное (Подтверждается экзаменационной ведомостью);

-курсовая работа выполнена по самостоятельно выбранной теме, отвечающей профессиональным интересам студента, и отмечена преподавателем-экзаменатором. (Подтверждается «Отзывом  на курсовую работу»).

4.4.В разделе «Дополнительные личные достижения» студент отмечает все виды дополнительных занятий, способствующих его профессиональному росту. При этом дополнительное образование студент может получить в ИФНМТ, в другом учебном заведении независимо от его статуса или на профессиональных тренингах. Форма получения дополнительного образования значения не имеет (самообразование, семейное обучение).

4.5.В раздел «Отзывы и рецензии на учебно-исследовательские работы » необходимо включать все виды участия в исследовательской деятельности.

Наиболее перспективный вид участия– участие в разработке учебных продуктов (участие в разработке сценария коллективного тренинга по модулю дисциплины, обучающей компьютерной программы, тестовых баз, участие в их внедрении), участие в социологических и маркетинговых исследованиях, в различных конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах.

5. Этапы представления портфолио

Портфолио предъявляется  не реже  1 раза в семестр.

1 курс, 2-ой семестр – по итогам 1 курса на часах общения;

2 курс,  3 семестр – на рефлексивных занятиях по практике, на часах общения;

2 курс,  4 семестр – по итогам 2 курса на квалификационном экзамене ПМ 04;

3 курс, 5 семестр – смотр-конкурс Портфолио на квалификационном экзамене по ПМ 02;

3 курс, 6 семестр – на квалификационном экзамене ПМ 01;

4 курс, 7 семестр – на квалификационном экзамене ПМ 02;

4 курс, 8 семестр – на защите преддипломной практики.

в рамках  ВКР в ходе итогового междисциплинарного экзамена по специальности.

Обновление и дополнение материалов Портфолио производится на протяжении всего срока обучения в колледже в соответствии с видами учебной деятельности, а также по мере выполнения различных видов работ.

6. Субъекты портфолио

6.1. Функции обучающегося: целенаправленно формирует, обновляет  материалы портфолио в соответствии с определенными сроками: отвечает за качество представленных материалов; представляет материалы Портфолио для оценки индивидуальных образовательных достижений и экспертизы сформированности компетенций.

6.2. Функции пользователей. Уровень доступа. Пользователями Портфолио студента могут быть преподаватели техникума, реализующие образовательную программу по специальности (оценивают, подписывают материалы Портфолио),  преподаватели модулей  (отслеживает этапность и систематичность    формирования Портфолио), работодатель (оценивает уровень сформированности профессиональных умений, оформляет отзывы и рекомендации по дальнейшему развитию студента).

7. Система оценивания портфолио

Предметом оценивания при представлении портфолио индивидуальных образовательных достижений студента являются:

- компетенции (элементы компетенций)

- результат применения освоенных компетенций

- уровень квалификации

- динамика развития личности

- умение представить материалы портфолио.

8. Критерии оценки портфолио

Портфолио оценивается на соответствиие структуре, оформлению, содержанию. Защита портфолио осуществляется с использованием презентации. Презентация портфолио оценивается по следующим критериям:

Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения

Цель выполнения работы не сформулирована

0

Цель определенна, но не обозначены пути ее достижения, нет плана работы

1-2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения.

3-5

Полнота использованной информации, разнообразие источников информации

Библиография и источники информации отсутствуют

0

Библиография содержит незначительный объем подходящей информации

2

Работа содержит достаточно полную информацию

3

Творческий и аналитический подход к работе

Работа не  содержит личных размышлений и представляет собой не творческое обращение к теме работы

1

Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода

2-4

Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, оригинальным отношением автора к идее работы.

5-7

Соответствие требований оформления отчета о курсовой работе

Отчет отсутствует

0

Отчет представлен в виде текстового файла

1-3

Отчет представлен в виде презентации и текстового файла

3-4

Анализ процесса и результат работы

Анализ работы отсутствует

0

Анализ работы выполнен формально

1-2

Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывающихся ситуаций

5-6

Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

1-2

Работа самостоятельная, демонстрирующая личное заинтересованное отношение автора

3-4

Презентация

Презентация соответствует целям работы

4

Эмоциональность, выразительность

1

Речевая культура

1

Ответы на вопросы

1

Итого

___ (оценка __ )

 Представители  экзаменационной комиссии коллегиально принимают решение по каждому студенту об уровне его подготовки.

 

Приложение 1

Образец разделов портфолио

МДК 02.02

«ТЕХНОЛОГИЯ  РАЗРАБОТКИ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио студента

Презентация к методической разработке...

Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...

«Электронное портфолио студента как один из инструментариев оценивания формируемых компетенций»

В презентации описывается значимость электронного портфолио студента при оценивании формирующих компетенций,виды и структура ....

МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО

В широком смысле портфолио - это упорядоченный, грамотно оформленный набор достижений деловой личности, занятой в любой сфере деятельности.Создать профессиональное портфолио - это одно из важнейших де...

Роль мастера производственного обучения в формировании портфолио студента лицея

Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов профессионального портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволи...

Алгоритм заполнения электронного портфолио студентов (мастерам п/о и студентам)

Порядок работы над заполнением портфолио студентов, на стадии внедрения...