Педагогический проект "Разработка и использование электронных учебников для активизации учебной деятельности студентов"
учебно-методический материал

Завьялова Ольга Валентиновна

Педагогический проект "Разработка и использование электронных учебников для активизации учебной деятельности студентов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx714.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Навашинский политехнический техникум»

Педагогический проект на тему

«Разработка и использование

 электронных учебников

для активизации

учебной деятельности студентов»

Выполнил: преподаватель ГБПОУ НПТ

Завьялова Ольга Валентиновна

2019

На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, например электронных учебников и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности обучаемых, повышению их познавательного и профессионального интереса.

           В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Одной из наиболее важных областей развития образования является информатизация и внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

Проблема информатизации образования является  актуальной и для её решения в России были предприняты меры на государственном уровне, в частности, были разработаны и утверждены ряд федеральных программ: на совете Безопасности 25 июля 2007 года была утверждена «Стратегия развития информационного общества России». В целях создания единой образовательной информационной среды РФ была разработана Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», которая была продолжена до 2010 года и стала основой тенденций информатизации образования в национальном проекте «Образование» в программе «Электронная Россия» (2002 – 2010 гг.).
Обратим внимание на то, что проблема информатизации образования является одной из сложных и актуальных в теории и практике. Об этом свидетельствуют шаги, принятые в последнее время правительством, в связи с действующей «Национальной доктриной образования РФ», итогами реализации «Концепции информатизации российского образования на период до 2010 года» и продолжением информатизации образования в региональных программах до 2013 года, особенно в рамках вхождения России в Болонский процесс.

В этой связи возрастает роль повышения эффективности и качества преподавания, взаимосвязи учебной и научной деятельности учебных заведений в контексте информатизации.

Программа «Электронная Россия» - базовая для развития ИТ в нашей стране. Одним из основных направлений, по которым программа должна реализовываться, является использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке, подготовка образовательных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. также отражена необходимость развития информационных технологий и внедрения их в образовательный процесс. Поддержка государственной политики  по созданию  электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования подтверждается  и в стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность разработки современных электронных ресурсов подтверждается и возникновением ряда проблем при обучении в техникуме, например, при  изучении междисциплинарного курса «Управление проектами» студенты и преподаватели сталкиваются со следующими проблемами:

  • недостаток учебной литературы ;
  • объемная теоретическая часть с большим количеством трудно запоминаемых терминов;
  • недостаточная активность студентов на занятиях и при выполнении самостоятельных работ.
  • при большом количестве пропусков студенту сложно подготовиться и сдать экзамен.

Цель работы: описать возможности разработки и использования электронных учебных пособий для активизации учебной деятельности студентов.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  1. Изучить информационные технологии по разработке электронных учебных пособий.
  2. Выбрать наиболее оптимальный вариант.
  3. Разработать электронный учебник по МДК 02.02 «Управление проектами».
  4. Подготовить новые формы занятий.
  5. Проанализировать результаты использования разработанного электронного пособия на занятиях по МДК 02.02
  6. Повысить качество обучения с помощью внедрения современных образовательных технологий.

Методы исследования: тестирование, наблюдение, опрос, эксперимент.

База исследования: ГБПОУ «Навашинский политехнический техникум»

Объектом исследования служит познавательная активность студентов техникума по МДК 02.02 «Управление проектами».

Предметом исследования выступает значение информационных технологий в повышении успеваемости студентов техникума.

Содержание проекта:

Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

При разработке электронных учебных средств, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • электронное учебное пособие должно соединять в себе существующие возможности и справочно-информационных систем, и систем автоматизированного контроля и обучения;
  • электронное учебное пособие, в отличие от бумажного, позволяет точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи;
  • основная цель применения компьютеров - повышение эффективности за счёт автоматизации механических операций, таких как проверка решения типовых задач, поиска нужной информации и т.п.;
  • необходимы средства адаптации электронного учебного пособия к конкретному учебному процессу, поскольку невозможно предсказать, каким именно образом разработка будет использоваться во время обучения;
  • электронное учебное пособие должно предоставлять возможности разработки дополнительных компонентов самого разного назначения и их интеграции в среду пособия.

Электронный учебник, как учебное средство нового типа, может быть открытой или частично открытой системой, т.е. такой системой, которая позволяет внести изменения в содержание и структуру учебника.

При этом, естественно, должно быть ограничение от несанкционированного изменения учебника, таким образом, чтобы, во-первых, не нарушался закон "Об авторских и смежных правах", а для защиты электронного учебника от несанкционированного изменения должен применяться пароль или система паролей.

Во - вторых, изменения, если предусмотрена такая возможность, должны быть разрешены только опытному преподавателю, чтобы не нарушалась общая структура и содержание электронного учебника.

Модификация электронного учебника может потребоваться, в первую очередь, для адаптации его к конкретному учебному плану, возможности материально-технической базы, личный опыт преподавателя, современное состояние науки, базовый уровень подготовленности обучаемых, объем часов, выделенных на изучение дисциплины и т.д.

Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.

Электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты (блоки):

  • средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая);
  • средства поддержки практических занятий;
  • средства контроля знаний при изучении дисциплины;
  • средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми в процессе изучения дисциплины;
  • методические рекомендации по изучению, как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе;
  • средства управления процессом изучения дисциплины.

Вышеуказанные компоненты взаимосвязаны между собой.

Структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы студентов и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, а также взаимосвязаны между собой.

Подготовленный к электронному изданию в виде электронного учебника предметный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • четкая структуризация предметного материала (по разделам, темам, параграфам) и определенный порядок изучения его компонентов;
  • сложность и глубина структуризации предметного материала;
  • наличие рекомендаций по изучению дисциплины;
  • компактность представленного информационного материала;
  • краткость и ясность в изложении основных моментов;
  • наличие внутренних (например, словарь терминов) и внешних (например, на какую-либо используемую программу) ссылок между элементами учебного материала;
  • графическое оформление и наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео- и аудиовставки и др.);
  • включение промежуточного и текущего контроля знаний и т.д.

Основная особенность электронного учебного пособия состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов, каждый из которых сопровождается комментариями.

После выбора ответа, независимо от того был правильно выбран ответ или нет, обучаемый должен иметь возможность познакомиться с подробным решением этой или аналогичной задачи. Это помогает глубже осмыслить изучаемый материал.

В условиях недостаточного количества учебных материалов по разнообразным дисциплинам значимость электронных учебников еще более возрастает.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.

Очень важен тот факт, что обучаемый имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.

Создание качественного электронного учебника — процесс длительный, очень трудоемкий и требующий солидных капиталовложений. При этом необходимо наличие хорошо слаженной команды квалифицированных специалистов: автора текста учебника, web-дизайнера, программиста, художника и психолога.

Если же для разработки электронного пособия не предполагается привлечение большого коллектива специалистов, то целесообразно использовать более простые способы создания электронных учебников.

Электронный вариант учебника должен коренным образом отличаться от классического — это уже аксиома. Учитывая, что процесс создания таких учебников еще не устоялся, имеет смысл попробовать систематизировать те требования, которым он должен соответствовать. Это особенно важно, если учебник предназначен для использования в системе дистанционного образования (ДО), как с применением кейс–технологии, так и с использованием сетевой Internet–технологии

Электронные учебники условно можно разделить на два вида: автономные и не нуждающиеся в наличии у пользователя определенного программного обеспечения, то есть — не автономные.

Для работы первых не предполагается наличия на компьютере конечного пользователя каких либо программных средств, кроме операционной системы.

Учебники второго вида ориентируются на определенные программные продукты, в среде или под управлением которых и должен работать учебник.

Каждый из названных видов имеет свои преимущества и недостатки.

Система дистанционного образования предполагает активное использование компьютерных Internet-технологий, поэтому априори можно быть уверенным в наличии у пользователя какого-либо браузера. То есть электронные учебники второго вида (по приведенной выше классификации) в этом случае лучше всего делать с использованием языка гипертекстовой разметки (HyperText Markup Language — HTML). Ну а раз платформа известна, то стоит более пристально разобраться с возможностями и особенностями представления документов в формате HTML. При этом, прежде всего, нельзя упускать из вида, что возможности форматирования текста в HTML-файлах значительно уступают возможностям текстовых процессоров типа Word. К этим ограничениям форматирования добавляются еще и ограничения, связанные с пропускной способностью линий связи, несколькими видами применяемых браузеров различных версий и возможными техническими ограничениями компьютеров конечных пользователей.

Язык разметки гипертекстовых страниц HTML представляет собой язык, разработанный специально для создания Web-документов. Он определяет синтаксис и размещение специальных инструкций (тегов), которые не выводятся на экран, но указывают браузеру, как отображать содержимое документа. Он также используется для создания ссылок на другие документы, локальные или сетевые, например, находящиеся в сети Интернет.

Документы HTML являются обычными текстовыми ASCII-файлами. Это означает, что для их создания можно использовать любой текстовый редактор, даже с минимальными возможностями.

Существуют средства редактирования, разработанные специально для написания HTML. Они позволяют экономить время, так как содержат клавиши быстрого доступа для выполнения повторяющихся операций, например, задания начальных установок документов, таблиц или просто применения стилей к тексту. Редакторы HTML отличаются от авторского WYSIWYG-инструментария тем, что требуют знания правил составления HTML вручную, редакторы лишь упрощают и ускоряют этот процесс.

Последние годы характеризуются резким ростом рынка авторских инструментов. HTML-редакторы класса WYSIWYG (What You See Is What You Get – что видишь, то и получишь) имеют графические интерфейсы, которые делают написание HTML больше похожим на программу редактирования текстов или разметки страницы.

Первоначальной целью этих программ было освобождение пользователей от тегов HTML, наподобие того, как программы разметки страниц защищают разработчика от набора команд языка PostScript. Сегодня их значимость возросла, так как они повышают эффективность и уровень автоматизации производства документов, обеспечивая в то же время доступ к исходному тексту HTML.

Наиболее популярными в настоящее время WYSIWYG-редакторами являются: Macromedia Dreamweaver, Golive CyberStudio (только для компьютеров Macintosh), Microsoft FrontPage, FileMaker Claris, Home Page, Adobe PageMill.  Эти специальные редакторы, ориентированные на визуальную разработку сайтов, позволяют проектировать Web-страницы так же легко, как и создавать документ в текстовом редакторе.

В данном проекте необходимо разработать электронное учебное пособие для студентов техникума, обучающихся по специальности «Информационные системы» и изучающих дисциплину «Управление проектами».

При подробном рассмотрении темы были сформулированы следующие технические требования к электронному учебнику:

  1. Учебник должен содержать полную, доступную и структурированную информацию по выбранной теме.
  2. Весь теоретический материал должен быть разбит на разделы и темы, что облегчит поиск нужной информации.
  3. Электронный учебник должен иметь интуитивно понятный, простой, и в то же время привлекательный интерфейс.
  4. Необходимо предусмотреть удобную навигацию по разделам учебника.
  5. Помимо теоретического материала, необходимо предусмотреть возможность тестового контроля знаний обучаемых.

Оформление учебника должно быть исключительно функциональным, но при этом иметь привлекательный вид.

Навигационная система учебника должна строиться по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока.

Для разработки электронного учебного пособия по дисциплине «Управление проектами» был выбран HTML -редактор FrontPage компании Microsoft, входящая в состав пакета MS Office 2003.

Требования к компьютеру для установки и работы редакторов FrontPage такие же, как у других приложений МS Office.

Страницы учебника созданы в виде Web-страниц, объединенных в Web-узел. Все страницы конструируются отдельно и связываются между собой гиперссылками.

На первом этапе разработки электронного учебного пособия было необходимо продумать структуру главной страницы учебника. Она должна быть функциональной, информативной, обеспечивать быстрый доступ к основным темам и разделам учебника и, в то же время, обладать современным, привлекательным дизайном и соответствовать эргономическим требованиям к компьютерным средствам обучения. Для реализации поставленных требований будем использовать фреймовую структуру главной страницы электронного учебника.

Используя фреймы, позволяющие разбивать Web-страницы на множественные подокна, мы можем значительно улучшить внешний вид и функциональность электронного пособия.

Мы будем использовать фреймы для отображения названия электронного учебника и размещения оглавления с указанием всех разделов и тем, т.к. эта информация должна быть статичной и постоянно находиться в поле зрения пользователя. Таким образом, мы обеспечим быстрый переход на нужную тему.

Вид главной страницы разработанного учебника представлен на рисунке 2.1.

         Рисунок 2.1 – Вид главной страницы электронного учебника

 Для перехода с главной страницы на последующие используются гиперссылки. Для большей наглядности и информативности страниц учебника добавим на них соответствующие иллюстрации, а также в верхней части учебника вместе с заголовком разместим бегущую строку.

Страница «Теоретический материал» запускается из главного меню по ссылке «Теория», она содержит все теоретические темы по дисциплине «Управление проектами», предлагаемые для изучения (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Вид страницы «Теоретический материал»

Для просмотра нужной темы достаточно нажать гиперссылку.

Каждая теоретическая тема располагается на отдельной странице учебника.

Обеспечим возможность последовательного просмотра страниц учебника с помощью кнопок «Далее» и «Назад», которые разместим в начале и конце каждой страницы. При просмотре любой темы учебника можно будет перейти на страницу «Теоретический материал» с помощью кнопки «Содержание» (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Вид страницы с теоретическим материалом

Аналогично спроектированы и остальные страницы учебника.

Для осуществления тестового контроля  будем использовать готовые тесты. Ссылки для запуска тестирующих программ разместим на странице «Тестовый контроль.

Таким образом,  разработанный в относительно короткий срок электронный учебник, отвечает всем требованиям по наглядности и систематизации знаний.

Для разработки электронных учебников по различным дисциплинам и МДК не требуются финансовые ресурсы.

Целевая аудитория: преподаватели и студенты техникумов, обучающиеся по специальности «Информационные системы».

План реализации: 1 год.

Перспективы: разработка подобных электронных учебников по другим преподаваемым дисциплинам и МДК.

Результаты исследования:

  • У студентов возникает устойчивый  учебно-познавательный интерес к изучению дисциплины
  • Успеваемость по дисциплине составляет 100%
  • Качество обучения повысилось на 15 %.

Выдвинутая в работе гипотеза полностью подтвердилась. Опыт работы, мониторинговые исследования, проведенные в Навашинском политехническом техникуме, свидетельствуют, что разработка и использование электронных учебников в образовательном процессе значительно активизируют познавательную активность студентов по дисциплине и облегчают работу преподавателя при подготовке и проведении занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»

Эфективность различных форм проведения занятий при изучении дисциплины "Основы философии"...

Активизация познавательнй деятельности студентов на уроках биологии

В статье рассмотриваются конктретные примеры  активизации познавательной деятельности студентов на уроках биологии...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ИГР ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МОЗГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТЕОРИИ ИГР  ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИМОЗГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИАвтор курса:преподаватель специальных дисциплинБРАГИН Б.Н....

Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.

В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. Однако их внедрение требует осторожности и продуманности. Формирование мировоззренческих установок студента возможно лишь в процесс...