Конспект урока "Координатная сетка"
план-конспект занятия

Пашкова Ольга Викторовна

Конспект урока "Координатная сетка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока информатики  2 класс

По учебнику информатика в играх и задачах. 2-й класс: в 2-ух частях. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. 

Тема: Координатная сетка.

Задачи: 

  1. Обучающая: Сформировать представление о координатной сетке; научить находить предмет на координатной сетке.
  2.  Воспитывающая: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности выполнении практических работ, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  3. Развивающая: развитие  наглядно-образного мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, познавательных и творческих способностей учащихся
  4. Здоровьесберегающая: сохранить здоровье детей посредством здоровьесберегающих технологий, следить за посадкой учащихся, воспитывать бережное отношение к своему здоровью 

Тип урока: урок изучения нового материала. 

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: коллективная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие, дифференцированный подход.

Место урока в учебном плане.

Данный урок, является логическим продолжением разделов информатики, изученных ранее. Введение нового материала основывается на знаниях учащихся об информационных объектах.

Развитие учащихся в процессе обучения.

Проблемная ситуация в начале урока, проведение компьютерного эксперимента развивают у учащихся умение выделять главное, ставить перед собой цели, разрабатывать план их достижения, обобщать полученные результаты, логически и абстрактно мыслить.

Ученики на уроке проводят анализ и синтез получаемых знаний.

Учащимся предлагается выполнить творческое задание на уроке и продолжить работу над ним дома.

Программное обеспечение урока:

—   программа Microsoft PowerPoint.

Подготовка кабинета:

  • компьютеры;
  • проектор;
  • презентация для учителя;
  • flesh-ролики.

Учащиеся должны:

  1. знать понятия “координатная сетка”
  2. уметь выполнять задания на по нахождению объектов в координатной сетке.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы за компьютером. 

Содержание учено-познавательной деятельности

Методический инструментарий

Ориентиры развития

1

2

3

4

5

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Мотивация.

Актуализация знаний.

   Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, уровень усвоения знаний на предыдущем уроке.

   Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

На доске демонстрируются небольшие тестовые задания (слайд 2).

Учащиеся по одному выходит к доске, и выполняют задания:

  1. Выбери и размести рисунки симметричные относительно вертикальной оси:
  2. Выбери и размести рисунки симметричные относительно горизонтальной оси:
  3. Добавь и размести фигуры симметрично линии АБ, а затем фигуры симметричные линии ВГ. 

 

Изучение нового материала.

Игра «Помоги Незнайке найти игрушку»

Дети представляют, что Незнайка зашёл в магазин с игрушками. Там стоит 3 шкафа с 4 полками в каждом.

Учитель просит помочь Незнайке и найти игрушку, которая стоит в первом шкафу. (слайд 3). Дети пытаются помочь Незнайке, но происходит это не с первой попытки.

-Ребята, а можно быстро найти игрушку, если известен только номер шкафа?

Ребята делают вывод, что можно, но не сразу.

- А если полок будет гораздо больше, то, наверное, будем искать ещё дольше?

-Может надо указать номер полки?

Ребята приходят к выводу, что для того чтобы быстро найти игрушку надо знать номер шкафа и номер полки (слайд 4).

Задание 50(а, б) в тетради.

а) Аналогично предыдущей игре.

Ответ: 2-й шкаф, 3-я полка - ведро, его и нужно раскрасить.

б) Аналогично предыдущей игре: ученики должны найти 3-й шкаф и в нем вторую полку и нарисовать там мяч.

Демонстрируя слайды №6 - №9 учитель рассказывает о координатах

Задание 51 в тетради (слайды 10 - 15)

Зайдём к жителям дома, которые видны в окошках. Как же их найти?

Как устроены наши дома? Сначала мы заходим в нужный подъезд (их номера указаны внизу), а затем поднимаемся на нужный этаж (их номера указаны слева).

А) Рассмотрим адрес (2, 4): какой указан подъезд? (2) Этаж? (4) Находим внизу цифру (2), а сбоку цифру 4 (во втором подъезде поднимаемся на четвёртый этаж).

Кто там живёт? (Девочка).

Ответ: (2, 4) – девочка, (4, 2) – мальчик, (1, 1) – мальчик за компьютером

б) Обратная задача: определить адрес жильцов.

Находится жилец, определяется его подъезд и этаж.

Ответ: динозаврик – (5, 3), собака – (3, 5).

Задание 52(а, б, в) в тетради (самостоятельно).

а)        Аналогично пункту б) предыдущего задания (слайд 16).

б)        Аналогично пункту а) предыдущего задания (слайд 17).

*в) Задание очень похоже на диктант по клеточкам. Мы подходим к дому, по первой стрелке попадаем в первый подъезд, затем по второй - во второй, третья стрелка поднимает нас на второй этаж и т.д. Адрес мальчика: (1, 5) (слайд 18).

Приведите примеры, в которых нужно найти место предмета с помощью двух цифр. (Слайд 19)

Игра «Почтальон» (слайд 20).

Каждому ученику раздается тетрадный листочек, который нужно разорвать на 4 части. На листочке ученик пишет имя выбранного им ученика (которому хочет послать листочек письмо). Затем складывает вчетверо листочек и пишет адрес выбранного ученика (номер ряда и номер парты).

После этого в каждом ряду выбирается почтальон, который собирает почту со своего ряда и разносит её по классу (3-4 почтальона). После того как вся почта роздана, дети проверяют, их ли имена пришли им по почте. Если имя ученика совпадает с именем на листочке – всё правильно. Но если имена не совпадают, значит, адрес был неверный, его исправляют тут же. (Игру повторяют 3-4 раза.)

Задание 54 (а, б, в, г) в тетради.

а)        Координаты домиков: Кролика (1, 4), Совы (2, 5), Пятачка (2, 1), Винни-Пуха (5,6).

б)        В квадратах находятся: (6, 2) - ослик Иа, (3, 4) - Пятачок; (5, 4) - Винни-Пух.

Эти пункты являются повторением предыдущих заданий.

*в) Здесь нужно по данным координатам отметить путь Пятачка. В итоге он должен оказаться у своего домика.

*г) Обратно предыдущему: ученики должны проложить путь каждого героя стрелочками, а затем координатами записать их пути, начиная с координат самого героя и кончая координатами домика. При этом деревья и чужие дома нужно обходить.

Ответы (возможные):

Винни-Пух: (5, 4), (5, 5), (5, 6);

Пятачок: (3, 4), (3, 5), (4, 5), (5, 5), (5, 6);

Иа: (6, 2), (6, 3), (6, 4), (6, 5), (6, 6), (5, 6);

Кролик: (1, 4), (1, 5), (1, 6), (2, 6), (3, 6), (3, 5), (4, 5), (5, 5), (5, 6);

Сова: (2, 5), (3, 5), (4, 5), (5, 5), (5, 6).

Физкульминутка. 

Учитель просит построиться детей в две шеренги и выполнять те упражнения, которые он попросит. Эти упражнения должны содержать координаты учеников. Например:

- Ученики первой шеренги, имеющие номера 2,4,6 поднимают правую руку вверх, а имеющие номера 1,3,5 левую руку вверх.

- Ученики второй шеренги, имеющие номера 1,3,5 подпрыгивают вверх 3 раза, а имеющие номера 2,4,6 приседают 3 раза и т.п.

Учитель следит за правильностью выполнения упражнений.

Задание 55 в тетради (самостоятельно). (слайд  22)

Ученики должны найти клеточку по ее "адресу" и раскрасить ее (лучше серым или коричневым цветом) - всего 11 клеточек. В результате должна получиться собачка (ее можно дорисовать: глазки, носик и т.п.). Можно оценить  2-3 работы.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Задание 59

Прочитай пословицу. Ребята по очереди выходят к интерактивной доске и выбирают слово, которое появляется в нужной клетке. В результате появляется пословица: «Труд человека кормит, а лень портит» (слайды 23 - 29)

Задание 56(а, б) в тетради (самостоятельно).

а) Ученики находят по "адресу" букву и записывают ее в нужную клеточку. Учитель проверяет: "У какой буквы "адрес" (4, 4) (У буквы "У") и т.д.". Затем читаем полученное слово "ученье". Далее учитель может просто спросить: "Какое второе слово зашифровано в тетради?" (Слово "лучше".)

А вся пословица звучит так: "Ученье лучше богатства" (слайд 30, 31).

Первичная проверка понимания.

Практическая работа.

Ребята садятся за компьютеры и учатся правильно располагать корабли на квадратном поле, в котором каждая ячейка имеет свой адрес (слайды 32, 33 ).

 Домашнее задание (слайд 34).

Задание 53. Учитель договаривается с учениками, откуда считаются ряды. Если ученики сидят по двое – количество рядов удваивается.

Задание 59 (б, в).

б) Обратное пункту а). В верхней строке вписать слова пословицы, найти в таблице со словами из пункта а) необходимое слово и вписать его «адрес» в нижнюю строку таблицы пункта б).

Ответ: (1, 5), (2, 3), (2, 4), (3, 5), (3, 3).

*в) Из данных в таблице слов составить поговорку и зашифровать ее.

Ответ: «Лень до добра не доводит». (1, 1), (2, 5), (1, 2), (1, 4), (2, 2).

Подведение итогов.

Учитель задает вопрос ученикам, с какими новыми понятиями они познакомились на уроке (координата и координатная сетка).

Объявляет оценки за урок и выставляет их в дневник.

 Фронтальная  работа на интерактивной доске

Фронтально-индивидуальная

Индивидуальная работа с самопроверкой

Индивидуальная работа с самопроверкой

Индивидуальная работа с взаимопроверкой

Фронтальная работа

Индивидуальная работа с самопроверкой

Фронтальная работа у интерактивной доски

Индивидуальная работа с взаимопроверкой

Индивидуальная работа за компьютерами

Развитие учебно-познавательной мотивации

Развитие зрительной памяти, мышления.

Развитие познавательной деятельности обучающихся.

Развитие зрительной памяти, образного, творческого мышления.

Развитие памяти, образного, творческого мышления.

Развитие внимания,  логического мышления

Формирование мотивации интереса к предмету

Формирование здорового образа жизни

Развитие мыслительной деятельности, познавательной активности

Формирование информационно-коммуникационной культуры. Развитие внимания при выполнении практической работы

Используемые ресурсы:

1. «Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др.

Оглавление к учебнику «Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др., изд. «БАЛАСС», 2002 г.
[Карточка ресурса] 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24dcb285-e1aa-43a8-8933-de60f1a373ff/%5BNS-INF_2-01-05%5D_%5BID_082%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8a75796e-7c57-456f-8354-666deaf9c0c8/%5BNS-INF_2-01-05%5D_%5BID_083%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7c8b1936-6051-4007-b9f1-02cc40cd1496/%5BNS-INF_2-01-05%5D_%5BID_084%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dfae9310-740f-41e3-b17c-8097011096fe/%5BNS-INF_2-01-07-09%5D_%5BIM_088%5D.swf

2. Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др.

Оглавление к учебнику «Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др., изд. «БАЛАСС», 2002 г.
[Карточка ресурса] 

3. Координатная сетка

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/324e2e13-517a-4b2a-a966-1a71d81c3263/%5BNS-INF_2-01-06%5D_%5BIM_086%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ad77455-c144-4b42-b49d-f28027be64a2/%5BNS-INF_2-01-07-09%5D_%5BIM_089%5D.swf

  1. Центр информационных технологий, Выборг

Серия презентаций к урокам по информатике для 2, 3 и 4 классов по курсу Тур С.Н., Бокучава Т.П. "Информатика в начальной школе". Яркий, красочный материал в виде презентации позволит учителю сделать урок насыщенным, интересным и надолго...

http://www.cit-vbg.ru/modules.php?name=Files&go=view_file&lid=48 – 28,847 байт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-сетка воспитательной работы в гпд (5 класс)

План-сетка разработана на каждый рабочий день, для воспитанников ГПД в коррекционной школе 8 вида....

Методическое разработка. Тема: "Построение Базисной сетки чертежа конструкции"

Пособие для студентов 3 курса, 6 семестр, профессия "Художник по костюму"...

Расчет и построение базисной сетки плечевого изделия

Расчет и построение базисной сетки плечевого изделия...

Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"

Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....

Задание 14 22.12.2021 Чтение чертежей ,условные обозначения ,записать основы в конспект .Внимание 24 числа контроль пройденного по форме вопрос ответ ,присылать ответы и фото конспектов нужно будет мне на почту ,ответ без фотографии конспекта Незачет!

, Чертеж это полноценный документ ,выдаваемый на одну конкретную деталь или целую металлоконструкцию. Он содержит всю информацию, которая может понадобиться сварщику. Профессиональное чтение сварочных...