Методическая разработка интерактивного открытого урока "Программирование задач с линейной алгоритмической структурой"
методическая разработка

Касаткина Ольга Николаевна

Интерактивный открытый урок по информатике и ИКТ предназначен для студентов 1 курса. Этап обучения – изучение раздела «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов», в котором изучается язык программирования Pascal, история его создания, разработка и программирование задач различных алгоритмических конструкций.

Представлен урок обобщения и систематизации знаний. Мотивация изучения данной темы обеспечивается за счет реализации алгоритмов линейной конструкции, использования приемов развития критического мышления, «мозгового штурма», использования различных видов заданий, привлечения дополнительного материала. Приоритетная цель на уроке - применение полученных знаний, отработка умений, составление программ на языке программирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_interaktivnogo_otkrytogo_uroka.doc722.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:

 

                                

Программирование задач с линейной

алгоритмической структурой

Методическая разработка

интерактивного открытого урока

Бутурлиновка

2019 г.

Автор: Мазаева О.Н.– преподаватель информатики БМТК.

Интерактивный открытый урок по информатике и ИКТ предназначен для студентов КС-11 группы. Этап обучения – изучение раздела «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов», в котором изучается язык программирования Pascal, история его создания, разработка и программирование задач различных алгоритмических конструкций.

Представлен урок обобщения и систематизации знаний. Мотивация изучения данной темы обеспечивается за счет реализации алгоритмов линейной конструкции, использования приемов развития критического мышления, «мозгового штурма», использования различных видов заданий, привлечения дополнительного материала. Приоритетная цель на уроке - применение полученных знаний, отработка умений, составление программ на языке высокого уровня.

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных  дисциплин.

Протокол № ____от «____»__________ 20____ г.

Председатель ЦК _______________ О.Н. Мазаева

Введение

Уроки информатики – это особенные уроки. С одной стороны – желание преподавателя вооружить студентов необходимыми профессиональными знаниями и общечеловеческими ценностями, с другой стороны полное отсутствие мотивации к учению у студентов.  Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и, если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать участников учебного процесса в общий труд учения, вызывать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Иначе не выучишь. Результат учения равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все произведение обращается в нуль.

Для того, чтобы оба этих показателя не обратились в нуль, необходимо использовать на своих уроках активные и интерактивные методы и формы обучения.

Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является групповая и коллективная форма обучения с использованием игровых приемов. Студентов в этом случае объединяет дух коллективизма,  вера в возможность преодоления трудности на пути решения поставленных перед ними задач.

Технологическая карта урока

Общая часть

Дата

14.02.2019

Информатика и ИКТ

1 курс

 

Группа

КС-11

Тема урока

Программирование задач с линейной алгоритмической структурой

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока

Систематизировать, закрепить и обобщить знания, умения и навыки обучающихся, полученных при изучении темы "Комбинированные  алгоритмы", применение языка программирования Pascal  для решения задач линейной структуры.

Задачи урока

обучающие:

развивающие:

воспитательные:

- закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Алгоритмы» – правила составления и отладка программ, запись математических выражений на языке Паскаль.

- развитие навыка практического применения языка программирования  для решения задач линейной структуры;

- формировать и развивать ОК:

- ОК 2. Способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и профессионального и личностного развития;

- ОК 6. Работать в коллективе и команде.

- повышать мотивацию студентов путем использования нестандартных задач;

- формировать творческий подход к решению задач, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

- воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма.

Критерии успеха

Все обучающиеся: будут записывать алгоритм линейной структуры на языке программирования.

Большинство обучающихся:  смогут использовать полученные знания не только в стандартных условиях, но и новых ситуациях, и правильно их использовать.

Некоторые обучающиеся: смогут анализировать, делать выводы и знать практическое применение алгоритмам, смогут разрабатывать индивидуальное решение для предложенных задач.

Активные и интерактивные методы обучения

Словесный, наглядный, практический, интерактивный.

Мини-лекция с просмотром и обсуждением презентации и видеоролика.

«Мозговой штурм».

Индивидуальная работа – выполнение заданий.

Групповая работа  - составление программы на языке ТР.

Игровые технологии.

Основные понятия

Алгоритм, алгоритм линейной структуры, блок-схема, программа, система команд исполнителя (СКИ)

УМО

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация; раздаточный материал, Cемакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Организационная структура урока

Основные этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Формы, методы, средства

1. Организационный момент.

Приветствие. Создание благоприятного климата на уроке, настрой на рабочий лад, пробуждение интереса к теме занятия. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют преподавателя, дежурные сообщают об отсутствующих, настраиваются на урок, включаются в работу.

Фронтальная, словесные,

2. Мотивация учебной деятельности

Выводит на слайде ребус, предлагает его разгадать для выявления ключевых понятий с целью определения темы занятия.

Раздает студентам листы успешности. Каждый выбирает для себя девиз к уроку.

Объявляет эпиграф к уроку: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

Задет вопрос: как вы понимаете смысл этого высказывания?

Решают ребус. Выявляют понятия, предлагают свои варианты формулировки темы.

Слушают преподавателя. Записывают на листах успешности выбранный девиз.

Записывают в тетрадях тему урока.

Рассуждают. Отвечают на вопросы.

Фронтальная, словесные, наглядные, презентация

3. Актуализация знаний.

 Предлагает выполнить задания на закрепление изученного материала, используя синтаксис языка (правила записи элементов) и семантику (правила применения и смысла элементов) - отгадать автора слов эпиграфа, правильно выполнив задание и, расставив буквы в нужной последовательности. Побуждает студентов к формулированию учебной цели, настраивает их на работу по достижению данной цели.

Выполняют задание у доски. Отвечают на вопросы, ставят цель.

Зачитывают сообщение (опережающее задание).

Фронтальная, индивидуальная, частично-поисковые, наглядные

3.1 Выполнение заданий на закрепление изученного материала

Включает в учебную деятельность на личностно значимом уровне «помню», «знаю».

Задает вопросы:

- алгоритм – это…

- виды алгоритмов…

- линейный алгоритм – это…

Отвечают на вопросы устно.

Фронтальная, индивидуальная,

словесная

Задание 1

Вычислить значение переменной, используя оператор присваивания

Выдает задание и объясняет порядок выполнения.

Координирует деятельность студентов во время решения.

(задания представлены на слайде)

Выполняют задания индивидуально, используя раздаточный материал.

Фиксируют результаты своей деятельности в карте успешности.

Индивидуальная

Задание 2

Записать арифметические выражения на  языке программирования

Выполняют задания, используя раздаточный материал.

Фиксируют результаты своей деятельности в карте успешности.

Индивидуальная

Задание 3

Составить алгоритм получения из числа х числа у

Выполняют задания в парах, используя раздаточный материал.

Фиксируют результаты своей деятельности в карте успешности.

Работа в парах

4. Систематизация и обобщение знаний

Делит студентов на 3 команды по принципу выбранных пословиц:

1 – команда химиков,

2 – команда физиков,

3 – команда математиков.

Предлагает командам выбрать капитанов.

Делятся на 3 команды, согласно выбранной пословице. Выбирают капитана.

Групповая, частично-поисковые,

игровые

4.1 Выполнение заданий в командах

Включает в учебную деятельность на личностно значимом уровне «помню», «знаю».

Задает вопросы:

- программа – это…

- основные разделы программы…

- операторы программы?

Каждой команде нужно составить программу на языке программирования Паскаль.

Отвечают на вопросы устно.

Выполняют задания в командах.

Фиксируют результаты своей деятельности в карте успешности.

Фронтальная и групповая,

словесная

Задача для команды  химиков

(задание на слайде)

Выдает задание и объясняет порядок выполнения.

Координирует деятельность студентов во время составления программы и ее реализации на языке программирования Паскаль.

Выполняют задания в команде, используя раздаточный материал.

Результаты выполнения фиксируют в карте успешности.

Групповая,

игровые.

Задача для команды  

физиков

(задание на слайде)

Задача для команды математиков

(задание на слайде)

5. Подведение итогов.

Информирует студентов об исторических фактах, события которых основаны на принципе  линейных алгоритмов.

Слушают сообщения (опережающие задания). Просмотр короткометражного фильма с последующими собственными умозаключениями.

Групповая,

наглядные.

6. Рефлексия

Предлагает студентам в программе Excel вычислить индекс удовлетворенности уроком (вопросы критериев см. Приложение).

Данные вносит в сводную таблицу и выводит индекс удовлетворенности путем среднего арифметического.

Выставляет оценки за урок.

Каждая команда в программе Excel проставляет баллы от -1 до 1 по критериям, устно рассуждают и обсуждают результаты с преподавателем.

Фронтальная, словесные,

наглядные

  1. Задание на дом

(дифференцированное)

на оценку «3»:
Составить блок-схему алгоритма вычисления среднего арифметического трех произвольных чисел.
на оценку «4»:
Составить блок-схему и программу  алгоритма вычисления суммы квадратов двух целых чисел.
на оценку «5»:
по заданной блок-схеме
составить программу на языке программирования
 (блок-схема на слайде).

Записывают задание в тетрадь

Фронтальная.

Словесные.

Сценарий урока

1 этап. Организационный.

Здравствуйте! Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют  гости. Надеюсь, занятие будет интересным и успешным. У каждого на столе лежит карта успешности, ознакомьтесь и впишите свою фамилию. А чтобы определить путь к успеху  я предлагаю каждому из вас выбрать для себя девиз к уроку (слайд):

1. «Всё наше достоинство заключено в мысли… Будем же учиться хорошо мыслить».
2. «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь правильно использовать».
3. «Мы столько можем, сколько знаем. Знания - сила».

Работая с картой успешности, я прошу вас быть максимально честными и адекватно оценивать свои результаты.

Для того, чтобы определить тему урока, нужно разгадать зашифрованные ключевые слова

Тема нашего урока: «Программирование задач с линейной алгоритмической структурой». Запишем ее в тетрадь.

Шаг за шагом мы с вами обобщим, закрепим и отработаем на практике полученные знания по теме "Линейные алгоритмы".

2 этап. Мотивация.

Эпиграф к нашему уроку:

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

В чем смысл данного эпиграфа? Как вы его понимаете?

1) …Знания усваиваются лучше, если человек приобретает их самостоятельно…

2) …потому, что свои мысли и доводы даются ПЕРЕЖИВАНИЕМ.
"В мире есть множество вещей, которые можно объяснить логически, но есть и то, что нужно только пережить, постигнуть своим внутренним центром, то, что составляет неотъемлемую часть человеческого сознания, но стоит за пределами ума. Нельзя объяснить, что такое любовь, нельзя объяснить, что такое молитва, если только не пережить этого самостоятельно"

3 этап. Актуализация знаний.

Кто знает автора этих слов?

Выполнив  правильно задания, мы узнаем имя…

1. Расположи разделы известного языка программирования в нужном порядке.

Begin <Начало программного блока>; (Е)

Var <Описание переменных>;(Л)

Program <Имя программы>; (Б)

end <конец программного блока>. (З)

Ответ: Блез

2. Установите соответствие между названием разделов программы и служебным словом.

 А

Раздел объявления переменных

begin

С

Начало программы

end

П

Заголовок программы

readln

К

Оператор ввода

var

А

Операция присваивания

:=

Ь

Конец программы

program

Л

Оператор вывода

writeln

  

Ответ: Паскаль

Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова Блеза Паскаля, в честь которого и назван один из самых известных языков программирования высокого уровня.

Сообщение 1.

 Блез Паска́ль (19 июня 1623, - 19 августа 1662) -французский математикмеханикфизиклитератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализатеории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.

Будущий изобретатель родился в семье известного на то время математика. Блез рос одарённым ребёнком, поэтому в школу он не ходил, а учителей заменял ему отец.  Тот привил ему любовь к математике и уже с раннего возраста мальчик мог совершать сложные вычисления. В возрасте 15 лет Паскаль общался с парижскими учеными на равных, обсуждая сложные задачи по математике. А через год юноша провел свое первое исследование, и стало ясно – его ждет блестящее будущее, а мир увидит нового математического гения. Блез Паскаль решил облегчить работу отца, который занимал пост королевского чиновника и задумал создать арифметическую машину. Целых три года длилась щепетильная работа над арифмометром. Счетная машина Блеза Паскаля прославила его на весь мир. Латунный небольшой ящик, который имел сложный механизм, выставили в Люксембургском дворце. Данное изобретения стало неким фундаментом для создания информатики, ведь его машина

совершала автоматические исчисления, которые совершает сегодня современный компьютер.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием алгоритм, видами и свойствами алгоритмов.

Послушайте фрагмент из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

"Алиса спрашивает у кролика:

- Куда мне надо идти? Мудрый кролик ей отвечает.

- Все зависит от того, куда Вам надо прийти".

Эти слова имеют глубокий смысл. Порой мы не находим оптимального решения задачи из-за того, что не можем правильно выстроить алгоритм.

- Что такое алгоритм? (Алгоритм - это организованная последовательность действий, понятных для некоторого исполнителя, ведущая к решению поставленной задачи за конечное число шагов). 

- Перечислите виды алгоритмов. (Линейный, разветвляющийся, циклический).

Сегодня мы будем составлять программы линейной структуры.

- Какой алгоритм называется линейным?  (Алгоритм, в котором действия выполняются последовательно одно за другим).

Задание 3.1 (индивидуальное)

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

а := 2

b := 4

а := 2*а + 3*b

b := a/2*b

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

а := 4

b := 2

b := a/2*b

a := 2*а + 3*b

Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

а := 4

b := 10

а := b - a*2

b := 24/a*4

Задание 3.2 (индивидуально)

1 вариант

(sqr(x) + sqr(y))*x*y

(sqr(x) + sqr(y))/(x*y) – 1/(x – y)

cos(x)/(x+ sqr(x – y)*(x – y)+sqr(y))

sqrt(3*x) – 5*cos(x)

                                                                                                                                                                

2 вариант

sqr(a)*sqr(b)*(a-b)

1/(a+b) – (c*d)/sqr(a+b)

  1. (a-sqr(a+b)-sqr(b)*b))/sin(a)

sqrt(2*a – 4*sin(a))

Задание 3.3 (в парах)

 1 вариант

У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:

1. раздели на 2

2. вычти 1

 

Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 65 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

Например, 12112 — это алгоритм:

раздели на 2

вычти 1

раздели на 2

раздели на 2

вычти 1,

который преобразует число 42 в число 4.

2 вариант

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

 

1. вычти 3

2. возведи в квадрат

 

Первая из них уменьшает число на экране на 3, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 49, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. 

Например, 21211 — это алгоритм:

возведи в квадрат,

вычти 3,

возведи в квадрат,

вычти 3,

вычти 3,

который преобразует число 3 в 30.

3 вариант

У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:

 

1. раздели на 2

2. вычти 3

 

Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 3. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 41 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. 

Например, 11122 — это алгоритм:

раздели на 2,

раздели на 2,

раздели на 2,

вычти 3,

вычти 3,

который преобразует число 88 в 5.

4 этап. Систематизация и обобщение знаний.

 Как говорилось ранее, мы будем составлять и реализовывать на языке программирования Паскаль задачи  линейной конструкции.

- Программа - это набор инструкций, выполняемых конкретным исполнителем. В роли исполнителей – сегодня вы.

Назовите:

- основные разделы программы…

- операторы программы?

Деление на команды (принцип выбранной пословицы). Выбор капитанов команд.

Задание 4.1 (команда физиков)

Составить и реализовать на языке программирования программу на определение расстояния, пройденного физическим телом за время t, если тело движется с постоянным ускорением а и имеет первоначальный момент v0.  

Задание 4.2 (команда математиков)

Составить и реализовать на языке программирования программу для вычисления площади треугольника по формуле Герона.

Задание 4.3 (команда химиков)

Составить и реализовать на языке программирования программу для определения количества вещества гидроксида натрия в объеме с плотностью и массовой долей по формуле: , где V – объем жидкости, ρ – плотность жидкости, w – массовая доля растворенного вещества, M – молярная масса вещества.

5 этап. Подведение итогов.

Как вы считаете, линейные алгоритмы можно применять только в информатике? Совершенно нет.

Линейные алгоритмы – часть нашей повседневной жизни.

Наиболее интересное изобретение  принадлежит Эдварду Мейбриджу, который с помощью 24 фотоаппаратов снял бегущую лошадь. Специальный аппарат, сменяя фотографии, создавал иллюзию движения, а назывался этот прибор – зоопраксископ -  прибор для «проецирования движущихся картинок»

Сообщение 2.

 

Эдвард Мейбридж, или Майбридж (9 апреля 1830 – 8 мая 1904) –английский и американский фотограф. Один из создателей хронофотографии, который впервые в истории начал применять несколько фотоаппаратов одновременно. Изобретатель зоопраксископа - устройства для проецирования фильмов, которое существовало до появления целлулоидной плёнки.

Эдвард Мейбридж занимался изучением движения в общем и движения животных в частности, вопросами его фиксации и отображения. В своих исследованиях он пришел к экспериментам с пофазовым фотографированием бега коней, которые проводились в 1872—1878 годах.

Мейбридж известен благодаря использованию сразу нескольких фотокамер одновременно, на чём был основан ряд его экспериментов.

«Лошадь в движении» Мейбриджа.

 Финальным толчком к разработке Мейбриджем специального аппарата, который демонстрировал движение в динамике с помощью значительного числа отдельных снимков, был эксперимент, осуществленный в 1877 году в Калифорнии (США). Первоначально он не носил научный характер, а был всего лишь попыткой разрешить спор между губернатором Лилендом Стенфордом, который утверждал, что конь, бегущий галопом, во время бега отрывает все ноги от земли, и двумя его оппонентами Джеймсом Кейном и Фредериком Маккреллишем, которые настаивали на том, что хотя бы одна нога коня при беге никогда не отрывается от земли Для разрешения спора, Стэнфорд построил на своей ферме Пало Альто специальный участок — «фотодром», и нанял Мэйбриджа, известного своими фоторепортажами из Антарктики. С одной стороны бегового трека была установлена длинная белая стена, а с другой — 12 кабин с фотоаппаратамизатворы которых были соединены с нитями, протянутыми поперек дорожки для лошадей. Чёрные лошади, хорошо видимые на белом фоне, бежали по треку, задевая нити. Затворы камер поочередно срабатывали, фиксируя отдельные фазы бега.

Это стало первым успешным опытом хронофотографии — прототипом того, что спустя двадцать лет братья Люмьер назовут кинематографом. Снимки позволили разрешить спор, поскольку были отсняты промежуточные фазы, на которых чётко видно, что во время скачки животного на доли секунды оно отрывает от земли все четыре ноги. В дальнейшем Мейбридж усовершенствовал технологию, получая от каждого пробега 24 снимка с 24 фотоаппаратов.

Оригинальная идея Эдварда Мэйбриджа нашла своё применение в спорте: с помощью фотофиниша и сейчас определяют победителя соревнований.

Сообщение 3.

Бра́тья Люмье́р - родоначальники кино

Вы знаете, что самый первый фильм был снят  120  лет назад братьями Люмьер.  Фильм стал сенсацией, его показывали в специальных затемненных палатах. Картина «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» является одной из первых.  Впечатляющие размеры экрана и движущийся «в зал» поезд напугали посетителей сеанса. В съемках участвовали родные и знакомые братьев Люмьер. Фильм показали в 1896 году.

Люмьер, Луи Жан (1864—1948) — младший брат (изобретатель аппарата «Синематограф»).

 Люмьер, Огюст Луи Мари Николя (1862—1954) — старший брат (организатор).

С 1883 года Луи и Огюст Люмьеры вместе со своим отцом Антуаном наладили в Лионе производство желатиновых фотопластинок с использованием бромида серебра на основе технологии, разработанной Луи. В первый год их фабрика произвела 216 тысяч фотопластинок, а к 1890 году на ней уже трудились 200 рабочих, выпускавших ежегодно 4 миллиона пластинок. С 1892 года компания Люмьеров также выпускала бромидную бумагу, и её капитал в это время составлял 3 миллиона франков.

Изобретателем техники, названной «синематографом» (фр. Cinématographe, от др.-греч. κίνημα — движение и γράφειν — писать), был младший брат, Луи, официально бывший на тот момент владельцем семейной фабрики. Его проект частично финансировал старший брат Огюст, а после создания съёмочного аппарата оба брата активно участвовали в создании первых фильмов. Вместе с Люмьерами над новой техникой работал инженер Жюль Карпантье, сконструировавший первый проекционный аппарат для демонстрации их лент.

Мы ничего бы не узнали о кино, если бы не было линейных алгоритмов. Чтобы заставить картинку двигаться, нужно было изобрести прибор, который бы производил ряд последовательных действий.

Просмотр короткометражного видеофильма.

6 этап. Рефлексия. Заполняют таблицу (Индекс удовлетворенности уроком). Оценивание студентов.

7 этап. Д/з (дифференцированное).

Преподаватель:   Мазаева О. Н.

Приложение 1

КАРТА УСПЕШНОСТИ (Ф.И.): ___________________________________________________

ДЕВИЗ:_________________________________________________________________________

Задания

Критерии успешности: удовлетворен (доволен) своей работой /

не удовлетворен (не доволен) своей работой

от 1 до 5

Ответы на вопросы преподавателя (рассуждения)

Разгадка ребуса

Понимание и восприятие  девиза к уроку

Разгадка автора слов девиза к уроку:

- расставить в нужном порядке разделы программы;

- расставить в нужном порядке служебные слова программы и их значения.

Опережающее задание (сообщение)

Иные вопросы и задания

Индивидуальная работа

Работа в паре

Задание 1

Определение значения переменной

Задание 2

Запись арифметических выражений на языке программирования

Задание 3

Составить алгоритм получения числа х из числа у

Работа в команде

Задача 4.1 (команда химиков)

Составить программу

Задача 4.2 (команда физиков)

Составить программу

Задача 4.3 (команда математиков)

Составить программу

Рефлексия.                     Индекс удовлетворенности уроком.

Состояние

1 / 0 /- 1

Состояние

Интерес

 

Скука

Азарт

 

Апатия

Чувство новизны

 

Ощущение стандартности

Самостоятельность

 

Подчиненность

Подъем настроения

 

Спад настроения

Чувство успеха

 

Чувство неудачи

Радость общения

 

Чувство одиночества

Уверенность

 

Неуверенность

Удовлетворенность своей работой на уроке

 

Неудовлетворенность своей работой на уроке

Я умею программировать линейные алгоритмы

 

Я испытываю затруднения при программировании линейных алгоритмов

Список использованной литературы

1. Епанешников, А.М. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0 / А.М. Епанешников, В.А. Епанешников. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ; Издание 4-е, испр., 2014. - 367 c.

2. Cемакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 264 с.: ил.

3. Cемакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 264 с.: ил.

4. Форсайт, Р. Паскаль для всех / Р. Форсайт. - М.: Машиностроение, 2016. - 288 c.

5. inf-oge.sdamgia.ru. «РЕШУ ОГЭ»: информатика. ОГЭ – 2019: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Программирование задач с линейной алгоритмической структурой». Тема:

Слайд 3

1. «Всё наше достоинство заключено в мысли… Будем же учиться хорошо мыслить». 2. «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь правильно использовать». 3. «Мы столько можем, сколько знаем. Знания - сила».

Слайд 4

« Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (???)

Слайд 5

Begin <Начало программного блока> (Е) Var <Описание переменных> (Л) Program <Заголовок программы> (Б) E nd <Конец программы> (З) Раздел объявления переменных (А) Начало программы (С) Заголовок программы (П) Оператор ввода (К) Вычислительный блок (А) Конец программы (Ь) Оператор вывода (Л)

Слайд 6

« Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Б.Паскаль) Блез Паскаль (1623-1662) - французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятности и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.

Слайд 7

алгоритм – это… виды алгоритмов: … - линейный алгоритм – это…

Слайд 8

Задание 3.1 Определите значение переменной после выполнения алгоритма: I вариант II вариант а) а := 2 а) b := 8 b := 4 a := 10 а := 2*а + 3*b b := b + a * 2 b := a/2*b - ? a := 29 - b - ? б) а := 4 b := 2 b := a/2*b a := 2*а + 3*b - ? в) а := 4 b := 10 а := b - a*2 b := 24/a*4 - ? б) a := 7 b := 5 a := b*4 – a*2 b := a*4 – 4 -? в) b := -5 a := 2 a := 11 – 2*a - b b := a/3 – 3*b - ?

Слайд 9

Пример выполнения задания 3.1 а := 6 b := 12 а := 10*а + 3*b b := a / (2*b) - ? Решение: а = 6 b = 12 а := 10*а + 3*b=60+36=96 b := а/(2*b) =96/(2*12) = 4 Ответ: b = 4 Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

Слайд 10

Задание 3.2

Слайд 11

Пример выполнения задания 3.2 Математическая запись выражения: Запись выражения на языке программирования: Sqrt(a)+sqr(b)

Слайд 12

Задание 3. 3 Состав ить алгоритм получения из числа х числ а у У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера: 1. раздели на 2 2. вычти 1 Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 65 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. Например, ответом к алгоритму, который из числа 42 получает число 4, является - 12112 раздели на 2 вычти 1 раздели на 2 раздели на 2 вычти 1

Слайд 13

программа – это… - основные разделы программы… - операторы программы ?

Слайд 14

Задача для команды химиков: Составить и реализовать на языке программирования Паскаль программу для определения количества вещества гидроксида натрия в объеме с плотностью и массовой долей по формуле , где V – объем жидкости, ρ – плотность жидкости, w – массовая доля растворенного вещества, M – молярная масса вещества. Задача для команды физиков: Составить и реализовать на языке программирования программу на определение расстояния, пройденного физическим телом за время t , если тело движется с постоянным ускорением а и имеет первоначальный момент v 0 . Задача для команды математиков: Составить и реализовать на языке программирования программу для вычисления площади треугольника по формуле Герона , где р – полумериметр.

Слайд 15

Из истории… Эдвард Мейбридж, или Майбридж (1830-1904) - английский и американский фотограф. Один из создателей хронофотографии, который впервые в истории начал применятьнесколько фотоаппаратов одновременно. Изобретатель зоопраксископа.

Слайд 16

Братья Люмьер, Луи Жан (1864-1948) - младший брат (изобретатель аппарата «Синематограф» - от фр. Cinématographe , от др.греч. κίνημα — движение и γράφειν — писать). Люмьер, Огюст Луи Мари Николя (1862-1954) - старший брат (организатор). С 1883 года Луи и Огюст Люмьеры вместе со своим отцом Антуаном наладили в Лионе производство желатиновых фотопластинок с использованием бромида серебра на основе технологии, разработанной Луи.

Слайд 17

Рефлексия Состояние 1 / 0 / -1 Состояние Интерес Скука Азарт Апатия Чувство новизны Ощущение стандартности Самостоятельность Подчиненность Подъем настроения Спад настроения Чувство успеха Чувство неудачи Радость общения Чувство одиночества Уверенность Неуверенность Удовлетворенность своей работой на уроке Неудовлетворенность своей работой на уроке Я умею программировать линейные алгоритмы Я испытываю затруднения при программировании линейных алгоритмов

Слайд 18

Задание на дом: на оценку «3»: Составить блок-схему алгоритма вычисления среднего арифметического трех произвольных чисел. на оценку «4»: Составить блок-схему и программу алгоритма вычисления суммы квадратов двух целых чисел. на оценку «5»: по заданной блок-схеме составить программу на языке программирования

Слайд 19

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интерактивной игры "Первыми в космос"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ «ПЕРВЫМИ В КОСМОС» В РАМКАХ ПРОЕКТА КАФЕДРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН«ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ КОСМОСА(ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И ГУМАНИ...

Методическая разработка интерактивного занятия на тему: «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного обучения

Представлен конспект  урока по теме «Субъекты предпринимательской деятельности» с использованием технологии проблемного  обучения....

методическая разработка интерактивной игры

данная познавательная игра предназначена для повторительно-обобщающих уроков цикла общеобразовательного и социально-экономического. позволяет отлично закрепить основные термины, даты, фактический мате...

Методическая разработка интерактивной викторины, посвященной поэтам и поэзии Серебряного века "Арт-кафе "Бродячая собака"

Данная методическая разработка ориентирована на преподавателей гуманитарного и общеобразовательного циклов для итогового контроля по теме "Серебряный век в русской литературе".Начало 20 века...

Методическая разработка Проведение открытого урока по дисциплине «Бухгалтерский учёт и налогообложение». Интерактивная игра – соревнование: "Сумей стать успешным бухгалтером "

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим дол...

Методическая разработка: интерактивные формы и методы обучения при проведении практических занятий

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся как между собой, так и с преподавателем, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы происходи...