Использование ИКТ в образовательной среде.
материал

Пономарева Ольга Евгеньевна

Использование ИКТ в образовательной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно – коммуникационных технологий

в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ

Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы детей с ОВЗ.

Задачи применения информационно – коммуникационных технологий в коррекционном обучении:

  • развитие основных психических функций: мышление, внимание, память;
  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, анализа, гибкость мыслительных процессов);
  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся;
  • развитие быстроты реакции;
  • формирование положительной мотивации к учению.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, телевизора, интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы необходимо на коррекционных занятиях с применением ИКТ использовать здоровьесберегающие технологии.

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях с применением ИКТ:

  1. Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на занятиях с применением ИКТ необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2 - 4 классах – не более 15 минут.
  2. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на занятии необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики.
    Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.
    Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
    Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке).
  3. Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций:
  • шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт;
  • количество цветов на слайде не больше трёх;
  • цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался;
  • текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников.

  1. В течение коррекционного занятия необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии на коррекционных занятиях с применением ИКТ способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала на уроках, усиливается интерес детей к занятиям.

Преимущества использования ИКТ на коррекционных занятиях.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • тренируется эффективность внимания, память и мышление;
  • дети раньше овладевают чтением и письмом;
  • дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • – активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
  • воспитывается целеустремленность;
  • развиваются воображение и творческие способности.

На коррекционных занятиях с учителем-дефектологом при обучении детей с нарушением интеллекта могут использоваться следующие электронные средства учебного назначения:

  • компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков;
  • компьютерные энциклопедии;
  • компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;
  • игры-кроссворды;
  • логические игры на компьютере;
  • компьютерные лабиринты;
  • компьютерные раскраски;
  • компьютерные мозаики.

Использованная методическая литература:

1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.

2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006.

3. Гафиятуллина А. Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида // Образование и воспитание. 2015. - №5. - С. 46-48.

4. Нелипенко Т. И. Современный урок в коррекционном классе. М.: Учитель, 2014.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....

Оценка рентабельности использования модели электронной образовательной среды по управлению самостоятельной работой студентов СПО

Современный педагог предусматривает возможность одномоментного педагогического контроля результатов самоуправляемой самостоятельной работы студентов,  в том числе  путем тестирования по како...

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...