Внеурочное мероприятие (профориентационный урок) по теме: "Профессия программист"
методическая разработка

Варгина Елена Владимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на внеурочное мероприятие (профориентационный урок)

по теме: «Профессия программист»

для студентов 2 курса

специальности 09.02.07

Информационные системы и программирование

по учебной дисциплине

МДК 01.01 Разработка программных модулей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uchebnogo_zanyatiya.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балаковский политехнический техникум»

C:\Users\Admin\Desktop\ЛОГОТИП.JPG

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на внеурочное мероприятие (профориентационный урок)

по теме: «Профессия программист»

для студентов 2 курса

специальности 09.02.07

Информационные системы и программирование

по учебной дисциплине

МДК 01.01 Разработка программных модулей

Разработали:

преподаватели

Варгина Е.В.

Третьякова С.С.

Балаково, 2021г.


Содержание

Введение…………………………………………………………….…..….

3

Основная часть……………………………………………………..……...

6

План занятия…………………………………………..………….………..

6

Технологическая карта урока……………………………..……….……..

9

Заключение ………………………………………………………………..

11

Список использованной литературы…………………………………….

12


Большинство хороших программистов делают свою работу не потому, что ожидают оплаты или признания, а потому что получают удовольствие от программирования. 

Linus Torvalds

Введение

В современном мире практически во всех сферах жизнедеятельности человека применяется компьютерная техника. Сегодня каждая фирма и каждое производство, а также все образовательные заведения работают с компьютерным обеспечением и компьютерными системами. Сегодня широко распространена автоматизация, которая в будущем приведет к вытеснению человеческого труда и замене его на автоматизированную систему. Именно из-за такой перспективы люди боятся потерять свою работу и беспокоятся о будущем, в том числе и будущие специалисты-программисты не до конца уверены в актуальности своей профессии, когда на смену им придет искусственный интеллект.

Если посмотреть на особенности данной профессии, то можно с уверенностью заявить, что это деятельность будущего и какими бы совершенными ни были роботы и компьютеризированные системы, всегда будут нужны специалисты, которые умеют с ними работать и программировать их.

Сегодня на рынке однозначно можно выделить следующие преимущества профессии программиста:

  • востребованность компьютерных технологий и скорость их развития никогда не позволит такой профессии, как программист, быть невостребованной;
  • грамотный программист всегда может самостоятельно справиться с собственной техникой, что экономит немалые средства на ремонт;
  • для программистов еще очень долгие годы не будет страшен вопрос сокращений;
  • программист всегда имеет возможность работать на дому и зарабатывать при этом достойные деньги.

Современность диктует такие правила, что ни один бизнес не строится без толкового программиста. Помимо того, что они необходимы для обслуживания компьютерных систем, так еще и продвижение любого бренда нуждается в собственном сайте. Опытный программист всегда сможет трудоустроиться в любой точке мира и устроить себе жизнь высокого уровня.

Проблема механизма обучения программированию связана в первую очередь с отсутствием реальной практической направленности в процессе изучения языков программирования.

Опыт обучения студентов языкам программирования показывает, что добиться ощутимых результатов на занятиях возможно лишь при использовании педагогических технологий, основанных на использовании интерактивных форм и элементов поэтапного выполнения различного уровня сложности заданий, в ходе которых каждый студент осознает свою роль при выполнении конкретного задания, осмысливает и закрепляет материал посредством индивидуальной и командной вовлеченности в познавательный процесс.

Использование интерактивных форм на занятиях в рамках педагогики сотрудничества позволяет решать несколько задач:

 воспитывать у обучающихся устойчивый интерес к изучению языка и мотивировать их к самостоятельной работе;

 знакомить студентов с основами профессионального общения и развивать у них умение работать в команде и принимать совместные решения;

 владеть навыками ведения диалога в соответствии с заданными ситуациями профессионального общения.

Однако, необходимо понимать, что использование интерактивных форм на занятиях не просто способ развлечь студентов, это один из этапов изучения конкретной темы.

Представленная методическая разработка учебного занятия демонстрирует процесс включения и использования профессиональной терминологии в коммуникативную деятельность обучающихся.

Задачи занятия направлены на включенность каждого студента в учебную среду посредством выполнения интерактивного тестирования и на формирование умений и навыков применять полученные знания на практике.


 Основная часть

План занятия

Дисциплина: МДК 01.01 Разработка программных модулей

Специальность: 09.02.07 Информационные системы и программирование

Тема: «Профессия программист»

Цели учебного занятия:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с разнообразием профессий в сфере IT, качеством личности, требованиям к профессии.
  • расширить кругозор учащихся и мире IT профессий.
  • обобщить знания учащихся посредством проведения интерактивного тестирования

Развивающие:

  • развитие навыков работать в команде;
  • развитие навыков культуры речи, выступать перед аудиторией;
  • развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления.

Воспитательные:

  • воспитание общей культуры, толерантности, интереса к выбранной профессии;
  • формирование общечеловеческих ценностей на примере изучения требований к профессиональным навыкам.

Методическая цель: демонстрация личностно-деятельностного подхода при обучении программированию

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: профориентационный урок

Методы занятия:

- словесные (рассказ);

- наглядные (показ, демонстрация);

- практические (интерактивные);

- игровые.

Внутрипредметные связи: составление алгоритмов, программирование   

Межпредметные связи: Основы проектирования баз данных, Основы алгоритмизации и программирования, операционные системы

Обеспечивающие: эффективное обучение программированию, лучшее понимание изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками программирования.

Обеспечиваемые: доступным для понимания студентов теоретическим материалом.

Оборудование и методическое обеспечение урока: доска, компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, интерактивное тестирование

Формируемые компетенции:

ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.

ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ПК 1.1        Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с техническим заданием.

ПК 1.2        Разрабатывать программные модули в соответствии с техническим заданием

ПК 1.3        Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств

ПК 1.4        Выполнять тестирование программных модулей

ПК 1.5        Осуществлять рефакторинг и оптимизацию программного кода

ПК 1.6        Разрабатывать модули программного обеспечения для мобильных платформ.

Студент должен:

Знать: основные этапы разработки программного обеспечения, основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования, актуальная нормативно-правовая база в области документирования алгоритмов, основные этапы разработки программного обеспечения, основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования, знание API современных мобильных операционных систем, лаборатория программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем, основные виды и принципы тестирования программных продуктов, способы оптимизации и приемы рефакторинга, инструментальные средства анализа алгоритма, методы организации рефакторинга и оптимизации кода, принципы работы с системой контроля версий, основные этапы разработки программного обеспечения, основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования.

Уметь: Формировать алгоритмы разработки программных модулей в соответствии с техническим заданием, оформлять документацию на программные средства, производить оценку сложности алгоритма, создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль, осуществлять разработку кода программного модуля на языках низкого уровня и высокого уровней в том числе для мобильных платформ, выполнять оптимизацию и рефакторинг программного кода; работать с системой контроля версий, осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования, оформлять документацию на программные средства.

Технологическая карта урока

эл.

зан.

Элементы занятия

Время,

минут

Методы

1

Организационная часть

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих.

3

беседа

2

Мотивация учебной деятельности

Кто такой программист?

Программист — это инженер, который превращает идеи в машинный код. Простыми словами, программист создаёт инструкции для компьютера. Компьютер выполняет эти инструкции, и получается рабочий продукт: веб-сайт, мобильное приложение, компьютерная игра.

3

3

Проверка домашнего задания

3.1. Фронтальный опрос

- Расскажите о какие профессии в сфере IT вы знаете?

- Какие средства разработки должны знать эти специалисты?

10

фронтальный опрос

решение проблемных ситуаций

4

Сообщение темы, цели, задач занятия

  • научить студентов определять ключевые составляющие успеха в области профессиональной деятельности;
  • научить студентов правильно определять и практически демонстрировать те навыки и характеристики, которые требуются для успешного устройства на работу;

2

5

Объяснение нового материала

В рамках данного занятия мы познакомимся с вами с теми профессиями, которые скрываются под общим названием «Программист» и подробно рассмотрим те технологии, которые необходимо знать, чтобы развиваться в этом направлении.

  1. Профессия: мобильный разработчик

Мобильная разработка — это создание приложений для мобильных устройств: смартфонов, планшетов, гаджетов.

  1. Профессия: веб-разработчик

Веб-разработка — это создание веб-приложений и веб-сайтов. Веб-разработку принято делить на фронтенд, бэкенд и фулстек.

Фронтенд — от английского front-end, дословно — «лицевая сторона». Это лицо сайта, его интерфейс, с которым взаимодействует пользователь.

Фронтендеры отвечают за работу всех видимых компонентов сайта: контент, изображения, кнопки, навигация.

Бэкенд — от английского back end, дословно — тыльная сторона. Это программно-аппаратная часть сервиса, его внутренности. Бэкенд-разработчик создаёт функции сайта, которые доступны пользователю через интерфейс.

 Фулстек — от английского full stack, полный стек технологий.

Full Stack Developer — это универсальный программист, который может с нуля разработать функциональный продукт.

  1. Профессия: системный программист

Простыми словами, системное программирование — это программирование железа на машинном языке.

Синоним: низкоуровневое программирование, LLP (low level programming).

  1. Профессия: дата сайентист

Data Scientist — это программист-аналитик, который работает с большими данными и занимается машинным обучением.

  1. Профессия: DevOps инженер

DevOps — сокращенное от development and operations. Означает взаимодействие людей, занимающихся разработкой, тестированием и операциями. Это метод автоматизации разработки, задача — быстрый выпуск качественного ПО.

  1. Профессия: разработчик ПО

Разработка прикладного программного обеспечения — это проектирование, написание, тестирование и поддержка программ, предназначенных для пользователя.

7. Профессия: тестировщик (QA-инженер) Тестировщик — это QA-инженер, который ищет ошибки в ПО, проверяет его качество и соответствие техзаданию.

35

объяснение

6

Закрепление, повторение полученных знаний

Проведение интерактивного тестирования по теме проведенного занятия в количестве 10 вопросов.

24

практический тренировочный

7

Подведение итогов, рефлексия

  1. Зачем нужно высшее образование в IT?
  2. Где учиться на программиста?
  3. Как можно изучить дополнительные технологии?

8

фронтальный опрос

проблемная беседа

8

Задание на дом, комментирование оценок

- Составить презентацию на тему «Технологии в сфере IT»

5

разъяснение

Заключение

Предложенная форма проведения занятия позволяет познакомить учащихся с разнообразием профессий в сфере IT, качеством личности, требованиям к профессии, расширить кругозор учащихся и мире IT профессий, обобщить знания учащихся посредством проведения интерактивного тестирования, а также сформировать умения и навыки практического владения студентами профессиональной терминологией.

Учебный материал в данной разработке урока представлен в интересной форме и способствует повышению мотивации студентов к изучению новых технологий в профессиональной деятельности.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении как учебных занятий, так и внеклассных мероприятий.


Список использованной литературы

  1. Ошероув Рой. Искусство автономного тестирования с примерами на С#. - Издательство: ДМК Пресс. – 2014, 360 с.
  2. Пол Дейтел, Харви Дейтел. Как программировать на Visual C# 2012. -  Издательство: СПб.: Питер,  2014  - 858 с.
  3. Пахомов Б. И. С# для начинающих. - Издательство: БХВ-Петербург, : 2014  - 432 с.
  4. Александр Крупник. Ассемблер. Самоучитель. - Издательство: Питер, 2005 – 240 с.
  5. Дейтел П., Дейтел Х., Уолд Э. Android для разработчиков. - Издательство: Питер, 2016 - 512 с.
  6. Электронный ресурс «Академия Microsoft: Common Intermediate Language и системное программирование в Microsoft .NET» –  http://www.intuit.ru/studies/courses/89/89/info
  7. Электронный ресурс «Создание Windows-приложений на основе Visual C#» –  http://www.intuit.ru/studies/courses/106/106/info
  8. Электронный ресурс «Разработка Windows-приложений на языке C# 2005» – http://www.intuit.ru/studies/courses/1140/275/info
  9. Электронный ресурс «Введение в разработку приложений для ОС Android» – http://www.intuit.ru/studies/courses/12643/1191/info
  10. Эл.руководство по программированию на C#  – https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/67ef8sbd.aspx
  11. Уроки программирования с нуля. С# для чайников  – http://mycsharp.ru
  12. Видеокурс «C# для начинающих» – https://www.youtube.com/watch?v=xsaRhgD7XL4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка внеурочного мероприятия "Развивайте дар слова""

Сценарий беседы за круглым столом с игровыми элементами на тему  « Развивайте дар слова»...

Внеурочное мероприятие "Своя игра". Проверь свои знания по естествознанию!

Методическая разработка внеурочного мероприятия по естествознанию "Проверь свои знания по естествозвонанию!" в форме популярной телеигры "Своя игра".  Все вопросы демонстрируются на слайдах. ТСО:...

Презентация ко внеурочному мероприятию по естествознанию "Проверь свои знания по естествознанию!"

Презентация составлена  по типу телеигры "Своя игра". Вопросы из области знаний по химии, физике, биологии и географии ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Счастливый случай»

Интеллектуальная игра содержит познавательный, информационный, занимательный, исторический и литературный материал по учебным дисциплинам история и литература .Игра поможет углубить знания по теме: «О...

Презентации к внеурочным мероприятиям на предметных неделях"Реальные перспективы моей профессии"

Содержание  презентации  охватывает  разные  аспекты  профессиональной  деятельности    менеджер  по  продажам....

Мир профессий. Сценарий внеурочного мероприятия

Форма: выступления школьных агитбригад.Возраст участников: 7-8 классыОбоснование значимости и актуальности: утверждать в сознании обучающихся значимость и важность выбора профессии.Место в воспи...

Внеурочное мероприятие профориентационной направленности «Привет! Ты электромонтер?» для студентов, обучающихся по ОПОП СПО 13.01.10

Период получения профессионального образования является временем активного профессионального самоопределения личности. Однако в отечественной системе среднего профессионального образования (далее - СП...