Формирование навыков построения и использования функций при решения задач на языке PASCAL
методическая разработка

Формирование навыков построения и использования функций при решения задач на языке PASCAL

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx19.97 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx63.95 КБ
Файл test.docx11.02 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

  1. ФИО учителя: Артюхов Борис Павлович
  2. Место работы: МОУ СШ №22
  3. Должность: Учитель информатики
  4. Предмет: Информатика и ИКТ
  5. Класс:
  6. Тема урока: Подпрограмма-функция
  7. Учебник: Информатика и ИКТ: 9 класс / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов. – 2-е издание. Просвещение, 2009
  8. Цель урока: Формирование навыков построения и использования функций при решения задач на языке PASCAL
  9. Задачи:
  • Образовательная: сформировать у учащихся знания и умения по теме; научить применять подпрограммы-функции в решении задач на языке Pascal
  • Развивающая: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), внимания и восприятие полученной информации;
  • Воспитательная: формирование познавательного интереса к программированию, повышение информационной культуру учащихся.
  1. Тип урока: Урок формирования новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
  3. Необходимое техническое оборудование:
  4. План урока:
  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Формулировка темы урока и целей (1 мин)
  3. Актуализация новых знаний (5 мин)
  4. Объяснение нового материала (10 мин)
  5. Физкультминутка (1 мин)
  6. Применение новых знаний (10 мин)
  7. Закрепление новых знаний (5 мин)
  8. Подведение итогов, выставление оценок (5 мин)
  9. Выдача домашнего задания, завершение урока (2 мин)

Ход урока.

  1. Организационный момент (1 мин).

Здравствуйте. Садитесь. Открывайте учебники. Параграф №13 на странице 63. Открывайте тетради.

  1. Формулировка темы урока и целей (1 мин).

Запишите дату и тему урока. Сегодня 28 ноября. Тема нашего урока: Подпрограмма-функция. На этом уроке вы узнаете: что такое функция; для чего нужна функция; как записывается функция на языке Pascal; научитесь применять функции для решения задач.

  1. Актуализация новых знаний (5 мин).

Иногда в разных местах программы приходится выполнять практически одни и те же последовательности действий с разными исходными данными. Такие последовательности действий можно оформить в виде так называемых подпрограмм (от англ, subroutine) – сгруппировать операторы в блок, к которому можно обратиться по имени, причем неоднократно. Подпрограммы сокращают текст программы, существенно уменьшают время их исполнения.

В Паскале подпрограмма является частью основной программы, ее описание располагается между разделом объявления переменных var главной программы и ее программным блоком (первым begin). Подпрограмм может быть несколько, их описания располагаются в произвольном порядке одно за другим. 
Подпрограмма – это специальным образом оформленный алгоритм, который может многократно использоваться при решении более общей задачи.
В Паскале различают два вида подпрограмм: процедуры и функции. Основное различие между ними заключается в том, что процедура получает в результате своей работы любое количество данных, а функция – только одно значение.

  1. Объяснение нового материала (10 мин).

Функция – вспомогательный алгоритм, результатом работы которого является некоторое значение.

Помимо функций, которые объявляет сам программист существуют и стандартные функции (abs(x), sqrt(x), sqr(x), sin(x), cos(x), и другие). Результатом работы функции может быть число, символ, символьная строка или данные другого типа.

Описание функции имеет вид:

function <имя_функции> (<описание входных данных>): <тип функции>;

begin

<операторы>;

<имя_функции> := <результат>

end;

Пример.

Составить функцию, которая вычисляет наибольшее из двух значений.

function Max (x, y: integer): integer;

 begin

  if x > y then begin

  Max := x;

  End

  else begin

  Max := y;

  end;

 end;

Вся программа будет иметь вид:

Program zadacha;

Var a,b,f: integer;

 function Max (x, y: integer): integer;

 begin

  if x > y then begin

  Max := x;

  End

  else begin

  Max := y;

  end;

 end;

begin

 Writeln ('Введите 2 целых числа');

 Readln (a,b);

 F:=max(a,b);

 Writeln ('Наибольшее число= ',f);

End.

Для чего можно использовать данную функцию? Ответ: для поиска максимального значения из 4 чисел.

  1. Физкультминутка (1 мин).

  1. Применение новых знаний (10 мин).

Задача. Ввести 4 целых числа. Вывести на экран максимальное число.

program zadacha;

var a, b, c, d, f: integer;

 function max (x, y: integer): integer;

 begin

  if x>y then begin

  max:=x;

  end

  else begin

  max:=y;

  end;

 end;

begin

writeln ('Введите 4 целых числа');

readln (a, b, c, d);

f:= max(max(a, b), max(c, d));

writeln ('Наибольшее число= ', f);

end.

  1. Закрепление новых знаний (5 мин)

Ученикам предлагается выполнить небольшой тест по теме.

  1. Подведение итогов, выставление оценок (5 мин).

  1. Выдача домашнего задания, завершение урока (2 мин).

Откройте дневники и запишите задание на дом: параграф №13; Задача.

Запишите задачу на дом.

Задача.

Составьте программу, которая вычисляет наибольший общий делитель (НОД) двух целых чисел. В программе используйте функцию, которая будет подсчитывать НОД чисел. Алгоритм вычисления НОД вы найдете в параграфе №13.

Дополнительно задание (на 5).

Используя функцию, вычисляющую НОД двух чисел, составьте функцию для вычисления НОД трех целых чисел.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подпрограмма-функция

Слайд 2

Подпрограмма Подпрограмма - специальным образом оформленный алгоритм, который может многократно использоваться при решении более общей задачи. Описание подпрограммы располагается между разделом объявления переменных VAR главной программы и ее программным блоком (первым begin ). Подпрограмма Процедуры Функции

Слайд 3

Функция Функция - вспомогательный алгоритм, результатом работы которого является некоторое значение. Функции Стандартные Abs(x) - модуль Sqrt (x) - квадратный корень Sqr (x) - квадрат Sin(x) - синус Cos(x) - косинус и другие Функции программиста

Слайд 4

Описание функции function < имя_функции > (<описание входных данных>): < тип функции >; begin <операторы>; < имя_функции > := <результат> end ; Тип результата Для вызова функции достаточно указать её имя со списком фактических параметров в любом выражении, в условиях, (после слов if, while, until ) или в операторе write главной программы.

Слайд 5

Пример Составить функцию, которая вычисляет наибольшее из двух значений. function Max (x, y: integer): integer; begin if x > y then begin Max := x; End else begin Max := y; end ; end ;

Слайд 6

Пример Program zadacha ; Var a,b,f : integer; function Max (x, y: integer): integer; begin if x > y then begin Max := x; End else begin Max := y; end ; end ; begin Writeln ('Введите 2 целых числа'); Readln ( a,b ); F:=max(a,b); Writeln ('Наибольшее число= ',f); End . function Max (x, y: integer): integer; begin if x > y then begin Max := x; End else begin Max := y; end ; end ; Заголовок главной программы Описание подпрограммы Вызов функции Объявление переменных Вывод результата

Слайд 7

Задача Ввести 4 целых числа. Вывести на экран максимальное число . program zadacha ; var a, b, c, d, f: integer; function max (x, y: integer): integer; begin if x>y then begin max:=x; end else begin max:=y; end ; end ; begin writeln (' Введите 4 целых числа '); readln (a, b, c, d); f:= max(max(a, b), max(c, d)); writeln ('Наибольшее число= ', f); end . function Max (x, y: integer): integer; begin if x > y then begin Max := x; End else begin Max := y; end ; end ;

Слайд 8

Домашнее задание Параграф №13 Задача . Составьте программу, которая вычисляет наибольший общий делитель (НОД) двух целых чисел. В программе используйте функцию, которая будет подсчитывать НОД чисел. Алгоритм вычисления НОД вы найдете в параграфе №13. Дополнительно задание (на 5). Используя функцию, вычисляющую НОД двух чисел, составьте функцию для вычисления НОД трех целых чисел.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.

ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...

Планирование работы по развитию у обучающихся навыков решения задач В3

Рассматриваются ключевые темы, необходимые для  решения задач В3....

Методические рекомендации по решению задач на тему «пределы функции» для студентов

1. Пояснительная запискаНеобходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной  подготовки. Всё больше специальностей связаны с непосредственным применением математ...

Решение задач на построение сечентй тетраэдра и параллелепипеда

Задачи на построение простейших сечений тетраэдра и параллелепипеда способствуют более глубокому осмыслению раннее изученных вопросов о взаимном расположении прямых и плоскостей  в простран...

Использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач детей дошкольного возраста

ИКТ создают широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. В целом ИКТ значительно расширяют...

Сообщение о проведении открытого урока формирования умений и навыков по дисциплине "Страховое дело" на тему:"Решение задач по страхованию ответственности"

Урок формирования умений и навыков проводится после изучения важной темы "Страхование ответственности" по  дисциплине "Страховое дело"...