программа дополнительного образования кружка технической направленности " Освой программирование"
рабочая программа

Дополнительная образовательная программа является адаптированной программой, относится к научно-технической  направленности.

Возраст обучающихся - в объединении по дополнительной образовательной программе «Освой программирование» принимаются дети от 15-18 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoy_programmirovanie_1.docx515.42 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность образовательной программы «Освой программирование» - научно-техническая. Она ориентирована на изучение основ программирования на языке Паскаль, СИ++, Си#

Новизна, актуальность данной программы, а также ее педагогическая целесообразность заключается в необходимости формирование логического стиля мышления знаний. В его формировании ведущая роль принадлежит программированию, а также умению действовать по заданному алгоритму. В ходе решения задач по программированию развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в том, что она дает учащимся понимание основ программирования, учит анализировать и выбирать наиболее рациональные, способы разработки алгоритмов, умение точно и сжато выражать свою мысль; уметь развивать логику рассуждений,  алгоритмическое мышление; умение применять теоретические знания к решению практических задач программирования;

Во-первых, содержание программы построено таким образом, чтобы максимально сформировать у обучающихся основные этапы разработки программного обеспечения;  основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;   основные принципы отладки и тестирования программных приложений

Во-вторых, особенность программы является личностно - ориентированный подход в процессе обучения. Для этого у обучающихся определяется исходный уровень знаний и практических умений, а также их мотивация к занятиям. В дальнейшем, с учётом индивидуальных возможностей, выстраивается образовательная траектория обучения с целью максимального освоения программных заданий

Цели программы:

Заключается в освоении учащимися обязательного минимума по «основам программирования».  Учащиеся должны овладеть навыками создания программ  в процессе выполнения самостоятельной практической работы .

 Задачи программы

  • Развивающая:

- умение анализировать и выбирать наиболее рациональные, способы разработки алгоритмов,

- умение применять теоретические знания к решению практических задач программирования;

- развить логическое мышление обучающихся.

- прививать учащимся навыки самостоятельного изучения литературы по программированию и алгоритмизации.

  • Обучающая:

- сформировать алгоритм работы с учетом особенностей изучения языков программирования. 

- научить подростков основам алгоритмических языков программирования.

- сформировать умение составления алгоритмов.

– познакомить с принципами организации компьютерной техники, с популярными прикладными программами.

  • Воспитательная:

-выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;

- привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.

- содействие развитию навыков самоорганизации обучающихся, их уверенности в себе.

Ожидаемые результаты

  • обучающийся должен знать:
  • основные этапы разработки программного обеспечения;
  • основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
  • основные принципы отладки и тестирования программных приложений
  • обучающийся должен уметь:
  •  осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
  • создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
  • выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Организационно- педагогические основы образовательного процесса

Дополнительная образовательная программа является адаптированной программой, относится к научно-технической  направленности.

Возраст обучающихся - в объединении по дополнительной образовательной программе «Освой программирование» принимаются дети от 15-18 лет.

Пол обучающихся – смешанный.

Принцип набора в группу-  свободный.

Количество обучающихся в группе – 15 - 25 человек.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

45 мин

2

2

60

Срок реализации – 1 год (по _2_ часа в неделю), всего 60  часов.

Формы проведения занятий: беседы, упражнения, практические занятия (тренировки), консультации.

Виды деятельности по программе: работа в группе; индивидуальная работа; практические занятия.

По целевой направленности программа, развивающая и корригирующая. Форма общения - рассказ, беседа.

Каждое занятия по темам программы, как правило, включает в себя теоретическую часть - это объяснение нового материала и практическое освоение программы по программированию.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают в себя, как выполнение отдельных элементов, так и грамотно построенная выверенная работа. Технология выполнения работ должна быть умеренно сложной, чтобы обучающиеся могли вскоре увидеть достойный результат своего труда. Это способствует развитию интереса, побуждает стремление к самостоятельности.

Материал программы разделен на три блока в соответствии с разделами учебно-тематического плана.

Программа  обучения предполагает групповые занятия и рассчитана на 60 часов.

Теории 20 часов. Практики 40 часа.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МГКЭИТ

  ___________________ А.М.Балакин

«____» _____________ 2021г.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Освой программирование »

на   1 год  60 часов
Возрастная категория от 15-18  лет

Разработчик: Арцыбашева Ольга Александровна

Продолжительность занятий по 1 часа,  2  раза в неделю.

N

п/п

Наименование разделов и тем

Всего  часов

Распределение часов

Форма контроля

В том числе

Теория

Практич.

занятия

1.

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

  1. Алгоритм как основа программирования 3/0

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнение алгоритма. Способы описания алгоритмов.

1

1

-

беседа

Языки программирования и их классификация

Базовые конструкции структурного программирования

2

2

беседа

  1. Введение в программирование на языке Паскаль 16/11

4

Арифметические операции, функции, выражения. Оператор присваивания

2

1

1

педагогическое наблюдение,

5

Ввод данных с клавиатуры и вывод на экран. Логические операции

2

1

1

педагогическое наблюдение

6

Программирование разветвляющихся алгоритмов

2

1

1

педагогическое наблюдение, беседа

7

Программирование циклических алгоритмов

4

1

3

педагогическое наблюдение

8

Массивы

4

1

3

педагогическое наблюдение, беседа

9

 Строки

2

-

2

педагогическое наблюдение, беседа

3.Введение в программирование на языке CИ ++20/14

10

Базовые понятия программирования. Особенности языка

2

2

-

педагогическое наблюдение

11

Типы данных. Выражения и операции

2

-

2

педагогическое наблюдение

12

Операторы. Оператор выражение

2

1

1

педагогическое наблюдение

13

Условный оператор

4

1

3

педагогическое наблюдение

14

Циклы

4

1

3

педагогическое наблюдение

15

Массивы

4

1

3

педагогическое наблюдение

16

Строки

2

-

2

педагогическое наблюдение, беседа

3.Введение в программирование на языке СИ# 20/15

17

 Особенности языка СИ#

2

1

1

педагогическое наблюдение

18

Линейные программы

2

-

2

педагогическое наблюдение

19

Разветвляющиеся вычислительные процессы

4

1

3

педагогическое наблюдение

20

Циклы

4

1

3

педагогическое наблюдение

21

Массивы

4

1

3

педагогическое наблюдение

22

Программирование графики

2

-

2

педагогическое наблюдение

23

Итоговое занятие

2

1

1

Всего за  год:

60

20

40

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание занятий на _____60______ часа

Содержательные линии курса.

В курсе «Освой программирование» рассматриваются:

  • Основные вопросы по алгоритмизации;
  • Особенности работы программирования на языке Паскаль
  • Особенности работы программирования на языке Cи++;
  • Особенности работы программирования на языке Си#

Для создания программ используется ABC Pascal, Visual Studio.

  1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с образовательной программой. Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики и вычислительной техники.  Техника безопасности при работе с компьютером

Модуль 1. Работа на языке  Pascal

Тема 1. Понятие алгоритма.

Теория. Алгоритмы в школе и жизни. Способы описания алгоритмов. Ошибки в алгоритмах. Аксиомы программирования. Исполнители алгоритмов. Алгоритмические структуры.

Тема 2.

Теория. Понятие о языке программирования высокого и низкого уровня. Технология разработки программного обеспечения. Общая характеристика системы программирования. Структура программы. Переменные и константы. Описание переменных и констант различного типа.

Практика. Пример простой программы. Вывод на экран. Ввод с клавиатуры. Программирование операций ввода-вывода. Компиляция и отладка программы. Создание и отладка элементарной программы. Печать исходного текста. Комментарии. Входная диагностика.

Тема 3.

Теория.  Инструкции управления. Теория. Оператор присваивания. Арифметические и логические выражения.

Практика.  Выполнение практической работы по операторам присваивания. Вычисление простых и условных математических выражений

 Тема 4.

Теория. Ввод данных с клавиатуры и вывод на экран. Логические операции

Практика.  Выполнение  практической работы по операторам вводы- вывода. Программирование простых вычислительных алгоритмов

Тема 5.

Теория.  Программирование разветвляющихся алгоритмов. Логические условия. Оператор условия. Полная и неполная формы оператора. Оператор выбора.

Практика. Выполнение  практической работы  разветвляющихся алгоритмов

Тема 6-7.

Теория.  Программирование циклических алгоритмов. Циклические алгоритмы, их виды. Циклы. Операторы цикла. Оператор цикла с известным числом повторений (с параметром). Оператор цикла с логическим условием

Практика. Выполнение  практической работы  циклических алгоритмов. Программирование циклических алгоритмов. Составление программ с использование операторов цикла с известным количеством повторения, с предусловием, постусловием

Тема 8-9.  

Теория.  Массивы

 Практика. Программирование массивов. Практикум «Использование циклических конструкций при решении задач».

Тема 10.

Теория.  Строки

Практика.  Решение задач по строковым переменным

 Подведение итогов модуля. Зачетная работа в форме викторины.

 Модуль 2. Введение в программирование на языке CИ ++

Тема 11 .

Теория.  Базовые понятия программирования. Особенности языка 

Практика.   Изучение среды программирования.

Тема 12.

Практика.  Выполнение практической работы . Типы данных. Выражения и операции

Тема 13.

Теория.  Операторы. Оператор выражение

Практика. Выполнение практической работы по линейным программам

Тема 14-15.

Теория.  Условный оператор

Практика. Выполнение практической работы по разветвленным программам

Тема 16-17.

Теория.  Циклы 

Практика. Выполнение практической работы по циклам

Тема 18-19.

Теория.  Массивы

Практика. Выполнение практической работы по массивам

Тема 20.

Теория.  Строки

Практика.  Выполнение практической работы со строковыми переменными

Подведение итогов модуля. Зачетная работа в форме викторины.

Модуль 3 . Введение в программирование на языке СИ#

Тема 21.

Теория.  Особенности языка СИ#

Практика. Изучение среды Visual Studio

Тема 22.

Теория.  Линейные программы

Практика. Выполнение практической работы по линейным алгоритмам.

Тема 23-24.

Теория.  Разветвляющиеся вычислительные процессы

Практика. Выполнение практической работы по разветвляющимся алгоритмам

Тема 25-26.

Теория.  Программирование циклических алгоритмов

Практика. Выполнение практической работы по циклам

Тема 27-28.

Теория.  Программирование массивов

Практика. Выполнение практической работы   по массивам

Тема 29.

Теория.  Программирование графики

Практика. Выполнение практической работы   по графике

Тема 30.  

Итоговое занятие: Подведение итогов образовательной программы, творческий отчёт.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному” (усложнение идёт “расширяющейся спиралью”), учёта возрастных особенностей обучающихся, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе обучающиеся выполняют задания точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно при усложнении заданий, подключаются методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод.

Необходимо принимать во внимание и индивидуальный темп работы, и эмоциональный настрой, и психологические особенности каждого обучающегося группы.  В ходе реализации программы осуществляется вариативный подход к работе. Творчески активным обучающимся предлагаются дополнительные или альтернативные задания, с более слабыми обучающимися порядок выполнения работы разрабатывается вместе с педагогом. Необходимая теоретическая информация предлагается в форме бесед, устных обзоров.

Техническое оснащение:

  • Компьютерный класс при наличии 15 рабочих мест.
  • Наличие установленной программы ABC Pascal, Visual Stusio
  •  Мультимедийный проектор
  •  Принтер лазерный 1 шт

Системные требования к компьютерам:

  • Intel Pentium 4 or AMD Athlon 64 processor
  •  Windows XP SP3 or Windows 7 SP1. Adobe® Creative Suite® 5.5 and CS6 applications also support Windows 8. Refer to the CS6 FAQ for more information about Windows 8 support.
  •  1GB of RAM
  •  1GB of available hard-disk space for installation; additional free space required during installation
  •  1024x768 display with 16-bit color and 512MB of VRAM
  •  OpenGL 2.0–capable system
  • DVD-ROM drive

Формы работы, используемые педагогом на занятии:

        Работа с обучающимися с целью их технического развития и становления их самобытности требует создания такой системы воспитания и обучения, которая бы учитывала их психологические особенности и способствовала благоприятной атмосфере для реализации и развития личности.

        Учитывая психологические особенности обучающихся, занятия проводятся в разнообразных формах: коллективная, творческая работа. Для развития познавательной деятельности используются беседы, рассказы с применением наглядного материала.

        Главные требования заключаются в следующем:

        1. Признание и понимание личности обучающегося, его творческой деятельности.

        2. Особые условия и методы обучения и воспитания (наличие проблемных методов работы, наличие творческих заданий, предоставление свободы выбора способов выполнения задания).

        3. Использование обучающих приемов, направленных на развитие особой чувствительности в соответствии с видом деятельности.

        Для того, чтобы творческий потенциал обучающегося не угас по ходу освоения учебного материала, используются методы работы, позволяющие сформировать активную творческую позицию.

 Принципы:

  • принцип творчества (развития образного мышления, уверенности в своих силах);
  • принцип единства развития и воспитания;
  • принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого обучающегося;
  • принцип свободы выбора;
  • принцип успешности;
  • принцип учета возрастных психологических особенностей, обучающихся при отборе содержания и методов воспитания и развития;
  • принцип системности.

Методы:

  • наглядный;
  • исследовательский;
  • практический;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемно-поисковый.

Дидактические и методические материалы:

Наглядные пособия – готовые работы, позволяющие продемонстрировать обучаемым варианты выполнения;

Методические указания о последовательности выполнения отдельных элементов.

Формы подведения итогов

        Участие в просмотрах. Необходимо следить за тем, чтобы показ и обсуждение результатов были неотъемлемым элементом каждого занятия, поскольку именно это определяет итоговый интерес воспитанника к предмету и является залогом формирования творческой активности. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания обучающегося, работы по формированию своей личности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Семакин И. Г., Шестаков А. П. Основы программирования: Учебник. — М.: Мастерство, 2002. 2. Дрейер М. C# для школьников: Учебное пособие / М. Дрейер. Перевод с англ. под ред. В. Биллига - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Троелсен, Эндрю. Язык программирования C# 2008 и платформа .NET 3.5, 4-е изд. : Пер. с англ. - М .: ООО "И.Д. Вильяме", 2010.

4. Гуриков С. Р. Введение в программирование на языке Visual С#; Форум, Инфра-М, 2013. - 448 с. 5. Мартин Р. С., Мартин М. Принципы, паттерны и методики гибкой разработки на языке С#; Символ-Плюс, 2011. - 768 с.

6.  Пугачев С., Шериев А., Кичинский К. Разработка приложений для Windows 8 на языке С#; БХВ-Петербург, 2013. - 416 с. 7. Фленов Михаил Библия С#; БХВ-Петербург, 2011. - 560 с.

8. http://younglinux. info/blender.php

9. http://blender3d.org.ua/tutorial/ 

10. http://www.progimp.ru/articles/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования секции «ОФП» Направление деятельности: Физкультурно-спортивное

Программа дополнительного образованиясекции «ОФП»Направление деятельности: Физкультурно-спортивное...

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению секции Страна Баскетболия

Учебная программа обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить учебно-тренировочный процесс (в рамках массового спорта), получать положительные сдв...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ военно – патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Союза Стрельцова Виктора Сергеевича

        Рабочая   программа  дополнительного образования военно-патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Со...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ военно – патриотической направленности «Стрелковая секция»

Рабочая   программа  дополнительного образования военно-патриотической направленности «Стрелковая секция» разработана на основе:- Федеральных законов "Об образовании в ...

Модель регионального ресурсного центра дополнительного образования технической направленности Смоленской области

Презентация к представлению проекта "Модель регионального ресурсного центра дополнительного образования технической направленности Смоленской области"  на "Всероссийском совещ...

программа дополнительного образования кружка технической направленности " Компьютерная графика и дизайн"

Дополнительная образовательная программа является адаптированной программой, относится к научно-технической  направленности.Возраст обучающихся - в объединении по дополнительной образовательной п...

Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период

Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...