Доклад на МО "Значение информатики и ее современные достижения"
учебно-методический материал по теме

Сомова Елена Александровна

Производственное обучение является важной составной частью процесса профессионального обучения. Формирование будущего рабочего высокой квалификации начинается на уроках производственного обучения, эффективность которых прямо зависит от того, насколько мастер реализует на уроках современные требования к организации учебно-производственной деятельности. Необходимо отметить, что мастерам производственного обучения профессий нетехнического направления очень недостает методических рекомендаций и пособий по организации производственного обучения, раскрытию современных путей и способов формирования у учащихся основ профессионального мастерства в соответствии с требованиями ФГОС по профессиям и нуждами работодателей.  Одним из главных компонентов дидактической системы процесса производственного обучения являются средства обучения. Подбирая средства обучения, я понимаю, что от наличия, состояния и качества средств обучения в значительной степени зависит эффективность каждого конкретного урока. Большое значение при разработке методического обеспечения уроков я придаю документам письменного инструктирования. Эти документы применяются на каждом уроке и представлены в комплексах в форме инструкционных, инструкционно- технологических карт и карт-заданий с помощью этих документов я регулирую, направляю и корректирую самостоятельную практическую деятельность. Система работы, созданная мной в процессе разработки учебно-методических комплексов, направлена на коррекцию образовательного процесса: на поиск нового содержания и методов обучения, тщательно продуманной системы заданий для самостоятельной производственной деятельности, на изменение содержания и процедур контроля, организацию индивидуальной помощи учащимся и т.п 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия среднего профессионального образования

(ССУЗ)  «Ромодановский аграрный техникум»

Большеберезниковский филиал

ДОКЛАД

на тему:

«Значение информатики и ее современные достижения»

Подготовила:

мастер

производственного

обучения

СОМОВА Е.А.

Большие Березники 2013 г.

Содержание

  • Введение
  • 1. Информатика и информация. Компьютерная грамотность
  • 2. Достижения в информатике
  • 3. ЭВМ в современном мире
  • 4. Перспективы развития информатики как науки
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Информатика - новая информационная индустрия и научная дисциплина, связанная с использованием компьютеров и сети Интернет. Развитие бизнеса, образования, промышленности и общества во многом зависит от развития Интернет и новейших электронных технологий.

Знакомство с Интернет, лучше всего приобрести, работая на компьютере. Для этого нужно иметь компьютер, подключенный к сети, либо доступ к такому компьютеру и путеводитель, позволяющий ориентироваться в этом океане информации.

За время информатики появилось и погибло четыре поколения компьютеров, больших и малых ЭВМ, большое число самых различных устройств ввода, вывода информации, перфокарт, перфолент и магнитных дисков.

Ученые предупреждают: полная смена ЭВМ происходила каждые пять-шесть лет и каждые два-три года происходит полная смена программного обеспечения. Не случайно информационные ресурсы Интернет удваиваются два раза в год - идет интенсивное развитие компьютерной индустрии и средств передачи информации.

Развитые страны уже приближаются к насыщению в развитии компьютерных ресурсов Интернет, предоставляя развивающимся странам доступ к глобальным и национальным информационным ресурсам.

Академик Глушков еще в начале 80-х годов говорил, что "к началу следующего столетия в развитых странах основная масса информации будет храниться в памяти ЭВМ, а человек XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать".

Любой человек в возрасте от 6 до 65 лет вполне может освоить работу на компьютере и в сети Интернет за считанные дни и часы. Минимальным требованием для освоения компьютерной грамотности является умение читать и писать, а также искать информацию в книгах и каталогах.

1. Информатика и информация. Компьютерная грамотность

В наступившем новом тысячелетии большая часть информации, связанной с деятельностью людей, будет храниться в памяти ЭВМ.

ЭВМ - электронные вычислительные машины - одно из важнейших изобретений XX в. За рубежом, а позже и у нас в стране вычислительные машины получили название компьютеров. В качестве машин компьютеры используются как универсальные устройства обработки, передачи и накопления самой различной информации.

Обработка, накопление и передача информации происходит не только в ЭВМ, но и при общении людей, в технических устройствах, в живых организмах и в жизни общества. Новым инструментом в передаче и накоплении информации в человеческом обществе стала сеть Интернет.

Интернет - это международная компьютерная сеть, связывающая компьютеры во всех странах и континентах, хранящая гигантские объемы информации и дающая оперативный доступ к этой информации практически всем людям.

Компьютерная сеть Интернет зародилась в США в самом начале 70-х годов, а в 80-х годах вышла за границы США и стала международной. По этим причинам английский язык в Интернет с самого начала стал базовым международным языком, объединяющим людей из разных стран. Более 90% информации Интернет в настоящее время представлено на английском языке. Причина - более 60% сетевых ЭВМ, установленных в Интернет, находится в США. Там же находятся основные производители компьютеров, разработчики программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования.

В сети Интернет в настоящее время уже установлено более 40 миллионов ЭВМ, которые могут быть доступны с любого персонального компьютера. Общий объем информации, размещенной в Интернет, превышает более триллиона страниц текстов и иллюстраций и удваивается каждые полгода.

Передача информации в общении людей - это передача сведений и суждений, данных и сообщений. Передача информации в сети Интернет - это обмен письмами, сообщениями между людьми и компьютерами. Но кроме передачи Интернет представляет еще и гигантское хранилище, в котором мы можем искать информацию.

Для живых существ восприятие и передача информации в форме сигналов - основное отличие от неодушевленных предметов окружающего мира. Языковая форма передачи знаковой информации - основное отличие людей от других живых существ.

Особую роль в жизни общества играют документы. Документированная информация имеет юридическую силу и может служить для фиксации самых различных событий и взаимоотношений между людьми. Документированная информация - основной вид информации, передаваемой в сети Интернет и хранящейся в памяти ЭВМ. Возможность записи информации в виде письменных документов привела к образованию человеческих сообществ, государств, почтовых служб и бюрократии, вся жизнь которой состоит в накоплении, подготовке и использовании задокументированной информации.

Распространение ЭВМ в конце XX в. и последующее развитие компьютерной сети Интернет привело к возникновению современной формы грамотности, необходимой для жизни в новом XXI в. и получившей название компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность - это умение читать, писать на персональных ЭВМ и искать информацию с помощью Интернет. Иными словами, современный уровень развития общества требует владения компьютерами и Интернет, которые вошли в быт и служебные дела всех людей в развитых странах.

В сети Интернет для хранения информации используются серверы. Серверы - это компьютеры, подключенные к сети ЭВМ и имеющие машинные накопители для хранения большого объема информации. Современные серверы имеют память, достаточную для хранения различных архивов и библиотек служебного пользования.

2. Достижения в информатике

Точкой становления информатики как новой индустрии в середине XX в. стало создание компьютеров - универсальных электронных вычислительных машин. Основной возможностью этих машин стала автоматическая обработка информации с помощью специально создаваемых программ. Переработка информации перестала быть исключительной способностью людей и живых существ. На первых же моделях вычислительных машин были созданы и заработали первые модели искусственного интеллекта, являвшегося основной особенностью живых существ.

В это же время были заложены основы информатики как научной дисциплины. Информатика как наука изучает принципы и методы накопления, обработки и передачи информации в ЭВМ и в сети Интернет. Одной из основных проблем информатики считается проблема создания и развития систем искусственного интеллекта как новой формы разума.

Системы искусственного интеллекта - это компьютерные программы и системы, моделирующие или воспроизводящие интеллектуальную деятельность. При этом под интеллектуальной деятельностью понимаются способности производить логические умозаключения и осмысленную переработку информации. Если интеллектуальная деятельность людей основывается на законах логики, то работа любых программ на ЭВМ основана исключительно на законах математической логики. Знание этих законов позволяет в принципе понимать логику работы любых программ и компьютерных систем.

Фундамент информатики как научной дисциплины образуют вычислительные науки, изучающие организацию вычислительных процессов, вычислительных машин, систем и сетей. Компьютеры первого поколения создавались именно как электронные вычислительные машины для автоматизации сложнейших вычислений. В этот период зародилась профессия программистов - создателей программ для ЭВМ и появились первые языки программирования.

3. ЭВМ в современном мире

Количество информации (в битах), заключенной в двоичном слове, равно длине слова (числу двоичных знаков в нем). Полезно отметить, что само слово «бит» происходит от сокращения английских слов binary digit -- двоичный знак. Для удобства использования введены более крупные, чем бит, единицы количества информации. Восьмиразрядное двоичное слово (и количество информации, содержащейся в нем) называют байт. Объем информации в 1024 байта носит название килобайт и обозначается Кбайт. Используются и еще более крупные единицы измерения: мегабайт (1024 Кбайта) обозначается Мбайт и гигабайт--Гбайт (1024 Мбайта) Возможность измерить количество информации весьма важна и с теоретической и с практической точки зрения. Так, например, для каждого действующего канала связи существенной характеристикой является его пропускная способность, т. е. максимальное количество информации, которое может быть передано по этому каналу в единицу времени. Физиологи и психологи научились определять количество информации, которое человек может воспринимать с помощью своих органов чувств, удерживать в памяти и подвергать обработке. Эти данные помогают научно обоснованно организовывать учебно-воспитательный процесс, верно дозировать порции учебной информации. Особое значение приобретает количественная оценка объемов обрабатываемой информации в связи с массовым применением ЭВМ.

4. Перспективы развития информатики как науки

Немаловажное значение для перспектив развития информатики имеет ее структура, в значительной мере определяющая направление проводящихся в ней научных исследований.

Эта структура отражает последовательность этапов информационной деятельности:

отбор > обработка > хранение > поиск > распространение.

Предмет и структура информатики, круг разрабатываемых ею проблем имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Подготовка кадров, повышение их квалификации, формирование профессионального мышления, информационное обеспечение, создание коммуникационных традиций (как по формальным, так и по неформальным каналам) - вот далеко не полный перечень жизненно важных вопросов, решение которых зависит от того, какой круг вопросов будет исследовать информатика. Но учитывая, что научная дисциплина это не только совокупность знаний, но и институция, сообщество ученых, объединенных единым кругом изучаемых проблем и подходов к их изучению, инфраструктура дисциплины оказывает влияние на ее развитие.

Как в этих условиях будет развиваться информатика? Если не выходить за очерченные нами рамки, то потребуется значительно интенсифицировать исследования свойств и структуры семантической информации, подходов к определению ее сложности, количества, ценности, полезности, старения, рассеяния и т.п. Необходимы дальнейшие исследования информационных систем, разработка их математических и других формальных моделей. Особую актуальность приобретает построение интеллектуальных информационных систем, позволяющих прогнозировать исследуемые свойства веществ, процессов, явлений на основе неполной информации. Информационный поиск смыкается здесь с автоматизацией исследований и проектирования, что требует глубокой логической и лингвистической проработки.

В области технологии информационной деятельности возникает ряд важных проблем взаимодействия человека с развитыми техническими системами: унификация представления научно-технических данных, методы кумуляции и концентрации информационных ресурсов, методы структурирования информации в условиях ее машинного накопления и обработки, рациональное представление нетекстовой информации, эффективный ввод речевой и графической информации. Малоизученной, но крайне важной областью информатики являются ее экономические, социологические, психологические и правовые аспекты. Вся сфера информационной коммуникации недостаточно изучена с точки зрения ее соответствия экономическим структурам производства и процессам принятия решений. Перспективными представляются исследования влияния новых информационных технологий на внедрение достижений в народное хозяйство, в сферу образования, культуры, массовой коммуникации.

Если же пойти еще дальше, за пределы того круга проблем, которые легко укладываются в рамки обсуждаемой нами научной дисциплины информатики, то мы выйдем в необозримое пространство проблем, обозначаемых терминами «искусственный интеллект», «информационные технологии», «теория программирования», «теория формальных языков» и т.п. Спору нет, информатика уже сейчас наталкивается на многие вопросы, разрабатываемые в этих проблемных комплексах. К ним относятся «понимание» текста на естественных языках, логико-смысловые методы его обработки, представление знаний в базах данных, программирование задач информационного обеспечения и многие другие вопросы подобного типа. По всей вероятности, они займут в информатике соответствующее их значению место.

Ясно, что ближайшей перспективой развития информатики является развертывание широкого фронта теоретических исследований. Это не значит, что прикладные разработки, направленные на совершенствование нынешних информационных систем и методов информационного обеспечения должны быть отодвинуты на второй план. Они также будут развиваться и расширяться, но не они, а теоретические исследования определяют будущее информатики как фундаментальной науки.

Заключение

Сложные задачи обработки данных требуют составления алгоритмов и программ для ЭВМ с использованием языков и средств программирования. Наибольшее распространение для начального обучения программированию на персональных ЭВМ получили языки Бейсик и Паскаль.

Получение на ЭВМ правильных результатов вполне возможно для любых задач, встречающихся на практике, а также на экзаменах, зачетах и занятиях по информатике. А получение правильных результатов - гарантия успехов в любом деле.

В наше время информатика для человечества стратегически необходима, а информатика без ЭВМ - это нонсенс, схожий с обучением игре на пианино без пианино (езде на велосипеде без велосипеда, обучение плаванию без воды).

Теперь все хорошо знают, что в любой области человеческой деятельности компьютер находит себе сферу эффективного и перспективного применения, что многие отрасли современной науки и производства (космонавтика, ядерная энергетика, физика элементарных частиц, биоинженерия и др.) были бы просто невозможны без вычислительной техники. Использование ЭВМ позволяет вводить элементы автоматизации в важнейшую область человеческой деятельности -- интеллектуальную деятельность, умственный труд. Практическая реализация «интеллектуальных» способностей ЭВМ осуществляется на основе разработки и внедрения в практику многочисленных информационных технологий. Этот процесс получил название компьютеризации.


Список литературы

1. Алексеева А.П. Информатика 2001. - М.: СОЛОН-Р, 2001.

2. Информатика. / Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. - М.: Финансы и статистика, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ " Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ"Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"по результатамнаучно-практической конференции...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Современные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности

Доклад  для  выступленияна  Педагогическом  советеСовременные аспекты патриотического воспитания как основа формирования гражданской идентичности...

Современные достижения российской военной техники

В России производится военная техника нового поколения, пользующаяся большой популярностью и спросом во всем мире, так как не имеет аналогов. Одно из лучших оружий на мировом рынке – усовершенствованн...

Доклад на тему: "Проблемы эффективного использования современного лабораторного и мультимедийного оборудования в учебном процессе"

Широкое использование информационно - коммуникативных технологий- требование времени.Уроки с использованием ИКТ хорошо сочетаются с традиционными педагогическими приемами.Использование возможностей ИК...

Доклад к педогогическому совету на тему "Современные формы и методы воспитательной работы"

Профессиональное воспитание будущего специалиста как сложный системный процесс может быть представлен с помощью метода моделирования, позволяющего выявить взаимосвязь между основными факторами, функци...

Доклад (23 задание).«Миссия просветительства в современной России».

laquo;Миссия просветительства в современной России»...

Нетрадиционные занятия по информатике как инновационный способ достижения современных целей образования

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных метод...