План открытого урока
план-конспект урока

Белевская Татьяна Викторовна

ПЛАН

открытого урока

 

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

по теме:

«Лексические ошибки и их исправление.

Ошибки в употреблении фразеологизмов»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное  автономное профессиональное образовательное учреждение Калужской области

 «Калужский технический колледж»

ГАПОУ КО «КТК»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

_____________В.А. Никитина

«____»  __________2022 г.

ПЛАН

открытого урока

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

по теме:

«Лексические ошибки и их исправление.

Ошибки в употреблении фразеологизмов»

Подготовил: преподаватель __________________Т.В.Белевская

Рассмотрено на заседании

Дисциплинарно-цикловой комиссии

 «Общеобразовательных дисциплин»

Протокол № 5 от 20.01.2022

Председатель дисциплинарно-цикловой          

комиссии  ____________Т.В.Белевская

г.Калуга , 2022

План урока

Дата: 

Время проведения:

Группа: 

Количество студентов в группе (по списку): 

Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

Раздел: «Лексика и фразеология»

Тема урока: «Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов».

Цель урока: развитие лингвистической грамотности и ключевых компетенций студентов.

Задачи урока:

1. Образовательная: повторить и обобщить знания студентов по теме «Лексика», сформировать знания студентов о понятии «Лексическая норма современного русского литературного языка», познакомить студентов с причинами нарушения лексической нормы, выработать умение находить лексические ошибки и исправлять их.

2. Развивающая: продолжить работу по развитию коммуникативной компетенции студентов, культуры речи, способствовать развитию навыков самостоятельной работы, расширению кругозора, научить выделять главное, обобщать, делать выводы.

3. Воспитательная: вызвать интерес к изучаемому материалу, показать важность изучаемого материала в профессиональной деятельности, воспитывать познавательную активность, культуру общения, поведения, навыки самоконтроля, прививать любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование урока: рабочая программа, календарно-тематический план, план урока, учебник (Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2012, стр. 180-193), ПК, проектор, доска, раздаточный материал (тексты, лекция, раздаточный материал с тренировочными упражнениями, карточки).  

УУД (универсальные учебные действия):

Познавательные: умение определять тему урока; осуществлять поиск и выделение нужной информации, фиксировать её; обогатить словарный запас студентов; формировать познавательные интересы; совершенствовать все виды речевой деятельности.

Регулятивные: сформировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; выполнять задания, используя имеющиеся знания; уметь сравнивать, анализировать, обобщать; осуществлять проверку и корректировать работу.

Коммуникативные: формировать умение работать коллективно, в группах, в парах; уметь принимать решения и их реализовывать; владеть речью в соответствии с нормами русского языка

Личностные: формировать положительное отношение к урокам русского языка и культуры речи; внимательное отношение к красоте русского слова, уважение к культуре своего народа, формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: сформировать положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание овладеть профессиональными компетенциями.

Метапредметные:

Регулятивные: освоить способы речевого общения; умение принять и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с преподавателем и одногруппниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: осмыслить познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; а также самостоятельно находит необходимую информацию в материалах учебников, в сети Интернет.

Коммуникативные: сформировать культуру речевого общения, речевого этикета: умение задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.

Предметные: овладеть новыми понятиями, приёмами отбора и систематизации материала на тему «Лексические ошибки и их исправление», научиться находить лексические ошибки и исправлять их, использовать для решения практических задач словари и справочники, расширить уточнить словарный запас студентов.

Межпредметные связи: литература.

Формы работы: фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная.

Технологии, используемые на уроке: технология дифференцированного обучения, вузовская технология (лекция) с применением компьютерной технологии (презентации).

Методы: словесные (беседа, сообщения, диктант), практические (практические задания)

Приёмы: разъяснения, рассуждения, беседа с элементами объяснения.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент (проверка явки студентов, организация рабочего места, мотивация к учебной деятельности) – 2 мин.

Цель этапа: включение студентов в деятельность на личностно-значимом уровне.

Преподаватель обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке, психологически готовит студентов к общению.

Студенты проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке, настраиваются на общение.

2. Проверка домашнего задания + актуализация знаний (комбинированный опрос) – 20 мин.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого студента.

Преподаватель обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока. Анализирует ответы студентов.

2.1 Письменный опрос (работа в группах, студенты в начале урока рассаживаются по группам за 3 стола по желанию) – 5 минут.

Группа А. Объясните значение следующих слов.

Призреть – презирать (призреть – приютить; презирать – пренебрегать, относиться с презрением);

притворить – претворить (притворить – прикрыть; претворить – осуществить);

приступить – преступить (приступить – начать; преступить (закон) – нарушить);

приемник – преемник (приемник – аппарат для приема сигналов; преемник – продолжатель).

Группа Б. Соберите пары синонимов.

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.

Группа С. Сгруппируйте парами антонимы.

1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.

Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 - 22, 12 - 23.

2.2. Устный (фронтальный) опрос (теоретическая разминка с последующей самопроверкой) (5 мин., вся группа).

1. Словарный состав языка (лексика)

2. Основная единица языка (слово).

3. Слова, имеющие сходные значения (синонимы)

4. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению (паронимы)

5. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

6. Слова с противоположными значениями (антонимы)

7. Как называются устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)

8. Какое значение имеют фразеологизмы? (переносное)

9. Слова, имеющие одно или несколько значений (однозначные и многозначные).

10. Слова, образованные в связи с появлением новых понятий, явлений (неологизмы).

11. Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы).

12. Что такое лексические нормы? (правила употребления слов в соответствии с их значением).

Студенты отвечают на вопросы, представленные на экране, и приводят свои примеры.

2.3. Творческая работа (5 мин., вся группа). Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться (чужой спиной)

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить (в грязь лицом)

Бросились искать приезжего. а его и след (простыл)

У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой (не разольешь)

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи (слона)

Мы его расспрашиваем, а он словно воды (в рот набрал)

Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как (рак)

Он так хорошо все сделал, что комар (носа не подточит)

У Плюшкина крестьяне мрут как (мухи)

Во всем произведении мысль о будущем России проходит красной (нитью)

Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начал бить (ключом)

2.4. Дифференцированные задания на карточках для трех групп (А, Б, С) студентов, которые выполняются в рабочих тетрадях. Затем осуществляется взаимопроверка заданий (5 мин., вся группа).

Вспомните лексическое значение следующих фразеологических сочетаний и запишите их:

на всех парусах – А

быстро

перемывать косточки – А

обсуждать

рукой подать – А

близко

ни рыба ни мясо – А

безликий, безвольный человек

обвести вокруг пальца – А

обмануть

вопрос жизни и смерти – Б

дело исключительной важности

кожа да кости – Б

худой

хоть кровь из носу – Б

обязательно

как рыба в воде – Б

уверенно

кот наплакал - Б

очень мало

седьмая вода на киселе – С

дальний родственник

комар носа не подточит – С

не к чему придраться

куриная память – С

плохая память

глас вопиющего в пустыне С

напрасный, тщетный призыв

стреляный воробей – С

очень опытный человек

3. Сообщение темы и целей урока – 5 мин.

Сообщение и запись темы урока, формулировка основных целей и задач урока. План работы на урок.

Проблемный вопрос. Мотивация учебно-познавательной деятельности.

Задание: прочитайте записанное на доске предложение. Верно ли оно составлено? Есть ли в нем ошибки?

Наш корреспондент Петр Орлов находится в эпицентре событий.

(Из телевизионных новостей)

(если ошибка не найдена в предложении, то обращаемся за помощью к словарю и выясняем лексическое значение слова эпицентр)

Преподаватель: «Послушайте, что пишет корреспондент газеты «Известия»: «Эпицентр - не центр. Если бомба или граната взрывается на земле, то никакого эпицентра не существует – есть только центр этого взрыва. Так что фраза «мы находимся в эпицентре событий» звучит совершенно нелепо, так как буквально означает «мы находимся не в центре событий».

Вопрос группе: Какая норма русского литературного языка нарушена в данном предложении? (Лексическая норма)

Нарушение лексической нормы приводит к лексическим ошибкам.

Объявление цели занятия. Мотивация: говорить и писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий профессионального успеха.

Запишем тему нашего занятия: «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление».

4. Проблемное объяснение нового материала - 40 мин. (лекция с элементами беседы с использованием компьютерной технологии (презентации)).

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления студентами основных понятий.

Преподаватель организует внимание студентов, сообщает основную идею изучаемого материала, обеспечивает осмысление методов исследования изучаемой темы, знаний, способов и средств, которые привели к определённым содержательным выводам.

Вопросы, разбираемые в ходе объяснения нового материала:

1. Понятие лексической нормы.

2. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

3. Лексические нормы в аспекте выразительности.

4. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов.

5. Лексические нормы с точки зрения развития языка.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, падает интерес к слову. Многих больше интересует язык знаков и символов. А ведь наш русский язык – это национальная гордость, большая ценность для каждого, кто считает его своим родным языком. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать. Вы можете сказать, что вовсе не обязательно знать правила написания и произношения слов, хорошо владеть его языковыми нормами. Ведь мало кто из вас впоследствии станет лингвистом, языковедом. Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Поэтому необходимо знать нормы языка.

Лексическая норма – определяет правила употребления слов в соответствии с их значением. Выбирая слова, следует обращать внимания на их значение, стилистическую окраску, употребительность и сочетаемость с другими словами. При не соблюдении этого условия могут появиться речевые ошибки. Лексические (речевые) ошибки встречаются в речи учащихся в два раза больше, чем грамматические и составляют 69 % всех ошибок.

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей.

Употребление слов в речи всегда определяется, в первую очередь, особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста – его окружения.

Лексические нормы, регулирующие аспект точности, предписывают избегать речевых ошибок – нарушений лексических норм. Рассмотрим кратко, каковы эти основные речевые ошибки.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетании возникает лексическая несочетаемость. Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокий день или глубокая юность. В некоторых других случаях мы невнимательны к лексическому значению слов, которые мы соединяем в словосочетание. Например, беседа прочитана (это же устный жанр!), беседа может быть проведена, а прочитана книга или лекция.

2. Смешивание паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (Останки и остатки. Эффектный и эффективный, экономный – экономичный – экономический).

Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный. Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал).

3. Неточности словоупотребления. Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

4. Плеоназмы – слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние (Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия. Главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

5. Тавтология – повторение однокоренных или одинаковых слов (Организовать организацию. Изобразить образ).

6. Слова - паразиты - это такие слова, которые засоряют речь.

К ним относятся разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы: вот, ну, это и т.п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, вообще, честно говоря и т.п. Употребление слов-паразитов говорит о бедном словарном запасе человека, поэтому таких слов в нашей речи быть не должно.

7. Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели <портреты> русские писатели. По радио мы слушали <передачу> о жизни и творчестве А.С.Пушкина).

Все эти речевые нарушения лексической языковой нормы появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате небрежного отношения к слову, невнимательности.

Лексические нормы в аспекте выразительности.

Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. В русском языке богатый набор образно-выразительных средств. Лексические нормы в аспекте выразительности регулируют закономерности их использования.

1. Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественны по значению. Синонимы подразделяются на несколько групп:

- смысловые (семантические) синонимы, различающиеся оттенками значения (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, талисман – амулет, красный – алый)

- стилистические – синонимы, различающиеся стилистической окраской, субъективной оценкой, сферой употребления (будущее – грядущее, умный – толковый – башковитый, беседовать – болтать – трепаться, работать – вкалывать).

Использовать синонимы надо внимательно: не всегда они могут взаимозаменять друг друга в контексте. Особенно это касается стилистических синонимов. Если синоним подобран неудачно – это тоже речевая ошибка. Например: Ему удалось повлечь <повести> за собой единомышленников. Многие животные зимой бросаются <впадают> в спячку. Президент устроил правительству разборку <критиковал деятельность>.

2. Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). Антонимы могут быть двух видов:

- однокоренные (лексико-грамматические): друг – недруг, приезд – отъезд, спокойный – беспокойный.

- разнокоренными (собственно лексическими): любовь – ненависть, старый – молодой, трудиться – бездельничать.

Особо выделяются так называемые контекстуальные антонимы – слова, ставшие антонимической парой только в определённом контексте. Например: Кто сеет ветер, пожнёт бурю. У неё были не глаза, а очи.

Основные функции антонимов: 1) противопоставление (антитеза): ученье свет – а неученье – тьма. 2) выражение отрицания: я тебе не враг, а друг. 3) создание комического эффекта: было так поздно, что стало уже рано (каламбур – игра слов, основанная на их неожиданном объединении, двусмыслености).

3. Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений, между которыми имеется ассоциативная связь на основе сходства или смежности обозначаемых явлений (море – Черное море, море цветов. Сладкий – чай, улыбка, взгляд). Стилистическое использование многозначных слов основано на том, что в текстах могут использоваться как прямые, так и переносные значения слов. Поэтому следует быть внимательными: многозначность слов может дать повод к неправильному истолкования фразы. Например: Перед школой вы увидите разбитые цветники: это дело рук наших ребят. На каждого члена кружка падает пять-шесть моделей.

Мы разобрали типичные лексические ошибки, но незнание фразеологизмов и неумелое их использование (несоблюдение фразеологических норм) также приводит к ошибкам.

Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в речи в готовом виде: не ударить в грязь лицом, водить за нос, не в своей тарелке, как рыба в воде и т.д.

Умелое использование фразеологизмов делает речь выразительной, меткой, демонстрирует высокий уровень речевой культуры говорящего. Тем не менее следует быть внимательным при использовании фразеологизмов в речи, так как и здесь может подстерегать речевая ошибка:

  • замена компонента (львиная часть вместо львиная доля);
  • неоправданное сокращение или расширение состава (оставлять желать много лучшего);
  • контаминация, или смешение двух оборотов (по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски);
  • искажение грамматической формы (бабушка на двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала);
  • употребление фразеологизма, не соответствующего контексту (Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык);
  • стилистически неуместное употребление (Командир приказал сматывать удочки, вместо Командир приказал уходить).

Лексические нормы с точки зрения развития языка

Так как язык представляет собой живое явление, которое постоянно развивается и обновляется, одни слова приходят в язык, другие уходят из него.

1. Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

- историзмы – слова, устаревшие по неязыковой причине, так как обозначаемые ими реалии, ушли в прошлое вместе с развитием общества (сундук, помещик, камзол, холстина). У Пушкина: Ямщик сидит на облучке, в тулупе в красном кушачке.

- архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, шуйца – левая рука, сей – этот). Бывает и так, что «родное» для языка слово становится архаизмом из-за появления иностранного (зодчий – архитектор). У некоторых слов поменялось значение: позор – зрелище, прелесть – обман.

Бывает и так, что слово, перешедшее в разряд устаревших, вновь возвращается в язык. Например: слова гимназия, лицей и офицер исчезли из языка после Революции. Слово офицер вернулось в язык в 1940-х годах, а слова гимназия и лицей – в 1990-х.

Устаревшие слова используются в литературе, для различных стилизаций. Читать русскую классическую литературу без знания устаревших слов – достаточно трудно.

2. Новая лексика – неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Если слово нужно для языка, оно «приживается» и начинает активно использоваться, через некоторое время переходит в активный словарь. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, сникерсни).

3. Иноязычные / заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. Заимствованная лексика всегда была отражением нашей истории. Приходила она в русский язык по разным причинам: 1) неязыковая причина – вместе с предметом (тетрадь, чай, хоккей, зонт, кафе), 2) языковая причина – стремление устранить расплывчатость, объёмность, многозначность русского слова (пирожное – кекс как особый вид пирожного; бег на короткие дистанции –спринт). Бывает и так, что русское слово и иноязычное «соперничают»: водитель – шофёр, стагнация – застой, коррумпированный – продажный.

Лексические нормы предписывают не злоупотреблять неологизмами или заимствованными словами, по возможности использовать русский литературный аналог.

Таким образом, мы рассмотрели лексические нормы – правила употребления слов в соответствии с их значением и выразительной характеристикой, познакомились с явлениями, сопровождающими развитие нашего языка.

Основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм (таблица проектируется на экран)

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

Смешение паронимов.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

Употребление лишнего слова (речевая избыточность - плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

5. Закрепление нового материала – 20 мин.

А сейчас послушайте стихотворения.

Чтение стихотворений

«Меткость выражений»

Я в автобусе стоял.

Вдруг на повороте

Кто-то сзади мне сказал:

-Вы сейчас встаёте?..

Нам к ответу бы призвать

Этого героя:

«Объясни, как может «встать»

Тот, кто едет стоя?»

Но автобус не привык

Видеть суть ошибок,

Да к тому же наш язык

Беспредельно гибок,

И стараются в пути

Дяди или тёти

Всех стоящих впереди

Спрашивать: «Встаёте?»

Двух гражданок городских

Слушал я при встрече.

Заурядные у них

Обороты речи,

Никаких таких примет,

Только многократно

Там, где надо, там, где нет,

Слышится «обратно»:

-Главк, обратно, ордер дал

Нашему соседу.

-А у нас большой скандал

Был, обратно, в среду.

-Я, обратно, плащ взяла,

Там, обратно, пятна.

-Наша Нюра родила

Мальчика, обратно…

Я, бодрясь по мере сил,

У врача в передней

Ожидающих спросил:

-Кто из вас последний?

И сейчас же был ответ

Выдан громогласно:

-В наши дни последних нет.

Я здесь – крайний… Ясно?-

Так сострил какой-то бас,

И не без успеха.

Ожидающие враз

Взвизгнули от смеха.

Но сказал я в свой черёд

Со злорадством тайным:

-Хорошо смеётся тот,

Кто смеётся …крайним!

«Одеть» и «надеть».

«Одеть», «надеть»…Два эти слова

Мы путаем так бестолково!

Морозный выдался рассвет;

Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет,

А шуба, стало быть, надета.

«Одеть», «надеть»…Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть.

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето.

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!

Вопрос: О каких ошибках идёт речь в поэтических текстах?

(В стих. «Одеть и надеть» - смешение паронимов. Одеть деда, надеть на деда; в стих. «Тонкость выражений»- речевые ошибки, связанные с неправильным употр. слов: обратно, последний, встаёте).

То есть везде нарушены лексические нормы, которые  требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии с его лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.

Первичная проверка понимания материала

Задание 1: перепишите предложения, исправив ошибки и указав их причины (предложения проецируются на экран).

1. Посетив краеведческий музей, мы обогатили свой кругозор.

(Из отзывов посетителей)

2. Налоги взимаются с учетом суммы растаможки.

(Из объявления в налоговой инспекции)

3. На Дворцовой площади много страшно красивых зданий.

(Из разговора)

4. Чтобы обсудить поездку, мы решили встретиться по телефону.

(Из разговора)

Проверка выполненного задания:1)обогатили свой кругозор – расширили ( несочет. по традиции); 2) суммы растаможки – суммы таможенных сборов; (стилистическая разнородность: офиц.-дел. и разг.); 3) страшно красивых – очень красивых (несовместимость в силу различных оценок – полож. и отр.).

Задание 2. Найдите лексические ошибки, исправьте их, объясните (предложения проецируются на экран).

Рейд выявил плеяду жуликов. Их связывала сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба. В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.

Задание 3. Самостоятельная работа студентов (на карточках) 

3.1. Карточки (для группы А) Найдите правильный вариант в следующих фразеологизмах.

1.ходить как в воду окунутый (опущенный)

2. мчаться сломав голову (сломя)

3. взять львиную часть (долю)

4.приподнять занавес (поднять)

4. показывать образец (показать)

5. кануть в лето (лету)

3.2. Карточки (для групп Б) К данным выражениям подберите фразеологические антонимы.

1. нога за ногу (рука об руку)

2. засучив рукава (спустя рукава)

3. куры не клюют (кот наплакал)

4. держать ухо востро (развесить уши)

5. пасть духом (воспрянуть духом)

6. легкий на подъем (тяжелый на подъем)

3.3. Карточки (для групп С) Перепишите, исправляя ошибки в употреблении слов и фразеологизмов.

1. На дворе кромешные сумерки. 2. Я должна постараться и взять себя в свои руки. 3. Наступит период, и я расскажу вам правду. 4. Эта похвальба вполне заслужена вами. 5. Эти люди всё делают или через пень, или через колоду. 6. К сожалению, у всех сложилось о нём крайне позитивное впечатление.

Проверка выполненных заданий всех групп студентов при помощи взаимопроверки.

Задание 4. (выполняется устно) Выберите одно из двух данных в скобках слов (текст задания проецируется на экран)

Он полный (невежа - невежда) в вопросах литературы.

На факультете изучаются два (зарубежных - иностранных) языка.

Лермонтов - достойный (приёмник – преемник) Пушкина.

Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном (саване - уборе).

Тяжелая ситуация с авиатопливом на Украине, кажется, начинает (меняться в лучшую сторону, улучшаться, стабилизироваться).

Преподаватель отмечает активно работающих студентов

Задание 5. Исправьте ошибки, дайте комментарий (карточки для групп. А, Б, С).

А. 1. Он впервые дебютировал в заглавной роли. 2. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались. 3. Участники экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 4. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу.

Б. 1. Студент очень скрупулёзно изучал предмет. 2. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 3. В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. 4. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион.

С. 1. Летом я буду отдыхать в подмосковной здравице. 2. Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся. 3. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги. 4. Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох.

Проверка заданий всех трех групп по очереди.

Задание 6. Мини-диктант (проводит преподаватель). Найди и исправь лексические ошибки в предложениях.

1. Двадцать лет своей биографии она посвятила детям.

2. Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания.

3. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина “Катюша”.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Добиться успеха ему помешала маленькая мелочь

7. В мае месяце в Нижнем Новгороде зацветает сирень.

8. Шкатулку с письмами она хранила как зеницу глаза.

9. «Оплатите за проезд», - услышал я голос кондуктора.

6. Подведение итогов урока – 5 мин.

Рефлексия. Чему мы сегодня научились на занятии? Как вы думаете, достигли ли мы цели урока? (студенты отвечают).

На сегодняшнем уроке мы познакомились с лексической нормой русского языка и с правилами ее соблюдения. Какой вывод вы для себя сделаете, исходя из темы нашего урока? (студенты дают самооценку).

Я вам предлагаю следующий: знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека.

Желаю вам быть культурным человеком не только в поведении, но в речи!

Помните, что речь человека - это его визитная карточка. Я надеюсь, что вы после сегодняшнего занятия будете более внимательны к слову, к своим высказываниям

Хочется, чтобы эти замечательные слова послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя.

(Ф.Васильев, перевод с удмуртского В.Соложина)

Студенты получают оценки за индивидуальную работу и за работу в группе.

8. Домашнее задание - 3 мин.: 

1. Учебник Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке  - М., 2013, стр. 180-193.

2. Повторить материал по конспекту.

3. Подготовиться к практической работе по теме «Лексические ошибки и их исправление».

4. Индивидуальное задание (по желанию): проведите микроисследование на тему ««Жаргонизмы и «слова-паразиты» в речи студентов группы 2ОДЛ1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"

План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока:   Учебна...

План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"

Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

План открытого урока учебной практики «Станочник (металлообработка)»

Методическая разработка для подготовки по проффесии «Станочник (металлообработка)»....

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

Планы открытых уроков

Планы открытых уроков, проведенных в 2013 г....

план открытого урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В. "Изготовление узлов фартука"

План урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В.Очень хороший материал, который Вы можете использовать в своей работе.Напишите Ваши комментарии....

План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»

Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:·        Повтори...