Методика организации проектной деятельности
методическая разработка по теме

Современный педагогический процесс требует использования инновационных технологий обучения. Ведущее место среди новых педагогических технологий в области профессионального образования занимает сегодня метод проектов. Работая по этой технологии я осмыслила что проектная деятельностьпозволяет формироватьцелостную систему универсальных знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_org.proekt.deyat_.doc39.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_ot._uroka.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Жаркова Н.И.,

преподаватель  химии и материаловедения РГО НПО г.Чебоксары «ПУ №18».

Рынок труда от нас требует профессионально компетентных рабочих, поэтому в последние годы заметно возросли требования работотдателей к коммуникативным навыкам  и исследовательским способностям выпускников, к их социальной адаптированности, к  их овладению навыками самостоятельного приобретения и применения знаний и умений  в профессиональной деятельности при решении производственных задач, а также к развитию интеллектуальных и деловых качеств, т.е. к ключевым компетенциям. Если выпускники училища смогут  следовать этим требованиям, предъявленным к ним, то они окажутся более приспособленными и востребованными на рынке потребителей образовательных услуг.

Современный педагогический процесс требует использование инновационных технологий обучения в педагогической деятельности. Об этом говорится и в президентской программе «Новая школа» и в других целевых программах по обеспечению развития системы профессионального образования  Чувашской республики.

Ведущее место среди новых педагогических технологий в области профессионального образования занимает сегодня метод проектов. Проектная деятельность – сложная деятельность, которая состоит из: работы с информацией, составления плана, работы с людьми, анализа и синтеза полученных материалов, составления рекомендации, проведения экспериментов.

Работая по этой технологии, я осмыслила, что проектная деятельность позволяет формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков. Особую роль играет опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетенции обучающихся. Эффективность формирования ключевых компетенций во многом зависит от того, насколько умело преподаватель организует совместную  и самостоятельную работу учащихся по теме проекта.

Метод реализации проектной деятельности учащихся по профессии «Автомеханик» был обобщен по дисциплине «Химия» при изучение раздела “Природные источники углеводородов и их переработка ”. Работа по проекту  велась в 4 этапа:

 I. Этап предпроектной подготовки.

На этом этапе работа велась по выбору темы исследовательского проекта, формулировке гипотезы, целей и задач проекта, выбору и обоснованию методов, разработке плана и структуры исследования, сбору и изучению источников информации по теме.

Исходя из содержания учебного материала раздела сформировали три темы.

человек и транспорт;

нефтепродукты и экология;

влияние автотранспорта на окружающую среду.

 Обсудили круг вопросов и выбрали наиболее актуальную тему, тем самым смотивировали успешную работу учащихся над проектом. В результате обсуждения учащиеся решили, что наиболее злободневна тема «Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду». По мнению учащихся, она актуальна, к тому же требует привлечения знаний не только по предмету «Химия», но и по смежным предметам: «Экология», «Материаловедение», «Биология», «Физика», «Устройство и техобслуживание автомобилей». Результат проектной деятельности решили представить в виде учебно-исследовательской работы и дидактических материалов для кабинета материаловедения и химии.

Тема проекта стала темой учебно-исследовательской работы.

Группа исследователей обсудили следующие вопросы:

все ли виды транспорта одинаково загрязняют окружающую среду?

почему вы считаете, что основной источник загрязнения окружающей среды – автомобильный транспорт?

можно ли нейтрализовать негативное воздействие автотранспорта, каким образом? После чего была   учащимися выдвинута гипотеза: автомобильный транспорт – основной источник загрязнения окружающей среды и для снижения негативного влияния его необходимо создать альтернативные конструкции автомобилей и перевести автотранспорт на экологически чистое топливо. Истинность выдвинутой гипотезы учащимся предстояло проверить в дальнейшем в процессе самостоятельного исследования.

      Методом «мозговой атаки» определили цель учебно-исследовательской работы. Для этого группу разделили на две подгруппы: “Генераторы идей “ и “Эксперты”. «Генераторы идей» в качестве целей исследования выдвинули:

выявление экологически безопасных видов автомобильного топлива и оформление результатов в виде таблицы;

изучение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автомобильным транспортом в городах Чувашской Республики (результат оформить в виде таблиц);

поиск путей решения проблемы негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду (составить перечень путей решения).

«Эксперты»  обсудили выдвинутые предложения и остановились на последнем как на возможной цели исследования. Затем определили, какую информацию следует собрать и обсудить, какие наблюдения и эксперименты провести, выполнить задачи, чтобы проверить выдвинутую гипотезу и достичь поставленной цели. Поставили следующие задачи:

составить дизайн-спецификацию нефтепродуктов, используемых в автомобильном транспорте;

выявить причины ухудшения экологической обстановки;

собрать информацию о влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду;

проанализировать составы и свойства отработанных газов автомобилей, их влияние на организм человека;

изучить мнение горожан г.Чебоксары и учащихся ПУ-18 о путях снижения негативного влияния автомобильного транспорта на экологию города и провести мини-эксперимент;

собрать информацию об альтернативных конструкциях автомобилей.              

       Соответственно для решения этих задач наметили шесть направлений исследования:

1.Нефтепродукты,в автомобильном транспорте.

2. Автомобильный транспорт и окружающая среда.

3.Влияние на человека отработавших газов автомобилей.

4. Мини-эксперимент.

5. Изучение мнений горожан г.Чебоксары и учащихся ПУ №18 о путях снижения негативного влияния автомобильного транспорта на здоровье человека.

6. Альтернативные конструкции автомобилей.

II.Этап планирования.

Руководителем проекта составлен индивидуальный план опытно-экспериментальной работы и запланирован процесс выполнения проекта по этапам. На одном из проектных уроков совместно с учащимися составлен план работы одной из творческих групп, остальные творческие группы составляли  самостоятельно

III.Организационно-исследовательский этап.

Обсуждению и обработке собранной информации по всем направлениям исследования отводились целые проектные уроки.

Заслушаны отчеты творческих групп о результатах исследования, организована работа по оформлению результатов по всем шести направлениям в предложенном учащимися варианте: таблицах, схемах, рисунках, диаграммах и т.д.

IY.Заключительный этап.

Велась подготовка материалов к презентации в форме защиты учебно-исследовательской работы. Сценарий презентации учебно-исследовательской работы включал в себя письменное сообщение, схемы, таблицы, рисунки, фотографии и т.д.

Оценки за проектную работу выставлялись группе в целом и на основании общей групповой оценки каждому в соответствии со степенью его реального участия в работе.

По результаты мониторинга, проведенного в этой группе

- потребность к достижению успеха /высокую и среднюю/ имеют  59 %,

что на 20% больше чем до внедрения проектного метода;

- способность к саморазвитию – 23%  что на 14% больше чем до внедрения метода проектов.

Также возросли и  социальная адаптированность, автономность /самостоятельное принятие решений/, коммуникативность, организаторские способности.  

Работа над проектом носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, способствует воспитанию значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог и т.д.), чувство ответственности, самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно. Развивает навыки проектной деятельности: исследовательские и творческие способности личности, коммуникативные умения и навыки, способность развиваться в информационном пространстве, чувство ответственности за принятое решение, повышается мотивация для развития аутокомпетенций. Улучшились отзывы социальных партнеров о выпускниках ПУ №18  по профессии «Автомеханик», «Машинист дорожно-строительных машин».



Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики ЧР

АУ НПО «Профессиональное училище №18 г. Чебоксары».

План-конспект урока

преподавателя материаловедения                                                                                                                         Жарковой Надежды Ильиничны.

     

       Предмет: Материаловедение.

       Профессия: Автомеханик.

       

Чебоксары 2010

Тема раздела программы: Автомобильные топлива.

Тема урока: Нефть как источник сырья для производства автомобильных топлив.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-беседа с созданием аналитических ситуаций.

Цели урока:

Дидактическая: добиться от учащихся самостоятельного вывода о том, что нефть является источником сырья для производства автомобильных топлив.(3-4 уровень).

Развивающая: формировать познавательные умения ( умение задавать вопросы, доказывать, анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между составом , структурой и свойствами автомобильных топлив, делать выводы.

Воспитательная: развивать требовательность к себе и товарищам, добросовестное отношение к выполняемому заданию.

Задачи для реализации дидактической цели:

1) объяснить содержание целей и задач урока;

2) отметить значимость темы урока для формирования профессиональных компетентностей обучающихся.

2) организовать самостоятельную работу учащихся по изучению физических свойств нефти;

2) организовать на уроке презентацию учащихся творческой группы по вопросу о происхождении нефти;

3) предложить набор вопросов, заданий для определения состава нефти;

4) раскрыть содержание состава и структуры углеводородов нефти, используя схему «Углеводороды нефти»;

5) организовать самостоятельную работу с учебником по изучению влияния структуры углеводородов нефти на свойства автомобильных бензинов;

6) помочь учащимся в ходе беседы доказать, что нефть является источником сырья для производства автомобильных топлив;

7) осуществить в процессе обучения межпредметные связи материаловедения с дисциплинами «Химия», «Физика», « Устройство автомобиля», «География».

     Методы и приемы:  беседа, рассказ, сообщение обучающихся с использование компьютерной технологии, использование тестовых заданий для  контроля и самоконтроля знаний  учащихся, самостоятельная работа с учебником.

     Внутрипредметные связи: тема «Строение материалов», тема «Физические свойства материалов».

Оборудование: на каждом столе – флакон с нефтью, листок бумаги, салфетки, раздаточный дидактический материал, учебник «Материаловедение для автомехаников» (Ю.Т.Чумаченко).

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

№/

Структурные элементы уро

ка

Вре-мя мя,

мин.

Деятельность преподавателя

Деятельность учащих-

ся

1

Организационныйый момент

1

Настраивает учащихся на активную результативную работу.

2
































3






































4.


4.1.











4.2













4.3.



























5.


















6.










7.







8.





























































Актуализация

Знаний.

































Постановка це

лей и задач.





































Изучение новой

 темы.

Изучение физи

ческих свойств

нефти.







Обсуждение

вопроса о происхождении нефти.










Определение состава и струк-

туры углеводо

родов нефти.
























Закрепление

материала.

















Проверка усвое-

ния материала.









Подведение

итогов.






Домашнее

задание.

5



































3







































5











5














10

























7

















5










4

Сообщает о начале изучения раздела «Автомобильные топлива».В ходе беседы напоминает из  курса физики , что автомобильные топлива являются источником тепловой энергии, которая в ДВС превращаются в механическую. Показывает 1 слайд.

Вопросы к учащимся:

Почему топлива являются источником тепловой энергии?

Какие бывают топлива?


Какие жидкие топлива вы знаете?


Какие газообразные топлива?

Что является основным источником

получения топлив? Нефть!

Чёрная нефть струится

Плещет тайги прибой,

И ощущают ноздри

Запах её огневой

Нефть – это ярость света,

Ветра напор у виска,

Нефть – голубая ракета,

Рвущаяся в облака!


 Показ 2 слайда.

Нефть и продукты ее перерaботки необходимы не только сегодня, но и в будущем!

Объявляет тему урока. Показ 3 слайда.



В ходе беседы задает вопросы:






Какую цель поставим?










Что нужно для этого сделать?

- взглянуть на сырую нефть, пощупать,    

обратить внимание на цвет, ощутить за

пах. Как называются эти свойства?





От чего зависят свойства нефти?

- изучение состава и структуры – главные вопросы урока. Почему?





Как вы думаете, от чего зависит состав?

Предлагает послушать сообщение уча

щихся  о происхождении нефти (презентация)

- свойства авт.топлив зависят не только

 от состава , но и от структуры, поэтому необходимо ознакомиться и со структу-

рой углеводородов нефти.

Выполнение всех этих задач – достиже-

ние целей урока.




Демонстрирует сырую нефть. Предлага

ет  открыть пробку склянки c нефтью,

понюхать. Большим пальцем прикрыть

горловину, встряхнуть, растереть остав

шееся на пальце. Обратить на цвет. Не

бойтесь испачкаться: нефтеразведчики

 руки и лицо умывают нефтью – так пра

зднуется успех открытия нефтеносного

пласта. Пальцы вытереть салфеткой.

Организует парную форму работы.


От чего зависят свойства?

Предлагает презентацию учащихся по вопросу происхождения нефти и подготовить вопросы.











Организует беседу. Из сообщения узнали, что нефть произошла при разложении останков животных и раст. организмов

Возникает вопрос:

Из каких веществ состоит нефть?

Органические вещества из каких эле

ентов состоят? (С и Н ) – углеводо-

роды.

Диктует определение: нефть – смесь уг-

леводородов (97-98%) и незначительно-

го количества химических соединений,

Содержащих кислород, серу и азот

(2-3%).

Предлагает для запоминания прочитать

вслух.

Какие углеводороды бывают?



Организует работу с опорной схемой «Состав и  структура углеводородов

 нефти» ( Приложение).


Показывает на примерах, как структура влияет на эксплуатационные свойства

автом.топлив.



Организует самостоятельную работу

с учебником.(стр.362-364). по составле-

нию таблицы «Влияние углеводородов нефти и примесей ( S,N, O) на свойства автомобильных топлив.(Приложение)

Делает выводы по результатам самост.

работы.

Далее предлагает возвртиться к теме

урока.

Почему именно нефть является источ-

ником автомобильного топлива?

Делает выводы.








Организует работу с тестовыми задани-

ями для контроля усвоения учебного

материала. 3 уровня сложности.

(Приложение).







Выявляет уровень усвоенности учебного материала.

В ходе беседы делает вывод о достиже-

нии целей урока.


Комментирует выставленные оценки.




Показывает на слайде, комментирует.

Ю.Т.Чумаченко, Г.В.Чумаченко «Материаловедение для автомехаников»

стр. 361 – 364.

Выучить схему «Углеводороды нефти и их структура».

Найти и выписать определения понятий «перегонка» и «крекинг».

Творческой группе:   Григорьеву А.,  Трофимову А., Трофимову Е.: продумать и  составить схему «Перегонка нефти».




Участвуют в беседе.


Отвечают на вопросы


Эталоны ответов.

При сгорании выделя

ют тепловую энергию

Жидкие и газообраз

ные.

Авт. бензины и диз.топ л

лива.

Сжижен. и сжат.газы.

Нефть.


Учащиеся слушают и

наблюдают.









Читают вслух тему уро

ка и записывают в тет

радь.

 Участвуют в беседе

Отвечают на вопрсы






Получить информацию

о нефти и доказать, что

 нефть является источником сырья для

производства автом.топлив.









Физические свойства




Отвечают на вопросы.

От состава и структуры.

Изучив состав можно доказать, что нефть является источником

 сырья для  пр-ва ав-

том.топлив.

От происхождения.













Работают в паре. Изуча

ют физические свой-

ства  нефти. Рассказы-

вают друг другу.

Записывают в тетрадь.

Делают выводы.

1 уч-ся выступает с выводами.



От происхождения.

1 учащийся – сообще

ние, 2 –  подготовили

и провели презента

цию. Отвечают на во-

просы.

Другие уч-ся задают вопросы.







Участвуют в беседе,

Отвечают на вопросы.


Из органических.


Из С и Н.


Учащиеся записывают

И читают вслух, чтобы запомнить. Рассказыва-

ют друг другу.




Ответы учащихся.

(предельные : метан,

этан и др. и непред.)

Слушают рассказ пре-

подавателя и участву

ют в беседе.

Составляют схему.

Делают выводы.





Самостоятельно рабо

тают по составлению

таблицы (4ур.).

3 уч-ся выступают с ре-зультатами работы.



Читают вслух еще раз

тему урока.

Отвечают: так как сос-

тоит из углеводородов,/

а они  обладают свой-

ством гореть и выде-

лять при этом больш.

кол-во тепловой энер-

гии , кот. в ДВС прев-

ращается в механическ.


Отвечают на вопросы тестов на листочках.

Организуют самокон-

троль знаний.







Участвуют в беседе, де-

лают выводы .







Записывают в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...

Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики

формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью)  в процессе выполнения творческого  задания...

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...