Урок – семинар в 10 классе по теме «Обобщение знаний о спиртах и фенолах»
материал по теме

Обобщение по теме "Спирты и фенолы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_seminar.doc45.5 КБ
Файл КВН по биологии для 7-9 классов16.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Хмельницкая Г.П.  учитель        химии

                                                                МОУ «Большеокинская СОШ»

Урок – семинар в 10 классе по теме

«Обобщение знаний о спиртах

и фенолах»

        Девиз урока: «Всё познаётся в сравнении».

Цели урока:

        1) Углублять и систематизировать знания по данной теме, обеспечить понимание учащимися основ классификации углеводородов, Повторить и уточнить знания учащихся о строении, свойствах и применении спиртов и фенолов.  

        2) Развивать системное мышление и умение аргументировать свои доказательства, учить использовать приобретённые знания для решения познавательных и практических задач.

        3) Воспитывать коммуникативность, работая в группе, умение слушать и общаться  друг с другом.

        Оборудование урока: этанол, глицерин, фенол, натрий,  штатив, пробирки с   растворами едкого натра, сульфата меди, бромной воды.

График - расписание урока.

1) Запись темы, девиз урока, ознакомление с общим планом работы на урок  (3 минуты).                                                                                                                      

2) Повторение опорных знаний (8 минут).

3) Самостоятельная работа учащихся по дифференцированным программам (10 минут).

4) Отчёт по работе (15 минут).

5) Итоги урока, оценки, домашнее задание (4 минуты).

Ход урока.

I. Сообщение темы, цели урока, девиза и общего плана повторения и закрепления знаний.

План повторения.

1) Важнейшие понятия теории химического строения органических соединений (гомологи, изомеры, взаимное влияние атомов в молекуле).

2) Определения, электронное строение предельных одноатомных спиртов и фенолов.

3) Изомерия и номенклатура.

4) Получение и физические свойства.

5) Химические свойства.

6) Применение.

II. Повторение опорных знаний.

Дать название веществам, формулы которых приведены ниже,          указать        гомологи и изомеры.

                1)Фронтальная работа с учащимися (задание записано на  доске):

а) СН3 – СН – СН2 – СН3                        б) СН3 – СН – СН2 – ОН

                     \                                                                \

                    СН3                                                       СН3

в) СН2 = СН – С = СН2                        г) С2Н3ОН

                             \                        

                           С2Н5

д) СН3 – С ≡ С – СН3                                е) СН2 – ОН

                                                                       \

                                                                      СН2 – ОН

ж)         СН3 – СН – СН3                                з) С6Н5 – ОNа

                      \

                     ОН

  1. Устный опрос.

Какие вещества называются предельными одноатомными спиртами?

Какую функциональную группу они имеют?

Как по составу одноатомные спирты отличаются от многоатомных? От фенолов?

Какие две группы атомов влияют друг на друга в молекуле фенола?

Каково влияние этанола на организм?

Каковы физические свойства глицерина?

III. Самостоятельная работа учащихся по дифференциальным программам. (программа доведена до сведения учащихся за 1-2 урока до семинара).

Задание А

(для «сильных» учащихся).

1) Сравнить влияние радикалов С2Н -   и С6Н5 -   на  гидроксильную группу в спиртах и фенолах. В каком случае подвижность атома водорода в гидроксильной группе больше? Почему? Какие свойства веществ подтверждают это? Проведите соответствующие опыты.

2) Почему первые члены гомологического ряда спиртов – жидкости? Как объяснить повышение температур кипения спиртов?         Ответ обоснуйте электронным строением молекулы спирта

3) Подумайте и объясните, как осуществляется теплообмен при гидратации этилена

4) Вещество А получают по схеме:

               1500 С                 актив.                         +Cl2                      2О        

СН4      →      Х1     уголь→   Х2     катализ. →   Х3       →     А.

Определите Х1, Х2, Х3, А.

Задание В

(для учащихся со средними знаниями).

1) В чём причина кислотных свойств глицерина? Запишите соответствующие реакции, проверти опытом.

2) Подумайте и объясните, почему при получении этанола применяют принцип циркуляции?

3) Чем фенол отличается от предельных одноатомных спиртов (по строению и свойствам)? Записать уравнение реакции.

4) Осуществить превращение:

СН4 → С2Н2 → С6Н5Сl → C6H5OH

Указать условия реакций.

Задание С

(для «слабых» учащихся).

1) Каким реактивам распознать глицерин? Проведите эту реакцию. Запишите уравнения реакции.

2) Каковы основные области применения фенола?

3) Записать три способа получения этанола.

4) Задача.

           Фенол массой 4,7 прореагировал с избытком бромной воды. Сколько продукта реакции образовалось?

       IV. Отчёт о работе каждой группы (15 минут).

              При ответе записываются уравнения реакций, повторяются правила Т.Б., которые нужно соблюдать при выполнении опытов, демонстрируются реакции, Объясняются превращения и решения задач.

             V. Итоги урока, оценки, домашнее задание: §§ 1-3, глава VII (4 мин.)

Список литературы:

  1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Органическая химия. 10 класс.

   Издательство «Просвещение» Москва, 1994 г.

  1.     Н.П. Гузик. Обучение органической химии.

Издательство «Просвещение». Москва, 1988 г.

   3) М.В. Зуев, Б.В. Иванов. Совершенствование организации учебной      

  деятельности школьников на уроках химии.

  Издательство «Просвещение» Москва, 1989 г.

     4) Т.Д. Симоненкова, учитель химии средней школы №40, г.  

  Иркутск. «Проектная деятельность учащихся»,                                          

     журнал «Завуч» №8, 2007 г.)        

        5) Г.В. Черняк. Задания для самостоятельной работы по химии.

                Издательство «Просвещение», Москва, 1982 г.

            6) Н.П. Говрусейко. Проверочные работы по органической химии.

            Издательство «Просвещение», Москва, 1988 г.

       

                                                        



Предварительный просмотр:

КВН по биологии «Колосок» для учащихся 7-9 классов.

Тема:  злаковые культуры.

Цели: обобщить и систематизировать знания по теме «Злаки»;                        

         расширять кругозор и развивать интерес детей к биологии; создать условия для развития творческой активности.          

  Девиз: «В любом труде,  в любом творенье

– необходимо вдохновенье»                            

План.

I. Сообщение  темы и цели мероприятия.

II. Брейн-ринг  «Строение злаковых культур»

Вопросы:

1. Какие типы корневых систем вы знаете?

2. Как называются корни отрастающие от стебля?

3. У каких растений хорошо развиты придаточные корни?

4. Как называется процесс улучшения земель?

5. Какой частью растет корень в длину?

6. Какие злаковые культуры выращиваются на полях наших хозяйств?

7. Из чего состоит лист? Какой лист у злаковых, простой или сложный?

8. С каким жилкованием лист пшеницы?

9. Как называется плод у злаков?

10. Чем отличается процесс дыхания и фотосинтеза у растений?

III. Основная часть. «Вершки и корешки…»

А) Назвать эти культуры по рисункам или гербарию.

Б) Указать отличие между

- пшеницей и овсом;

- овсом и рожью;

- рожью и пшеницей;

- рожью и ячменем.

В). Дать классификацию культурам по плану:

Царство

Подцарство

Отдел

Класс

Семейство

Род

Вид.

Г). Приведите пословицы или поговорки , связанные со злаковыми культурами и  изделиями из них.

Д). Объясните, почему радушного гостеприимного хозяина называют хлебосолом?

Е). Составьте как можно больше слов из букв , входящих в слово «хлебосол» и ь.

IV. Конкурс капитанов.

Тест.

1. Какой плод у пшеницы?

а)ягода;                             в)костянка;

б).зерновка;                      г) коробочка.

2. Какое соцветие имеет овес?

а) простой колос;                      в) сложный колос;

б) метелка;                                   г) початок.

3. Какую крупу делают из ячменя?

а) пшено;                                      в) манку;

б) перловку;                                 г) овсянку.

4. Какая злаковая культура имеет 2 цветка : пестичный-початок и тычиночный –метелка?

а) рис;                                            в) кукуруза;

б) овес;                                           г) пшеница.

5 Какое злаковое растение относится к дикорастущим?

а) пшеница;                                   в) рожь;

б) ковыль;                                       г) овес.

6.Сахарный тростник относится к семейству:

а) лилейных;                                    в) сложноцветных;

б) пасленовых;                                 г) злаковых.

7. Какие ткани образуются из камбия?   (2 ответа)

а) кора;                                                в) луб;

б) сердцевина;                                    г) древесина.  

V. Практическое  задание.

1. Покажите на растении, за счет чего стебель злака нарастает в длину?

2. Покажте на растении, где у этого злака язычок?

3. Где находится колосок? Колос? Зерновка?

4. Из предложенных растений выбрать только холодостойкие ( рожь, овес, рис, кукуруза, гречиха, пшеница).

VI. Подведение итогов.  Награждение.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 9 классе по теме: "Выращивание винограда из чубуков (черенков)"

Урок проведен в 9 класе специальной (коррекционной) школы-интерната. Учащиеся научились заготавливать и хранить чубуки винограда, срезанные осенью при его укрытии...

Разработка открытого урока в 10 классе по теме:" Культиватор для междурядной обработки почвы"

Цель урока: изучить  устройство и назначение культиватора, развить внимание, мышление, память, речь, привить учащимся бережное отношение к технике на примерах передовых механизаторов...

Конспект урока во 2 классе по теме "Зима"

В данном материале представлен подробный конспект урока во 2 классе по теме "Зима". Урок ведется в игровой диалоговой форме с использованием тематической лексики....

Разработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела"

Рразработка урока во 2 классе по теме"Закрепление материала по теми части тела" Материал к учебнику Вербицкой. Урок-игра....

Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон.

Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон. Данный урок является обобщающим по данной теме. Цели урока: систематизация  и закрепление пр...

Конспект урока по русскому языку на тему : "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с мультимедийной поддержкой и использованием платформы "Яндекс.учебник" на тему: "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс...