История исполнительского искусства
рабочая программа на тему

Потапова Лидия Геннадьевна

 

Предмет «История исполнительского искусства» входит в цикл специальных дисциплин образовательной программы специальности 070102 «Инструментальное исполнительство. Духовые и ударные инструменты», является составной частью профессиональной подготовки студентов. Рабочая программа составлена в соответствии с типовой программой «История исполнительства на духовых инструментах», составитель Р.А.Маслов, профессор Российской академии музыки им Гнесиных, 2003 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_ispolnitelstva_2011.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Челябинской области

«Озерский государственный колледж искусств»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГКИ ______________ Н.Г.Федотова

«___»___________ 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

«ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

для специальности

070102 «Инструментальное исполнительство. Оркестровые духовые и ударные инструменты»

г. Озерск 2002г

Редакция 2012г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности среднего профессионального образования 070102 Инструментальное исполнительство. Оркестровые духовые и ударные инструменты.

 

Зам. директора ОГКИ

по научно-методической работе                                          М.Н.Вырва

Зам. директора ОГКИ

по учебно-воспитательной работе                                          О.С.Праздникова

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК

«09» 01. 2012г.

Протокол № ____

Председатель ПЦК СО, ОДиУИ                                                Н.Г.Федотова

Автор:

Потапова Л.Г., преподаватель колледжа.

Рецензент:

Коренева С.А, председатель ПЦК, Зав отделением ОНИ ОГКИ

Пояснительная записка

Предмет «История исполнительства» входит в цикл специальных дисциплин образовательной программы специальности 070102 «Инструментальное исполнительство. Духовые и ударные инструменты», является составной частью профессиональной подготовки студентов. Рабочая программа составлена в соответствии с типовой программой «История исполнительства на духовых инструментах», составитель Р.А.Маслов, профессор Российской академии музыки им Гнесиных, 2003 год.

Цели и задачи

Цели и задачи курса «История исполнительства»» состоят в необходимости дать учащимся знания по истории искусства духового и ударного исполнительства, ознакомить учащихся с основными эстетическими, педагогическими и исполнительскими взглядами и принципами мировых национальных школ и отдельных выдающихся музыкантов, показать историческую обусловленность и последовательность развития игры на духовых и ударных инструментах.

Краткие методические рекомендации

В содержание курса включены вопросы, связанные с конструктивно-техническим совершенствованием музыкального инструментария; а также изучение вопросов, раскрывающих историческую последовательность совершенствования выразительных возможностей инструментов в оркестровом, камерном и сольном исполнительстве.

Все проблемы, освещаемые в настоящем курсе, рассматриваются в контексте исторического развития музыкального искусства на основе принципа историзма и хронологической периодизации.

Курс предполагает тесную связь с другими предметами специального и общепрофессионального циклов учебного плана.

Урок должен сопровождаться: иллюстрациями, демонстрацией инструментов, прослушиванием музыкальных произведений с партитурой, просмотром видеоматериалов, мультимедийными презентациями инструментов и различных видов оркестра.

Курс делится на два основных раздела: история зарубежного исполнительства на духовых и ударных инструментах и история отечественного искусства игры на духовых и ударных инструментах.

Требования к знаниям и умениям

По окончанию курса выпускник должен знать:

оркестровые духовые и ударные инструменты;

сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;

ансамблевый репертуар для различных камерных составов, квартета;

оркестровые сложности для данного инструмента;

художественно-исполнительские возможности инструмента;

основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;

закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;

выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;

базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

профессиональную терминологию;

уметь:

использовать музыковедческую литературу;

выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

ориентироваться в звучности инструментов и инструментальных групп, входящих в большой симфонический оркестр.

Контроль и учет успеваемости

Предмет «История исполнительства» изучается на четвертом курсе. Форма проведения занятий – лекционная. В конце 7 семестра проводится контрольный урок, который состоит из устного ответа и (или) письменного реферата. В конце 8 семестра проводится зачет, выставляется итоговая оценка по предмету.

Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п 

Название темы

Количество
часов

 Ауд.

Сам.

1 семестр

1.

Духовые и ударные музыкальные инструменты Древнего мира

2

1

2.

Духовые и ударные музыкальные инструменты в эпоху Средневековья.

2

3.

Духовые музыкальные инструменты в эпоху Ренессанса. Новаторство Д.Габриэли.

2

1

4.

Эволюция духовых и ударных музыкальных инструментов в оркестровых и камерно-инструментальных жанрах XVII К.Монтеверди.

2

1

5.

Становление оркестровой культуры в первой половине XVIII в.

2

1

6.

Духовые и ударные музыкальные инструменты в творчестве А.Вивальди, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя.

4

1

7.

Оркестровая исполнительская культура в Западной Европе XVIII в.

2

1


1

8.

Духовые музыкальные инструменты в творчестве Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена.

4

9.

Развитие и совершенствование исполнительства на духовых инструментах в XIX в

2

1

10.

Духовое инструментальное искусство Западной Европы XIX в. Творчество К.Вебера, Ф.Шуберта, Р,Шумана, Д.Россиини, Г.Берлиоза, Р.Вагнера.

4

1

11.

Развитие и совершенствование исполнительства на духовых инструментах в XX в.

2

1

12.

Духовые и ударные инструменты в музыке XXI века, новые течения. Творческий урок

2

1

Контрольный урок

3

 

 Итого за семестр

30 ч

11

2 семестр

13.

Отечественное исполнительство на духовых инструментах. Духовые инструменты в России до XIX века

4

2

14.

Обучение русских музыкантов иностранными капельмейстерами в первой половине XIX в. Духовые музыкальные инструменты в творчестве А.Алябьева, М.Глинки.

4

2

15.

Духовое инструментальное искусство в России второй половины XIX в. Творчество П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова

6

2

16.

 Развитие отечественного исполнительства на духовых инструментах (вторая половина XIX века – 1917 год)

6

2

17.

Становление современной отечественной школы исполнительства на духовых и ударных  инструментах.

6

2

18.

Современная отечественная литература для духовых и ударных инструментов.

6

2

19.

Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на духовых и ударных инструментах ХХ - ХХI вв. Творческий урок

6

3

20

Контрольный урок

3

 Итого за семестр

40 ч

15

Итого за год

70 ч

26

Содержание учебного материала

Первый раздел. История зарубежного исполнительства на ударных инструментах.

Духовые и ударные музыкальные инструменты Древнего мира

Разновидности духовых инструментов: флейтовые, язычковые, мундштучные. Способы звукообразования на них. Разновидности ударных инструментов кастаньеты, цимбалы и тимпаны.

Инструменты эпохи палеолита: Иднофон – первый ударный инструмент, флейты с игровыми отверстиями, флейта Пана, поперечная труба, дудки с двойным язычком, металлическая труба. Предки медных духовых инструментов изогнутой (горны, от слова horn – рог) и прямой (прототипы труб) форм. Постепенное совершенствование духовых и ударных инструментов.

Древневосточные цивилизации. Древний Египет. Эпоха Древнего царства. Преобладание культовой музыки. Систр - древнеегипетская храмовая погремушка Продольная флейта мем и поперечная флейта себи. Язычковые инструменты.

Среднее царство. Танцевальная музыка и ее инструментарий: древние гобой и флейта, рамообразный барабан.

Появление диатонико-хроматического лада в эпоху Нового царства и связанное с ним конструктивное совершенствование духовых инструментов. Появление военных оркестров. Труба как главный инструмент этих оркестров. Роль ударных инструментов в военном оркестре.

Месопотамия. Роль музыки в описываемую историческую эпоху. Инструменты язычковой и флейтовой групп. Их обожествление. Рог и прямая военная труба. Дифферентизация музыкальных жанров.

Палестина и Финикия. Разнохарактерность музыкального искусства этих цивилизаций. Влияние на музыку Палестины и Финикии музыкальных традиций предшествующих эпох. Музыкальный духовой инструментарий: угаб, шофар, хасосра. Инструменты язычковой группы: халиль и замр. Ударные мембранофоны.

Древний Китай. Характер древнекитайского музыкального искусства. Его связь с конфуцианством. Духовой и ударный инструментарий: флейтовая группа – сюань, пайсяо, сяо, чи и др. Язычковая группа: гуань и сона. Инструменты мундштучной группы: да-чун-ку и сяо-чун-ку. Музыкальные учебные заведения и оркестры в Древнем Китае. Ударные инструменты Доевнего Китая

Древняя Индия. Музыкальные жанры. Система шрути. Флейтовая и мундштучная группы духовых инструментов в музыке Древней Индии: ванша, шурали, шанкха, ниасата-ранга.

Эллада и Древний Рим. Духовые инструменты Эллады: авлос, сальпинкс, сиринкс, роги, трубы. Музыкальные жанры с инструментальным сопровождением: гетерофония, авлодия.

Влияние музыкальных традиций Эллады на музыкальное искусство Рима. Духовой инструментарий Древнего Рима: тибия, туба, литуус, корну, букцина. Исполнительский духовой стиль Древнего Рима. Первые конкурсы музыкантов-духовиков.

2 Духовые и ударные музыкальные инструменты в эпоху Средневековья

Общая историческая характеристика эпохи. Характер феодальной культуры Раннего и Среднего Средневековья. Удаление духовых инструментов из церковной музыкальной практики.

Развитие народно-бытовой музыкальной культуры. Искусство жонглеров, шпильманов, мимов и его музыкальный инструментарий.

Средневековый Восток. Духовые инструменты и исполнительство на них.

Духовые и ударные инструменты Востока – предшественники и прототипы европейских средневековых инструментов. Колокола, гремушка и треугольник, кроталы и тимпаны, табореллус и накария. Мюзетт, шнабельфлейта, блокфлейта, швегель и руспфайф. Описание этих инструментов. Продольная флейта и появление в Европе поперечной флейты. Семейства шалмеев, поммеров, басовых поммеров (бомбард). Их техническое устройство и звукоизвлечение.

Круммхорн – гобой XII века. Его устройство, звукоизвлечение, тембр. Блаттершпиль как разновидность круммхорна.

Роги и трубы. Два типа труб – дискантовый и басовый. Цинки, или корнеты.

Вторая половина XI столетия. Трубадуры, труверы, миннезингеры. Характеристика их исполнительского музыкального искусства. Инструментальные ансамбли для сопровождения пения и танцев.

Оседание странствующих музыкантов – шпильманов и жонглеров – в средневековых городах. Особая роль духовых инструментов в городской музыкальной культуре Средневековья. Башенная музыка.

Появление первых городских и межрегиональных музыкальных корпораций (цехов) и их структура.

3. Духовые музыкальные инструменты в эпоху Ренессанса. Новаторство Д.Габриэли

Историческая характеристика эпохи. Арс нова и его связь с городским искусством. Возникновение домашнего музицирования. Духовой и ударный инструментарий Арс нова. Появление тромбона.

Взаимосвязь вокального и духового исполнительского искусства. Роль юбиляций в инструментальном исполнительстве. Постепенное осознание композиторами и исполнителями функциональной роли и драматургического значения тембра инструмента. Появление виртуозных пассажей у духовых.

Практика инструментального музицирования. Менестрели.

Придворные капеллы и городские ансамбли. Их составы. Ренессансный оркестр и его связь с практикой бассо-континуо.

Трактат С.Фирдунга и его значение для истории исполнительства на духовых инструментах.

Инструментальное искусство Италии XVI века. Венецианский музыкальный стиль. Творчество А.Габриэли (1510-1586) и Дж.Габриэли (1557-1612). Роль духовых инструментов в их произведениях. Появление в сочинениях Дж.Габриэли как отдельных партий духовых, так и ансамблей нового типа, состоящих из инструментов, объединенных близостью тембров и соображениями художественного порядка – первый шаг к формированию симфонического оркестра.

Появление фагота. Семейство фаготов. Стремление к хроматизации духовых инструментов и совершенствование клапанного механизма духовых инструментов.

4. Эволюция духовых и ударных музыкальных инструментов в оркестровых и камерно-инструментальных жанрах XVII К.Монтеверди.

Общая историческая характеристика эпохи.

Использование духовых инструментов в интермедиях музыкальных драм.

Зарождение оперы. Правила применения инструментов в ранних произведениях этого музыкального жанра.

Инструментальная реформа К.Монтеверди. Связь инструментовки с оперной драматургией.

Оркестр венецианской оперы. Творчество композиторов Ф.Кавалли (1602-1676), М.Чести (1623-1676).

Оркестровые преобразования А.Скарлатти (1660-1725) – главы неаполитанской оперной школы. Включение в оркестр валторн, устранение «парного» письма для духовых инструментов.

Роль духовых инструментов в творчестве Г.Шютца (1585-1672). Принцип концертино как принцип соревнования групп духовых инструментов друг с другом и голосами солистов -вокалистов. Состав оркестра Шютца.

Ж.Люлли (1632-1687) – крупнейший реформатор оркестра. Особенности исполнительского стиля и состав оркестра Люлли.

Самостоятельные инструментальные эпизоды в операх Люлли: пасторальные интерлюдии (флейты, гобои) и военные эпизоды (трубы, литавры).

Введение Люлли системы конкурсов в оркестр. Точное следование оркестровой партии – закон для исполнителя в его оркестре. Выдающиеся исполнители.

Трактат Преториуса (1618) как описание развития музыкального инструментария вплоть до начала XVII столетия.

Две тенденции в развитии духового инструментария: количественный рост в семействах духовых и появление новых видов инструментов.

Техническое совершенствование продольной флейты. Появление гобоя, его конструктивное совершенствование и разновидности: альтовый и теноровый гобои.

Завершение процесса формирования валторны: от лесных рогов до натурального инструмента с цилиндрическим сверлением ствола инструмента и чашеообразным раструбом.

Расцвет музыкальной культуры Англии в конце XVII столетия. Г.Перселл (1659-1695) и его интерпретация духовых инструментов. Соната для трубы и струнных си бемоль мажор Перселла.

Труба во второй половине XVII века. Ее использование в оперном оркестре как инструмента сигнального и военного характера. Партии трубы в стиле кларино.

Произведения для трубы с оркестром Дж.Торелли (1658-1708) – образцы виртуозного использования инструмента. Соната N1 для трубы, струнных и органа ре мажор Торелли.

5. Становление оркестровой культуры в первой половине XVIII в.

Общая историческая характеристика столетия. Стиль барокко как высокий патетический стиль.

Работы по конструктивно-техническому совершенствованию флейты, гобоя, фагота, валторны и трубы.

Усовершенствование шалюмо И.Деннером. Появление шалюмо в оркестровых партитурах. Первые прототипы кларнета. Сын И.Деннера – Якоб Деннер как продолжатель работы по формированию морфологии кларнета и совершенствованию клапанного механизма инструмента.

Кларнеты в ратушной и церковной музыке. Первое использование кларнетов в оркестре: Месса антверпенского композитора и органиста А.Фабера. Первый концерт кларнетиста Чарльза (Karoly) (Дублин 1742г).

Первые произведения для кларнета концертного жанра: концерты И.Мольтера (1740е годы), написанные для кларнетиста Дурлахской капеллы И.Ройша.

Введение кларнета в партитуры композиторов И.Х.Баха, Р.Кайзера, Ж.Рамо, Г.Генделя.

6. Духовые и ударные музыкальные инструменты в творчестве А.Вивальди, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя.

А.Вивальди (1678-1741) – основатель концертного жанра для духовых инструментов. Два типа инструментального стиля композитора: скрипичный и трубный Программные концерты для духовых. Концерт для гобоя ре минор.

Гипотетические кларнеты в творчестве А.Вивальди и принципы их использования.

Музыка для духовых инструментов композиторов Т.Альбинони (1671-1750) и А.Марчелло (1684-1750).

Инструментальное творчество Г.Телемана (1681-1767). Его Сюита для флейты и струнных инструментов ля минор.

Музыка Г.Генделя (1685-1759) для духовых инструментов: шесть трио-сонат для двух гобоев и клавира, три сонаты для флейты с басом, три концерта для гобоя и др.

И.С.Бах (1685-1750) – величайший представитель эпохи барокко в европейской музыке XVIII столетия. Исполнительский анализ его произведений для духовых инструментов: Сюиты си минор для флейты, двух скрипок, альта и баса и Сонаты для флейты соло ля минор. Особенности использования духовых инструментов в оркестре И.С.Баха.

7. Оркестровая исполнительская культура в Западной Европе XVIII в.

Воздействие гомофонно-гармонического стиля музыкального письма на развитие инструментальной духовой культуры.

Галантный стиль (рококо) как антитеза барокко.

Первые концертные организации. Северо-германская и мангеймская школы. Мангеймский оркестр – лучший оркестр того времени. Его руководители. Семья Стамиц. Каннабих и др.

Оперная реформа К.В.Глюка и его в новации в использовании духовых инструментов

Преобладание гомофонного стиля в музыке второй половины XVIII столетия.

Конструктивные изменения духовых инструментов второй половины века: флейты (Тромлитц, Поттер Тейсит и др.), гобоя (Делюс, Грензер, Гофман, А.и Дж.Безоцци), кларнета (И.Беер, Ж.Лефевр, А.Штадлер), фагота. Создание бассетгорна. Совершенствование валторны (Гампель)и трубы (Вегель и Штейн). Литавры – единстрвенный ударный инструмент оркестра.

Знаменитые виртуозы – исполнители на духовых инструментах: флейтисты – Доттель и Гемпсон, гобоисты -отец и сын Барты, Гальяр, Гофман, Фишер – автор 10 концертов для гобоя, гобоист В.А.Моцарта Ф.Рамм, кларнетисты – Ф.Тауш, И.Беер, М.Йост, Ж.Лефевр, А.Вандерхаген, А.Штадлер, братья Магоны, фаготисты – Миллер, Хогг, Макинтош, Эшли.

Творчество замечательного флейтиста И.Кванца (1697-1773). Его школа «Опыт обучения игре на поперечной флейте». Потсдамская школа духовых инструментов.

8. Духовые музыкальные инструменты в творчестве Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена.

Характеристика творчества И.Гайдна (1732-1809). Интерпретация композитором духовых инструментов в ранних и поздних симфониях на примере симфонии «Утро» и Лондонских симфоний. Драматургические принципы в использовании деревянных духовых инструментов.

Образцом инструментального духового стиля И.Гайдна являются 4 Лондонских трио для двух флейт и виолончели. Концерты для флейты, валторны и трубы лаконичны по форме. В них преобладают светлое настроение, ясность и простота музыкальных образов.

В.А.Моцарт. Его оркестр. Различия в подходе к духовым инструментам у В.Моцарта и И.Гайдна. Возрастание роли духовых и ударных инструментов в симфонических и оперных произведениях.

Жанры пленерной музыки (кассады, серенады, дивертисменты) в творчестве Моцарта.

Камерно-инструментальное творчество: Квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота ми бемоль мажор, «Штадлеровский» квинтет для кларнета и струнного квартета ля мажор, Квинтет с валторной ми бемоль мажор.

Сольные концерты для духовых инструментов и особенности их интерпретации: для флейты – Концерт соль мажор, для гобоя – Концерт ми бемоль мажор. Концерт для кларнета ля мажор; история его написания и редакций. Концерт №4 ми бемоль мажор для валторны, Концерт для фагота си бемоль мажор.

Значение эпохи венских классиков для мирового музыкального искусства.

Новую эру в музыкальном искусстве XIX столетия открывает творчество Л.Бетховен. Камерные сочинения композитора с участием духовых инструментов: 3 Дуэта для кларнета и фагота, Вариации на тему «Дон Жуана» Моцарта для 2-х гобоев и английского рожка и Трио для того же состава, Квинтет Ми бемоль мажор для фортепиано, кларнета, гобоя, фагота и валторны, Трио Си бемоль мажор для фортепиано, кларнета и виолончели, Соната Фа мажор для валторны и фортепиано, Септет Ми бемоль мажор для скрипки, альта, кларнета, фагота, валторны, виолончели и контрабаса.

Совершенствование Бетховеном состава классического оркестра. По формальным признакам оркестр романтиков почти не отличается от оркестра эпохи венских классиков. Суть изменений заключается в расширении и переосмыслении исполнительских средств духовых инструментов.

9. Развитие и совершенствование исполнительства на духовых и ударных инструментах в XIX в.

Конец XVIII – начало XIX веков – переломная эпоха в истории человечества. Великая французская революция и связанный с нею рост общественного значения музыкального искусства. Возрастание роли оркестровой музыки для духовых инструментов как массового жанра. Б.Саррет и Ф.Госсек – композиторы и руководители духового оркестра Парижской Национальной гвардии. Состав оркестра. Организация Парижской консерватории и первые профессора классов духовых инструментов.

Школы игры на духовых инструментах XIX столетия: для флейты – Тюлу и Фюрстенау, для гобоя – Барре, для кларнета – Лефевра, И.Мюллера, Г.Клозе, К.Бермана, Р.Штарка для фагота – Ози, для валторны – Допра, для трубы – Буля и Арбана.

Связь научно-технического прогресса с конструктивно-техническим совершенствованием духовых инструментов. Реформа Т.Бема.

Работы К. и Ф. Трибертов по техническому усовершенствованию гобоя. Применение к гобою системы Т.Бема.

Российский кларнетист-виртуоз И.Мюллер – реформатор кларнета. Дальнейшее усовершенствование кларнета «немецкой» системы (К.Берман, О.Элер, Т.Молленхауэр).

Новый кларнет Клозе – Бюффе – Бема (40е годы XIX века) – инструментальная система, оказавшая огромное влияние на исполнительство на кларнете.

Изобретение саксофона А.Саксом в 40-х годах столетия.

Совершенствование конструкции фагота. Работы Ф.Триберта, К.Альменредера и В.Геккеля.

Исходным этапом инструментальной реформы в группе медных духовых инструментов следует считать хроматизацию валторн и труб.

Введение Штельцелем и Блюмелем, а также братьями Кернерами вентильной системы на валторне во втором десятилетии XIX века.

Двухвентильная труба братьев Кернеров. Создание Ш.Саксом вращающегося вентильного механизма для трубы и применение помповых вентилей Ф.Перине. Первые хроматические трубы появились в оркестре в 1831 году.

Изобретение корнет-а-пистона С.Штельцелем и его усовершенствование в 1828 году мастером Алари.

Семейство тромбонов в XIX веке.

Широкое применение ударная группы в оркестровой музыке, инструментарий.

Серпент – предшественник тубы. Семейство бюгельгорнов. Клапанные роги и офиклеид. Випрехт, Мориц, Червеный и А.Сакс – создатели тубы. Валторновые тубы, изготовленные по инициативе Р.Вагнера.

Вторая половина XVIII века – первая половина XIX столетия – «золотой» век развития виртуозности и концертирования на духовых инструментах.

Выдающиеся исполнители флейтисты: флейтист и фаготист Ф.Девьен, Ж.Тюлу, Р.Карт, Ф.и К.Допплеры, К.Таффанель.

Кларнетисты-виртуозы: И.Мюллер, Г.Берман, И.Гермштедт, Б.Крузель, И.Фридловский, Ф.Блатт, К.Берман, Р.Мюльфельд; французские кларнетисты-виртуозы Фр.Берр, Г.Клозе, С.Розе и др. Бельгийский виртуоз А.Блез, итальянский кларнетист Э.Каваллини. Английские кларнетисты: Т.Уиллмен, Г.Лазарус, Ч.Дрейпер.

Выдающиеся исполнители: на валторне Л.Шунке, Л.Савар, Э.Вивье; на трубе (корнете) Арбан

Открытие консерваторий в городах Западной Европы: Прага, Вена, Варшава, Лиссабон, Лейпциг, Мюнхен, Кельн, Штутгарт.

10. Духовое инструментальное искусство Западной Европы XIX в. Творчество К.Вебера, Ф.Шуберта, Р,Шумана, Д.Россиини, Г.Берлиоза, Р.Вагнера

Ф.Шуберт – родоначальник романтизма в камерно-инструментальной музыке. Интерпретация духовых инструментов в произведениях Шуберта. Исполнительский анализ «Интродукции и темы с вариациями» для флейты и фортепиано.

К.М.Вебер (1786-1826) – выдающийся представитель романтического музыкального искусства. Произведения Вебера для духовых инструментов: Концерт для фагота с оркестром, Концертино для валторны, Концертино, два концерта для кларнета с оркестром, Большой концертный дуэт для кларнета с фортепиано. Квинтет с кларнетом. Функции духовых в оркестре Вебера.

Л.Шпор и его концерты для кларнета.

Творчество для духовых инструментов композитора И.Гуммеля (1778-1837).

Г.Берлиоз – величайший новатор оркестра. Его трактат об инструментовке. Р.Вагнер – последователь Берлиоза в сфере интерпретации духовых инструментов в симфоническом оркестре.

В музыке Дж. Россини духовые инструменты трактуются в блестящем, виртуозном плане. Он легко и свободно применяет в партиях духовых повторяющиеся звуки и мелодические украшения. Произведения композитора для духовых инструментов: Квартеты для флейты, кларнета, валторны и фагота, Вариации для кларнета и фортепиано.

Камерно-инструментальное творчество И.Брамса (1833-1897) для духовых инструментов. Сонаты для кларнета и фортепиано, Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели, Трио для кларнета, виолончели и фортепиано.

Два направления в развитии оркестровой стилистики: французский оркестровый стиль и продолжение вагнеровских традиций.

11. Развитие и совершенствование исполнительства на духовых и ударных инструментах в XX веке.

Сочинения К.Сен-Санса (1835-1921) для духовых инструментов: сонаты для гобоя и фортепиано, кларнета и фортепиано и фагота и фортепиано.

Стилистические особенности музыки импрессионистов. Пьеса К.Дебюсси «Сиринкс» для флейты соло и Первая рапсодия для кларнета с оркестром.

Состав оркестра и интерпретация партий духовых и ударных инструментов в произведениях Р.Штрауса. Два концерта для валторны (1885 и 1942гг.). Концерт для гобоя с оркестром (1946г.).

Виртуозное использование духовых и ударных инструментов в музыке Ф.Стравинского (1882-1971). Октет для двух тромбонов, двух труб, двух фаготов, кларнета и флейты (1924), «История солдата» и Три пьесы для кларнета соло (1918).

Духовые инструменты в творчестве композиторов «Шестерки». Триада сонат Ф.Пуленка (1899-1963) для деревянных духовых инструментов.

Сюита для квинтета духовых инструментов «Камин короля Рене» и «Зимнее концертино для тромбона» и струнных Д.Мийо (1892-1974).

Произведения для духовых инструментов Ж.Ибера, А.Томази, Э.Бозза.

Сонаты П.Хиндемита (1895-1963) для духовых инструментов.

Произведения композиторов США: концерты для кларнета с оркестром А.Копленда и У.Пистона

Расцвет развития ударных инструментов, связанный с появлением джаза. Ударная установка, ее эволюция. Ксилофон, вибрафон, маримба. Выдающиеся исполнители на ударных инструментах XX века.

12 Духовые и ударные инструменты в музыке XXI века, новые течения. Творческий урок.

Доклады учащихся. Примерные темы для докладов

1. История зарождения электромузыки и электростилей. Оркестр Янни.

2. История зарождения стиля postrok. Роль духовой группы.

3. История зарождения  стиля ska pank. Роль духовой группы.

4. История зарождения блюза.

5. История зарождения фольк-музыки

6. Электронная ударная установка.

Второй раздел. История отечественное исполнительство на духовых инструментах.

13.Духовые инструменты в России до XIX века

Истоки отечественной духовой инструментальной культуры связаны с народным музыкальным творчеством. Сведения об использовании народных духовых инструментов в ритуальной и военной музыке, в бытовом музицировании на Руси встречаются в древних летописях и исторических хрониках.

Духовые инструменты в быту древних славян: окарины, многоствольные флейты, сопели, жалейки, сурны, роги и деревянные трубы.

Военные оркестры при княжеских дружинах в эпоху Киевской Руси.

Искусство скоморохов XI-XVI веков. Их музыкальный инструментарий составляли гусли, домры, прямые трубы, сопели и т.д.

Оркестр, составленный из западноевропейских музыкальных инструментов, впервые появился в Москве в 1606 году. В его составе были скрипачи, лютнисты, флейтисты, гобоисты, трубачи и литавристы.

Светское музыкальное искусство России вплоть до XVIII столетия развивалось, прежде всего, как прикладной вид, сопряженный с театральными мистериями. Московский придворный театр в правление царя Алексея Михайловича. Иностранные музыканты в Москве XVII века.

Театрально-музыкальная школа боярина А.Матвеева.

Новый этап развития музыкальной, в том числе и духовой инструментальной культуры, связан с просветительской деятельностью Петра I. Приглашение к императорскому двору музыкантов из стран Западной Европы.

Военные оркестры эпохи Петра I и их составы (гобои, трубы, валторны, литавры и барабаны). Начало военно-оркестровой службы (1711). Составы военных оркестров в 1730х годах.

Подготовка отечественных исполнителей-духовиков: в 1704 году к обучению игре на духовых инструментах (гобоях и фаготах) приступила группа певчих. Появление к 1705 году «трубаческих школ".

Учреждение в 1741 году инструментальных классов Придворной капеллы. Обучение игре на духовых инструментах во второй половине XVIII века проходило в университетах, в Академии художеств, Сухопутном шляхетском корпусе, при театрах Книппера и Меддокса, школе при Московском воспитательном доме. Открытие императорских театральных училищ в Петербурге (1779) и Москве (1809). Преподавание игры на духовых инструментах в театральных училищах.

Первый придворный оркестр был преобразован в 1729 году из капеллы герцога Голштинского. Им руководил скрипач Иоганн Гюбнер (1696 – ок.1750). Инструментальные капеллы придворной знати (Меньшикова, Апраксина, Строганова, Нарышкина). Типичные составы таких ансамблей.

Расширение штата придворного оркестра. Разделение его на два состава: камерный и бальный.

Появление в России кларнета (50е годы столетия). Первыми кларнетистами были немецкие музыканты, приглашенные на службу в императорскую капеллу: Ланкаммер, И.Гримм, И.Бруннер, К.Манштейн. Первый русский кларнетист Ф.Ладунка. Творческая деятельность кларнетиста-виртуоза Йозефа Беера в России.

Фабрики по производству музыкальных инструментов Конструктивное совершенствование медных духовых инструментов: придворный камер-музыкант Кельбель (1708-178?) – изобретатель клапанного механизма (1760г).

Создатель уникального явления мировой музыкальной духовой культуры – рогового оркестра, ученик прославленного виртуоза-валторниста Гампеля, Ян Мареш (1719-1794). Состав рогового оркестра, его звучание, выразительные возможности.

Крепостные театры и капеллы. Театр Шереметевых и его оркестр. Оперный и симфонический репертуар театра. Школа при театре Шереметевых.

Российские исполнители-виртуозы на духовых инструментах первой половины XIX столетия: флейтист Папков, валторнист Лузин, гобоист Самарин, фаготист М.Л.Костин и кларнетист П.И.Титов.

14 Обучение русских музыкантов иностранными капельмейстерами в первой половине XIX в. Духовые музыкальные инструменты в творчестве А.Алябьева, М.Глинки.

Концерты зарубежных исполнителей на духовых инструментах во второй половине XVIII – первой половине XIX веков: флейтистов Гартмана, братьев Турнер, гобоиста Шарендона, валторнистов Леара и Поллака, кларнетистов А.Штадлера, И.Беера, Б.Крузеля, Г.Бермана и К.Бермана, А.Блеза, фаготистов Пулло и Буллянте.

Два направления развития русского оркестрового стиля: первое связано с именем композитора Дж.Сарти. Второе – с развитием русской оперы. Характеристика обоих направлений.

Первая русская опера «Цефал и Прокрисс» (музыка Ф.Арайи) была поставлена в 1755г. Оркестр придворного театра в то время состоял из 24 музыкантов.

Духовые инструменты в творчестве русских композиторов XVIII столетия Д.Бортнянского, Е.Фомина, В.Пашкевича.

А.А.Алябьев (1787-1851). Квинтет для духовых инструментов.

М.И.Глинка (1804-1857). В его произведениях сложилась самостоятельная и своеобразная ветвь инструментальной музыкальной культуры, выросшая на почве национальной русской песенности и обусловленная глубоким постижением народности как основы художественного реалистического мировосприятия.

Индивидуальность оркестрового стиля композитора. Интерпретация М.И.Глинкой духовых инструментов. Его «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепиано – ярчайший образец русской камерно-инструментальной музыки. История написания произведения и первые исполнители.

15 Духовое инструментальное искусство в России второй половины XIX в. Творчество П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова.

Творчество П.И.Чайковского (1840-1893) – важный этап в расширении и обогащении выразительных возможностей духовых инструментов. Дальнейшее развитие принципов использования духовых инструментов, заложенных М.И.Глинкой. П.И.Чайковский интерпретирует духовые инструменты как инструменты, предназначенные для исполнения мелодий и раскрывает их лучшие художественные выразительные возможности.

Открытие Н.А.Римским-Корсаковым новых приемов игры на духовых инструментах. Яркие проявления их индивидуальных особенностей в мелодическом тематизме, тембровым спектре гармонии.

Деятельность Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора военно-морских оркестров.

Квинтет Н.А.Римского-Корсакова для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фагота – образец великолепной интерпретации духовых инструментов. Концерт для тромбона си бемоль мажор, Вариации для гобоя соль минор и Концерт для кларнета с духовым оркестром ми бемоль мажор. Лаконичность и строгость формы, русский народный колорит, классические традиции – черты этих сочинений.

А.Н.Скрябин продолжил развил принципы оркестровки Римского-Корсакова. В музыке Скрябина ярко проявляются тенденции к подчеркнутому выделению тембров духовых инструментов и приданию им образно-выразительного значения. Раскрытие Скрябиным богатейших выразительных возможностей медных духовых инструментов. Романс для валторны и фортепиано ля минор, посвященный Луи Савару – французскому валторнисту-виртуозу.

Произведения для духовых инструментов А.Глазунова (»Грезы Востока» для кларнета и струнного квартета, 10 дуэтов для различных духовых инструментов, «Идиллия для валторны и струнного квартета др.), С.Танеева (»Канцона» для кларнета и струнного оркестра), А.Аренского (»Концертный вальс» для трубы и фортепиано), А.Гречанинова (соната для кларнета и фортепиано).

16  Развитие отечественного исполнительства на духовых инструментах (вторая половина XIX века – 1917 год)

Во второй половине XIX столетия развитие отечественного музыкального искусства настоятельно требовало такой постановки обучения музыки, которая соответствовала бы запросам времени и позволяла готовить образованных композиторов, певцов и оркестровых исполнителей. Эти задачи были призваны решать Санкт-Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории, а также музыкальные училища Императорского русского музыкального общества.

Классы духовых инструментов Петербургской консерватории. Класс флейты: Ч.Чиарди, класс гобоя – В.Шуберт (с 1866) и В.Геде (с 1906, ученик В.Шуберта), класс кларнета – Э.Каваллини, К.Нидман (с 1869), В.Бреккер (с 1897). Класс фагота – К.Куштбах (с 1869) и Э.Коттэ (с 1875). Классы трубы и валторны возглавлял Г.Метцдорф. Его заменил выдающийся солист-корнетист В.Вурм. Он является создателем целого ряда учебных пособий, переложений, произведений для трубы. Его лучшими учениками были замечательные трубачи, в дальнейшем профессора Петербургской консерватории А.Иогансен и А.Гордон.

Классы валторны вели известные музыканты Ф.Гомилиус (с 1870) и Я.Тамм (с 1897). Тромбон и тубу преподавал с 1870 года австрийский музыкант Ф.Тюрнер, а с 1906 года класс тромбона вел замечательный русский тромбонист П.Волков.

С 1895 года класс флейты возглавил солист оркестра Мариинского театра Ф.Степанов, первый флейтист, который стал обучать в Петербурге игре на флейте Бема.

Первые профессора Московской консерватории, солисты оркестров Московских императорских театров Ф.Бюхнер (флейта), Э.Медер (гобой), В.Гут (кларнет), М.Бартольд (валторна), Ф.Рихтер (труба), Г.Эзер (фагот). Х.Борк (тромбон).

Малочисленность духовых классов Московской консерватории и невысокий уровень подготовки учащихся. Ф.Циммерман – профессор класса кларнета – один из виднейших исполнителей и педагогов. Его лучшие ученики: Н.Лакиер, И.Преображенский, А.Орлов-Соколовский, С.Розанов. Преемственность традиций московской ветви отечественной кларнетной исполнительской школы: И.Беер и Ф.Тауш – Г.Берман – К.Берман – Ф.Циммерман – С.Розанов.

И.Сханилец – замечательный валторнист и педагог. Его ученик – профессор Московской консерватории В.Солодуев.

Профессора Московской консерватории: В.Кречман (флейта), его ученики В.Цыбин, Н.Платонов и др., Ф.Эккерт (валторна) – замечательный валторнист, педагог и капельмейстер, В.Кристель (фагот), В.Денте (гобой).

В.Брандт – известный трубач – был первым иностранным музыкантом в России, который в своей исполнительской и педагогической деятельности опирался на русскую национальную культуру и традиции русского музыкального исполнительства. Его этюды для трубы и концертштюки для трубы и фортепиано.

Первым отечественным профессором по классу трубы стал выпускник Петербургской консерватории по классу Вурма, солист оркестра Большого театра М.Адамов.

Профессор по классу тромбона и тубы Х.Борк преподавал также и игру на ударных инструментах. Его учениками были выдающийся тромбонист В.Блажевич и ударник М.Купинский, впоследствии профессора Московской консерватории.

Учебные программы по специальности, составленные в 70х годах XIX века. Их достоинства и недостатки.

Классы духовых инструментов Училища Московского филармонического общества.

С.В.Розанов – выдающийся отечественный кларнетист. Исполнительская манера С.В.Розанова. Первое в России исполнение «Патетического трио» М.Глинки Шишкиным, Розановым и Кристелем.

Концертная деятельность исполнителей на духовых инструментах. Квартет медных духовых инструментов (Марквардт, Путкаммер, Кунст, Брандт, Табаков).

Концерты иностранных исполнителей на духовых инструментах: флейтиста Таффанеля, гобоиста Жилле, кларнетиста Тюрбана, валторниста Савара.

Оркестры императорских театров в Москве и Петербурге, Придворный симфонический оркестр под управлением Варлиха, оркестр под управлением С.Кусевицкого.

17. Становление современной отечественной школы исполнительства на духовых и ударных  инструментах.

Задачи по коренному перестраиванию обучения и воспитания исполнителей на духовых инструментах.

Помощь военным оркестрам со стороны ведущих музыкантов – профессоров консерваторий.

Образование в 1922 году «Персимфанса». Появление на рубеже третьего и четвертого десятилетий XX столетия новых симфонических оркестров.

Зарождение методики обучения игре на духовых инструментах как науки. Стремление к выработке общих подходов к вопросам исполнительского дыхания, техники губ, пальцев, языка. Брошюра С.В.Розанова «Методика обучения игре на духовых инструментах» (1935) – первая научно-методическая работа в СССР. Работа над созданием и расширением художественного репертуара для духовых инструментов. Переложения А.Ф.Гедике и С.В.Розанова.

Всесоюзные конкурсы музыкантов-исполнителей на духовых инструментах (1935 и 1941) и их результаты.

Классы духовых инструментов Московской консерватории: первый заведующий кафедрой духовых инструментов С.В.Розанов. Его лучшие ученики А.Володин, И.Майоров, А.Александров, А.Пресман, А.Семенов, А.Штарк.

В.Цыбин. Его исполнительская, методическая и композиторская деятельность. Его ученики: Н.Платонов, Ю.Ягудин, Г.Саакян, Б.Тризно и др.

В.Блажевич – замечательный тромбонист, педагог, дирижер и композитор. Педагогические принципы Блажевича изложены в его этюдах, «Школе для раздвижного тромбона» и др. Его ученики: В.Щербинин и Б.Григорьев – солисты оркестра Большого театра и профессора Московской консерватории и ГМПИ им.Гнесиных.

М.Табаков – выдающийся трубач и педагог, создатель советской школы игры на трубе. Его методические работы. Его учениками являются видные исполнители и педагоги С.Еремин, Т.Докшицер, Н.Полонский, Л.Юрьев, Г.Орвид, Н.Яворский.

Плодотворной в этот период была деятельность старейшего профессора Московской консерватории Ф.Эккерта. Его лучшие ученики А.Усов, А.Янкелевич, С.Леонов.

Г.Гек – профессор по классу гобоя. Его ученики Л.Славинский, Ф.Тесситоре, К.Юдин.

В 1940 году класс гобоя возглавил Н.Назаров. Его учеником является профессор И.Пушечников. Назаров был солистом оркестра Большого театра. Он – автор обработок и переложений для гобоя и фортепиано и «Школы игры на гобое».

Классом фагота с 1922 года руководил ученик Кристеля, солист оркестра Большого театра И.Костлан. Его ученики: Р.Терехин, П.Савельев, П.Караулов, А.Абаджан, Ю.Неклюдов.

В 40-60е годы классы духовых инструментов вели Н.Платонов, Ю.Ягудин (флейта), Н.Солодуев, М.Иванов (гобой), А.Володин, А.Семенов, В.Петров, Б.Диков (кларнет), Р.Терехин и П.Савельев (фагот), А.Усов, А.Янкелевич (валторна), С.Еремин, Г.Орвид, Ю.Усов (труба), В.Щербинин, П.Чумаков, М.Зейналов (тромбон).

В последнее тридцатилетие XX столетия на кафедру духовых инструментов Московской консерватории пришли такие талантливые музыканты как А.Корнеев и Ю.Должиков (флейта), В.Соколов, Р.Багдасарян, Л.Михайлов (кларнет), В.Попов (фагот), В.Демин (валторна), В.Баташев (тромбон), В.Новиков (труба).

Открытие в 1944 году ГМПИ им.Гнесиных (ныне РАМ им.Гнесиных). Первые педагоги кафедры духовых инструментов: М.Табаков, А.Штарк, Б.Григорьев, Г.Мадатов, Я.Шуберт, И.Пушечников, Н.Яворский. Позднее на кафедре стали работать Т.Докшицер (труба), С.Леонов (валторна), А.Рябинин (валторна), М.Каширский (флейта), А.Федотов, И.Мозговенко, И.Бутырский, Н.Мозговенко, Р.Маслов (кларнет), М.Шапошникова (саксофон), К.Ладилов, Н.Филиппов (тромбон), В.Досадин (туба), В.Прокопов, Е.Фомин, В.Пушкарев (труба), А.Любимов, Л.Кондаков (гобой) и др.

Классы духовых инструментов Ленинградской – Петербургской консерватории: А.Васильев – замечательный фаготист и педагог. Его исполнительская манера, звучание фагота, фразировка. Его лучшие ученики: Д.Еремин, Г.Еремкин, Л.Печерский, С.Левин, М.Халилеев.

М.Буяновский рассматривал валторну как инструмент, обладающий огромными выразительными возможностями. Игра Буяновского отличалась масштабом и содержательностью. Его учениками были А.Рябинин, П.Орехов. В.Буяновский и др.

К профессорам старшего поколения относится и В.Бреккер (кларнет). Его методические работы.

В.Генслер – выдающийся кларнетист, ученик В.Бреккера и продолжатель его школы. Его лучшие ученики В.Безрученко и М.Измайлов.

Другие преподаватели консерватории: Н.Верховский, И.Янус, Б.Тризно (флейта), А.Паршин, К.Никончук (гобой), А.Березин, В.Красавин, П.Суханов (кларнет), М.Ветров, А.Большиянов (труба), Д.Еремин и Г.Еремкин (фагот), П.Орехов, В.Буяновский (валторна), Е.Рейхе, А.Козлов (тромбон). Сейчас в Петербургской консерватории успешно преподают профессор А.Вавилина (флейта) В.Безрученко, А.Казаков (кларнет), В.Соболев (гобой), К.Соколов (фагот), В.Сумеркин (тромбон) и др.

Классы духовых инструментов Киевской, Одесской, Саратовской, Бакинской и др. консерваторий (1930-1960гг.).

Духовые инструменты в оркестровых произведениях Д.Шостаковича, С.Прокофьева, А.Хачатуряна.

Сочинения для духовых инструментов В.Щелокова (концерты для трубы), А.Гедике (концерты для валторны и трубы). Соната для флейты и фортепиано, «Увертюра на еврейские темы» и Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса С.Прокофьева.

Произведения для духовых инструментов последнего тридцатилетия XX века.

Участие отечественных исполнителей на духовых инструментах в Международных, Всесоюзных и Всероссийских конкурсах (1940е-1970е гг.).

Направления научно-методической мысли в сфере исполнительства на духовых инструментах: развитие общей теории и методики обучения игре на духовых инструментах, стремление вскрыть фундаментальные проблемы исполнительского процесса и выявить закономерности выразительных средств с помощью объективных методов исследования; конкретизация исследовательских работ, направленная на создание методик обучения игре для каждого духового инструмента.

Работы Н.Платонова, И.Пушечникова, Б.Дикова, А.Федотова, Н.Волкова, К.Мюльберга, В.Леонова, В.Апатского, Ю.Усова и др.

Работы по истории исполнительства на духовых инструментах: диссертации Ю.Усова, А.Розенберга, А.Баранцева, Р.Маслова.

Дальнейшие перспективы развития исполнительства на духовых инструментах, его теории и истории.

18. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на духовых и ударных инструментах ХХ - ХХI вв. Творческий урок

Пример проверочной работы

Ф.И.О.                                                        

Назовите древнегреческий духовой музыкальный инструмент, род свирели с двойным язычком. Считается далёким предшественником современного гобоя.

1.авлос
2. варган
3. флейта Пана

Назовите инструмент, использовавшийся в качестве сигнального с древнейших времён, примерно с XVII века вошедший в состав оркестра.
1. Рожок
2. Горн
3. Труба

В какой стране было первое упоминание о конкурсах духовиков?
1. . Древняя. Греция
2. . Древний Рим
3. Древний Китай

Назовите инструмент, который называли гобоем XII века
1. Кларнет
2. Круммхорн
3. Шалмей

Дайте определение трубадуров

Основные принципы инструментальной реформы К.Монтеверди.

Основные принципы инструментальной реформы Берлиоза.

Состав классического оркестра

Укажите год (век) создания инструментов

1- кларнет                        
2. Труба                        
3. Тромбон                        
4. валторна                        

Назовите основные разновидности тромбона

Рекомендации по самоподготовке студентов по дисциплине «История исполнительства»

Задачей курса «История инструментального исполнительства» в среднем профессиональном учебном заведении является расширение художественного кругозора студентов, а также развитие их способности ориентироваться в различных музыкальных стилях и направлениях в своей художественной практике. Поэтому основным требованием к самостоятельной работе студента является изучение рекомендуемой литературы и прослушивание аудиоматериала к уроку.

Данный предмет дополняет цикл специальных и теоретических дисциплин. Изучение курса  «История исполнительства» предполагает межпредметные связи с такими дисциплинами, как музыкальная литература, специальный инструмент, инструментоведение.

Освоение предмета способствует развитию творческого мышления студентов. Планомерное, систематическое выполнение домашнего задания будет способствовать раскрытию творческих возможностей студента, расширению кругозора.

Список основной литературы по дисциплине «История исполнительства на духовых инструментах»

. Агафонников Н. Симфоническя партитура. Ленинград, 1981.

Барсова И. Книга об оркестре. Москва, 1978.

Благодатов Н. История симфонического оркестра. - Л., 1969.

Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. Москва, 1961.

Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. Москва, 1973.

Карс А. История оркестровки. Москва, 1990.

Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 1. Л., 1973

Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Часть 2 Л.,1983

Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. Москва, 1973

Черных А. Советское духовое инструментальное искусство. Москва, 1989.

Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. СПб.: Композитор, 2005 

Список дополнительной литературы по дисциплине «История исполнительства на духовых инструментах»

Аберт Г.  В.А.Моцарт. М.: кн.1 1978, кн.2 1980

Асафьев Б. Об исследовании русской музыки XVIII века в двух операх Бортнянского //Музыка и музыкальный быт старой России. Материалы и исследования. Л., Т2 1927

Баранцев А. Мастера игры на кларнете Петербургской – Ленинградской консерватории 1862-1985гг. Петрозаводск 1989

Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке М., 1972

Берни Ч. Музыкальные путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. М-Л., 1967

Берни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770г. По Франции и Италии. Л., 1961

Бронфин Е. Джоакино Россини. М., 1973

Буяновский М. «В классах духовых инструментах». //Ленинградская консерватория в воспоминаниях Л., 1962

Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. М., 1934

Вебер К.М. Жизнь музыканта.//Советская музыка 1935 N10

Ветлицына И. Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века. М., 1987

Глинка М. Записки Л., 1953

Гуревич Е. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях от средневековья к XXI столетию. М., 1991

Докшицер Т. «Соревнование оркестровых музыкантов». //Музыкальная жизнь, 1964 N4

Елизарова Н. Театры Шереметевых. М., 1944

Карс А. История оркестровки М., 1932

Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте. //Дирижерское исполнительство. М., 1975

Корев С. Русская профессиональная музыка до 1917 года. М., 1958

Кремлев Ю. Иосиф Гайдн. М., 1972

Кремлев Ю. Камиль Сен-Санс. М., 1979

Кремлев Ю. Клод Дебюсси. М., 1965

Левин С. Фагот. М., 1963

Лившиц А. А.Володин.//Советская музыка. 1937 NN 10-11

Лившиц А. Сергей Еремин. (Портреты исполнителей). //Советская музыка. 1935 N4

Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. М., 1979

Модр А. Музыкальные инструменты. М., 1959

Московская консерватория 1866-1966. М., 1966

Музыкальная культура древнего мира., Л. 1937

Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем. М., 1966

Носырев Е. Из истории гобоя и исполнительства на нем в России. //Научно-методические записки Саратовской консерватории. Саратов, 1959

Орвид Г.  М.И.Табаков. //Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966

Петров В. «Концерт для кларнета с оркестром Моцарта. //Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки). Вып. IV. М., 1976

Платонов Н. Из воспоминаний о Сергее Васильевиче Розанове. //Воспоминания о Московской консерватории» М., 1966

Рабинович М. Музыкальные инструменты в древнерусском войске и русские народные инструменты. //Советская этнография, 1946, N4

Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. (Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка, т.III. М., 1959)

Станюкович В. Домашний крепостной театр Шереметевых XVIII века. Л., 1927

Старикова Л. Театральная жизнь старинной Москвы. М., 1988

Степанов А. Кларнет и кларнетисты в России второй половины XVIII века. //Из истории инструментальной музыкальной культуры. Л., 1988

Сто лет Ленинградской консерватории (исторический очерк). Л.,1962

Терехин Р. Иван Иосифович Костлан. //Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966

Терехин Р. Концерт для фагота с оркестром В.А.Моцарта. //Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки). Вып. III, М., 1970

Тризно Б. Мои учителя и современники. //Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962

Урусов А. Кларнет в творчестве Вебера. //Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Вып.45. М., 1979

Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1866-1916). //Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки). Вып. II, М., 1966

Усов Ю. Воспитание исполнителей на духовых инструментах в Московской консерватории (1917-1967). //Методика обучения игре на духовых инструментах (очерки). Вып. III М., 1970

Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. Второе издание. М., 1989

Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. Второе издание. М., 1986

Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. ТомII. Вып. IV, V, VII. М., Госиздат, 1929

Черных А. Советское духовое инструментальное искусство. М., 1989

Штелин Я. Известия о музыке в России. //Музыкальное наследство. М.,1935

Эйнштейн А. Моцарт. М., 1977

Ягудин Ю. Воспоминания о В.Н.Цыбине. //Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966

Янкелевич А. Воспоминания о Ф.Ф.Эккерте. //Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966

Приложение № 1

Список примерных вопросов по дисциплине «История исполнительства»

Зарубежное исполнительство на духовых инструментах 
1. Инструменты периода первобытно-общиннного строя и древнего мира
2. Духовые инструменты в эпоху средневековья
3. Духовое инструментальное искусство эпохзи Возрождения
4. Духовые инструменты в оркестре и камерном ансамбле XVII в.
5. Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов XVII в.
6. Становление духовых инструментов в оркестрово-исполнительской культуре XVIII в.
7. Духовые инструменты в творчестве композиторов венской классической школы
8. Духовые инструменты в творчестве крупнейших композиторов романтиков
9. Духовые инструменты в творчестве композиторов конца XIX - начала ХХ в.
10. Исполнительское искусство и педагогика в конце XIX - начале ХХ в.
11. Совершенствование конструкций духовых инструментов и появление новых видов в XIX - начале ХХ в.
12. Духовые инструменты в творчестве современных зарубежных композиторов
13. Зарубежные исполнительские школы и их крупнейшие представители

История отечественного исполнительства на духовых инструментах 
14. Народные истоки исполнительства на духовых инструментах
15. Духовое инструментальное искусство в XVIII - первой половине XIX вв.
16. Духовые инструменты в творчестве русских композиторов-классиков
17. Формирование отечественной школы игры на духовых инструментах (вторая половина XIX - начало ХХ в.)
18. Становление советской школы игры на духовых инструментах
19. Классы духовых инструментов в Московской, Ленинградской и других музыкальных вузах нашей страны
20. Духовые инструменты в творчестве советских композиторов
21. Расцвет исполнительства на духовых инструментах в послевоенный период (после 1945 г.)
22. Крупнейшие отечественные педагоги

Приложение № 2

Темы рефератов по дисциплине «История исполнительства»

История развития кларнета

История развития трубы

История развития тромбона

Антуан Сакс

Труба в эпоху Барокко

Кларнет в эпоху Барокко

Флейта в эпоху Классицизма

Классы духовых инструментов в Петербургской и Московской консерваториях

Духовые инструменты в творчестве советских композиторов

История зарождения электромузыки и электростилей.

Оркестр Яннни

История зарождения стиля postrok. Роль духовой группы

История зарождения  стиля ska pank. Роль духовой группы

История зарождения блюза

История зарождения фольк-музыки

Приложение № 3

Список программ, аудио и видеоматериалов, рекомендуемых для просмотра на уроке

Программы телеканала «Культура»

Серия передач «Нескучная классика» с Сати Спиваковой

Тележурнал «Абсолютный слух» с Геннадием Яниным, 2009-2012 год

 Серия передач «Билет в Большой»

Телеканал Дискавери

Серия познавательных программ «Как это работает» (изготовление и создание инструментов)

Мультимедийная энциклопедия «Sonata не только Классика», автор Л.Залесскин, «Истра-софт», 2006 г

Мультимедийная энциклопедия «Музыкальные инструменты», «KoRax», 2002 г.

 Yanni - Voices Live In Concert (DVDRip).avi

Jazz Trio(элитарное)-флейта.flute (Патилло.Putllo).контрабас.basso и виолончель.cello

Dizzy Gillespie - bebop professor

 «Крамер и Шилкопер» концерт 02.10.2008

  Цикл фильмов о джазе «История развития джаза» (12 серий)

  Примеры звучания старинных духовых инструментов mp3

Цикл аудиолекций :

Музыка эпохи Средневековья

Музыка эпохи  Возрождения

Музыка эпохи  Барокко

Музыка эпохи  Классицизма

Музыка эпохи  Романтизма

Реализм в музыке

Импрессионизм в музыке

Экспрессионизм

Модернизм

Авангардизм

 Приложение № 4

Список произведений, рекомендуемый к прослушиванию на уроке история исполнительства (по инструментам).

Флейта

Г.Телеман, Трио-соната D-dur для двух флейт и баса-континуо

А. Вивальди, Соната для флейты и фортепьяно

В.А. Моцарт. Концерт для флейты с оркестром G-dur

Ж. Ибер. Концерт для флейты с оркестром

Дж. Энеску. "Кантабиле и престо"

С. Губайдуллина. Концертное аллегро

Гобой

Т.Альбинони. Концерт для гобоя с оркестром

А. Вивальди. Концерт d-moll для двух гобоев, струнных, и континуо.

Й. Гайдн. Концерт C dur для гобоя с оркестром.

В.Беллини. Концерт для гобоя с оркестром Es-dur

Ж. Бозза. «Фантазия-пастораль»

Н. Платонов. Соната для флейты и фортепиано.

Кларнет

В. Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром A-dur

К. Вебер. Концерт для кларнета с оркестром №1 f-moll

Дж. Россини. «Интродукция, тема и вариации»

И. Стравинский. Три пьесы для кларнета соло

И. Пауэр. Будничные монологи №№ I, II, III, IV

М. Бурштин. Инвенция для кларнета соло

Фагот

И. Х. Бах Концерт для фагота с оркестром Es-Dur

В. Моцарт. Концерт для фагота с оркестром B-Dur

Ф. Джеминиани. Соната для фагота и клавира a-moll

Ф. Давид Концертино для фагота с оркестром

Г. Гровле. "Сицилиана и аллегро"

Ж. Бозза. "Речитатив, сицилиана и рондо"

Саксафон

А. Эшпай. Концерт для саксофона-сопрано с оркестром

П. Крестон. Соната для альт-саксофона ор. 19

Ж. Ибер. "Камерное концертино"

П. Дюбуа. "Дивертисмент"

Ф. Декрюк. Соната для саксофона и фортепиано

П.Хиндемит. Соната для валторны или альт-саксофона

Валторна

В. Моцарт. Концерт № 1для валторны с оркестром D-dur

Б. Дварионас. Концерт для валторны с оркестром

Ж. Бозза. «В лесу»

К. Сен-Санс. Концертная пьеса для валторны и фортепиано

Р. Глиэр. Концерт для валторны с оркестром

Труба

И. Гуммель. Концерт для трубы с оркестром E-dur

А. Лорцинг. Интродукция и вариации для трубы с оркестром B-dur

П. Хиндемит. Соната для трубы и фортепиано

К.-В. Брандт. Концертная пьеса № 1, № 2

А. Арутюнян. Концерт для трубы с оркестром As-dur

Р. Щедрин. Концерт для трубы с оркестром

Тромбон.

Н. Римский-Корсаков. Концерт для тромбона с оркестром

Ф. Давид. Концертино для тромбона с оркестром

В. Блажевич. Концерт № 2 для тромбона с оркестром

Ф. Грефе. Концерт для тромбона с оркестром

А. Арутюнян. Экспромт

Н. Дагиров. Баллада

Туба

О.Шмидт. Концерт для тубы с оркестром

П. Хиндемит. Соната для тубы и фортепиано

А. Лебедев. Концерт для тубы и фортепиано

А. Лебедев. Концертное аллегро

В. Хартли. Концертино

Ударные инструменты.

Дж. Бек. Концерт для литавр и ансамбля ударных инструментов

Я. Вайнбергер. Концерт для литавр с оркестром

Д. Мийо. Концерт для ксилофона и маримбофона с оркестром.

Т. Майодзуми. Концерт для ксилофона с оркестром

Н. Живкович. Концерт для маримбы с оркестром № 1 и № 2

Э. Денисов. Концерт для вибрафона с оркестром

Б. Барток. «Музыка для струнных, ударных и челесты»

К. Кудрявцев. Концерт для ансамбля клавишных и ударных инструментов

И. Просвирин. «Ансамбль» для ударных инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

Это помощь преподавателя  для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....

Тестовые задания по дисциплине «История изобразительного искусства» для специальности «Парикмахерское искусство»

Раздел IИстория изобразительного искусства. 1. Живопись бывает:(А)  3 видов(В) 4 видов(С) 2 видов2.Парикмахерское искусство относится к:(А) скульптуре(В) живописи(С) декоративно-прикладному ...

Презентация "Искусство Эгейского моря" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).

Эгейская культура -- её называют ещё крито-микенской, одна из самых загадочных в мире. Она существовала на островах и берегах Эгейского моря одновременно с культурами Древнего Египта и Месопотпмии. Эт...

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине "История исполнительского искусства"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКурс «История исполнительства на народных инструментах» является составной частью подготовки преподавателей, исполнителей, руководителей оркестров и инструментальных а...

Методическая разработка по учебной дисциплине "История исполнительского искусства" "Гусли в IX - XIX веках"

Данная методическая разработка «Гусли в ХI – ХIХ веках», посвящена одной из тем раздела  II. «Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре ХI - ХIХ ве...

тесты по истории исполнительского искусства

тесты по истории исполнительского искусства...