Методическая разработка по учебной дисциплине "История исполнительского искусства" "Гусли в IX - XIX веках"
методическая разработка на тему

Слепокурова Ольга Юрьевна

Данная методическая разработка «Гусли в ХI – ХIХ веках», посвящена одной из тем раздела  II. «Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре ХI - ХIХ веков». В курсе Истории исполнительского искусства данная тема одну из ведущих.

Из числа русских народных инструментов, звучащих в наши дни, наиболее древнее происхождение имеют гусли.

На нашей территории подобный инструмент существовал еще во времена нашествия скифов. Любопытны сохранившиеся до наших дней струнные инструменты хакасов и тофаларов (народностей Российской Федерации). Бесспорно, что это разновидности древнейших гуслей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_razrabotka_uroka_po_iii_gusli.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«ВОРКУТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

Тема урока:

«Гусли в ХI – ХIХ веках»

С группой 3 курса специальности Инструментальное исполнительство

специализации - Инструменты народного оркестра

Преподаватель специальности Инструментальное исполнительство

специализации - Инструменты народного оркестра

Слепокурова Ольга Юрьевна

г. Воркута

2016 год

Данная методическая разработка «Гусли в ХI – ХIХ веках», посвящена одной из тем раздела  II. «Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре ХI - ХIХ веков». В курсе Истории исполнительского искусства данная тема одну из ведущих.

Из числа русских народных инструментов, звучащих в наши дни, наиболее древнее происхождение имеют гусли.

На нашей территории подобный инструмент существовал еще во времена нашествия скифов. Любопытны сохранившиеся до наших дней струнные инструменты хакасов и тофаларов (народностей Российской Федерации). Бесспорно, что это разновидности древнейших гуслей.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение________________________________________________

  1. Основная часть___________________________________________

  1. Заключение______________________________________________

  1. Список используемых источников___________________________

  1. Приложения______________________________________________


ВВЕДЕНИЕ

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является ар-фа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Также с гуслями имеют сходство древне-греческая кифара, армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.

На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и марийских (черемисских) гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и марийцы (черемисы). Струны их гуслей были кишечные. Число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и марийцы (черемисы) заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. Клавирообраз-ные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам на фортепианной клавиатуре.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и музыкальная школа, созданная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским. Им была со-ставлена книга «Школа или самоучитель для гуслей»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Гусли в ХI – ХIХ веках»

Цель урока: Знать основные этапы истории и развития теории исполнительства на народных инструментах, выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. Развитие и совершенствование художественного вкуса.

Тип урока: Изучения нового учебного материала.

Вид урока: Лекция

Оборудование: Парты, стулья, ноутбук (компьютер), проектор, интерактивная доска.

Задачи урока:

1. Образовательная: Формирование новых знаний, умений и навыков в рамках изучаемого материала.

2. Развивающая: Развивать образное мышление, художественное воображение; развивать творческую активность через различные виды деятельности

3. Воспитательная: Развитие интересов, расширение кругозора и общекультурных ценностей.

План урока:

План урока

Время выполнения

1.

Организационные моменты.

3-5 мин.

2.

История появления гуслей.

5мин.

3.

Гусли звончатые – вид, характеристики, звучание как сольного и как оркестрового инструмента

5 мин.

4.

Гусли псалтырь – вид, характеристики, звучание как сольного и как оркестрового инструмента

5 мин.

5.

Гусли столообразные – вид, характеристики, звучание как сольного и как оркестрового инструмента

5 мин.

6.

Практическое задание.

15 мин.

6.

Подведение итогов урока. Планирование дальнейшей работы.

3-5 мин.

Ход урока:

 - Первое упоминание о гуслях относится к VI веку нашей эры.

 - Название гуслей происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила наименование «гусла». Значит, гусли – это гудящие струны.

 - Корпус инструмента обычно выдалбливался из белого клена (явора). Отсюда и пошел эпитет «яровчатые» (искаженное от «яворчатые»). Гусли состояли из небольшого деревянного корпуса в форме крыла (отсюда и их название – крыловидные) с четырьмя и более струнами.

 - При археологических раскопках в Новгороде в 1951 – 1962 гг. были найдены 4 экземпляра крыловидных гуслей, относящихся, как считают, к XII – XIX векам. У трех инструментов было по 4 струны, у четвертого – 9. Струны натягивались параллельно. В 1970-е годы, найденные там же, в Новгороде, экземпляры древнейших гуслей были датированы XI веком.

 - На многих старинных гравюрах можно встретить изображение гуслей - трапециевидный кузов-резонатор и от 5 до 25 струн. Струны могли быть и жильными и металлическими. При игре инструмент клали на колени, пальцами правой руки исполнитель защипывал струны или ударял по ним, пальцами левой руки глушил ненужные струны. Строй древних гуслей нам неизвестен.

Играли на гуслях профессиональные сказители былин при княжеских дворах. Они сопровождали игрой на инструменте свои повествования о подвигах славных богатырей, о походах в иные края, или провозглашали здравицу князю, приютивших их. Особенно известен в раннем русском средневековье легендарный вещий певец и гусляр Боян.

Искусство гусляров было синкретическое. Гусляр был не только музыкантом, но и поэтом, и сказителем. Старинная былина была своеобразной хроникой важнейших событий. В письменных документах гусли стали упоминаться с XI века. Большой популярностью пользовались гусли у скоморохов.

Гусли звончатые – древнейший вид гуслей, существовавший на Руси и известный с XI века. Инструмент имеет крыловидную или трапециевидную форму корпуса. На гусли навязывали от 4 до 9 струн, а позже 13 – 15. При игре инструмент опирали на колени колками в левую сторону, нижняя дека гуслей прислонялась к груди игрока. Струны защипывали либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае служила для приглушивания струн. Позже звук стали извлекать плектром или медиатором, отчего он стал ярче и звонче. Последнее и определило название инструмента. На звончатых гуслях можно извлекать аккорды арпеджировано (арфообразно), а также использовать (как на балалайке) прием бряцания, который особенно часто применялся в плясовой музыке.

Звончатые гусли бытовали в двух разновидностях: древнейший – без открылка – имел форму удлиненного треугольника, и более поздний (XVII век) – с открылком. Открылком называли продолжение инструмента в виде приделанной к нему дощечки, на которой находилась левая рука исполнителя.

Гусли-псалтырь или шлемовидные гусли (щипковые портативные гусли) – имели полукруглую или треугольную форму и от 20 до 30 жильных струн. На этих гуслях использовался арпеджированый прием игры (как на арфе). Гусли эти еще назывались «чувашскими» или «симбирскими» и были распространены в Поволжье.

В XVI веке при Государевой потешной палате были сконструированы прямоугольные (столообразные) гусли. Они получили широкое распространение в XVIII веке в городском и усадебном быту. Игрой на этих гуслях увлекалось духовенство, из-за чего их называли поповскими. Многие иностранцы, посещавшие Россию в то время, утверждали, что гусельная музыка гораздо совершеннее клавесинной, потому что звук у гуслей певучее и полнее, чем у клавесина. Гусли имели широкую динамическую палитру звучания, возможность извлечения звука любой динамической градации, более гулкий и продолжительный звук. Поэтому щипковые гусли, распространенные в более просвещенной социальной среде, нежели щипковые портативные, успешно конкурировали с популярными в то время клавикордом, спинетом и ранними формами фортепиано.

Гусли эти имели корпус прямоугольной формы (с крышкой), внутри которого было натянуто 55 или 66 струн. Строй инструмента вначале был диатонический, а со второй половины XVIII века – хроматический. Струны у хроматических гуслей располагались в два яруса: верхний ярус соответствовал звукам белых клавиш, а нижний – черным. Инструмент клали на стол или ставили на ножки. Звук извлекался посредством защипывания струн пальцами обеих рук. Диапазон гуслей - до 5 октав.

В 1776 – 1795 гг. в России был издан первый нотный сборник русских народных песен с гусельным аккомпанементом. Он назывался собрание русских простых песен с нотами». Сборник был выпущен в четырех частях по 20 песен в каждой. В 1790 году появляется нотное издание обработок русских народных песен И. Прача. В 1802 году выходит «Азбука или способ самый легчайший играть на гуслях по нотам» М. Померанцева, а в 1808 году печатается «Новейшая полная школа для гуслей» Д.Ф. Кушенова-Дмитриевского.

Наряду с этим, распространяется профессиональное обучение игре на прямоугольных гуслях. В 1738 году императрица Анна Иоанновна издала указ об учреждении в Малороссии школы для подготовки придворных музыкантов, где, наряду с пением, игрой на скрипке и бандуре, преподавалась также игра на гуслях. Как свидетельствуют исторические документы, при императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне имелись придворные гусляры – К. Кондратович, С. И Г. Черняховские. Игрой на прямоугольных гуслях увлекались: выдающийся поэт Г. Державин, композитор О.А. Козловский (с ним любил играть дуэтом Г.Державин), В.Ф. Трутовский (русский певец, гусляр-виртуоз, композитор, собиратель народных песен), состоявший на службе при императорском дворе Петра III, а затем и Екатерины II в должности певца и «придворного камер-гуслиста» в конце XVIIII – начале XIX века.

Петербургские музыкальные матера, изготовлявшие прямоугольные гусли, воспользовались симбирскими гуслями. Как прототипом, развив и расширив их принципы. Они изменили размер инструмента, увеличили количество струн, заменили жильные струны металлическими (более звучными), но при этом оставили тот же прием игры.

В 60-х годах XIX века усовершенствованные (на ножках) столообразные гусли можно было встретить в любом доме. На них учились играть барышни в каждой семье. Но с появлением фортепиано гусли вышли из моды и встречались изредка только лишь в среде духовенства. Некоторые священнослужители разрешали себе игру на гуслях, ссылаясь на упоминание в библии о царе Давиде, игравшем на этом инструменте.

В 1889 году В.В.Андрееву удалось приобрести у дворцового гренадера подлинный экземпляр таких гуслей. Василий Васильевич отмечал, что эти гусли отличаются прекрасным, сильным тоном, однако требуют довольно трудной техники исполнения. Данный вид гуслей был введен в состав Великорусского оркестра в 1898 году. Прекрасным исполнителем на инструменте был архитектор Василий Дмитриевич Данилов – член Великорусского оркестра. Андреев называл его «виртуозом-уникумом».

С приобретением хроматического звукоряда щипковые гусли стали развиваться по законам академического инструмента: на них стало возможным исполнение не только русских народных песен и танцев, но и образцов музыкальной классики.

Однако к середине XIX столетия гуслярное искусство начало вымирать. Те типы гуслей, которые бытовали в социальных «низах», стали исчезать в связи с распространением в городской, а затем и в сельской среде новых жанров – частушек и различных образцов плясовой музыки. Гусли звончатые, с их неизменным бурдонным фоном и крайне ограниченным звукорядом, к середине XIX века стаи уступать место балалайке, а затем и гармони. Щипковые гусли, наиболее совершенные из всех разновидностей инструмента, со второй половины XIX столетия стали вытесняться фортепиано. Причинами тому явились сложности как в защипывании струн (диезные и бемольные струны находились под диатоническими), так и в глушении звука.

В.В.Андреев писал: «Гусли вышли из народного обращения, надо полагать, вследствие некоторой сложности своей конструкции. Инструмент этот пережил много веков без всякого изменения своего названия; изменялись неоднократно его размеры и количество струн. Форма, хотя и подвергалась в разное время различным изменениям, но весьма ничтожным. Прием игры всегда оставался тот же – перебор струн пальцами. Усовершенствованные гусли позволяют исполнять всякое музыкальное произведение в любой тональности, не изменяя строя инструмента. Этой способностью старинные гусли не обладали».

- Сейчас, практическое задание. Вам необходимо составить 5 вопросов по данной теме в форме теста.

Условия: к одному вопросу должно быть 4 варианта ответа, правильный ответ – только один.  Обменяться тестами с одногруппниками и решить их вариант теста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гусли считаются исконно русским музыкальным инструментом. И действительно, в былинах, сказаниях, старинных песнях часто упоминается игра на гуслях. Несомненно, русский народный инструмент гусли прочно вошел в фольклор и неотделим от образа древнего славянина. Впрочем, некоторые учёные больше склоняются к западному происхождению инструмента и в качестве изобретателей называют западных славян либо древних германцев. Так или иначе, гусли получили широкое распространение на Руси.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Фаминцын А.С. Гусли: русский народный музыкальный инструмент. - СПб., 1890.
  2. Мехнецов А. М. Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы. Часть 1 / Ред.-сост. Г.В. Лобкова. - СПб., 2006.
  3. Фаминцин А.С. 1890. Гусли - русский музыкальный инструмент. СПб.
  4. Поветкин В.И.  2004. Инструментальные музыкальные древности, открытые в Великом Новгороде в 2003 г. // Новгород и Новгородская земля. История и археология: Материалы научной конференции. Новгород, 27-29 января 2004 г. Вып.18. – Великий Новгород.
  5. https://www.culture.ru/objects/473/novgorodskaya-tradiciya-igry-na-russkikh-krylovidnykh-guslyakh
  6. http://rusnardom.ru/12430/ 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вопросы для самоконтроля

  1. Как с древнеславянского дословно переводится название «гусла» (гусли)?

Ответ: Название гуслей происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила наименование «гусла». Значит, гусли – это гудящие струны.

  1. К какому веку относится первое упоминание о гуслях?

Ответ: Первое упоминание о гуслях относится к VI веку нашей эры.

  1. Кем были первые гусляры? Назовите известных Вам средневековых сказителей?

Ответ: Играли на гуслях профессиональные сказители былин при княжеских дворах. Они сопровождали игрой на инструменте свои повествования о подвигах славных богатырей, о походах в иные края, или провозглашали здравицу князю, приютивших их. Особенно известен в раннем русском средневековье легендарный вещий певец и гусляр Боян.

  1. Какие виды гуслей Вам известны?

Ответ: Виды гуслей: крыловидные гусли, лировидные гусли, шлемовидные гусли(гусли-псалтирь ), гусли звончатые, столовидные гусли.

  1. Как выглядят звончатые гусли и откуда произошло их название?

Ответ: Инструмент имеет крыловидную или трапециевидную форму корпуса. На гусли навязывали от 4 до 9 струн, а позже 13 – 15. Струны защипывали либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае служила для приглушивания струн. На звончатых гуслях можно извлекать аккорды арпеджировано (арфообразно), а также использовать (как на балалайке) прием бряцания, который особенно часто применялся в плясовой музыке.

Позже звук стали извлекать плектром или медиатором, отчего он стал ярче и звонче. Последнее и определило название инструмента.

  1. Как выглядят гусли псалтырь и какое еще названия имеют?

Ответ: Гусли-псалтырь или шлемовидные гусли (щипковые портативные гусли) – имели полукруглую или треугольную форму и от 20 до 30 жильных струн.

    На этих гуслях использовался арпеджированый прием игры (как на арфе). Гусли эти еще назывались «чувашскими» или «симбирскими» и были распространены в Поволжье.

  1. Дайте описание прямоугольным (столообразным) гуслям?

Ответ: Гусли имели корпус прямоугольной формы (с крышкой), внутри которого было натянуто 55 или 66 струн. Строй инструмента вначале был диатонический, а со второй половины XVIII века – хроматический. Струны у хроматических гуслей располагались в два яруса: верхний ярус соответствовал звукам белых клавиш, а нижний – черным. Инструмент клали на стол или ставили на ножки. Звук извлекался посредством защипывания струн пальцами обеих рук. Диапазон гуслей - до 5 октав.

  1. Какие первые нотные сборники для гуслей Вам известны?

Ответ:  В 1776 – 1795 гг. в России был издан первый нотный сборник русских народных песен с гусельным аккомпанементом - «Собрание русских простых песен с нотами». Сборник был выпущен в четырех частях по 20 песен в каждой.

    В 1790 году появляется нотное издание обработок русских народных песен И. Прача. В 1802 году выходит «Азбука или способ самый легчайший играть на гуслях по нотам» М. Померанцева, а в 1808 году печатается «Новейшая полная школа для гуслей» Д.Ф. Кушенова-Дмитриевского.

  1. Кто из выдающихся людей того времени увлекались игрой на прямоугольных гуслях?

Ответ: Игрой на прямоугольных гуслях увлекались: выдающийся поэт Г. Державин, композитор О.А. Козловский (с ним любил играть дуэтом Г.Державин), В.Ф. Трутовский (русский певец, гусляр-виртуоз, композитор, собиратель народных песен), состоявший на службе при императорском дворе Петра III, а затем и Екатерины II в должности певца и «придворного камер-гуслиста» в конце XVIIII – начале XIX века.

  1.  В каком году гусли были введены в состав Великорусского оркестра? Кто исполнял партию гуслей в оркестре?

Ответ: Гусли были введены в состав Великорусского оркестра в 1898 году. Прекрасным исполнителем на инструменте был архитектор Василий Дмитриевич Данилов – член Великорусского оркестра. Андреев называл его «виртуозом-уникумом».

Практические задания

  1. Составить 5 вопросов по данной теме в форме теста.

Условия: к одному вопросу должно быть 4 варианта ответа, правильный ответ – только один.  

Обменяться тестами с одногруппниками и решить их вариант теста.

Список видеопередач для самостоятельного прослушивания:

  • Передача «Пряничный домик» телеканала «Культура», вып. «Гусли звончатые», 2014 год.
  • Передача «Ремесло» телеканала «Загородная жизнь», вып. 58 «Гусли», 2011 год. Участники программы: Илья Ахрамеев и Борис Ефремов.
  • Док. фильм «Живые струны», 1984 год.

Список дополнительных источников информации по данной теме:

  • Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. - М.: Советский композитор, 1986.
  • Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. - Л.: Музыка, 1975.
  • Жук Л.Я. Искусство игры на гуслях. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998.  
  • Максимов Е.И. О.У. Смоленский // Российские музыканты-самородки. — М.: Советский композитор, 1987.
  • Максимов Е.И. Хор Гдовских гусляров О.У. Смоленского // Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. - М.: Советский композитор, 1983.
  • Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. - М.: Музгиз, 1931.
  • Поветкин В. И. Загадка гуслей-псалтыря // Альманах «Чело» 1(10).
  • Тихомиров Д. П. История гуслей: Очерки. - Тарту, 1962. — 92 с.: ил., ноты. - (Учёные записки Тартуского государственного университета. Вып. 116).
  • Фаминцын А. С. Гусли: русский народный музыкальный инструмент. — СПб., 1890.
  • Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Келдыш. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - С. 157. - 672 с. - ISBN 5-85270-254-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"

Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков  в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...

Методическая разработка к уроку, по предмету "Искусство прически"

Разработка может быть использована на занятиях по подготовки студентов, обучающихся по специальности "парикмахер"...

Методическая разработка интегрированного урока по дисциплинам Искусство (МХК) и Литература по теме «Культура Серебряного века»

Для разработки интегрированного урока были выбраны дисциплины Искусство (МХК) и Литература. Эти дисциплины отдельно предполагают в программе изучение тем «Искусство Серебряного века» и &la...

Методическая разработка занятия по программе «Изобразительное искусство». Тема: «Знакомство с пластилинографией» (для педагогов дополнительного образования)

Методическая разработка занятия по программе «Изобразительное искусство» для детей 7-14 лет «Знакомство с Пластилинографией»План-конспект занятия Цель: общее знакомст...

методическая разработка урока по истории на тему: " Смутное время начала XVII века "

План-конспект урока по истории  на тему: " Смутное время начала XVII века" составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины "история" программы подготовки квал...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Искусство, рожденное войной»

Урок с элементами педагогической мастерской по теме: "Советское искусство периода Великой Отечественной войны"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по междисциплинарному курсу 02.04. «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» Тема: «Декоративный сувенир - Топиарии»

Данная методическая разработка содержит методические указания и  практический материал к проведению  учебного занятия на тему «Декоративный сувенир - Топиарии» и носит, прежде вс...