Разработка занятия в классе специального инструмента баян
план-конспект занятия по теме

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия в классе специального инструмента баян

Педагога ДШИ №11 Платоновой Марины Геннадьевны

Ученик Скворцов Сергей (5-й год обучения)

Содержание занятия:

  1. Работа над инструктивно-тренировочным материалом (гаммы, арпеджио, этюд).
  2. Работа над изучаемым материалом.
  3. Чтение с листа.
  4. Беседа с учеником о предстоящем конкурсе  произведений Е.Крылатова и подбор соответствующего материала.
  5. Составление плана домашней работы.

Цель занятия:

  1. обучающая (развитие профессиональных навыков);
  2. развивающая (увеличение объема используемого материала, ускорение темпов обучения, стимулирование самостоятельности, развитие музыкально-интеллектуальных качеств;
  3. воспитывающая (обучение приемам самоорганизации, стимулирования интереса к учению, творческое отношение к труду, потребность к самообразованию).

Ход занятия:

  1. Показ домашнего задания начинается с игры 3-х мажорных гамм с 1 позиции  позиционной пятипальцевой аппликатурой.

Еще раз подчеркиваю ученику, что в настоящее время необходимо владеть данным вариантом аппликатуры (во всех произведениях, находящихся  у него в работе,  присутствует пятипальцевая аппликатура).

Гаммы исполняются различными штриховыми вариантами, пунктирным ритмом, терциями и октавами. Гаммы сначала играются на готовом баяне, затем на выборной клавиатуре.  На выборной клавиатуре играются также

арпеджио короткие и длинные двумя руками. Минорные гаммы прошу также сыграть с 1 позиции 2-х видов (мелодический и гармонический).

Обращаю внимание ученика, что благодаря регулярной работе над подобным материалом появляется хорошая техническая беглость, что, безусловно, помогает виртуозные пьесы исполнять уверенно и легко.

  1. Вторым этапом работы над инструктивно-тренировочным материалом является игра этюдов. У Сергея в работе «Этюд» Д.Самойлова (сб. Баян.Хрестоматия, 1-3 класс ДМШ) ре минор. Исполняется этот этюд наизусть, что являлось частью предыдущего домашнего задания. Несмотря на то, что играя, ученик несколько раз «сбивался», нужно обязательно дать возможность доиграть произведение полностью, не прерывая игру замечаниями. Только выяснив до конца, насколько усвоено домашнее задание, ученик сможет построить дальнейшую работу над произведением.

Выясняем вместе с учеником, что следует увереннее доучить последнюю часть этюда; а кроме того, точнее выполнять штрихи, а именно – акценты, делая больше пальцевый замах.

Чтобы процесс запоминания был прочнее, напоминаю ученику использовать несколько приемов, помогающих ускорить этот процесс:

  1. запоминать моторно-двигательные движения;
  2. играть в медленном темпе. Медленный темп как увеличительное стекло, в котором видны все недостатки.
  1. Работа над изучаемым материалом – пьесой В.Купревича «У Баха в Томаскирхе» в обр. А.Коробейникова. Это произведение в данный момент у ученика в стадии разбора. Ученик проигрывает произведение целиком, демонстрируя домашнюю самостоятельную работу, которая заключалась в контроле над плотным голосоведением, для чего необходимо было точно выполнять аппликатуру, можно менять мех, от которого во многом зависит качество исполнения произведения.

Мех следует менять не просто точно, но и не заметно, что требует специфика баяна.

Дослушав игру ученика до конца, несмотря на то, что были явные недостатки в игре, делаю конкретные замечания по поводу штрихов, заставляя проигрывать отдельные части, еще раз обращая внимание на использование 1-го пальца, провожу параллели с игрой гамм 5-ти пальцев аппликатурой, которую ученик «не очень любит», убеждаю в несомненной пользе такого варианта игры.

Но разбор текста – это еще не вся работа над произведением, даже в начальной стадии. С первых же проигрываний уделяю внимание фразеровочным лигам, которые помогают понять произведение, но ни в коем случае не играть бессмысленно, ровным, тусклым звуком.

В дальнейшем, при самостоятельной работе, прошу обращать на данные аспекты больше внимания, трудные места учить отдельно. А также прошу начать учить пьесу наизусть – 1 часть, напоминая, что выученным наизусть можно считать то, что человек способен сыграть с начала любого магического построения, любой фразы (в данной пьесе – это 2 такта).

4-5.Следующая часть урока (она же, как я считаю, - небольшое расслабление после работы над полифоническим произведением – чтение нот с листа.Но чтение не на готовом баяне, а на выборной клавиатуре, т.к. ученик сравнительно недавно (2-й год) стал осваивать данную клавиатуру, и, честно говоря, она еще не стала ему «родной» и поэтому он её «недолюбливает».

Прошу ученика прочитать страницу из сборника Суркова для готово-выборного баяна, на которой 3 небольшие пьески. Напоминаю Ярославу, что качество этой работы во многом зависит от ежедневных самостоятельных занятий. Чтобы еще раз находить, насколько необходим этот навык, демонстрирую сама чтение с листа, благо есть подходящий повод для этого – Ярослав принес в класс новый сборник «Музыка кино» и нам нужно выбрать подходящую программу для подготовки к предстоящему конкурсу из произведений Е.Крылатова.

С обоюдного согласия, оставляем в работу песню Евг.Крылатова «Три белых коня» в переложении Г.Николаева. Прошу при домашнем разборе этой песни обратить внимание на синкопы и пунктирный ритм, точную фразеровку  и смену меха по лигам.  

  1. Так как через неделю Сергею предстоит выступать перед учителями своей общеобразовательной школы на праздничном концерте в честь Дня Учителя, что является очень ответственным делом, то я вынуждена немного скорректировать занятия, отложив работу над еще одним произведением, находящемся в стадии разбора – это песня Пономаренко  «Над окошком месяц», и заняться подготовкой к концерту. Сергей уже знал о предстоящем выступлении,  прошлый урок мы остановили с ним выбор на одной из давно выученных пьес, подходящих к данной ситуации и аудитории – песне Б.Мокроусова «Одинокая гармонь». Еще раз обращаю внимание  Сергея на то,что нужно держать в своем репертуаре и ни в коем случае не забывать самые разнообразные пьесы, повторять их и быть всегда готовым исполнять их на публике, что и является в конечном счете главной и практической задачей всех наших занятий музыкой – играть для кого-то, быть артистом, проявить свои лучшие качества во время ответственных концертов перед публикой.

Ещё и ещё раз напоминаю Сергею, что нужно сосредоточиться перед выходом на сцену, точно взять нужный темп, для чего прожить про себя первые такты и только потом начать играть, так как темп в этой песне, как, впрочем, и во всяком другом произведении, помогает раскрытию художественного образа, позволит песне быть певучей, но не затянутой, выразительной и красивой, но не суетливой.

Далее, во время исполнения, четко держать форму песни, не забывая про частные кульминации во фразах, частях (во вступлении – это 3-я, самая крупная фраза) и четкое развитие главной кульминации – двухголосное изложение мелодии также в 3-й фразе. Далее – повторение вступления более спокойным звуком.

Настраиваю ученика на возможность во время выступления каких-то отвлекающих моментов; главное – передать слушателям своё отношение к этой песне, показать, какая это красивая, задушевная мелодия, чтобы и слушателей захватило твоё настроение.

Решаем на следующий урок провести провести репетицию в актовом зале, пригласив кого-то из слушателей, чтобы приблизить по максимуму обстановку к концертной.

  1. Исходя из задач, решаемых на уроке, мы с Сергеем вместе, под моей корректировкой, составляем план домашней работы:
  1. Как аксиома – не требующая доказательств, - это игра гамм, арпеджио и аккордов.
  2. Работа над «Этюдом» Самойлова – больше учить последнюю часть, причем с разных мест. Весь «Этюд» проигрывать в медленном темпе, уделяя внимание штрихам.
  3. «У Баха в Томаскирхе» В.Купревича учить наизусть 1 часть, работая строго по очень небольшим частям и умея играть, начав с любого места наизусть.

Проигрывать произведение как частями, так и целиком, обращая внимание на ровность звуковедения, четкость смены меха, проигрывать отдельно по голосам.

  1. Читать с листа ежедневно по странице нотного текста по сборнику Суркова на выборной клавиатуре.
  2. Работать над произведением Г.Пономаренко «Над окошком месяц», используя предыдущие записи в дневнике, а именно – продолжать учить по фразам, точно используя выверенную аппликатуру для того, чтобы было очень хорошее легато, и добиваясь выразительного звучания каждой фразы.
  3. Разбирать новую песню Е.Крылатого «Три белых коня», обращая внимание на ритм; в неудобных местах  проставить аппликатуру. Найти слова песни и работать  над штрихом исполнения в левой руке (легкое, ритмичное); Проигрывать отдельно левую руку с пением.
  4. Готовить к концертному выступлению песню Б.Мокроусова «Одинокая гармонь». Обязательно играть произведение в медленном темпе, по частям, по фразам, чтобы не «заиграть», а донести свежее чувство во время игры на сцене.
  5. Повторять ранее выученные пьесы:

В.Соловьев-Седой «На солнечной поляночке».

Бухвостов «А ну-ка, догони».

Д.Чимароза «Сонатина».

Р.Н.П. «Как у нас-то козёл». Обработка Д.Самойлова.

У.Н.П. «Дожинки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные инструменты: баян

Статья для широкого круга любителей инструмента баяна о создании и развитии....

План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема "Инструменты для паяния"

P { margin-bottom: 0.21cm; } План-конспект урока по слесарному делу специальной (коррекционной) школе VIII вида, 8 класс, тема урока"Инструменты для паяния"...

Инклюзивная Программа развития личности ребенка группы коррекции в классе духовых инструментов

Данная программа разработана на основе исследований «Развитие личности ребенка в классе духовых инструментов» и представляет собой практическую часть реализации Концепции музыкально-творческого развит...

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Данная работа написана в соответствии с ведущими тенденциями в развитии гуманистического, личностно-ориентированного образования с учетом современных требований к преподаванию предметов эстетического ...

Разработка занятия учебной практики по теме: «Создание и обработка изображений в редакторе Adobe PhotoShop. Создание многослойных изображений с использованием инструментов редактора.»

Разработка занятия учебной практикипо  теме: «Создание и обработка изображений в редакторе Adobe PhotoShop. Создание многослойных изображений с использованием инструментов редактора.»Для  пр...

Методическая разработка к открытому уроку "Донотный период обученияигры на народных инструментах (баян, гармонь, аккордеон)"

Методическая разработка к открытому уроку "Донотный период обучения  на народных инструментах (баян, гармонь, аккордеон)"...

Методическая разработка занятия (мастер-класса) по программе Изо: "Приём в акварельной живописи - отпечатывание стрейч-пленкой". "Старая ива. Зима"

Методическая разработка занятия по ДООП программе «Изобразительное искусство»Мастер-класс: приём в акварельной живописи «отпечатывание стрейч-плёнкой». "Старая ива. З...