Учебно-методическое пособие: "Программа поэтапного формирования навыка изображения предметов, состоящих из тел вращения"
учебно-методическое пособие по теме

Желтова Наталия Михайловна

Цель программы:

 

поэтапное формирование навыка изображения бытовых предметов, состоящих из тел вращения, для включения студентов в самостоятельную работу на уроках изобразительного искусства.

 

Задачи:

 

  1. научить студентов подробно анализировать форму и пропорции предметов и использовать результаты этого анализа при изображении.
  2. научить правильному изображению кругов в горизонтальной плоскости на разной высоте относительно уровня зрения с учётом перспективного сокращения.
  3. разъяснить студентам последовательность и закономерность изображения симметричных предметов, состоящих из тел вращения, роль вспомогательных линий в построении изображения.
  4. научить изображать с натуры и по представлению сложные тела вращения, начиная с самого простого.
  5. выработать умение оптимально компоновать изображение на формате листа: определять место и размер изображаемого предмета к листу.
  6. выработать умение грамотно комментировать свой рисунок вслух во время педагогического показа на доске.

 

 

СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА:

 

  1. Расположение изображения в середине листа.
  2. Нахождение оптимального размера изображения к листу.
  3. Использование осевой линии предмета при построении.
  4. Использование осей овалов при их изображении.
  5. Изображение невидимых контуров предмета.
  6. Соблюдение симметрии отрезков относительно осевой при изображении самых широких и самых узких мест.
  7. Соблюдение симметрии боковых контуров.
  8. Правильное изображение овалов в зависимости от расстояния до уровня зрения.
  9. Правильное изображение формы овалов.
  10. Правильное изображение формы предметов.
  11. Точная передача пропорций предметов.
  12. Изображение необходимого количества овалов на всех уровнях изменения ширины.
  13. Соблюдение перпендикулярности осевой к осям овалов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

Педагогический колледж  им. К. Д. Ушинского

Кафедра педагогики и методики начального образования

ПРОГРАММА

ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА

ИЗОБРАЖЕНИЯ  БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ,

СОСТОЯЩИХ ИЗ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ

 НА УРОКАХ ИЗО

(на основе использования мониторинга)

(Разработано и осуществлено

Преподавателем ИЗО

ЖЕЛТОВОЙ Н.М.)

Тамбов, 2006 год.

Цель программы:

поэтапное формирование навыка изображения бытовых предметов, состоящих из тел вращения, для включения студентов в самостоятельную работу на уроках изобразительного искусства.

Задачи:

  1. научить студентов подробно анализировать форму и пропорции предметов и использовать результаты этого анализа при изображении.
  2. научить правильному изображению кругов в горизонтальной плоскости на разной высоте относительно уровня зрения с учётом перспективного сокращения.
  3. разъяснить студентам последовательность и закономерность изображения симметричных предметов, состоящих из тел вращения, роль вспомогательных линий в построении изображения.
  4. научить изображать с натуры и по представлению сложные тела вращения, начиная с самого простого.
  5. выработать умение оптимально компоновать изображение на формате листа: определять место и размер изображаемого предмета к листу.
  6. выработать умение грамотно комментировать свой рисунок вслух во время педагогического показа на доске.

СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА:

  1. Расположение изображения в середине листа.
  2. Нахождение оптимального размера изображения к листу.
  3. Использование осевой линии предмета при построении.
  4. Использование осей овалов при их изображении.
  5. Изображение невидимых контуров предмета.
  6. Соблюдение симметрии отрезков относительно осевой при изображении самых широких и самых узких мест.
  7. Соблюдение симметрии боковых контуров.
  8. Правильное изображение овалов в зависимости от расстояния до уровня зрения.
  9. Правильное изображение формы овалов.
  10. Правильное изображение формы предметов.
  11. Точная передача пропорций предметов.
  12. Изображение необходимого количества овалов на всех уровнях изменения ширины.
  13. Соблюдение перпендикулярности осевой к осям овалов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.

  1. Для достижения лучших результатов по формированию навыка изображения предметов, состоящих из тел вращения, необходимо на всех этапах работать над формированием каждого из 13 компонентов навыка.
  2. Формой контроля здесь является проверка контрольных заданий в каждом случае по всем 13 составляющим, это позволяет своевременно делать выводы о том, что именно вызывает затруднения у того или иного учащегося или группы в целом, и углублять работу на этом направлении.
  3. Большое значение в формировании навыка имеет изучение таблиц      №№ 1, 2, 3 и 4, требующих к себе самого внимательного отношения, а также громкое говорение в процессе изображения – поэтапный комментарий.
  4. Данный навык – навык изображения с натуры и по представлению бытовых предметов, состоящих из тел вращения – основывается на следующих навыках:
  • навык анализа формы и пропорций предметов;
  • навык компоновки изображения на формате листа;
  • навык соблюдения определённой последовательности изображения (табл. № 4);
  • и в свою очередь, способствует совершенствованию таких навыков, как:
  • навык рисования тел вращения на доске на глазах у учащихся (педагогический рисунок);
  • навык комментария к педагогическому рисунку.

Навык передачи объёма бытовых предметов тоном и цветом невозможно формировать без владения учащимися навыком линейного рисунка сложных тел вращения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА

1 ЭТАП: Изучение закономерностей изображения простейшего тела вращения -        

                цилиндра.

  1. Повторение правил компоновки (для симметричных предметов осевая проводится в середине листа).
  2. Изучение таблицы № 1 «Ошибки при изображении овалов» и таблицы   № 2 «Изменение изображения овала по мере удаления от уровня зрения» (см. приложение №№ 1,2).
  3. Зарисовка учащимися в тетрадь таблиц №№ 1 и 2.
  4. Выполнение учителем на доске педагогического рисунка с подробнейшим комментарием последовательности и принципов изображения.
  5. Выполнение учащимися изображения цилиндра с натуры по тщательным контролем преподавателя (рисунок учителя на доске обязательно стирается).

2 ЭТАП: Изображение более сложного тела вращения – кувшина.

  1. Подробнейший анализ формы и пропорции кувшина с записью в тетрадь (см. приложение № 3).
  2. Изучение таблицы № 4 «Последовательность изображения тел вращения» (см. приложение № 4).
  3. Составление учащимися в тетради таблицы № 4.
  4. Педагогический рисунок, выполняемый учителем с подробным комментарием, с тщательно продуманными вопросами, направленными на осознанное усвоение материала учащимися.
  5. Самостоятельная работа учащихся по изображению кувшина с натуры (1/2 формата А-4).
  6. Самостоятельная работа учащихся с опорой на таблицу № 4 по изображению натюрморта, включающего кувшин, без объяснений учителя на формате А-3.
  7. Выполнение учащимися педагогического рисунка кувшина с комментарием.

3 ЭТАП: Изображение ещё более сложного тела вращения – вазы для цветов.

  1. Рисование на доске кувшина (по памяти) с комментарием (4 человека – 4 этапа) под руководством и контролем учителя.
  2. Проведение учителем подробного анализа формы и пропорций вазы.
  3. Самостоятельное (без рисунка учителя на доске, но с опорой на таблицу № 4) изображение вазы с натуры, сопровождающееся комментарием вслух этапов работы (по очереди: каждый понемногу).

4 ЭТАП: Изображение такого же предмета, что и на 3 этапе, но без объяснения учителя (закрепительный этап).

  1. Работа в парах: комментарий вслух по очереди к выполняемому рисунку вазы (громкое говорение).
  2. Тренировка в педагогическом рисунке (две пары работают на доске).
  3. Выполнение проверочного задания на самостоятельное (без каких-либо объяснений учителя) изображение с натуры очень сложной по форме вазы.

5 ЭТАП: Изображение тел вращения высокой степени сложности (три варианта).

  1. Повторение последовательности изображения тел вращения, правил изображения овалов и принципов анализа формы и пропорций по таблицам №№ 1-4.
  2. Абсолютно самостоятельная работа по анализу формы и пропорций и изображению с натуры бытовых предметов, состоящих из тел вращения по трём вариантам.
  3. Тренировка в педагогическом рисунке на доске с комментарием.

6 ЭТАП: Самостоятельная работа по изображению бытовых предметов, представляющих собой тела вращения сложной формы, без опоры на натуру, без объяснений учителя, то есть по воображению и представлению.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА

(по циклам, по этапам)

1 ЭТАП:

Изучение закономерностей изображения простейшего тела вращения: цилиндра.

2 ЭТАП:

Изображение более сложного тела вращения: кувшина.

 

3 ЭТАП:

Изображение ещё более сложного тела вращения: вазы для цветов.

4 ЭТАП:

Изображение такого же предмета, что и на 3 этапе.

5 ЭТАП:

Изображение тел вращения высокой степени сложности (3 варианта).

6 ЭТАП:

Изображение бытовых предметов – сложных тел вращения.

1-й ЦИКЛ

изображение с натуры по объяснению учителя

2-й ЦИКЛ

изображение с натуры без объяснения учителя

3-й ЦИКЛ изображение

по представлению (без натуры и без объяснений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Игра, как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками"

Выпускная работа  на факультете профессиональной переподготовки "Педагогика и психология дошкольников"...

Учебно- методическая пособие "Программа практики ( для получения первичных профессиональных знаний, по профилю специальности ) учащихся для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

Практика для учащихся по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" является обязательным разделом основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.Практика состоит из ...

Учебно-методическое пособие программы Coreldraw

Учебно-методическое пособие программы Coreldraw...

Учебно-методическое пособие программы Movie Maker

Учебно-методическое пособие программы Movie Maker...

Изучение изображения предметов в тонкой линзе

В атериале представлена лабораторная работа, выполняемая при изучении дисциплины "Физика"...

Техническое черчение. Основные способы графического изображения предметов

Техническое черчениеОсновные способы графического изображения предметов...

Конспект урока графической композиции по теме " Силуэтное изображение предметов быта в наиболее выразительном ракурсе ". 2-й класс

Тема: «Силуэтное изображение предметов быта в наиболее выразительном ракурсе».Цели урока:  практическое освоение силуэтного изображения предметов быта, освоение методов решения...