12 авторских презентаций по элементарной теории музыки. Раздел II. Лад и тональность.
презентация урока для интерактивной доски по теме

Волкова Валентина Васильевна

Авторские презентации преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Московского военно-музыкального училища Волковой Валентины Васильевны по дисциплине "Элементарная теория музыки" специализации 070102 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Оркестровые духовые и ударные инструменты. Раздел II. Лад и тональность.

Материалы содержат 12 презентаций по темам:

Тема 1. Мажорный лад.  Содержит 6 презентаций - Тетрахорды, Мажорный лад, Тональности мажорного лада, Квинтовый круг мажорных тональностей, Три вида мажора.

Тема 2. Минорный лад. 2 презентации - Три вида минора, Параллельные, одноимённые и однотерцовые тональности.

Тема 3. Лады народной музыки. Состоит из 3-х презентаций - Диатонические семиступенные лады, Дважды гармонические лады, Пентатоника.

Тема 4. Переменные лады. (1 презентация).

Тема 5. Искусственные лады.  1 презентация - Увеличенный лад и уменьшённый лад.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел I I Тема 1 . Тетрахорды Элементарная теория музыки Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Волковой Валентины Васильевны Microsoft PowerPoint 2010

Слайд 2

Элементарная теория музыки Тетрахорды Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В. 4 вида тетрахордов

Слайд 3

Общие понятия Первое понятие тетрахорда Тетрахорд (от др. греч.): тетра – четыре, хорда – струна

Слайд 4

Общие понятия Второе понятие тетрахорда

Слайд 5

Существует 4 вида тетрахордов: 1. 2. 3. 4. Древнегреческий театр Диониса в Афинах диатонические

Слайд 6

Ионийский тетрахорд Древнегреческие музы

Слайд 7

Фригийский тетрахорд Мельпомена (с греч. «поющая») – муза трагедии

Слайд 8

Дорийский тетрахорд Полигимния – муза торжественных гимнов

Слайд 9

Гармонический тетрахорд Терпсихора – муза хорового пения и танца

Слайд 10

Практическая работа 1 2 3 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел I I Тема 2 . Мажорный лад Элементарная теория музыки Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Волковой Валентины Васильевны Microsoft PowerPoint 2010

Слайд 2

Лад и тональность Мажорный лад Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.

Слайд 3

Общие понятия

Слайд 4

Общие понятия

Слайд 5

Мажорный лад

Слайд 6

Строение мажорной гаммы

Слайд 7

Обозначение ступеней лада

Слайд 8

Названия ступеней лада I ст. – тоника ( Т ), II ст. – нисходящий вводный тон, III ст. – верхняя медианта, IV ст. – субдоминанта ( S ), V ст. – доминанта ( D ), VI ст. – нижняя медианта, VII ст. – восходящий вводный тон Каждая ступень лада имеет своё название:

Слайд 9

Главные ступени лада трезвучия на этих ступенях соответствуют мажорному ладу (т.е. мажорные) II , III, VI и VII ступени называются побочными ступенями лада - трезвучия на этих ступенях не соответствуют мажору (три - минорные, одно – уменьшённое)

Слайд 10

Устойчивые и неустойчивые ступени мажорного лада

Слайд 11

Разрешение неустойчивых ступеней Разрешение – это переход неустойчивой в ступени лада в устойчивую

Слайд 12

Особенности тяготения неустойчивых ступеней лада

Слайд 13

Практическая работа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел II . Тема 2 . Мажорный лад. Тональности мажорного лада Элементарная теория музыки Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Волковой Валентины Васильевны Microsoft PowerPoint 2010

Слайд 2

Тональности мажорного лада Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В. Элементарная теория музыки

Слайд 3

Общие понятия Тональность - это

Слайд 4

1 . Доминанту ( D ) предыдущей тональности принимаем за тонику новой тональности. 2. От неё строим мажорную гамму по схеме: 1 1 ½ 1 1 1 ½ 3. Получаем следующую мажорную гамму с новым диезом на VII ступени . 4. Повторяя многократно это действие, получаем целый ряд мажорных диезных гамм, с новым диезом на VII ступени

Слайд 5

Выводы построения

Слайд 6

1 . Субдоминанту ( S ) предыдущей тональности принимаем за тонику новой тональности. 2. От неё строим мажорную гамму по схеме 1 1 ½ 1 1 1 ½ 3. Получаем следующую бемольную гамму с новым бемолем на IV ступени . 4. Повторяя это действие, получаем целый ряд бемольных тональностей с новым бемолем на IV ступени

Слайд 8

Мажорные тональности Общие выводы

Слайд 9

Практическая работа Лабиринт №1 Д А Н О: ЗАДАНИЕ VI c т. G dur является IV ст. мажора, VII ст. которого совпадает с III ступенью мажора Определить конечную тональность Лабиринт №2 Д А Н О: ЗАДАНИЕ V c т. E dur = III ст. мажора, VI ст. которого совпадает со II ступенью минора, VI ст. которого = III ст. мажора Определить конечную тональность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел I I Тема 2 . Мажорный лад. Квинтовый круг мажорных тональностей. Элементарная теория музыки Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Волковой Валентины Васильевны Microsoft PowerPoint 2010

Слайд 2

Квинтовый круг мажорных тональностей Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.

Слайд 3

Квинтовый круг мажорных тональностей ч.5 ч.5 F C B G Es D As A Cis Fis H E Des Ges Ces

Слайд 4

Квинтовый круг мажорных тональностей

Слайд 5

Квартовый круг мажорных тональностей

Слайд 6

Кварто-квинтовый круг тональностей

Слайд 7

Энгармонизм тональностей

Слайд 8

Энгармонизм тональностей

Слайд 9

Тональности с двойными знаками

Слайд 10

Общие понятия

Слайд 11

Определение ключевых знаков в тональностях с двойными знаками Пошаговые действия . 1) Отбросить в заданной тональности знак альтерации в названии - Fes dur . 2) Получаем тональность - F dur . 3) Определить знаки в употребимой тональности – 1 бемоль . 4) Если каждый звук F dur понизить на хроматический полутон – то: каждый звук понизится на бемоль , а бемоль понизится на дубль бемоль . 5) Назвать знаки заданной тональности – один дубль бемоль и (7 – 1) 6 бемолей .

Слайд 12

Практическая работа Определить ключевые знаки в данных тональностях: Gis dur , des moll , Ges dur , c es moll , Н is dur Указать энгармонически равные им тональности. ? ? ?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел II . Тема 2 . Мажорный лад. Три вида мажора. Элементарная теория музыки Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Волковой Валентины Васильевны Microsoft PowerPoint 2010

Слайд 2

Три вида мажора Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.

Слайд 3

Общие понятия

Слайд 4

II . Гармонический мажор

Слайд 5

Гармонический мажор Понижение VI ступени вызвало следующие изменения в ладу: 1) появление характерных интервалов , 2) появление 2-х дополнительных тритонов , 3) S -вое трезвучие стало минорным , 4) трезвучие II ступени стало уменьшённым , 5) VII7 стал уменьшённым вводным 7 аккордом . Появился на рубеже XVII – XVIII веков. Использовали: Бах, венские классики, очень широко - романтики.

Слайд 6

III . Мелодический мажор

Слайд 7

Мелодический мажор VII пониженная ступень через VI пониженную ступень разрешается в V ступень лада. Мелодический мажор имеет наибольшее количество общих звуков с натуральным минором и отличается от него только III (высокой) ступенью. Появился в XIX веке. Широко используется современными композиторами.

Слайд 8

Практическая работа Лабиринт №3 Д А Н О: ЗАДАНИЕ VI c т. Es dur является IV ст. мажора, VI ь ст. которого совпадает с III ступенью минора Определить конечную тональность Лабиринт №4 Д А Н О: ЗАДАНИЕ VII ь c т. E dur = III ст. мажора, VI ь ст. которого совпадает со III ступенью минора, IV ст. которого = VI ь ст. мажора Определить конечную тональность

Слайд 9

Практическая работа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел I I Тема 3 . Минорный лад. Три вида минора. Элементарная теория музыки Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Волковой Валентины Васильевны Microsoft PowerPoint 2010

Слайд 2

Минорный лад Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.

Слайд 3

Три вида минора

Слайд 4

Гармонический минор

Слайд 5

Мелодический минор VI# через VII# разрешается в I ступень лада

Слайд 6

Творческая работа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел I I Тема 3 . Минорный лад. Параллельные, одноименные и однотерцовые тональности. Элементарная теория музыки Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Волковой Валентины Васильевны Microsoft PowerPoint 2010

Слайд 2

тональности Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.

Слайд 3

I . Параллельные тональности Мажор м.3 п араллельный минор п араллельный мажор м.3 _________ Минор

Слайд 4

. В натуральных видах параллельные тональности имеют общий звуковой состав Тонические трезвучия этих тональностей имеют общую б.3 Такое родство параллельных тональностей привело к образованию параллельно-переменных ладов .

Слайд 5

II . Одноимённые тональности

Слайд 6

Одноимённые тональности Например: Разница в знаках Fis dur и fis moll равна: 6 # минус 3# = 3 знака Например: Разница в знаках D dur и d moll равна: 2 # плюс 1ь = 3 знака

Слайд 8

Вид мажора Вид минора 1. Натуральный мажор Мелодический минор 2. Гармонический мажор Гармонический минор 3. Мелодический мажор Натуральный минор

Слайд 9

III . Однотерцовые тональности

Слайд 10

Построение однотерцовых тональностей Например: однотерцовая cis moll минорная тональность хром. ½ т . Мажор C dur Например: минор fis moll хром. ½ т. однотерцовая мажорная F dur тональность

Слайд 11

Практическая работа


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел II . Тема 5 . Искусственные л ады. Увеличенный и уменьшенный лады. Элементарная теория музыки Московское военно-музыкальное училище Министерства обороны Российской Федерации Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Волковой Валентины Васильевны Microsoft PowerPoint 2010

Слайд 2

Уменьшённый лад Элементарная теория музыки Раздел II . «Лад и тональность» Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин МВМУ В.В. Волковой

Слайд 3

- это шестиступенный лад , в котором Т 5 3 = ув. 5 3 и все трезвучия на ступенях лада равны ув. 5 3 Гамма увеличенного лада строится по целым тонам (1т - 1т – 1т – 1т и т.д.), поэтому звукоряд этого лада называется «целотонной гаммой»

Слайд 4

Увеличенный лад

Слайд 6

Использование увеличенного лада

Слайд 7

М.И. Глинка «Руслан и Людмила» Увертюра (отрывок)

Слайд 8

Уменьшённый лад - это восьмиступенный лад , в котором Т 5 3 = ум. 5 3 , развёрнутое Т 5 3 = ум.7акк. и все трезвучия на ступенях лада равны ум. 5 3

Слайд 11

Н.А. Римский-Корсаков Царевна Волхова и морское царство опера-былина «Садко» Царевна-Лебедь опера «Сказка о царе Салтане» Звездочёт опера «Сказка о Золотом петушке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета П0.03.УП.02. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных програм...

Краткий справочник по теории музыки

учебное пособие для ДМШ и ДШИ...

8 презентаций по элементарной теории музыки. Раздел I. Темы: Музыкальный звук, Нотное письмо, Музыкальная система.

Презентации по учебной дисциплине "Элементарная теория музыки" созданы в соответствии с рабочей программой  Московского военно-музыкального училища по элементарной теории музыки (специальность 07...

14 авторских презентаций к разделу «Интервалы» учебной дисциплины Элементарная теория музыки

Данный учебно-методический материал представляет собой авторский системный подход к изучению раздела «Интервалы» дисциплины Элементарная теория музыки (Специальность 073101 Инструментальное исполнител...

Концепция тональности в отечественном музыкознании: некоторые аспекты изучения в курсе теории музыки.

Предлагается методическое исследование концепции тональности в отечественном музыкознании, которое было проведено в связи с существенной разницей в определениях этого явления. Адресовано преподавателя...

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Элементарная теория музыки, гармония» Специальность 53.02.01. «Музыкальное образование»

Данное пособие для студентов колледжей педагогических специальностей с музыкальным уклоном. Помощь по выполнению самостоятельных заданий по предмету "Элементарная теория музыки, гармония"...

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ОП 06. Элементарная теория музыки, гармония

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения (2 семестр)_ ОП 06. Элементарная теория музыки, гармония...