«Роль интонации в музыке и разговорной речи».
план-конспект урока на тему

Семенова Ольга Андреевна

 

План-конспект  урока с учащейся 1 класса Герасимовой Ю. (фортепиано).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rol_intonatsii.docx18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             План-конспект  урока с учащейся 1 класса Герасимовой Ю.

(фортепиано).

Выполнила:  Семенова О.А., преподаватель по классу фортепиано  МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак

Тема урока: «Роль интонации в музыке и разговорной речи».

Тип урока: Урок закрепления музыкального материала.

Вид урока: Интегрированный, комбинированный.

Цель урока: Усвоение учащимися особенностей интонационной осмысленности музыкального произведения и разговорной речи.

Задачи:

Учебно-развивающие:

Разучивание (игра) пьесы С.Прокофьева «Болтунья»;                                           Развитие музыкальной интонации, усиление выразительности, усиление выразительности текста в песне;                                                                      Стремление приблизить музыку к интонации разговорной речи;         Формирование комплекса исполнительских, вокальных навыков.

Воспитательные:

Воспитание интереса и эмоциональной отзывчивости к музыкальным произведениям.

Основные этапы урока:

1. Организационный этап:

- приветствие

- актуализация темы

2.Этап проверки знаний учащегося:

- использование различных методов проверки домашнего задания и всесторонних знаний

- привлечение с помощью специальных заданий к активному участию

- создание атмосферы важности работы

3. Этап усвоения новых знаний:

- этап проверки понимания нового материала

- этап закрепления

Методы обучения:

Словесный: беседа о разговорной речи и музыкальной фразе, чтение стихотворения А.Барто «Болтунья» сначала без знаков препинания, а затем выразительно, эмоционально; разбор, анализ;

Наглядный: ноты С.Прокофьева «Болтунья», портрет композитора С.Прокофьева; показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения;

Практический: исполнение (игра, пение) и слушание в исполнении преподавателя песни С.Прокофьева «Болтунья»; воспроизводящие и творческие упражнения;

Аналитический: сравнения и обобщения, развитие логического мышления;

Эмоциональный: художественные впечатления, подбор образов;

Индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей, музыкальных способностей, работоспособности и уровня подготовки.

Средства обучения:

Фортепиано.

Материал:

1.музыкальный С.Прокофьев «Болтунья».

2.поэтический: стихотворение А.Барто «Болтунья».

3.художественный: иллюстрации к песне С.Прокофьева «Болтунья» и стиху А.Барто «Болтунья».

Предварительная работа:

- разучивание песни

- чтение стихотворений

- рисование иллюстрации

План урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка знаний.

3. Работа над новым материалом.

4. Усвоение новых знаний, работа над трудными местами.

5. Закрепление, исполнение  пьесы.

6. Заключение, домашнее задание.

  Ход урока:

Музыкальное приветствие.

Преподаватель: Каких трех китов ты знаешь, назови?

Ученица: Песня, танец, марш.

П: Давай вспомним главные качества песни.

У: Плавность, певучесть, протяжность.

Слушаем в исполнении преподавателя украинскую песню «Дивчина».

П: Какие главные качества у танцевальной музыки?

У: Легкость, скорость, под нее можно танцевать.

Слушаем в исполнении преподавателя Польку М.Глинки.

П: Что ты можешь сказать о маршевой музыке?

У: Она четкая, энергичная, бодрая.

Слушаем «Солдатский марш» Р.Шумана.

П: Сейчас я прочту стихотворение, а вот как я его прочту – интонационно-осмысленно, выразительно или наоборот, невыразительно, не осмысленно, подумай и ответь.

Преподаватель читает стих «Болтунья» без знаков препинания.

П: Что помогает делать стихи выразительными?

(знаки препинания, логические ударения во фразах)

П: А теперь послушай песню-пьесу «Болтунья».

Преподаватель играет и поет песню без пауз, не выразительно, не ритмично.

П: Как прозвучала эта пьеса?

У: Не выразительно, некрасиво, без интонационной осмысленности.

П: Интонация – это воплощенное в звуке настроение, ощущение, состояние природы или человека. Музыкальная интонация усиливает выразительность текста в песне. Мелодия – это душа музыки, поэтому при исполнении мелодии надо стремиться к ее предельной выразительности, выделять смысловые вершины, подчеркивать сильные доли во фразах, окончания делать тише, правильно фразировать текст, собирая отдельные звуки или  слова в одно целое.  

Знакомство с композитором С.Прокофьевым (портрет).

Работа над содержанием музыкального произведения «Болтунья»: нотный разбор, разучивание ритмическими слогами, аппликатура, штрихи, игра и пение каждой рукой отдельно, затем двумя руками.

П: Музыкальную интонацию в отличие от речевой записывают точно по высоте и длительности. В песне «Болтунья» С.Прокофьев стремится приблизить музыку к интонации разговорной речи. Особенностью прочтения стихотворения в музыке является чередование скороговорки с размеренно-убедительными фразами. Скороговорка – это своеобразный прием произнесения, она чаще всего носит шуточный характер. Вспомни скороговорки.

У: «Бык-тупогуб», «Шла Саша по шоссе».

Слушание еще раз песни «Болтунья» в исполнении преподавателя в медленном темпе, в быстром темпе, потом игра учащейся и пение со словами.

П: А какой характер у героини песни Лиды?

У отвечает.

П: Да, именно интонационные особенности музыки раскрывают нам ее характер. Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной девочкой, но стремительная скороговорка выдает ее неудержимую болтливость (иллюстрации - подбор образов).

Исполнение  учащейся   песни «Болтунья» в характере, грамотно.

Итак, речь, как разговорная, так и музыкальная, становится осмысленной лишь при наличии пауз или знаков препинания, при членении мелодии или стихотворения на фразы.

Домашнее задание:

Повторять песню разными вариантами, найти и выучить скороговорки.

Список используемой литературы:

Медушевский В.В. Интонационная форма музыки, М, 1993

Нестьев И.В. Учитесь слышать музыку, М, 1987

Переверзев Л.Б. Путь к музыке, М, 1981

Радынова О.П. Слушаем музыку, М, 1990

                                                                                                                                                                   

                       

                                                                                                                                                                                                                     

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль кларнета в музыке

Самое раннее известное сочинение с участием кларнета указано Элбертом Райсом[7]: два сборника арий неизвестного автора, написанных для двух одинаковых инструментов (среди возможных составов указываютс...

Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранная разговорная речь(английский язык)"

Даная программа может быть использована при обучении разговоному общениею на иностранном языке(английском) для студентов СПО по профессии 36.02.02 "зоотехния"...

Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...

проектная работа «Formal and informal speech» («Официально-деловой и разговорный стили речи»)

Задачи исследования:1. Рассмотреть функциональные стили речи в т.ч. официально-деловой и разговорный.2. Провести анализ особенностей употребления официально - делового и разговорного стилей английской...