Роль кларнета в музыке
методическая разработка на тему

Самое раннее известное сочинение с участием кларнета указано Элбертом Райсом[7]: два сборника арий неизвестного автора, написанных для двух одинаковых инструментов (среди возможных составов указываются и два кларнета) появились в Амстердаме в первой половине 1710-х годов. В 1716 году Антонио Вивальди в партитуре оратории «Торжествующая Юдифь» предписал применение двух инструментов, обозначенных как clareni. Исследователи истории инструмента[8] склоняются к мнению, что композитор имел в виду именно кларнеты, таким образом, эта оратория может считаться первым известным случаем применения кларнета в качестве оркестрового инструмента. В сочинениях Вивальди кларнеты появляются ещё три раза: в концертах RV556 («Святой Лоренцо»), RV559 и RV560 (все они написаны в тональности до мажор) предусмотрены два инструмента, однако в последних двух сочинениях у них нет самостоятельной партии (они лишь дублируют партии гобоев), а во второй редакции «Святого Лоренцо» кларнеты были исключены композитором из партитуры.

 

В первой половине XVIII века кларнет, будучи технически очень несовершенным инструментом с небольшим диапазоном и неровным звучанием, появлялся в оркестре лишь эпизодически. Среди таких сочинений — месса Жана-Казимира Фабра (1720), оперы Георга Фридриха Генделя «Тамерлан» (1724) и «Ричард Первый» (1727), ряд произведений Райнхарда Кайзера.

 

Сольные выступления кларнетистов известны с начала второй половины XVIII века, хотя отдельные концерты происходили и раньше: в 1742 году газета Faulkner’s Dublin Journal впервые упоминает выступления в Дублине венгерского музыканта по имени Чарльз (Кароль), игравшего, помимо кларнета, на валторне (это был его основной инструмент) и гобое д’амур. В течение ближайших лет он с успехом концертировал также в других регионах Британии (последнее упоминание о его выступлении датировано 1755 годом)[9]. В это же время немецкий композитор Иоганн Мельхиор Мольтер (1695—1755) пишет для кларнета шесть концертов, считающиеся первыми в истории сольными произведениями для этого инструмента. Вскоре кларнеты появляются в крупнейших европейских оркестрах — Маннгеймском оркестре в Германии и в оркестре Александра Ла Пульпиньера во Франции. В операх Рамо «Заратустра» (1749) и «Аканта и Цефиза» (1751) кларнет трактуется уже как самостоятельный оркестровый инструмент.

 

Несмотря на рост интереса к кларнету, композиторы всё ещё редко включали его в оркестр (в некоторых коллективах кларнетисты вовсе отсутствовали вплоть до 1780-х годов), однако писали для него многочисленную концертную литературу. Концерты для кларнета с оркестром этого периода принадлежат перу Иоганна Стамица и его сына Карла, Иоганна Ванхаля, Эрнста Айхнера, Леопольда Кожелуха, Михаэля Гайдна, Франца Антона Хоффмайстера, Игнаца Плейеля и многих других. Часто в качестве композиторов выступали сами кларнетисты-виртуозы: Иоганн Генрих Бакофен, Франц Тауш, Жан Лефевр, Мишель Йост. Последний, считающийся основоположником французской школы игры на кларнете, является автором четырнадцати концертов. В 1770 году была написана первая в истории соната для кларнета, её автором стал итальянский композитор Грегорио Скироли[10].

 

Вершиной жанра концерта для кларнета в XVIII веке считается концерт A-dur KV622 Вольфганга Амадея Моцарта — одно из последних сочинений композитора, оконченное им за несколько месяцев до смерти. Концерт посвящён знаменитому австрийскому кларнетисту того времени Антону Штадлеру и впервые исполнен им 16 сентября 1791 года в Праге.

 

Моцарт же одним из первых начал активно использовать кларнет в камерной музыке: среди его сочинений — Трио для клавира, кларнета и альта Es-dur KV498 (1787), Квинтет для кларнета и струнного квартета A-dur KV581, написанный в 1789 году (оба сочинения, как и Концерт, посвящены Антону Штадлеру), Квинтет для духовых инструментов и фортепиано Es-dur KV452, а также несколько незавершённых сочинений, в которых предполагалось широкое применение кларнета и бассетгорна.

 

В 1760-х — 1780-х годах кларнет вошёл в состав придворных духовых ансамблей, так называемых Harmoniemusik, состоявших, как правило, из двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн (иногда с добавлением других инструментов). Такие ансамбли были очень популярны в то время и располагали широким репертуаром. Пути развития этих ансамблей привели в дальнейшем к формированию духовых оркестров с одной стороны и камерных духовых квинтетов (канонический состав — флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна) — с другой, и как в духовом оркестре, так и в камерной музыке для духовых кларнет впоследствии сыграл важную роль.

XIX век

Наступление эпохи романтизма в музыке ознаменовалось не только изменением музыкального стиля, но и улучшением возможностей музыкальных инструментов, в том числе и кларнета. Композиторы обратили своё внимание на усовершенствованный инструмент и создали ряд сочинений, до сих пор входящих в репертуар кларнетистов.

 

К числу наиболее популярных сочинений для кларнета принадлежат произведения Карла Марии фон Вебера: два концерта (f-moll и Es-dur) и Концертино (Es-dur) с оркестром, Вариации B-dur и Большой концертный дуэт Es-dur для кларнета и фортепиано, Квинтет для кларнета и струнного квартета B-dur. Помимо этих сочинений, сохранились наброски Третьего концерта, а также Концертино № 2 и Дивертисмент для кларнета с оркестром, в которых авторство Вебера ставится под сомнение[11]. Почти все они посвящены выдающемуся немецкому кларнетисту-виртуозу Генриху Берману[12].

 

Большой популярностью среди кларнетистов пользуются четыре концерта Людвига Шпора и Интродукция и тема с вариациями Джоаккино Россини.

 

Как и раньше, некоторые кларнетисты сами сочиняли для своего инструмента. Ярким примером является шведский музыкант Бернхард Хенрик Круселль, автор трёх концертов для кларнета с оркестром и ряда других произведений.

 

Создаются многочисленные камерные сочинения с участием кларнета, среди которых нужно отметить Трио для кларнета, виолончели и фортепиано B-dur, op.11, Квинтет для фортепиано и духовых Es-dur, op.16, и Септет для струнных и духовых Es-dur, ор.20, Бетховена, трио для меццо-сопрано, кларнета и фортепиано «Пастух на скале» Франца Шуберта, два концертштюка для кларнета, бассетгорна и фортепиано, ор.113 и 114, Мендельсона, Сонату для кларнета и фортепиано Франца Данци. Образцами позднеромантических сочинений для кларнета считаются Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано, ор.73, Шумана и сочинения Брамса: Две сонаты с фортепиано (f-moll и Es-dur), ор.120, Трио a-moll с виолончелью и фортепиано, ор.114, и Квинтет со струнными h-moll, op.115. Первым исполнителем партии кларнета в этих сочинениях был известный немецкий кларнетист Рихард Мюльфельд.

В творчестве русских композиторов этого периода кларнету также уделяется большое внимание. Уже в конце XVIII века эти инструменты входили в состав оперного оркестра, позднее появились сочинения для камерных ансамблей с участием кларнета (Квинтет для духовых А. А. Алябьева, обнаруженный лишь в середине XX века, «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано М. И. Глинки, квинтеты для духовых и фортепиано А. Г. Рубинштейна и Н. А. Римского-Корсакова) и концертные произведения (Концерт Es-dur с духовым оркестром Римского-Корсакова, Канцона для кларнета и струнного оркестра С. И. Танеева).

 

Со времён Бетховена кларнет становится постоянным участником симфонического оркестра, где ему отводится важная роль. Он часто солирует в операх, балетах, симфонических произведениях. Композиторы поручали ему значительные сольные эпизоды как светлого и жизнерадостного, так и драматического характера. В полной мере возможности кларнета в оркестре раскрыли Верди, Брамс, Пуччини, из российских композиторов — Чайковский, в сочинениях которого кларнет часто исполняет основные темы, например, «тему судьбы» в начале I части Пятой симфонии (два кларнета в унисон) или «рассказ Франчески» (начало среднего раздела симфонической фантазии «Франческа да Римини», соч.32).

 

 

XX век

В XX веке кларнет остался одним из самых востребованных инструментов в музыке. Способность выражать самые разнообразные настроения и чувства и техническая подвижность по-прежнему привлекали к этому инструменту внимание композиторов разных стилей и направлений — от поздних романтиков (Соната для кларнета и фортепиано Es-dur, op.167 Сен-Санса) и импрессионистов (Рапсодия для кларнета с оркестром Дебюсси) до композиторов «неоклассического» стиля (Соната для кларнета и фортепиано Хиндемита) и авангардистов («Секвенция IX» Берио). Другие известные сочинения для кларнета XX века:

 

Альбан Берг — Четыре пьесы для кларнета и фортепиано (1913)

Игорь Стравинский — Три пьесы для кларнета соло (1919)

Карл Нильсен — Концерт для кларнета с оркестром, ор. 57 (1928)

Бела Барток — Трио «Контрасты» для скрипки, кларнета и фортепиано (1939, посвящено Бенни Гудмену)

Пауль Хиндемит — Концерт для кларнета с оркестром (1949)

Витольд Лютославский — «Танцевальные прелюдии» для кларнета и фортепиано (1954)

Франсис Пуленк — Соната для кларнета и фортепиано (1962)

Джачинто Шельси — «Ko-Lho» для флейты и кларнета (1976)

Освальдо Голихов — «The Dreams and Prayers of Isaac the Blind» для кларнета и струнного оркестра (1994)

Эллиотт Картер — Концерт для кларнета с оркестром (1996)

Значительна роль кларнета в музыке отечественных композиторов XX века, создававших для него как концертные произведения, так и ответственные соло в оркестровых сочинениях. Одно из самых известных оркестровых соло кларнета — в третьей части Второй симфонии Сергея Рахманинова, композитор написал его для выдающегося кларнетиста Сергея Розанова. Среди сочинений советского периода — Увертюра на еврейские темы для кларнета и фортепианного квинтета Сергея Прокофьева, трио для скрипки, кларнета и фортепиано Арама Хачатуряна, Ноктюрн для кларнета и фортепиано Александра Гедике, концерты для кларнета с оркестром Сергея Василенко и Мечислава Вайнберга, сонаты Николая Ракова и др. Дмитрий Шостакович часто поручал кларнету большие сольные эпизоды в своих симфониях, в частности, в Девятой (II и III часть) и Десятой (I часть). В знаменитом «Эпизоде нашествия» из Седьмой «Ленинградской» симфонии одну из вариаций исполняют в унисон два кларнета и малый кларнет. Ряд сочинений для кларнета принадлежит композиторам-авангардистам: Эдисону Денисову, Софии Губайдулиной, Вячеславу Артёмову.

 

В начале 1970-х годов возрос интерес кларнетистов к аутентичному исполнению на инструментах XVIII—XIX веков. Стараниями английского кларнетиста Алана Хакера в 1970 был создан ансамбль старинной музыки «The Music Party», в который были введены исторические кларнеты. Среди музыкантов, играющих и записывающихся с историческими инструментами, помимо Хакера известны Энтони Пэй и Ханс Дайнцер. В европейской системе современного музыкального образования владение старинными разновидностями инструмента является обязательным элементом подготовки кларнетиста. В России обучение на старинном кларнете проводится на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, открытом в 2003 году.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль интонации в музыке и разговорной речи».

План-конспект  урока с учащейся 1 класса Герасимовой Ю. (фортепиано)....

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Для решения задач исследования проблемы формирования готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности предпологается осуществление внутри дисциплинарной и междисциплинарной интеграции разли...

роль социально- музыкальных проектов в воспитании молодого специалиста учителя музыки

Повышение  профессиональных  знаний и умений  студентов специальности Музыкальное образование путем включения их в социально-музыкальные проекты , разработанные педагогами и учащимися...

Роль музыки в кино

Конспект открытого урока в 8 классе...

Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...

Г.Г.Нейгауз о пользе музыки в детском образовании и о роли педагога в воспитании юного музыканта.

Данная статья рекомендована для учащихся музыкальных школ и колледжей с целью знакомства с педагогическим принципами выдающегося мастера советского пианизма....