РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
статья по теме

Для решения задач исследования проблемы формирования готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности предпологается осуществление внутри дисциплинарной и междисциплинарной интеграции различных видов учебной деятельности студентов, поскольку современныфй учитель - это современный взгляд на роль музыки в обществе, это открытие музыкально-эстетической красоты школьников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

                                                               

                                                                       М. А. Вартанова, преподаватель

                                                                       Ставропольского краевого

                                                                        колледжа искусств

Проблема музыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна на сегодня, о чем свидетельствуют исследования ряда ученых (О. А. Апраксина, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, О. П. Рудницкая, А. Ф. Линенко, Г. Н. Падалка, Л. А. Хлебникова, Г. П. Шевченко).

Данная проблема изучалась в нескольких направлениях: исследование эмоциональной регуляции музыкально - исполнительской деятельности; эмоционально – эстетическое развитие студентов в процессе учебно-музыкальной деятельности; структура и уровень эстетической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Музыкально-эстетическая деятельность учащихся способствует выявлению их наклонностей и способностей. Она объединяет в себе такие виды деятельности, как восприятие художественного произведения, его переживание, интерпретацию в исполнении.

Успешная художественно-творческая деятельность зависит от индивидуальных способностей личности студента. К способностям можно отнести как специальные музыкальные (слух, ритм, эмоциональное восприятие и т. д.), так и общепсихологические особенности человека.

В отечественной психологии проблема способностей рассматривается в русле теории деятельности. Навыки, знания, умения человека еще не характеризуют его способности.

Способности есть врожденные качества индивидуальности (В. А. Моцарт 3 года, Й. Гайдн 4 года, К. Сенсанс 2 года и др.). За такое короткое время способности сформировать невозможно. Следовательно, способности не могут возникнуть вне конкретной деятельности.

Потребность в музыкально-эстетической деятельности выражается в эстетическом отношении студентов к искусству и окружающей действительности. Она представляет собой единство их природных задатков, их художественно-эстетическую направленность, в результате которой у них формируется эстетическое отношение к самому себе, своему поведению, труду, природе, к своей творческой деятельности.

 Характеризуя формирование и развитие творческих способностей, следует подчеркнуть особую роль в этом всестороннего и гармонического развития личности студента.

Давая характеристику многочисленным видам музыкально-эстетической деятельности, их назначению, содержанию, следует подчеркнуть ее многочисленные взаимосвязи и взаимообусловленности. Особо следует указать, на важную роль в музыкально-эстетической деятельности восприятия музыки. Восприятие и анализ музыки является наиболее всеобъемлющей музыкальной деятельностью. Она важна как самостоятельная деятельность слушания и постижения музыки, и как составная часть любого музицирования. В связи с этим данному виду деятельности необходимо выделять ведущую роль в музыкальном воспитании.

В современном подходе проблема музыкального восприятия представляется не как пассивный процесс постижения музыки, а как активное постижение личностью смысла музыкального произведения.

Оно предполагает введение в постижение и интерпретацию музыкального произведения глубоко личностного смысла, поэтому готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности и его формированию на различных этапах этому виду деятельности уделяется ведущее значение в дальнейшем исследовании.

В структуре музыкально-эстетической деятельности студентов выделяется такой компонент, как восприятие музыки в различных полюсах: для слушания; для развития сенсорных способностей; восприятие как музыкально-образовательная деятельность общего характера.

Эстетическое восприятие художественного образа связано с педагогической деятельностью учителя музыки и занимает определяющее значение в структуре музыкально-эстетической деятельности.

Музыкально-эстетическая деятельность направлена на формирование у подрастающего поколения эмоционально-положительного и деятельного отношения к музыке, навыков творческого музицирования, сознательного восприятия, понимания характера и логики ее развития.

При рассмотрении направления и содержания процесса формирования профессиональной готовности учителя музыки большое значение приобретают такие форма, как:

  • Владение высоким уровнем профессиональной подготовленности в разнообразных сферах музыкального искусства, на которых базируется его профессия;
  • Владение широким спектром творческих умений и навыков в сфере музыкального искусства;
  • Умение использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на уроках музыки творческой активности, заинтересованности;
  • Умение применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главных задач эстетического восприятия школьников.

Музыкально-эстетическая деятельность учителя связана, в основном, с изучением музыкальных произведений, знанием характера музыкальных произведений, их выразительных средств, умением их творческого исполнения. Специфика творческих умений и навыков учителя выступает в качестве повышения эффективности воспитания школьников.

Ведущим мотивом творческой деятельности учителя музыки, на мой взгляд, есть интерес к педагогике и к музыкальному искусству, которые проявляются как потребность восприятия, понимания в  исполнении музыкальных произведений, стремление к глубоким эмоциональным переживаниям, желании приобщить школьников к музыкальному искусству, научить их любить и понимать музыку.

Система подготовки учителя музыки должна функционировать не только в контексте сегодняшнего дня, но и прогнозировать задачи музыкально-эстетического воспитания школьников на будущее. Поэтому разрешение проблемы деятельного подхода к обучению музыки предполагает формирование профессионально компетентного, методически подготовленного студента.

Формирование профессиональной готовности к музыкально-эстетической деятельности предусматривает также адаптацию к будущей педагогической профессии; повышение эффективности общего и музыкально-эстетического образования; формирование умений самосовершенствования, что возможно, как мне представляется, только при условии творческого характера деятельности.

Для решения задач исследования проблемы формирования готовности студентов к музыкально-эстетической деятельности предполагается осуществление внутри дисциплинарной и междисциплинарной интеграции различных видов учебной деятельности студентов, поскольку современный учитель – это современный взгляд на роль музыки в обществе, это открытие музыкально-эстетической красоты школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

Методы активного обучения как способ формирования профессиональных качеств специалиста СПО.

Вопрос подготовки будущего специалиста является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего проф...

Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя музыки и ритмики, сурдопедагога Почкалиной Елены Викентьевны.

План самообразования учителя музыки и ритмикиПочкалиной Елены Викентьевны.Тема самообразования: «Дифференцированный подход к детям разного уровня подвижности на уроках музыки и ритмики».Цель: содейств...

роль социально- музыкальных проектов в воспитании молодого специалиста учителя музыки

Повышение  профессиональных  знаний и умений  студентов специальности Музыкальное образование путем включения их в социально-музыкальные проекты , разработанные педагогами и учащимися...

"Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"

quot;Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"...

"Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"

quot;Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"...