Модифицированная программа по предмету "Общий хор"
рабочая программа по теме

Маликова Ирина Ивановна

Модифицированная программа по предмету "Общий хор". Семилетний срок обучения. Уровень: дополнительный. Количество уроков: 34 (в год). Срок реализации: 7 лет. Программа разработана на основе программы Министерства культуры "Коллективное музицирование" (хоровой класс) для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств. Москва - 2003 г..Данная программа эффективно организовывает весь учебно-воспитательный процесс в соответствии с современными требованиями Министерства культуры РФ и федеральным законом "Об образовании". Она адаптирована и адресована муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детской школе искусств для педагогов по специальности "Хоровое академическое пение" и для учеников музыкального отделения. Занятия по предмету "Общий хор" проводятся в соответствии с действующим учебным планом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей детская школа искусств станицы Крыловской

муниципального образования Крыловский район

 

ОБСУЖДЕНО                  СОГЛАСОВАНО                      УТВЕРЖДЕНО

заседание МО                   решение МС                               решение педсовета

протокол №___                протокол № ____                        протокол №_

от_______2010г.              от________2010г.                       от_______2010г.

Заведующий МО             Зам. Директора по УВР             Председатель

 _________________        ____________________            ____________________

     (подпись)                                (подпись)                                (подпись)

_____________________          _________________________            ________________________

     (Ф.И.О)                                (Ф.И.О)                                (Ф.И.О)

 

 

  МОДИФИЦИРОВАННАЯ  ПРОГРАММА

По предмету: «Общий хор»

Классы: 1,2,3,4,5,6,7 (семилетний срок обучения)

Уровень: дополнительный

Количество уроков: 34 (в год)

Срок реализации: 7 лет

Преподаватель: Маликова И.И., II квалификационная категория

 Программа разработана на основе программы Министерства культуры

 «Коллективное музицирование»  (хоровой класс) для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств. Москва – 2003г.

 

Рецензенты: ________________________________________________________________________________________________________________________________________

ст.Крыловская

2010г.

             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.

«Ничто  не  возбуждает,

не окрыляет  так  духа,  

ничто  не  отрешает  его  от  земли

и  уз  телесных,  как  пение…»

                                                       Святитель  Иоанн  Златоуст.

    Рабочая модифицированная программа  «ОБЩИЙ  ХОР» разработана  на  основе   программы коллективное музицирование (хор) для детских  музыкальных  школ  и детских школ  искусств.   Москва – 2003г.  Хоровое  пение  не только  традиционная    форма,  образующая  и  формирующая    музыкальные  способности,  музыкальную  одаренность,  музыкальную  интуицию,  музыкальное  мировоззрение,  -  но  и    обязательный  незаменимый  фундамент  всякого  музыкального  развития.

     Данная  рабочая  программа  эффективно  организовывает  весь   учебно-воспитательный  процесс  в  соответствии  с  современными  требованиями    Министерства  культуры  РФ  и  федеральным  законом  «Об   образовании».

Она   адаптирована  и  адресована   Муниципальному  образовательному    учреждению  дополнительного  образования  детей  «Детской  школе  искусств ст. Крыловской»   муниципального  образования  Крыловский  район   для   педагогов    по  специальности  «хоровое академическое пение»   и  для  учеников  музыкального  отделения.

     Предмет «Общий хор» является  дополнительной  дисциплиной,  поэтому  в  нашей  школе  хоровое  пение  сочетают  с  обучением   игре  на  одном  из  музыкальных  инструментов.

  Хоровое  пение,   т.е.  коллективное,  является  одним  из  важнейших  факторов  развития  слуха,  музыкальности  детей,  помогает  формированию  интонационных  навыков  необходимых  для  овладения    исполнительским  искусством  на  любом  музыкальном  инструменте.  

      Занятия  по  предмету   «Общий хор»   проводятся    в  соответствии  с  действующим  учебным  планом.  В  школе  обучение  проходит  по  семилетней  программе.  Программа по предмету  «Общий хор»    при  организации  занятий   предполагает    деление  хора  на  2  основных  состава -   младший  и  старший.  Младший  состав  представляет   две  группы  детей:  дети  1  года  обучения (подготовительный  или 1класс: 7-8лет)  и  учащиеся  средних  классов   1-4 классов.   Старший  хор  объединяет  учащихся  старших  классов  5-7кл.

     Актуальность  и  значимость   данной  программы    заключается  в  художественно-эстетической  направленности  музыкального  образования,  в модернизации  дополнительного  образования  в  государственном    стандарте.  

      Хоровое  пение является  одной    из  эффективных  форм    музыкального  воспитания,  развивает  художественный  вкус  детей,  расширяет  и  обогащает  их  музыкальный  кругозор,  способствует  повышению    культурного  уровня.

      Новизна  данной  программы  в  том,  что  в  ней    акцентировано  внимание  на  содержание  курса  обучения,    выкладывается  почасовой  план  работы  по  каждому  направлению  на  уроке.    В  ней  содержатся    новейшие  методики  развития  голоса  и  хорового  пения:  «Фонопедический  метод  развития  голоса».  В.В. Емельянов – «Методика   развития  музыкальных    способностей  и  певческого  голоса  у  детей  дошкольного  возраста», «Музыкальные  ступеньки»,  «Любовь»  Г.Струве,  «Ступеньки  музыкальной  грамотности»- хоровое  сольфеджио  Г.Струве.  

«Упражнения  для  развития  вокальной  техники»  М.Егорычева.

Цель  обучения:

-  привить  детям  любовь  к  хоровому  пению;

-  сформировать  необходимые    навыки  и  выработать    потребность    в  систематическом   коллективном  музицировании.

Задачи:

-  освоение  основных  знаний  в    области  хорового  искусства.

-  научить    ребят  любить  и    сознательно  исполнять    хоровую  музыку.

-  воспитывать  чувство  коллективного  творчества,  патриотизма,  любви  к  музыке  родного  края -  Кубани,  к   народной  песне,  к  произведениям  композиторов  классиков  и  к  музыке  современных  композиторов.

-  развивать  голосовой  аппарат  ребенка,  расширять  его  диапазон,  учить  пользоваться  своим  голосом,  беречь  его.

-  прививать  и  знакомить   детей  с  некоторыми  приемами  и  навыками    работы  с  хором:  уметь    слышать  хор,  анализировать    работу  хора,  развивать  навыки  приема    дирижирования  и  сольфеджио.

-  воспитывать  навыки  певца – ансамблиста,  максимально  развивать  музыкальный  слух,  память,  дикцию,  артикуляционный  аппарат,  уметь   держать  строй,  партию.

-  воспитывать  чувство  гордости,  радости  за  свой  коллектив,  за  успешное  выступление,  также  чувство  ответственности  за  работу  свою  и  всего  коллектива,  полезности  хорового  искусства.

        В  соответствии  с  учебным  планом   занятия  хором  проводятся:  

в Подготовительном классе:

 - 1  раз  в  неделю  – по 1 часу  

В младших  классах:

-  1 раз  в  неделю  -  по  1,5 часа.  

Старшие  классы:

-  1  раз  в  неделю  2  часа.

Также  в   школе  проводятся  сводные  репетиции:

- Подготовительный  класс: 2 академических часа в месяц;

- Младшие  классы:   2 академических часа в месяц;

- Старшие  классы: 2 академических часа в месяц.

Концепция программы:

 В  течение  учебного  года  планируется  ряд  творческих  показов:

-  открытые  репетиции  и    концерты  для  родителей.

-  школьные  концерты.

-  мероприятия  по    пропаганде    музыкального  искусства,  хорового  пения,  игре  на  любом    из  музыкальных  инструментов (концерты,    лекции,  спектакли   для  учащихся  общеобразовательных  школ,    для  жителей    станицы,  района;   неделя  музыки,  выездные  концерты).

-  конкурсы  зонального  и  краевого  значения;

-  контрольные  уроки;  

-  отчетно-годовой  концерт;

-  тематические  концерты,  относящиеся  к  различным  календарным  датам;

В  связи  с  этим,  репертуар  для  хорового  коллектива  педагог  выбирает  очень  тщательно  и  продуманно   по  классам.

    Подготовительный  класс:

Репертуар  подготовительного  класса  -  в  основном  игровой,  очень  понятный  и  доступный  детям,   в  куплетной  форме:

-  считалки,  скороговорки;

-  попевки;

-  народные  песни;

-  песни  о  природе,  о  животных;

-  песни  о  России,  о  Кубани;

-  песни  коллективов  родного  края;

-  тематические  песни.

          Младшие  классы:

Репертуар  младших  классов  усложняется,  наряду  с  куплетной  формой;  учащиеся  знакомятся  с  многообразными  жанрами  хоровой  музыки.

-  народные  песни (канон,  унисон,  пение  a cappella ,   двухголосное  пение);

-  песни  разных  народов;

-  песни  композиторов  классиков;

-  песни  композиторов  родного  края,  Кубани;

-  песни  современных  композиторов;

-  джазовые  композиции;

-  патриотические  песни;

-  тематические  песни;

          Старшие  классы:

Постепенно,  с  накоплением  опыта  хорового  исполнения,  овладением  вокально-хоровыми  навыками,  репертуар  усложняется.  Здесь  идет  работа  руководителя  над  стилем  исполнения  произведения  отдельных  композиторов   и  музыкального  языка  различных  эпох,  над  развитием  многоголосия.

      В репертуаре:  музыка – песни  народов  мира,  русские   народные  песни   a cappella,  музыка  русских   и  зарубежных  композиторов  -классиков,  джазовая  музыка,  патриотические  песни,  песни  композиторов  родного  края,   песни  современных  композиторов.

                                                Требования  к  учащимся:

Младшие  классы:

         1.Певческая  установка  и  дыхание:

Посадка  хорового  певца,  положение  корпуса,  головы,  артикуляция  при  пении,  навыки  пения  сидя  и  стоя.

  Дыхание  перед  началом  пения,  одновременный  вдох  и  начало  пения.  Различный  характер  дыхания  перед  началом  пения  в  зависимости  от  характера    исполняемого  произведения:  медленное,  быстрое.

 Смена  дыхания  в  процессе  пения;  различные  его  приемы (короткое  и  активное  в  быстрых  произведениях,  более  спокойное ,  но  также  активное    в  медленных).  Цезуры,  «Знакомство  с  навыками  цепного  дыхания  (пение  выдержанного  звука  в  конце  произведения;  исполнение  продолжительных  музыкальных  фраз  на  цепном  дыхании).

  1. Звуковедение  и  дикция.

Естественный  свободный  звук  без  крика  и  напряжения (форсировки).

Преимущественно  мягкая  атака  звука.  Округление  гласных;  способы  их  формирования  в  различных   регистрах  (головное  звучание).  Пение  нон легато  и  легато.   Нюансы  (меццо-форте,  меццо-пиано,  пиано-форте).

   Развитие  дикционных  навыков.  Гласные  и  согласные  их  роль  в  пении.  Взаимоотношение  гласных   и  согласных  в  пении.  Отнесение    внутри  слова  согласных  к  последующему  слогу.

      3.  Ансамбль  и  строй:

Выработка  активного  унисона  (чистое  и  выразительное  интонирование  диатонических   ступеней  лада),  ритмической  устойчивости  в  умеренных  темпах  при  соотношении  простейших  длительностей (четверть,  восьмая,  половинная),  соблюдение  динамической  ровности  при  произнесении  текста.  Устойчивое  интонирование  одноголосного  пения  при  сложном  аккомпанементе.  Навыки  пения   двухголосия  с  аккомпанементом.  Пение   несложных  двухголосных  песен  без    сопровождения.

Старшие  классы:

        1. Певческая  установка  и  дыхание.

Закрепление  навыков,  полученных  в  младшей  группе.  Задержка  дыхания  перед  началом  пения.  Исполнение  пауз  между  звуками:  без  смены  дыхания (стаккато).  Работа  над  дыханием,  как  важным  фактором   выразительного  исполнения.   Совершенствование    навыков  «цепного  дыхания»:  на  длинных  фразах,   не  имеющих  пауз;  на  длинных  звуках  или  аккордах  в  несколько  тактов,  пение  произведений  целиком  на  «цепном»  дыхании.

          2.  Звуковедение  и  дикция.

Закрепление  навыков  полученных   в  младшей  группе.  Развитие  свободы   и  подвижности  артикуляционного  аппарата  за  счет  активизации    работы  губ,  языка.  Выработка    навыка  активного  и  четкого   произношения    согласных.   Развитие   дикционных  навыков  в  быстрых  и   медленных  темпах.  Сохранение    дикционной    активности  при    нюансах   пиано  и  пианиссимо.

          3.   Ансамбль  и  строй:

Закрепление  навыков  полученных  в  младшей  группе.  Совершенствование   ансамбля  и    строя  в   произведениях   различного  склада   изложения  и   с  различными    средствами  музыкального  языка.   Выработка  чистой  интонации  при    двух,  трехголосном  пении.   Владение  навыками  пения  без  сопровождения.

  1.   Работа  над  формированием  исполнительских  навыков.

                               Младшие   и  старшие  классы.

       Анализ  словесного  текста  и  его  содержания.   Грамотное  чтение  нотного  текста   по  партиям  и  партитурам.  Разбор    тонального  плана,  ладовой    структуры,  гармонической  канвы  произведения.

      Членение  на  мотивы,  периоды,  предложения,  фразы.   Определение    формы (куплетная,  двухчастная  и  т.д.).

      Фразировка,  вытекающая  из  музыкального  и  текстового  содержания.   Взаимопроникновение  двух  элементов  при  исполнении  фразы  и  всего  произведения -  динамического  и  агогического.

      Различные  виды  динамики.  Воспитание  навыков  дирижерского  жеста.

Основными формами текущего  контроля  за  успеваемостью  являются:

-  посещаемость  занятий,  активность  работы   учащихся  на  уроке;

-  индивидуальная  и  групповая  проверка  знаний  хоровых  партитур;

-  участие  учащихся  в   концертной  деятельности  хорового  коллектива.

                 Формами  промежуточного  контроля  являются:    

-  контрольные  уроки (в  конце  каждого  полугодия,  всего  2  в  году);

-  отчетно-годовой  концерт (хоровой  класс-концерт) – (май).

                          Критерии  оценки  успеваемости:  

Система  оценки  успеваемости  строится  на  использовании  в  учебном  процессе  пятибалльной  шкалы,   с  выставлением  отметок  по  полугодиям    и  за  год,  в  дневниках  учащихся  и  журналах  преподавателей.

     Отметка «5»(отлично)  предполагает  качественное  знание  выразительное  исполнение    хоровых  партитур  с  учетом  характера  произведений,  стиля,  образа,  правильного  темпа,  точной  динамики.   Оценка  «5»,  так  же    выставляется  за  добросовестное    отношение  к  занятиям  хора  и    хорошей  работе  на  уроке.

     Отметка  «4»  (хорошо)  выставляется  за  старательное    отношение  к    работе  на  уроках  хора,  за  неплохое  исполнение  хорового    произведения  и   прочтение  хоровых   партитур;  с  учетом   динамики,  темпа,  фразировки  характера,  но  с  небольшими  погрешностями  в  тексте  хоровых  партитур  и  в  исполнении.

     Отметка  «3» (удовлетворительно)   предполагает  плохое  прочтение    хоровых  партитур  и  не  качественное    исполнение  хоровых  произведений;  маловыразительное   исполнение,  без  динамики,  погрешности  в  дыхании  и    фразировке,   не  систематическая  работа  в  классе   на  уроках  хора.

     Отметка  «2» (неудовлетворительно)- эта  отметка  говорит  о  невыполнении  полностью  требований  по  изучению  и  исполнению  хоровых  партитур  и  произведений.  Не посещаемость  уроков  хора.

Занятие  включает следующие виды работы:

п/п

Ступени  обучения

   

Основная

Содержание   и  виды  работы

Подготовит.

класс

Младшие  классы

Старшие  классы

1

Певческая  установка  и  организация  работы.

3

3

3

2

Фонопедические упражнения. Распевка

15

10

10

3

Работа над звуковедением  и  дикцией

15

10

10

4

Ансамбль  и строй (хоровой  унисон,  развитие  многоголосия).

5

15

15

5

Формирование  художественно-исполнительского  мастерства.

7

7

7

 Итого:                                                45 мин.              45 мин.           45 мин.

Рекомендации

по составлению репертуарного плана

исполнительского коллектива

            Репертуарный  план  исполнительского  коллектива (далее – РПИК) составляется к программам предметов групповой формы обучения: коллективное  музицирование  (оркестр, ансамбль),  хоровое пение (академическое, народное), подготовка концертных номеров (сценическая практика) и другие предметы по работе с исполнительским коллективом.

         РПИК составляется преподавателем по данному предмету  на каждый учебный год и оформляется по прилагаемому образцу.         

         РПИК включает наиболее важные задачи, предстоящие выполнить коллективу.  

         Репертуарный план исполнительского коллектива составляется               по полугодиям  в соответствии с программой и возможностями коллектива,  утверждается заведующим методическим отделением.  

        В течение учебного года преподаватель заполняет разделы:

-   «Выступления на отчетных концертах по полугодиям»;

- «Выступления в течение учебного года», где фиксируется активность коллектива в концертно-конкурсной деятельности школы с указанием даты, названия каждого мероприятия, места его проведения и исполненного репертуара.

        В конце учебного года преподаватель анализирует продуктивность деятельности   коллектива.        

Требования по годам (этапам) обучения

младший хор

Подготовительный класс:

I – Певческая установка и организация работы.

II – Певческое дыхание.

III – Звуковедение и дикция.

IV – Ансамбль и строй.

V – Работа над формированием исполнительских навыков.

I полугодие

Знакомство с азами хорового искусства. Развитие вокально-хоровых навыков.

  1. Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении, навыки пения сидя и стоя.
  2. Дыхание перед началом пения.  Одновременный  вдох и начало пения.  Различный характер дыхания в зависимости от характера исполняемого произведения – медленное, быстрое.
  3. Образ дирижера.  Понятие дирижер.
  4. Формообразование: образа, предложения, цезура, повторность.
  5. Звуковысотность: естественный свободный звук без крика напряжения.  Преимущественно мягкая атака звука, округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание, грудной регистр, повторность звуков).  Пение нон легато и легато. Относительная высота звука (звук высокий, средний, низкий).  Динамические оттенки- нюансы:  f ,  p , mf , mp.
  6. Дикция артикуляционная. Фонопедические упражнения по системе  В.В.Емельянова.  Гласные и согласные , их роль в пении, взаимоотношение  гласных и согласных в пении – считалки, скороговорки, поговорки, попевки.  Ритмическая организация музыки и слова (слоги, длительности, паузы).
  7. Хоровой унисон (развитие координации между голосом и слухом). Пение на одном звуке – повторность звука, поступенное движение, направление мелодии (вверх, вниз).  Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада, соблюдение динамической ровности при произношении текста.
  8. Умение слушать и слышать.  Анализ своего исполнения.  Закрепление таких понятий как: унисон, аккомпанемент, мажор, минор, оркестр, название музыкальных инструментов, понятие композитор, поэт, запев, припев и т.д..  

II полугодие

Развитие вокально-хоровых навыков.  Закрепление пройденного материала.

  1. Певческая установка.
  2. Дыхание – работа по руке дирижера (понимать жест дирижера).  Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но так же активное в медленных). Распределение дыхания по фразам, филировка звука.
  3. Звуковысотность: направление движения мелодии, повторность звуков, поступенность, скачкообразность, относительная высота (звук высокий, средний, низкий). Развитие кантиленности в пении (стремление к напевному звуку).
  4. Развитие и углубление понятия фразировки. Игровые приемы:  а) игра «Эхо»; б) чередование пения по фразам вслух и «про себя»; в) «Передача фразы».
  5. Дикция – развитие свободы артикуляционного аппарата, за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных.
  6. Создание музыкально-художественной образной целостности произведения – раскрытие содержания, нахождение звуковых красок и создание целостной формы произведения. (Эмоциональное, выразительное исполнение хора).

Младшие классы   1-4класс

I – Певческая установка и организация работы.

II – Певческое дыхание.

III – Звуковедение и дикция.

IV – Ансамбль и строй.

V – Формирование художественного исполнительского мастерства.

VI – Создание по-настоящему художественного детского хорового коллектива.

I полугодие

Совершенствование полученных вокально-хоровых навыков. Овладение новыми навыками.

  1. Посадка хорового певца. Прослушивание по голосам.
  2. Дыхание – умение взять правильный вдох: глубокий, равномерный, спокойный.   Вдох берем бесшумно, одновременно  и  носом и  ртом. Плечи не поднимаем, живот наполняется воздухом (шарик). Полный медленный вдох с задержкой и фиксацией внимания, затем быстрое дыхание разной полноты, которое зависит от длительности фразы и ее динамики.     Умение долго, но интенсивно выдыхать взятый воздух. После фиксации учимся выдыхать весь воздух быстро, очень активно, резко и  далее  «шумно».
  3. Хоровое звучание – красота, стройность, свобода, певучесть, выразительность и культура пения.

Красота – эталон звучания хора. Развиваем вокальный слух детей, постоянно сравниваем, ищем, экспериментируем.

Звукоизвлечение – непринужденность и свобода звука, наполненность, чистота, ровность, гибкость, полетность звука, яркость музыкальной и речевой артикуляции, достаточная широта и контрастность динамического диапазона, тембровое разнообразие.

При работе над звуком – обращать внимание на слуховое внимание поющих (нравится – не нравится, красиво – не красиво).

Расширять спектр слышания детьми хоровоо звучания:

- пение хормейстера и детей по очереди (как эхо);

- пение группами хора;

- дирижер поет несколько вариантов – дети выбирают правильный;

- слушаем партию фортепиано и представляем свое звучание.

Стройность – совершенствуем унисон и ансамбль, «утончаем» слух и чистоту интонации каждого ребенка и хора в целом.

Исполнять хором больше одноголосных произведений с ясной тонально-ладовой основой, спокойным метроритмом, удобной тесситурой.

Свобода – внутренняя и внешняя раскрепощенность поющих; творческая обстановка и эмоциональная активность духа поющих влечет за собой активность и свободу певческого аппарата – вдохновлять певцов данной музыкой.

Певучесть – т.е. дышащий, льющийся, летящий , плавно скользящий звук в кантилене.

Красивое вокальное звучание хора, владение основным певческим штрихом – legato – связывать звуки. Петь мелодию плавно и гибко.

1 условие – кантилены – владение дыханием;

2 условие – это правильное выпевание гласных и согласных звуков.

Гласные – основа красивого распевного звука; от их округлости и протяженности зависит общее звучание хора.

Согласные – они должны пропеваться ясно, отчетливо, но коротко. Умение связывать в единую звуковую линию так, чтобы они не дробили мелодию.

Выразительность – складывается из использования различных тембровых красок, а также мастерства владения штриховыми и динамическими тонкостями.

Тембровая выразительность выявляется в характере звука, который отвечает характеру и образу исполняемого.

Выразительную роль в пении играет динамика.

Культура пения – культура самого звука, т.е. его красота;  естественность и культура исполнения – это грамотное, сознательное, «умное» пение хора и глубокое проникновение в содержание музыки и текста.

- знакомство учащихся с нотным текстом;

- работа с хоровыми партитурами:

 а) название произведения,

б) автор музыки и слов,

в) тональность, размер, количество голосов, штрихи и т.д..

II полугодие

Активное совершенствование полученных навыков. Овладение новыми навыками.

  1. Развитие вокально-хоровых навыков.
  2. Певческое дыхание – наиважнейшая часть работы в хоровом коллективе. Работа по руке дирижера.
  3. Звуковедение и дикция.
  4. Умелое применение скороговорок, поговорок, попевок.
  5. Регулярное применение интонационно – фонетических упражнений по системе В.В.Емельянова.
  6. Индивидуальная работа с детьми.
  7. Работа руководителя с учащимися над текстом и хоровыми партитурами.
  8. Работа над тембровой выразительностью,  динамикой.
  9. Работа над стройностью, целостностью произведения, воссоздание формы произведения.
  10. Работа над грамотным, культурным исполнением.

Примерный репертуарный список

Произведения для младшего хора

1 класс:

Струве Г. Хоровое сольфеджио

Гайдн Й. Старый добрый клавесин

Савельев Б. Все отлично!

Крылатов Е. Колыбельная медведицы из м/ф «Умка»

Гладков Г. Вот я вижу

Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки

Усачев С. Песни для детей

Р.н.п. «Во поле береза стояла»

Р.н.п. «Не летай соловей»

Р.н.п. «Как у наших у ворот»

Р.н.п. «Как пощли наши подружки»

Р.н.п. «А я по лугу»

Р.н.п. «Со вьюном я хожу»

Кеворков В. Никого не обижай

Шаинский В. Песенка дядюшки Ау

Синенко В. Кобра

Кабалевский Д. Подснежник

Морозов И. Про сверчка

Пахмутова А. Кто пасется на лугу?

И другие аналогичные произведения.

2 – 4 класс:

Произведения  русских композиторов

Ипполитов-Иванов М. Ноктюрн

Калинников В. Весна. Киска

Кюи Ц. Майский день. Белка

Лядов А. Колыбельная

Римский-Корсаков Н. «Белка»(хор из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Чайковский П. Мой садик. Осень (обр. Благообразова). Колыбельная песня (переложение для детского хора С. Бодренкова). Весна

Произведения зарубежных композиторов

Бах И.С. За рекою старый дом. Ты шуми, зеленый бор

Брамс И. Колыбельная

Гайдн Й. Пастух. Мы дружим с музыкой. Старый добрый клавесин

Мендельсон Ф. Воскресный день

Моцарт В. Цветы. Детские игры

Шуман Р. Домик у моря

Кюи Ц. Зима

Народные песни

Русские народные песни:

 «Во поле береза стояла» (обр. Н. Римского-Корсакова)

 «Я на камушке сижу» (обр. Н. Римского-Корсакова)

 «Гори-гори ясно» (обр. Л. Абелян)

 «Сидит дрема» (обр. А. Лядова)

 «Не летай соловей» (обр. А. Егорова)

 «Как у наших у ворот»

 «Как пошли наши подружки»

 «Как по лугу» (обр. Л. Абелян)

 «Старенький дедка» (обр. В. Попова)

Песни народов мира:

 «Сел комарик на дубочек» (белорусская народная песня, обр. С. Полонского)

 «Колыбельная» (украинская народная песня, обр. Г. Лобачева)

 «Где ты был так долго?» (латышская народная песня, обр. О. Гравитиса)

 «Весна» (молдавская народная песня, обр. Л. Тихеевой)

 «Звери из Африки» (датская народная песня)

 «Солнышко вставало» (литовская народная песня)

 «Волшебный смычок» (норвежская народная песня)

 «Слезу утри» (польская народная песня)

 «Макароны» (итальянская народная песня, обр. В. Сибирского)

 «Камертон» (норвежская народная песня, обр. В. Попова)

Произведения  российских  композиторов:

Кеворков В. Радуга детства. Главные слова

Дубравин Я. Гаммы

Локтев В. Родная страна

Пономаренко Г. Краснодарская весна. Ой, станица. Кубань-кубань

Саульский Ю. Для всех людей

Чичков Ю. Мой солнечный зайчик

Гладков В. Песня о волшебниках

Синенко В. Лунный кораблик. Соловушкина флейта. Полон музыки весь свет

Юдина С. Здравствуй, Кубань!

Серебренников В. Песенка вешняя. Давайте сохраним

Смирнов С. Наши учителя

Петрусенко И. Утро Кубани

Захарченко В. Ой, да Краснодарский край!

Селезнев Г. Кубаночка

Островский А. Пусть всегда будет солнце!

Литовко Ю. Дорожный канон. Веселые лягушки

Паулс Р. Мальчик и сверчок

и другие аналогичные произведения.

Произведения для старшего хора

5 – 7 класс:

Произведения русских композиторов

Бородин А. Улетай на крыльях ветра (хор их оперы «Князь Игорь»)

Бортнянский Д. Славу поем. Времена года. Утро. Вечер

Глинка М. Попутная песня (перелож. для детского хора В. Соколова)

Гречанинов А. Весна идет. Козел. Васька. Урожай

Ипполитов-Иванов М. Горные вершины. Сосна. Острою секирой

Кюи Ц. Весна. Задремали волны

Римский-Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка»

Рубинштейн А. Мелодия (обр. для хора С.Соснина)

Танеев С. Вечерняя песня (перелож. А. Никольского). Сосна. Горные вершины

Чайковский П. Весна. Осень (обр. для хора А. Юрлова). Вечер. Весна (перелож. В. Соколова). Я ли в поле да не травушка была (обр. для детского хора

С. Бодренкуева)

Произведения зарубежных композиторов

Бах И.С. Жизнь хороша. Иди всегда вперед. Весенняя песня (перелож. Для детского хора В. Попова)

Бетховен Л. Восхваление природы человеком (перелож. М. Андреевой)

Весенний призыв

Брамс И. Колыбельная (перелож. А. Луканина)

Гайдн Й. Пришла весна

Глюк К. Праздник хора

Векерлен Ж. Приди поскорее весна

Лотти А. Miserere

Лист Ф. Веселые игры

Моцарт В. Тоска по весне. Послушай, как звуки хрустально чисты (хор из оперы «Волшебная флейта»). Летний вечер. Закат солнца (переложение

А. Луканина)

Мендельсон Ф. Воскресный день

Сальери А. Песню звонкую поем

и другие аналогичные произведения.

Народные песни

Русские народные песни:

 «Не летай соловей» (обр. В.Попова)

 «Пойду ль, выйду ль я» (обр. В.Соколова)

 «Как у нас во садочке» (обр. В.Калинникова)

 «Посею лебеду» (обр. В.Кашперова)

 «Во лузях» (обр. В.Попова)

 «Дрема» (обр. В.Попова)

 «Дубравушка» (обр. А.Свешникова)

 «Колыбельная» (обр. А.Лядова)

 «Скворцы прилетели» (обр. В.Калистратова)

 «Со вьюном я хожу» (обр. С.Благообразова)

Песни народов мира:

 «Веснянка» (белорусская народная песня, обр. В.Соколова)

 «Вей, ветерок» (латышская народная песня, перелож. В.Соколова)

 «Рич-рач» (норвежская народная песня)

 «Чешская полька» (чешская народная песня)

 «Сакура» (японская народная песня, обр. В.Соколова)

Произведения российских композиторов:

Гладков Г. Песня друзей

Кабалевский Д. Счастье

Крылатов Е. Ласточка. Вернись лесной олень

Попатенко Т. Песня о Гайдаре. Ивушка

Френкель Я. Погоня

Хромушин О. Сколько нас?

Дунаевский И. Пути-дороги

Чичков Ю. Родина

Шебалин В. Незабудка

Шостакович Д. Родина слышит (обр. для детского хора В. Соколова)

Брицын А. Я не поверю никогда

Петрова О. Все наоборот

Корзин В. Хитрая мышка

Синенко В. Птица музыка. Stabat Mater! (латинский текст Якопоне де Тоди)

и другие аналогичные произведения.

Рекомендуемые  учебные  пособия  и  сборники  педагогического  репертуара.

  1. В.В. Емельянов  «Фонопедический  метод  развития  голоса»  Краснодар, 1989г.
  2. Е.В. Жигалко  «Хрестоматия.  От  стихов  - к  музыке». Ритмическая  декламация,  движение  и  словотворчество  на  уроках  музыки.  Изд. «Композитор»  СПб.: 1999г.
  3. Л.Струве  «Музыкальные  ступеньки». Методика  развития  музыкальных  способностей  и  певческого  голоса   у  детей  дошкольного  возраста.  М.: 2001г.
  4. Г.А. Струве  «Ступеньки  музыкальной  грамотности» СПб.: 1997г.
  5. Г.А. Струве  «Каноны  для  детского  хора» СПб.: 1998г.
  6. Б.Куликов, Н.Аверина  «Нотные  папки   хормейстера» №№1,2,3,4.
  7. Хрестоматия  для  1-3кл.  ДМШ. Изд. «Музыка»  М.: 1983г.
  8. Композиторы  -классики  -  детям.  Изд. «Музыка»  М.: 1963г.
  9. А. Аренский  В. Ребиков   «Детские  песни» Изд. «Музыка»  М.: 1996г.
  10. Э.Ходош  «Поет  детский  хор»  Ростов-Дон   1998г.
  11. Г.Селезнев  А.Селезнев  «Лунный  ёжик»  Краснодар  2001г.
  12. С. Баневич  «Земля  детей» СПб.: 1995г.
  13. О.Вдовиченко  «Весенняя  капель»,  «Мелодия» изд. «Окарина»- Новосибирск 2010г.
  14. Н.Н. Кириченко  «Очерки  по  истории  вокального  искусства». Краснодар,2000г.
  15. М.Егорычева «Упражнения  для  развития  вокальной  техники»,  Киев 1980г.
  16. Л. Маркуорт  «Самоучитель  по  пению»  Москва, 2006г.
  17. Т.А.Мальцева «Охрана певческого голоса детей и подростков.Кр.2000г.
  18. Л.Тихеева «Работа с хором» Москва,1970г.

__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа объединения по интересам "Стильные Люди"

Программа создана для обучения учащихся 14-18 лет по профессии "Парикмахерское искусство и декоратичная косметика". Программа расчитана на 2 года....

Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...

Модифицированная программа по Профильному труду 10 кл 8 вид

Модифицированная программа по Профильному труду  10 кл 8 вид.Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся,  уровня их знаний и умений. Соответств...

Модифицированная программа по Профильному труду 10 кл 8 вид

Модифицированная программа по Профильному труду  10 кл 8 вид.Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся,  уровня их знаний и умений. Соответств...

Модифицированная программа дополнительного образования по учебной дисциплине "Курс на бизнес" в предметной области "Экономика"

Особенностью программы является формирование экономической, информационно-коммуникативной  культуры обучающихся на ранних стадиях обучения посредством их участия в практико-ориентированной  ...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, направлена  на коррекцию и развитие системы личностных отношений, на формирование навы...