Программа дополнительного образования "История костюма"
рабочая программа на тему

Программа "История костюма" имеет художественно эстетическую направленность. Предмет деятельности обучающихся в рамках данной программы - изучение развития и модификации внешнего облика русского костюма в мире моды, знакомство с национальными костюмами этнических групп населения проживающих в районах крайнего севера, а также осмысление и упорядоченное отражение своих знаний в эскизной, миниатюрной или натуральной форме. Программа является долгосрочной, опирается на комплексный подход к содержанию материала, предполагает использование технологий дифференцированного обучения. Цель программы: содействие развитию духовно-нравственных основ личности подростка, его творческих способностей и эмоционального мира через получение специальных знаний по истории костюма. После освоения данной программы обучающиеся научатся создавать исторические костюмы в миниатюре, получат навыки художественной обработки ткани, приобретут навыки пластики движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nata1.rar27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  образования Администрации МО Приуральский район

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Левша»

УТВЕРЖДЕНА:                                                                             УТВЕРЖДЕНА:            

Методическим советом                                                  Экспертным Советом

МОУ ДОД ДДТ «Левша»                                              Управления образования

Протокол №_1  ________                                               Администрации МО

От01.10.2009 г.                                                                Приуральский район

                                                                                          Протокол №____от______200__г.

Дополнительная образовательная программа

 

«Выжигание»

Тип программы:                                адаптированная

Направленность:                               художественно-эстетическая

Возраст обучающихся:                     6- 12 лет

Объем курса:                                     288 часов

Срок освоения:                                  2 года

Автор:                                                 Фурса Наталья Григорьевна

                                                             педагог дополнительного

                                                             образования МОУ ДОД ДДТ

                                                             «Левша»

Рецензент:                                        __________________________

                                                          __________________________

                                                          __________________________

                                                          __________________________

п. Харп

2009 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Произведения народного творчества помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления, понять красоту окружающего мира.

Если хотите научиться  делать необходимые, эффектные и неповторимые изделия, займитесь выжиганием по дереву. Это один из интересных видов декоративно-прикладного творчества. В искусстве выжигания нет предела фантазии и совершенству. Представленная программа «Выжигание» предусматривает создание изделий для украшения быта, интерьера путем сочетания технических приемов выжигания, декоративного эффекта аппликации различными материалами и художественной росписи по дереву. Важно, чтобы работа не сводилась к выполнению технических образцов, а нацеливала ребят на изготовление полезных и красивых вещей, необходимых в быту и жизни человека.

Образовательная программа «Выжигание» имеет художественно-эстетическую направленность. Данная  программа является адаптированной, разработанной на основе образовательной программы педагога Фильчакова Н.А., предназначена для детей младшего школьного возраста (6 – 12 лет) и рассчитана на 2 года обучения.

Годовой объем первого года обучения -144 часа. Годовой объем 2 года обучения – 144 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.

Состав групп:

  • 1 год обучения – 10 человек;
  • 2 год обучения – 9 человек.

Примечание: Количество групп зависит от нагрузки педагога.

Обучение начинается с 15 сентября и заканчивается 31 мая на основании устава учреждения.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

  1. Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности;
  2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа « Выжигание». В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир творчества, постичь техник выжигания и выпиливания; насладится палитрой цветовых гамм, сочетанием Комбинаций различных форм аппликации;
  3. Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребенок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно – моторной координации. Занятия в объединении оказывают значительное психотерапевтическое воздействие на развитие мелких мышц кистей рук и способствуют сокращению перегрузки.

Цель программы:

Создание условий для развития личностного и творческого потенциала посредством декоративно прикладной деятельности.

Задачи программы:

  1. Обучающая:

- научить приемам художественной обработки дерева;

      2.   Развивающая:

- развить фантазию, совершенствовать художественно-творческие способности  

детей, мастерство.

      3.  Воспитывающая:

- воспитывать художественно-эстетический вкус, нравственные и волевые  

качества, любовь к труду и традициям национальной культуры, желание

доводить начатое дело до конца.

Отличительной особенностью программы «Выжигание» является:

  1. Комплексный подход к содержанию программы:

с одной стороны объединение нескольких видов декоративного творчества (выжигание, аппликация, роспись по дереву), с другой стороны объединение нескольких областей знания: истории, изобразительной деятельности, мировой художественной культуры, этнологии;

  1. Использованием технологий дифференцированного и игрового обучения        использование таблиц поэтапного изготовления изделия, карточки с индивидуальными и творческими заданиями дает возможность неуспевающему ученику вместе с основной группой ребят подобрать индивидуальный темп выполнения работы или, наоборот, экономить время. Использование игровых заданий, ребусов повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность;
  2. Включены уроки - эксперименты, где в роли помощника или руководителя выступают сами ребята (работа заключается в поиске различных технологий изготовления заданного изделия);
  3. Предусмотрено знакомство с природными, национальными особенностями родного края;
  4. Разработан оценочно-результативный блок, позволяющий оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка.

Структура программы представлена двумя этапами, соответствующими логике освоения художественно-творческой деятельности. Каждый этап предусматривает занятия по основным видам декоративно-прикладного искусства, связанным с художественной обработкой дерева.

1 этап (1 год обучения)

  • Знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами.

2 этап (2 год обучения)

  • Повторение и закрепление полученных ранние знаний, введение элементов самостоятельной деятельности, как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, поиск путей решения поставленной задачи, усложнения при работе со схемами, технологическими картами.

Формы занятий.  Для воспитания и развития навыков творческой работы занятия проводятся в комбинированной форме:

  • Словесные методы с демонстрацией репродукций, посещение выставок, музеев, творческие встречи с другими коллективами;
  •  Практическая деятельность в виде занятий по декоративно–прикладному искусству:  

 Между занятиями предусмотрены физкультминутки, чтобы разрядить напряженное состояние ребенка. Для этого предусмотрены следующие типы упражнений:  

  • Релаксирующие;
  • Разминка рук;
  • Гимнастика глаз;
  • Подвижные игры.

Формы контроля.

В программе первого и второго года обучения используется два вида контроля успеваемости - текущий и итоговый.

  1. Форма текущего контроля:
  • Оценка результативности за работу в группе в конце занятия (фронтальный опрос, просмотр работ, конкурс, соревнование);
  • Оценка результативности по итогам прохождения тем (контрольное занятие, тестирование, выполнение образцов);
  • Оценка результативности по итогам прохождения разделов (итоговое занятие, тестирование, защита творческих работ, выставочный просмотр).

Примечание: Набор детей в объединение на первый год обучения производится по принципу приема всех желающих заниматься выжиганием. Исходя из этого контингент учащихся, особенно на начальном этапе обучения, различен по своей подготовке и уровню развития. Поэтому, повседневно оценивая каждого учащегося, нужно опереться на ранее выявленный уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализируя динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

  1. Форма итогового контроля:
  • Контрольные занятия проверки уровней ЗУН (контрольные тесты, а также оценка качества образцов изделий и творческих работ обучающихся).

Ожидаемый результат:

  1. Приобрести комплекс специальных знаний и навыков художественной обработки дерева:
  • Приемы выжигания;
  • Приемы  плоской и объемной аппликации;
  • Приемы росписи.
  1. Участвовать в выставках и конкурсах различного уровня по декоративно-прикладному  искусству;
  2.  Применять полученные знания и навыки в быту, совершенствуя личностные художественно-творческие способности;
  3. Воспитывать художественно-эстетический вкус, нравственно- волевые

качества, любовь к труду и традициям национальной культуры, желание

      доводить начатое дело до конца;

  1. Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя  

            комфортно в любой обстановке.

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Наименование темы и раздела

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Технология выполнения выжигания.

1. История возникновения ремесла.

  1. Зачистка фанеры.
  2. Перевод рисунка.
  3. Техника выполнения выжигания.

32

2

4

2

24

4

1

0,5

0,5

2

28

1

3,5

1,5

22

3

Аппликация в выжигании.

      1.  Эскиз композиции.

      2.  Виды аппликации.

      3. Техника выполнения аппликации из различных материалов.

60

6

12

42

6,5

1

1,5

4

53,5

5

10,5

38

4

Роспись по дереву.

  1. Цветоведение.
  2. Тонирование  изделия.

28

6

22

3

1

2

25

5

20

5

Подготовка и художественное оформление работ к выставкам.

8

1

7

6

Экскурсии.

6

1

5

7

Диагностика уровня ЗУН.

6

1

5

8

Итоговое занятие.

2

1

1

Содержание программы первого года обучения

Раздел №1  Вводное занятие (2 ч.)

Теория: (1 ч.)

  • Краткие сведения из истории возникновения и развития выжигания. Демонстрация изделий;
  • Значение изделий с художественной отделкой «выжигание» в быту, в жизни современного человека, в интерьере;
  • Ознакомление кружковцев с историей, режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы;
  • Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, ГОЧС, безопасность труда и правила личной гигиены.

Практика: (1 ч.)

  • Проведение анкетирования на тему «Твои интересы», игра на знакомство «Снежный ком».

Форма занятия: урок-игра, урок - соревнование.

Дидактический материал: образцы изделий, иллюстрации, тест-карты.

Раздел №2 Технология выполнения выжигания (32 ч.)

Тема  №:1 Зачистка фанеры.(4 ч.)

Теория: (0,5 ч.)

  • Правила зачистки фанеры шлифовальной шкуркой;
  • Технология шлифования поверхности под прозрачную отделку.

Практика: (3,5 ч.)

  • Шлифование фанеры.

Форма проведения занятий: урок- соревнование, урок – игра, урок – обобщение.

Дидактический материал: технологические карты.

Тема  №:2 Перевод рисунка.(2 ч.)

Теория: (0,5 ч.)

  • Правила закрепления рисунка;
  • Расположение рисунка на поверхности материала.

Практика: (1,5 ч.)

  • Перевод рисунка на кальку. Перевод рисунка на фанеру.

Формы занятий: урок-игра, урок-соревнование, урок-обобщение.

Дидактический материал: технологические карты.

Тема  №: 3 Техника выполнения выжигания. (24 ч.)

Теория: (2 ч.)

  • Техника нанесения точек, черточек, линий. Технология выжигания по контуру.

Практика: (22 ч.)

  • Выжигание рисунка по контуру, внутренним линиям и точкам. Варианты работ: «Мир животных», « Букет для мамы», « Машины», « Барби», « Северный край».

Формы занятий: урок – игра, урок – соревнование, урок – обобщение.

Дидактический материал: наглядные пособия, иллюстрации, технологические карты.

Раздел №: 3 Аппликация в выжигании (60 ч.)

Тема №:1.Эскиз композиции.(6 ч.)

Теория: (1 ч.)

  • Знакомство с правилами построения композиции, композиционного центра, соразмерности (линейная перспектива), форматом и размером готовой работы;
  • Сочетание в композиции крупных, средних и мелких элементов.

Практика: (5 ч.)

  • Коллективное построение композиций из предложенных элементов;
  • Самостоятельное составление несложных композиций из 3-5 элементов.

Форма занятий: урок- фантазия, урок - игра.

Дидактический материал: иллюстрации, образцы, видеоматериал.

Тема: 2. Виды аппликации. (12 ч.)

Теория: (1,5 ч.)

  • Знакомство с историей возникновения техники «аппликация» с инструментами и материалами необходимыми для выполнения данной техники;
  • Особенности аппликации, ее виды (плоская, объемная, предметная, сюжетная).

Практика: (10,5 ч.)

  • Определение по демонстрируемым изделиям способов аппликации. Дидактические игры « Каким способом выполнена эта поделка».

Форма занятий: урок- игра, урок -викторина.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, иллюстрации, технологические карты.

Тема № 3.Техника выполнения аппликации из различных материалов. (42 ч.)

Теория: (4 ч.)

  • Знакомство с приемами работы: вырезанием, обрыванием, скручиванием, сминанием;
  • Знакомство с материалами используемыми в аппликации;
  • Последовательность выполнения плоскостной и объемной аппликации;
  •  Экономное расходование материала при изготовлении деталей.

Практика: (38 ч.)

  • Использование приемов аппликации при изготовлении при  плоскостной и объемной аппликации в выжигании;
  • Создание простейших композиций из 2-3 элементов. Варианты работ: «Обитатели морского дна», «Веселый цирк», «Армейские будни», «Сказки леса».

Формы занятий: урок- сказка, урок -игра, урок- соревнование, урок- обобщение.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, схемы изготовления изделий, технологические карты.

Раздел № 4. Роспись по дереву (28 ч.)

Тема № 1. Цветоведение. (6 ч.)

Теория: (1 ч.)

  • Цветовой спектр и круг. Теплые и холодные тона, дополнительные цвета. Цвет и настроение.

Практика: (5 ч.)

  • Практикум по определению теплых и холодных цветов. Игра «Веселый и грустный».

Формы занятий: урок- игра, игра-тест.

Дидактическое обеспечение: спектральное изображение цветовой гаммы, тестовые задания, иллюстрации.

Тема № 2. Тонирование изделия. (22 ч.)

Теория: (2 ч.)

  • Инструменты и материалы, необходимые для работы;
  •  Правила росписи изделий(грунтовка, нанесение контура рисунка, роспись).

Практика: (20 ч.)

  • Изготовление изделий в технике «выжигание». Роспись готовых изделий. Варианты работ: « Времена года», «Мы на севере живем», «Мифы и легенды», «Восточная красавица».

Формы занятий: урок- сказка, урок- игра, урок- соревнование, викторина.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, иллюстрации, схемы изготовления изделия, технологические карты.

 Раздел № 5. Подготовка и художественное оформление работ к выставкам  (8 ч.)

Теория: (1ч.)

  • Беседа об окружающем мире, его красоте и гармонии;
  • Коллективное обсуждение, анализ и оценка работ учащихся;
  • Критерии оценки работ;
  • Отбор лучших работ для участия в выставке.

Практика: (7 ч.)

  • Оформление работ с использованием рамок, кожи, тесьмы, меха;
  • Оформление выставки;
  • Правильное, гармоничное расположение изделий.

Формы занятий: урок- обобщение, урок- фантазия,

Дидактическое обеспечение: готовые детские изделия.

Раздел № 6. Экскурсии. (6 ч.)

Теория: (1 ч.)

  • Посещение и обсуждение выставок;
  • Изучение иллюстрированных изданий;
  • Экскурсия в осенний лес;
  • Животный мир тундры.

Практика: (5 ч.)

  • Наблюдение за птицами и насекомыми;
  • Загадывание загадок;
  • Пословицы о природе.

Формы занятий: Экскурсия, урок – фантазия , урок – пресс-конференция.

Дидактическое обеспечение: иллюстрированные издания на  тему природы и животных.

Раздел № 7. Диагностика уровня ЗУН. (6 ч.)

Теория: (1ч.)                                                                                                            

  • Критерии оценки качества работ обучающихся.

Практика: (5ч.)                                                                                                      

  • Выполнение самостоятельной работы, выполнение тестовых заданий.

Формы занятий: урок- опрос, контрольный урок, игра-тест.

Дидактическое обеспечение: тестовые задания,  карточки задания, образцы, работы обучающихся, технологические карты.

Раздел № 8 Итоговое занятие (2 ч.)

Теория:(1ч.)                                                                                                                  

  • Анализ работы за год обучения;
  • Рекомендации обучающимся на летний период;
  • Перспектива занятий объединения на следующий год.

Практика: (1ч.)

  • Тесты на выявление неординарности мышления обучающихся.

Формы занятий: тест-игра «Оцени себя сам».

Дидактический материал: иллюстрации, фотоматериал, тестовые задания.

 

По окончании 1 года обучения обучающиеся

должны знать:

  1. Технику безопасности при работе с инструментами и материалами.
  2. Составлять композиции из трех-пяти элементов.
  3. Правила росписи изделия.

должны уметь:

  1. Владеть не сложными приемами выжигания.
  2. Выполнять не сложные плоские и объемные аппликации.
  3. Соединять в одном изделии несколько техник (выжигание, аппликацию, роспись по дереву).

Учебно-тематический план  2 года обучения

п/п

Наименование темы и раздела

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Технология выполнения выжигания

1. Техника выполнения выжигания

2. Правила выпиливания по контуру

28

10

18

4

2

2

24

8

16

3

Аппликация в выжигании

1.Эскизвкомпозиции                                           2. Аппликация из фанеры и шпона.

44

12

32

4

2

2

40

10

30

4

Сувениры, эмблемы, памятные знаки и их использование в интерьере

46

2

44

5

Подготовка и художественное оформление работ к выставкам

8

1

7

6

Экскурсии.

8

1

7

7

Диагностика уровня ЗУН.

6

1

5

8

Итоговое занятие.

2

1

1

Содержание программы второго года обучения

Раздел № 1. Вводное занятие (2 ч.)

Теория: (1 ч.)

  • Ознакомление обучающихся с режимом работы объединения, содержанием предстоящей работы;
  • Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, ГОЧС, безопасности труда и правила личной гигиены.

Практика:(1 ч.)

  • Творческая работа «Воспоминание о лете»;
  • Анкетирование на тему «Твои интересы».

Формы проведения занятия: урок - фантазия, урок- творчество.

Дидактическое обеспечение: анкеты, тесты, образцы готовых изделий.

Раздел № 2. Технология выполнения выжигания (28 ч.)

Тема № 1. Техника выполнения выжигания. (10 ч.)

Теория: (2 ч.)

  • Технология выжигания теней.

Практика: (8 ч.)

  • Практикум по выжиганию теней.

Форма занятий: урок-фантазия, урок-эксперемент, урок-обобщение.

Дидактическое обеспечение: наглядные пособия, схемы изготовления изделий, технологические карты, образцы готовых изделий.

Тема № 2 Правила выпиливания по контуру. (18 ч.)

Теория: (2 ч.)

  • Правила работы с лобзиком;
  • Техника пропиливания прямых и волнистых линий;
  • Правила выпиливания тупых и острых углов.

Практика: (16 ч.)

  • Пропиливание волнистых линий;
  • Выпиливание несложных орнаментов;
  • Отработка технологических приемов.

Форма занятий: урок- поиск, урок-фантазия, урок-консультация, урок-обобщение, урок-творчество, урок-тест.

Дидактическое обеспечение: образцы готовых изделий, наглядные пособия, технологические карты, схемы изготовления изделия, шаблоны.

Раздел № 2. Аппликация в выжигании (44 ч.)

Тема № 1. Эскиз в композиции.(12 ч.)

Теория: (2 ч.)

  • Знакомство с понятием «симметрия»;
  • Знакомство с приемами выполнения одинаковых  деталей и способами создания зеркальной симметрии;
  • Техника выполнения симметричных узоров из бумаги.

Практика: (10ч.)                                                                                                              

  • Изготовление симметричных деталей способами создания зеркальной симметрии;
  • Изготовление симметричных узоров из бумаги, сложенной крест-накрест в восемь раз;
  • Выполнение узора на квадрате, на круге.

Форма занятия: урок-игра, урок- соревнование.

Дидактическое обеспечение: образцы изделий, фотоматериал, схемы изготовления изделия.

Тема: № 3. Аппликация из фанеры и шпона (32 ч.)

Теория: (2 ч.)

  • Правила подготовки материала;
  • Разметка с помощью шаблонов, техника выполнения элементов узора;
  • Требования к клеям.

Практика:(30 ч.)

  • Выпиливание плоских изделий;
  • Выпиливание простейших орнаментов;
  • Наклеивание деталей на основу;
  • Выжигание изделия.

Форма занятий: урок - творческого поиска, урок-эксперимент.

Дидактическое обеспечение: шаблоны изделий, шаблоны орнаментальных полос, фотоматериал, схемы изготовления изделия.

Раздел № 4. Сувениры, эмблемы, памятные знаки и их использование в интерьере (46 ч.)

Теория:(2 ч.)

  • Социальное и информационное значение сувениров и знаков;
  • Знаки обереги и знаки символы;
  • Виды изделий, методы выполнения.

Практика: (44 ч.)

  • Выполнение рисунка-фантазии;
  • Составление эскиза работы;
  •  Разбор схем, выполнение изделий.

Форма занятия: урок - творческий поиск, поисковая деятельность, поисковая деятельность.

Дидактический материал: карточки-задания, образцы готовых изделий, схемы эскизов, иллюстрации.

Раздел № 5. Подготовка и художественное оформление работ к выставкам (8 ч.)

Теория: (1 ч.)

  • Эстетическое оформление;
  • Композиционное построение выставки;
  • Дополнительное оформление выставки (музыкальное, каталог выставочных работ, дополнительная информация).

Практика: (7 ч.)

  • Выбор выставочных  работ и критерий их отбора;
  • Оформление выставочных работ;
  • Оформление выставочных работ природным материалом;
  • Художественное оформление выставочного стенда

Формы занятий: урок-поиск, урок-обобщение.

Дидактический материал: фотоматериал, работы обучающихся.

Раздел № 6. Экскурсии (8 ч.)

Теория: (1 ч.)

  • Повторение правил поведения на экскурсиях (в выставочном центре, лесу);
  • Загадки, пословицы, поговорки о природе;
  • Викторина «Сохраним родную природу».

Практика: (7 ч.)

  • Посещение выставочных центров, обсуждение выставок;
  • Загадывание загадок;
  • Пословицы о природе.

Формы занятий: урок-экскурсия, урок- фантазия, урок - творческий отчет.

Дидактическое обеспечение: дидактический материал о правилах поведения и охране природы.

Раздел № 7. Диагностика уровня ЗУН (6 ч.)

Теория: (1 ч.)

  • Критерии оценки качества работ обучающихся.

Практика: (5 ч.)

  • Выполнение самостоятельной работы, выполнение тестовых заданий.

Формы занятий: урок-опрос, контрольный урок, игра-тест.

Дидактическое обеспечение: тест-задание, карточки-задания, образцы работ обучающихся, технологические карты, бланки проверочных тестов.

Раздел № 8. Итоговое занятие (2 ч.)

Теория: (1 ч.)

  • Подведение итогов работы за год.

Практика: (1 ч.)

  • Награждение обучающихся за участие и победу в выставках.

Формы проведения занятия: урок-обобщение, урок -творческий отчет,

Дидактическое обеспечение: работы обучающихся, грамоты.

По окончании 2 года обучения обучающиеся

должны знать:

     

  1. Технику безопасности при работе с материалами и инструментами.
  2. Правила выпиливания по контуру.
  3. Особенности подбора сюжета аппликации и выбор необходимого материала при оформлении.

должны уметь:

  1. Правильно пользоваться ручными инструментами.
  2. Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделия.
  3. Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий

      ( аналогичные изделиям, предусмотренным программой), по эскизу.

Методическое обеспечение образовательной программы

  1. В зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения:
  • объяснительно-иллюстрационные (демонстрация изделий, иллюстрации, работа по технологическим карточкам);
  • репродуктивные (работа по образцам);
  • частично-поисковые (выполнение вариантных заданий, разгадывание ребусов, использование развивающихся игр);
  • творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
  • исследовательские (исследование материалов для аппликации; работа с литературой).
  1. В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы проведения занятий:
  • экскурсии в краеведческий музей и на природу;
  • урок- игра, урок-сказка, урок-эксперимент;
  • соревнование и т.д.  

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают  выполнение самостоятельных работ в альбоме, изготовление (выжигание, аппликация, роспись по дереву) изделий.

Методика проведения занятий предполагается постоянное создание ситуации успеха, радости от преодоления возникших трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствует совместное обсуждение хода выполнения заданий, изделий, образцов, поощрение, создание положительной мотивации, выставки работ. На занятиях в совместной деятельности реализуется принцип единства обучения, воспитания и развития личности ребенка. С этой целью широко используются индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, выполнение заданий и творческих работ, побуждающих детей к сотрудничеству, взаимопомощи, сотворчеству.

Для достижения более высоких результатов обучения задания подбираются так, чтобы процесс обучения осуществлялся от простого к более сложному непрерывно. Также работа с детьми строится таким образом, что дети сами выбирают сюжет работы-поделки: на первых годах обучения работают по предложенным схемам, эскизам, на последующих – по собственным, придуманным. Педагог исполняет роль консультанта, индивидуально оказывая помощь затрудняющимся ребятам по поводу выбора цвета, материала будущей работы. Такая форма работы позволяет добиваться большого количества оригинальных, непохожих работ ребят, развивать их творческое начало.

  1. Дидактическое обеспечение:
  • Наглядные пособия, специальная литература; образцы изделий  изготовленные обучающимися и педагогом;
  • Видео пособия;
  • Схемы изготовления изделий, технологические карты;
  • Карточки-задания, тестовые задания, бланки проверочных тестов;
  • Комплект обучающих игр;
  • Комплект анкет, разработанных для сбора общих данных обучающихся;
  • Альбом, разработанный в качестве рабочего дневника.

  1. Материально-техническое обеспечение:

Данная программа предусматривает проведение учебно-воспитательного процесса с детьми в светлом помещении, где у каждого ребенка имеется рабочее место – отдельный стол и необходимые инструменты и материалы. Помимо этого в учебном кабинете должны быть шкафы для хранения методической литературы, наглядных пособий, приспособлений, инструментов и материалов, детских работ, образцов изделий.

Литература для педагога

  1. Буйлова Л.Н., Филипова Е.А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей: Учебно-методическое пособие.- М.: МИФИ, 1999г.
  2. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования.-Москва-Самара, 1998 г.
  3. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. Москва, 2006 г.
  4. Петровский В.А. Личность в психологии, Ростов-на-Дону, 1995 г.

Литература для обучающихся

  1. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком, Москва, 1992 г.
  2. Газагян С.С. Прекрасное – своими руками, М,:Дет. Лит.1980 г.
  3. Гибсон Р., Москва «РОСМЭН», 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пакет методических материалов к программе дополнительного образования "История костюма"

Данные методические материалы разработаны с целью оказания помощи педагогу при реализации программы дополнительного образования "История костюма". Они помогают лучше понять специфику, алгоритм ра...

программа дисциплины История костюма

Программа учебной дисциплины "История костюма" может быть использована при подготовке профессий Художник по костюму, Закройщик...

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

Иллюстративный материал к уроку "Традиционные костюмы народов России"учебной программы СПО "История костюма" для специальности "Закройщик"

В представленном материале  отражены основные черты традиционного мордовского костюма костюма....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...