Пакет методических материалов к программе дополнительного образования "История костюма"
учебно-методический материал по теме

Данные методические материалы разработаны с целью оказания помощи педагогу при реализации программы дополнительного образования "История костюма". Они помогают лучше понять специфику, алгоритм работы с детьми. В данных рекомендациях отражена общая логика ведения занятий и особенность работы по отдельным темам занятий. Конечно они не могут претендовать на абсолютную полноту, поскольку всегда остается возможность педагогического поиска, новаторства и творческого подхода к работе по данной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paket_metodicheskikh_materialov_k_programme.rar19.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПАКЕТ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

к программе дополнительного образования

«ИСТОРИЯ КОСТЮМА»

МУ ДО ДДТ «Левша»

педагог дополнительного образования Фурса Н.Г.

п. Харп

  1. Методические рекомендации по реализации программы

Данные «Методические рекомендации» разработаны с целью оказания помощи педагогу при реализации образовательной  программы «История костюма». Они помогают лучше понять специфику реализации программы, предполагаемый алгоритм работы с детьми, нацеленный на развитие у них навыков самостоятельной творческой работы, работы с   литературой, объектами исследования. В данных рекомендациях отражается общая логика ведения занятий и особенности работы по отдельным разделам программы.

Образовательная программа, как  правило, содержит самые общие, основные положения и идеи предполагаемого процесса его реализации. Подчас этого недостаточно для того, чтобы педагог, решивший работать по выбранной программе, за короткое время смог достаточно подробно разобраться в том, как эффективно планировать свою педагогическую деятельность, не изобретая «велосипед» и не ломая голову  над деталями занятий. В связи с этим назрела необходимость создания  подробных методических рекомендаций, которые помогут педагогу успешно  реализовать  задачи  обучения и помогут обучающимся успешно приобрести предусмотренные программой знания, умения и навыки.

Данные рекомендации разъясняют  наиболее существенные подробности реализации образовательной программы «История костюма». Здесь на ряду,  с общими принципами и подходами к реализации программы в целом, приведены указания и советы по ведению ряда конкретных занятий по преподаванию отдельных тем. Конечно, они не могут претендовать на абсолютную полноту, поскольку всегда остается возможность педагогического поиска, новаторства и творческого подхода к работе по данной программе.

  1. Методические рекомендации по реализации программы на первом году обучения.

Каждый раздел программы, каждая тема, а иногда и конкретные занятия имеют свою специфику. Далее  будут рассмотрены   наиболее важные моменты, которые следует учесть в ходе учебно – воспитательной работы по программе «История костюма». Наиболее подробно будет разобран раздел «Введение», поскольку он наиболее  ответственный, от качества его проведения сильно зависит вся дальнейшая работа обучающихся.

Первое занятие.

В самом начале работы с группой требуется решить ряд организационных вопросов. Иногда упущения,  какого- то из них может приводить к недоразумениям, недопонимания, и другим трудностям. Поэтому для первого занятия составлена памятка, содержащая перечень всего того, что может оказаться важным для начала работы группы. Педагогу при подготовке к первому занятию следует внимательно её прочитать, выделить в ней, что действительно является насущным для данной группы, что второстепенным, а что и вовсе не нужно. И после этого составить конкретный план нового учебного года.

Памятка к первому занятию «Введение» по курсу « История костюма»

Подготовить заранее:

1.  Списки  детей.  

2.  Анкеты (с запасом).

3.  Раздаточные информационные материалы – афиши объединения

(с запасом).

4.  Фотоальбомы,   другая наглядность.

5.  Образцы грамот  (для демонстрации).

6. Мультимедиа-презентация.

Ориентировочный план первого занятия « Введение»

  1. Анкетирование (пока «опаздывающие» подходят)

2

2.  Раздача афиш  объединения

3.  Представление педагога

4.  Сообщение контактного телефона

5.  «Озвучить» расписание

6. Обзор программы: тематика занятий, их формы. Главное, что получат обучающиеся:

  • навыки  художественной обработки тканей;
  • навыки демонстрирования основ подиумного  шага
  • навыки  эскизирования  одежды;

•  много самостоятельной работы  на выбор (помощь педагога  при необходимости);

•  возможность попробовать  изготовить костюм в миниатюре;

•  много работы  с литературой;

7.  Фотографии (альбомы, папки)

8.  Демонстрация оборудования, результатов прошлого года

9.  Что приносить на занятия

10.  Рекомендуемая литература для личного чтения

11.    Грамоты, выдаваемые по итогам  работы

12.  Поощрить приглашать друзей в  объединение

13.  Знакомство с обучающимися (их представлении)

14.  Инструктаж по технике безопасности  

15.  Вопросы обучающихся, родителей

16.  Когда следующее занятие

17.  Попрощаться со всеми, с кем нужно решить частные  вопросы – задержаться

Особое внимание необходимо уделить диагностике потребностей обучающихся. Это необходимо для дальнейшей реализации творческой деятельности воспитанников.   Разработанное методическое обеспечение системы диагностики, позволит составить индивидуальный маршрут обучения каждого ребенка.

Педагог,  анализируя  индивидуальные маршруты обучающихся, в свою очередь  составит примерный список творческих работ по темам.

Например:

Изготовление костюма в миниатюре можно выполнить:

  • объемное и плоское
  • на готовую куклу и шитую и т.д.

Презентацию костюмов представить в вариантах:

  •  презентации
  • эскизной форме
  • костюмированной демонстрации и т.д.

Так же диагностика потребностей обучающихся позволит определить сферу желаемой реализации ребенка, а это в свою очередь даст возможность педагогу создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей каждого обучающегося.

Кроме того, поскольку программа предусматривает как одну из форм обучения – работу в малых группах, педагог по результатам диагностики будет иметь возможность определить тематику более детального изучения разделов программы.

Например:

Изучение подиумного шага:

  • классический
  • городской и т.д.

Изучение материала по разделу «Историческое наследие»:

  • древнеримская одежда
  • древнегреческая  и т.д.

3

Специфика работы по разделу «Культура одежды»

Роботу по данному разделу  можно охарактеризовать как  первое «знакомство» с миром моды, обликами  древних костюмов.

Учебный материал   двух  первых  тем раздела выбран  не случайно, а в строгой последовательности: возникновение первой одежды, развитие ее деталей, кроя, способа ношения.

  Здесь основное внимание детей , нужно  сфокусировать на момент перехода славянских племен (соседство с викингами заимствовало многие части одежды)  в государство Киевская Русь (прочные связи с Византией, влияние византийской моды на облик русского костюма).  

Третья тема раздела посвящена этническому костюму коренных народов крайнего севера.

Учебный материал целесообразно преподносить обучающимся, в виде лекционного материала с включением видео презентаций и учебных  фильмов. Такая форма обучения  будет способствовать более качественному усвоению учебного материала на стадии его воспроизведения.  

Для анализа или более детального изучения материала, можно использовать  игровую  форму обучения. Выбор типа игры и ее включение в учебный процесс, определяет педагог, учитывая потребности обучающихся.

Закрепление материала  или углубленное изучение его конкретных областей предполагает создание презентаций  творческих работ.

Например:

  • Если ребенок увлекается рисованием, то для него презентация в виде эскизной формы  не будет вызывать никаких трудностей, так как форма предъявления мира его творчества это рисунок.
  • Увлечение компьютером (как правило, играми) дает тоже свои положительные стороны. Ребенок легко освоит технологию создания видео презентаций, и т.д.

По началу педагогу необходимо  направить свою деятельность на помощь  обучающимся  в   поиске литературы (для оформления рисунка, описания объекта). И именно здесь от педагога требуется повышенное внимание, чтобы суметь предусмотреть пока еще частые ошибки и вовремя поправить детей. Здесь важно организовать роботу так, чтобы не бегать самому от ребенка к ребенку (это действительно очень тяжело). Можно попросить  старших воспитанников, знающих и опытных обучающихся помогать тем, кто младше и менее опытен. Этот же метод можно принять и в отношении новеньких, которые присоединились к группе позднее (или что-то пропустили, проболели), когда остальные уже «прошли» дальше. Однако нужно устроить все так, что бы помощь, не заключалась в простом показе своей работы тому,  кто ее еще не сделал, иначе это будет банальный плагиат. Заметив  подобное, следует возразить в духе «Пусть лучше сам, иначе как он научится» и оказать личную помощь в трудном моменте.

Оценка работы обучающихся по данному разделу может проводиться в трех направлениях:

  • Проверка альбомов
  • Викторина
  • Учебная игра «Ошибки рассеянного художника»

Педагог сам выбирает форму оценки работы обучающегося.

На сегодняшний день методическое сопровождение программы предусматривает серию учебных игр, тестовые задания, карточки для самостоятельного изучения материала.

4

Специфика работы по разделу « Технология»

Работа в данном разделе позволяет детям побывать в роли  творца, мастера. Воплотить знания об историческом и этническом костюме в реальность.

Раздел очень интересный и очень трудный.

Интересный потому, что он не ограничивает выбор творческой работы по уровню сложности, по технике исполнения и т.д.

Очень трудный, потому что требует усидчивости, выносливости, аккуратности, терпения и конечно же умения.

 В разделе предусмотрены темы в последовательности от разработки изделия, до его художественного оформления.

Его преподавание требует от педагога знаний  в областях  декоративно – прикладного творчества.

Это  работа с выкройками, пошивом изделия, декорированием ткани, объемным макетированием, гольшированием, аппликацией, декупажем и т.д.

Обучающимся необходимо предоставить «свободу» творчества, создать условия для творческого  развития личности.

Педагогу необходимо контролировать (и при необходимости расширять и углублять) умения обучающихся.

 Многие обучающиеся сами овладевают новыми технологиями  исполнения работ, сами выясняют «непонятное» при помощи справочной литературы. Но даже среди весьма способных обучающихся встречаются те, которым нужно подать идею, объяснить какой-то вопрос.

Целесообразно поддерживать инициативу детей работать творческими группами. Это позволяет использовать индивидуальные способности каждого ребенка в коллективном творчестве.

Применение игровых технологий, наполнят процесс обучения яркими красками  эмоционального состояния обучающихся.

По этому,  при работе над этим разделом от педагога требуется проявлять значительное терпение и проницательность, готовность  доходчиво объяснять непонятные вещи. Только при этом условии обучающиеся смогут успешно усвоить материал данного раздела.

Оценка работ обучающихся производится по критериям оценивания образцов и изделия в целом. Учитывается также уровень представления работы, ее значимость.

Методическое сопровождение программы предусматривает  тестовые задания, материал для самостоятельного изучения различных техник выполнения работ, технологические карты, мастер – классы изготовления изделий и выполнения техник изготовления, методическое пособие для детей «Развитие творческих способностей».

Специфика работы по разделу «Обыкновенное чудо»

Серия занятий по этому разделу включает обучение по двум темам.  Первая тема раскрывает в своем содержании секреты моды, учит различным методикам  самопознания через одежду. Обучающих  нужно научить манипулировать одеждой.

Например:

для коррекции своей фигуры

для выражения своего настроения

для создания нового образа и т.д.

Вторая тема дает возможность обучающимся прежде всего научится красиво ходить.  

  При изучении этого раздела нередки ситуации, когда кто-то из обучающихся будет    ходить не плавной, а походкой  рывками.

Может возникнуть и другая ошибка - при каждом шаге  обучающийся  начинает  слегка подпрыгивать.

По - этому важный  момент при обучении, это    научить  сначала,  делать  движение  ногой, а потом уже корпусом.

5

Следует постоянно акцентировать внимание детей, что основа красивой походки  и в частности   красоты,  здоровья вообще - правильная осанка.  

Чтобы научить правильно и красиво ходить обучающихся,  педагогу необходимо, в первую очередь учить их правильно держать плечи и голову.  

В заключение хотелось бы сказать, что зачастую некрасивая неправильная походка, сутулость развиваются от неуверенности в себе.  Ребенок должен  знать, что  он прекрасен  и неповторим, а научиться правильно ходить - дело техники и желания.

Повторяйте это  каждый раз  детям. От таких  фраз плечи ваших воспитанников сами собой расправятся, походка станет более уверенной.

 Оценка походки обучающихся производится педагогом визуально.

Специфика работы по разделу «Мир вокруг нас»

Этот раздел введен   для возможности  применения  полученных знаний   по ранее изученным разделам программы   в совокупности с компетентности обучающихся  в  межпредметных знаниях.

Так же этот раздел предусматривает наибольшую степень самостоятельной работы. Возможна ситуация, что у всех обучающихся окажутся совершенно разные  объекты работы, по этому педагогу следует быть готовым к тому, что - бы не растеряться, а должным образом организовать столь разную работу в одной группе. Здесь опять старшие могут во многом помогать младшим.

Оценка работ обучающихся производится по критериям оценивания изделия в целом. Учитывается также уровень представления работы, ее значимость.

Методическое сопровождение программы предусматривает   материал для самостоятельного изучения различных техник выполнения работ, тестовые задания, технологические карты, мастер – классы изготовления изделий и выполнения техник изготовления.

  1. Методические рекомендации по реализации программы на  втором году обучения.

Большинство методических советов, данных в предыдущих разделах, относятся и к темам второго года обучения. Поэтому можно ограничиться лишь отдельными разделами, требующими дополнительных пояснений.

Специфика работы по разделу «Культура одежды»

Роботу по данному разделу  можно охарактеризовать как  продолжение «знакомство» с миром моды, обликами  европейских  костюмов.

          Здесь основное внимание детей, акцентируется на европеизации русского дворянского  костюма,  начиная с  эпохи Петра 1( влияние европейской моды на облик русского костюма) и русского крестьянского  костюма с момента определения типа народного костюма с деталями, вышивками и головными уборами, характерными для каждой губернии  (сочетание русского национального костюма и нарядов соседних восточных и южных народов определивших  яркую самобытность традиционной русской одежды).

Третья тема раздела не случайно посвящена  этническому костюму жителей  крайнего севера. Эта связь должна просматриваться в сочетании  русского традиционного костюма и этнических костюмов  соседствующих государств.

Оценка работы обучающихся по данному разделу может проводиться в трех направлениях:

  • Проверка альбомов
  • Викторина
  • Учебная игра «Ошибки рассеянного художника»

Педагог сам выбирает форму оценки работы обучающегося.

6

На сегодняшний день методическое сопровождение программы предусматривает серию учебных игр, тестовые задания, карточки для самостоятельного изучения материала.

Специфика работы по разделу «Обыкновенное чудо»

Занятия  по этому разделу включает обучение по двум темам.  Первая тема углубляет знания, полученные на первом году обучения. Форма организации учебной деятельности более предпочтительна,  в виде частично-поисковой работы (рефераты, доклады).

Вторая тема дает возможность обучающимся продемонстрировать костюм используя театральные методы представления.

Для этого целесообразно организовывать обучающихся в малые группы, с последующей творческой работой  «примирения»  различных образов в театрализованных представлениях.

Это не только демонстрация моделей, но и связанное  в композиции и положенные  на музыку театральные действия. Существенной задачей является тренировка психотехники как творческой природной основы. Именно развитая психотехника позволяет добиться быстрого и точного восприятия замысла и осуществление его в процессе работы над ролью. Приоритет отдается практической деятельности.

Упражнения и этюды направлены на тренировку психотехники учащихся и их способностей к самым разнообразным проявлениям в творчестве. Эти виды деятельности способствуют совершенствованию актерского мастерства, умению владеть собственным телом.

Оценка походки обучающихся производится педагогом визуально.

  1. Методические рекомендации по реализации программы на  третьем году обучения.

Большинство методических советов, данных в предыдущих разделах, относятся и к темам второго года обучения. Поэтому можно ограничиться лишь отдельными разделами, требующими дополнительных пояснений.

 

Педагог (сначала в меньшей, затем во все большей степени)начинает выполнять консультативную роль. Обучающиеся преимущественно работают самостоятельно, а педагог следит за ходом работы, консультирует по непонятным моментам, поощряет за успехи и тактично указывает на замеченные ошибки, что бы ребенок сам «догадался» что не так и поправил.

Трудности  образовательного плана в данном разделе возникают чаще всего при изучении проектной деятельности. По - этому для устранения моментов не удобства для педагога и более эффективной работы обучающихся разработан  дидактический материал  для проектной деятельности «Мой шкаф».

Оценка работы происходит в двух основных направлениях – посредством проверки самостоятельных работ и участием в выставках, мероприятиях.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "История костюма"

Программа "История костюма" имеет художественно эстетическую направленность. Предмет деятельности обучающихся в рамках данной программы - изучение развития и модификации внешнего облика русского костю...

Методические материалы (рабочие программы, КТП, АПИМ) по ПМ, МДК и дисциплинам общегуманитарного, социально-экономического, а также естественнонаучного циклов.

Областью применения данных программ, а также других методических материалов является реализация среднего (общего) образования в пределах ОПОП...

Методические материалы (рабочие программы, КТП, АПИМ) по ПМ, МДК и дисциплинам общегуманитарного, социально-экономического, а также естественнонаучного циклов.

Данный материал предназначен для подготовки и проведения рубежного/итогового контроля по дисциплинам общегуманитарного, социально-экономического, а также естественнонаучного циклов....

Методические материалы к дополнительной общеразвивающей программе «Фрактал»

Методические материалы к дополнительной общеразвивающей программе «Фрактал» Методические материалы к дополнительной общеразвивающей программе «Фрактал» ...

Дополнительная общеобразовательная программа + Сборник учебно-методических материалов

В сборнике учебно-методических материалов к дополнительной общеобразовательной программе «Сувенирная мастерская. Калейдоскоп техник»,   представлены технологические карты из...