Формирование музыкального вкуса ребенка посредством уроков по «Народному творчеству»
статья на тему

После окончания Санкт-Петербургского Колледжа Культуры и Искусств я вернулась работать в свою родную музыкальную школу, расположенную в небольшом городке Пикалево Ленинградской области. Здесь все родное и любимое с детства. Но одно дело учиться, и совсем другое дело преподавать. Кроме уроков по специальности (я преподаватель по классу домры) мне предложили вести удивительный предмет – «Народное творчество». И совсем неожиданно для меня он стал моим любимым предметом, заинтересовал и увлек детей. Мне хотелось бы поделиться своими мыслями на тему значимости этого предмета в современном обществе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование музыкального вкуса ребенка посредством уроков по «Народному творчеству»

После окончания Санкт-Петербургского Колледжа Культуры и Искусств я вернулась работать в свою родную музыкальную школу, расположенную в небольшом городке Пикалево Ленинградской области. Здесь все родное и любимое с детства. Но одно дело учиться, и совсем другое дело преподавать. Кроме уроков по специальности (я преподаватель по классу домры) мне предложили вести удивительный предмет – «Народное творчество». И совсем неожиданно для меня он стал моим любимым предметом, заинтересовал и увлек детей. Мне хотелось бы поделиться своими мыслями на тему значимости этого предмета в современном обществе.

Одной из актуальных проблем современной российской музыкальной педагогики является совершенствование системы взаимоотношений «Школа – ССУЗ – ВУЗ». Основу этой вертикали образует детское музыкальное образование. Однако предмет «Народное творчество», то есть знакомство школьников с богатым наследием прошлого, с высокими образцами народного певческого и инструментального искусства, в программах ДМШ отсутствует. В курсе музыкальной литературы теме «Народная песня и её использование в произведениях русских композиторов – классиков» отведено четыре часа, что явно недостаточно в современных условиях. Русское народное творчество – основа для возникновения и развития русского профессионального искусства, заслуживает большего внимания.

С давних времён именно в музыке люди стремились выразить своё отношение к происходящему, свои мысли и чувства. Фольклор до сих пор сохраняет своё значение, широко используется во всех областях литературы и искусства, проникает в сферу детского воспитания и образования.

Новое столетие отмечено небывалым ростом музыкальной информации. Современное общество захлестнул постоянно возрастающий стихийный музыкальный поток, который оказывает огромное влияние на формирование эстетических взглядов детей. Поэтому очень важно уже с раннего возраста заложить в ребёнке фундамент хорошего вкуса. И главная роль в этом принадлежит народному творчеству. Как говорил С.Миропольский, именно «народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться».

В нашей небольшой уютной музыкальной школе, расположенной в  провинциальном  городке Ленинградской области, около тридцати лет существует оркестр русских народных инструментов, многие учащиеся помимо школы с увлечением занимаются в различных музыкально-этнографических ансамблях города, выступают с сольными концертами. Но ребёнок, выросший в городе, чаще всего воспринимает фольклор как экзотику, музейный экспонат. Необходимо приобщить детей к новому для них пласту русской музыки и убедить в том, что народное творчество – это не второсортная культура, а богатый источник мудрости и духовных ценностей.

С этой целью в школе введён предмет «Народное музыкальное творчество» и разработана программа, которая предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ.

Основная цель предмета – формирование у школьников целостного представления о фольклоре, воспитание интереса, уважения и бережного отношения к истории своего народа, к его культуре.

Основные задачи курса: дать детям знания в области русского народного творчества, определить его место в мировой культуре, раскрыть эстетико-художественную ценность русского фольклора, его значимость.

Творчество народа – это особая культура, связанная с определённым образом жизни, где человек ощущал себя частью природы и был с ней неразрывно связан. Чтобы понять фольклор, необходимо, прежде всего, понять древних людей, его создавших заключительного раздела, так как это даёт возможность суммировать и систематизировать полученные ранее знания.

Для раскрытия содержания данного предмета используются следующие формы работы: беседа с учениками, слушание музыкальных примеров и их анализ, разучивание некоторых образцов и их исполнение.

Чтобы заинтересовать детей этим предметом мне приходилось  включать в урок игровые моменты: инсценировка песен, импровизация (вокальная, двигательно-ритмическая), конкурс частушек и т.п. «Музыкальные паузы» подобного рода наглядно раскрывают вариантную природу фольклора, способствуют развитию памяти, певческо-слуховых навыков, творческих способностей детей. Элементы игры необходимы и при проведении проверочных работ по итогам четвертей и учебного года.

Я вместе с детьми  исполняла  народные песни  и предлагала им подражать манере народных певцов, что даёт возможность полнее ощутить специфику местных традиций.

Большое внимание приходится уделять самостоятельной практической работе учащихся не только на уроке, но и дома. При разработке домашних заданий  я рекомендую применять дифференцированный подход в зависимости от поставленной цели.

В процессе изучения основных положений курса я использовала  фрагменты русской классической музыки, знакомила детей с исполнительским искусством профессиональных коллективов России.

Я всегда обращаю внимание учащихся на то, что фольклор – это не только исходный материал для обработки, а прежде всего кладезь мудрости, эстетических и нравственных идеалов.

Почувствовать народную песню, ее своеобразие, красоту, ее дух можно лишь соприкасаясь с подлинным исполнением. Поэтому основу иллюстративного материала  на моих  уроках  составляют именно аутентичные («натуральные») звукозаписи.

Я уверена в том, что для более полного и углублённого освещения некоторых тем программы важно привлечение материалов других видов искусства (поэзии, литературы, живописи и др.). В целях повышения интереса к уроку я постоянно использую наглядные пособия: репродукций, диапозитивов, фильмов (или фрагментов). При подборе иллюстративного и лекционного материала всегда учитываю, прежде всего местные традиции. Музыкальное творчество русского народа разнообразно, многопланово, тесно связано с историей страны. Каждая область, следуя общерусским правилам, всё же имеет свои характерные особенности, сохранившиеся до наших дней. Пикалевский край занимает достойное место в этом ряду, поражая богатством, многожанровостью, неповторимым своеобразием.

Мне, как молодому специалисту, ведущему данный предмет, приходилось по собственному выбору организовать иллюстративный материал в соответствии с возможностями и условиями работы (наличие учебно-методических пособий, техническая оснащённость и т.п.).

Мне очень радостно от того, что дети, приобщившиеся к народным традициям, с уважением и интересом относятся не только к своей, но и к иной музыкальной культуре. Они лучше разбираются в окружающем их музыкальном хаосе, большая часть которого по меткому определению Д.Б. Кабалевского является «музыкальным мусором». Обращение на занятиях к истокам русской речи даёт возможность учащимся почувствовать красоту и глубину родного языка, что является насущной необходимостью в условиях кризисной ситуации в этой области из-за обилия сленга. Опора в образовательном процессе на региональный компонент позволяет приобщить детей к истокам своей малой родины, воспитывает любовь к родной земле.

Таким образом, предмет «Народное музыкальное творчество» играет важнейшую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения и является необходимым звеном в неразрывной цепочке музыкальных образовательных учреждений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема: Основные подходы к выбору репертуара как базиса для развития музыкальной культуры ребенка.

Дисциплина:  02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумомСпециальность:44.02.01 Дошкольное образование.Курс: 3...

Технология формирования эстетического вкуса у студентов

Статья посвящена вопросам совершенствования методики преподавания  предмета  общеобразовательного цикла  История русской литературы.  Подробно рассматриваются критерии, методы и пр...

методические рекомендации "Ключевые принципы общего музыкального воспитания актёра-певца и воспитания народной манеры пения у ССЗ специальностей 51.02.01 театральное творчество и 52.02.04 актёрское искусство"

Музыкальное воспитание студентов актёров ирежиссёров совершенствуется в различных формах учебно-воспитательного процессаи предусматривает связь музыки как учебной дисциплины «Вокал» с друг...

Нравственно-патриотическое воспитание через устное народное творчество (фольклор) на уроках родной (тувинской) литературы - http://проф-обр.рф/blog/2025-01-23-2162

До появления тувинской письменности родители воспитаывали своих детей при помощи устного народного творчества (фольклора). Хотя родители были неграмотные, воспитание носило целенаправленный характер. ...

НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ КАК ФОРМА НЕ МАТЕРИАЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Традиция - важная составляющая народной жизни, обеспечивающая сохранение фольклора. Благодаря такому ее принципу, как преемственность (передача из поколения в поколение), такой вид народного твор...