Рабочая программа "Классичекий танец"
рабочая программа по теме

Жукова Елена Сергеевна

рабочая программа для хореографического отделения  ДШИ и ДМШ расчитана на 7-ми летний срок обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_klassike.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Классическому танцу принадлежит особая роль в развитии хореографического искусства. Основанный на строгом отборе и систематизации движений, классический танец, обладает высокой мерой условности, открывающей перед ним неисчерпаемые образно-содержательные возможности.

Школа классического танца – строгая, веками отшлифованная система движений, обеспечивающая гармоническое развитие двигательного аппарата человека.

Занятия классическим танцем – это целенаправленный труд, требующий предельной собранности, самоконтроля, дисциплины. Это процесс постоянного самосовершенствования, направленный к достижению красоты, отточенной правильности и выразительности движений. Овладение школой классического танца – это путь преодолений и открытий, по которому ученика ведет опытный наставник, специалист высокой классификации, владеющий теорией и методикой преподавания классического танца.

Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы профессиональных навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и направленности ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости, освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развитие музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.

Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин, базируется на освоении программы по предмету «Ритмика и танец» для подготовительных классов, в которую введено изучение первоначальных элементов классического танца.

Цели:

  • Гармоничное развитие личности учащихся;
  • Освоение искусства танца.

Задачи:

  • Развитие личности учащихся
  • формирование духовно-нравственных целей;
  • расширении кругозора;
  • формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;
  • активизация мышления, развитие творческого начала;
  • воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;
  • формирование навыков коллективного общения.
  • Социальная адаптация
  • укрепление здоровья;
  •  подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической сложности;
  • воспитание трудолюбия;
  • воспитание исполнительской культуры;
  • активизация интереса к классическому танцу;
  • овладение навыками музыкально-пластического интонирования;
  • совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных, исправление физических недостатков);
  • развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания формирование технических навыков.

Основные формы контроля.

В конце каждой четверти следует проводить контрольные уроки. Это поможет преподавателю отследить уровень успеваемости обучающихся.

Начиная со второго года обучения следует в конце года проводить экзамен в открытой форме. На него могут быть приглашены преподаватели, друзья и родители. Это подготовит обучающихся к концертной деятельности.

Программа «Классический танец» состоит из 2-х разделов:

  • Теоретические занятия.
  • Практические занятия.

Первый раздел – теоретический, дает общее представления о классическом танце, как искусстве, его истоках, о русской школе классического танца,….. А также знакомит с общими понятиями учебной дисциплины «Классический танец». Желательно осваивать этот материал в форме бесед, видеопросмотров, подготовки сообщений учащимися и т.д.

Второй раздел – практический, содержит изложение программных упражнений и их разновидностей в определенной последовательности. Он включает экзерсис у станка,  экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах.

     Предлагаемый курс рассчитан на 6 лет (с 2-го по 7-ой классы). По каждому году обучения разработаны программные требования, необходимые для определения конкретных учебных задач.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Групповые занятия – практические, систематические, целенаправленные занятия по изучению программного материала.
  • Индивидуальные занятия – последовательное изучение методики исполнения движений
  • Репетиционные занятия – работа с обучающимися по закреплению методики исполнения движения, комбинации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Количество часов

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

Раздел 1. Введение в дисциплину «Классический танец»

27

Итог по разделу:

27

Раздел 2. Практические занятия

Экзерсис у станка

71

72

58

58

58

67

Экзерсис на середине зала

26,5

40

30

30

30

37

Allegro

16,5

22

14

14

14

20

Итог по разделу:

114

124

80

80

80

124

Подготовка к экзамену

10

10

10

10

10

10

Всего

151

134

102

102

102

134

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Введение в дисциплину «Классический танец»

(темы, их краткое содержание)

Тема 1. Классический танец как исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографии

Истоки классического танца (бытовые, народные). Исторический процесс формирования классического танца. Эволюция развития классического танца как выразительного средства хореографического искусства. Систематизация танцевальных положений и движений. Стили, жанры и формы хореографического (балетного) искусства. Становление терминологии классического танца. Процесс формирования термина «классический танец». Возникновение и развитие техники классического танца. Русская школа классического танца. Общие и отличительные черты от западноевропейской балетной школы.

Классическое наследие балетного искусства как художественная непреходящая ценность. Сохранение и передача эстетических принципов, композиционных приемов, художественного языка и форм балетного искусства прошлых эпох. Современное состояние и тенденции развития классического танца.

Тема 2. Музыкальные формы и стили классической хореографии

Определение понятия «музыкальная форма». Многообразие вариантов трактовок музыкальных форм. Исторический процесс формирования музыкальных форм. Ранние формы старинной сюиты: алеманда, куранта, сарабанда, жига (XV–XVI вв.). Поздний период старинной сюиты: гавот, менуэт, ригодо чакона, пассакалья (XVI–XVII вв.) Музыкальные формы классической хореографии, утвердившиеся в XIX веке: вариации, pas de deux, pas de trios, pas de quatre, ансамбль.

Определение понятия «музыкальный стиль». Музыкальные стили классической хореографии. Музыкальный стиль классицизм (конец XVIII – начало XIX веков). Симфонизм балетной музыки в творчестве Л. Бетховена. Музыкальный стиль романтизм (XIX век). Симфонизм балетной музыки в творчестве композиторов эпохи романтизма – А. Адана, Л. Делиба и т.д. Роль П. Чайковского в развитии принципов симфонизма и конфликтной драматургии в балетной музыке. Традиции симфонизма балетной музыки в творчестве композитора А. Глазунова. Музыкальный стиль импрессионизм (начало XX века). Музыкальный стиль импрессионизм в творчестве композиторов: К. Дебюсси, Н. Черепнина, И. Стравинского и т.д. Музыкальный стиль неоклассицизм в творчестве зарубежных композиторов: Б. Барток, Ж. Сифера, П. Хиндемит и т.д. Современный музыкальный стиль. Характерные черты современного музыкального стиля – драматическая насыщенность, сложная современная музыкальная лексика, индивидуальная манера и т.д.

Тема 3. Система преподавания классического танца А. Я. Вагановой

Артистический путь А. Я. Вагановой как танцовщицы русской академической школы классического танца в Мариинском театре (1897–1916). Общая характеристика творческой деятельности А. Я. Вагановой (1879–1951). Общая характеристика балетмейстерской и педагогической деятельности. Учителя А. Я. Вагановой: А. Облаков, Л. Иванов, Е. Вазем, X. Иогансон, О. Преображенская и др.

А. Я  Ваганова – создатель научно-обоснованной системы классического танца. Утверждение творческих принципов мастеров русской школы классического танца, таких как X. Иогансон, Н. Легат и др. Первый отечественный учебник по методике преподавания классического танца – «Основы классического танца» (1934).

Ученики А. Я. Вагановой как продолжатели ее педагогических принципов: Ф. Балабина, Т. Вячеслова, Н. Дудинская, М. Семенова. Г. Уланова, И. Колпакова, А. Осипенко, О. Моисеева и др. Влияние научной деятельности А. Я. Вагановой на развитие отечественной и мировой балетной педагогики.

Тема 4. Методика изучения основных движений классического танца

Значение движений классического танца в процессе развития умений и навыков исполнительского мастерства в сфере бальной хореографии. Роль и значение постановки корпуса, ног, рук, головы в процессе освоения движений классического танца. Соподчиненность классической постановки корпуса развитию техники исполнения. Правила постановки корпуса. Позиции ног в классическом танце. Методика изучения позиций ног. Последовательность изучения позиций ног.

Руки как выразительное средство классического танца. Руки как важный технический элемент исполнительского искусства. Функции рук. Функции кисти (кистей) рук. Положения и приемы рук. Развитие выразительности рук – координации, пластичности, естественности и т.д. Методика постановки рук. Функции головы в технике и пластике движений классического танца. «Выразительность» взгляда как средство эмоциональности и образности в классическом танце. Логичность варьирования движений классического танца в упражнениях у станка. Технология изучения движений классического танца. Правила исполнения и методика изучения движений классического танца. Характерные ошибки и методы их исправления. Соразмерность длительности частей урока.

Схема пространственного расположения танцевального зала. Функции классического экзерсиса на середине зала. Положение корпуса, ног, рук, головы на середине зала. Определение положения en face, épaulement, croisé et effacé. Трансформация изучения последовательности движений классического танца у станка на середину зала. Вариативность последовательности движений классического танца на середине зала. Динамика развития движений классического танца на середине зала: en face, croisé, effacé, на plié, relevé, en tournant и т.д. Длительность учебной комбинации на середине зала от 8 до 16 тактов, музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4. Темп, характер музыкального материала по оформлению движений классического танца. Музыкальный материал – импровизация или музыкальная литература. Понятия: ритм, метр, темп, динамика, характер музыкального произведения.

Раздел 2. Практические занятия

Наименование

упражнений

Ритмический расклад упражнений

2

класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7

класс

Экзерсис у станка

1

Позиции ног

1,2,3,4,5

2

Постановка корпуса

4т  4/4

3

Позиции рук(в начале изучается на середине зала)

Подгот. полож.

1,2,3

4

Arrondi

4/4

5

Allonge

4/4

6

Demi plie

- в 1,2 позициях

- в 5 позиции

- в 4 позиции

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

4т  3/4

4т  3/4

4т  3/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

2т  3/4

2т  3/4

2т  3/4

7

Grand plie

- в 1,2,5 позициях

- в 4 позиции

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

8

Battement tendu (все направления)

- из 1 позиции

- из 5 позиции

В позах croisee et effacee

4т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

4т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

9

Battement tendu jete (все направления)

- из 1 позиции

- из 5 позиции

- в позах croisee et effacee

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

10

Battement tendu jete pique (все направления)

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

11

Battement frappe

- на 30*

- в позах croisee et effacee

2т  4/4

2т  2/4

2т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

12

Battement fondu (все направления)

- носком в пол

- на 45*

- double

- в позах croisee et effacee

2т 4/4

2т 4/4

4т  3/4

4т  3/4

1т  4/4

1т  4/4

2т  3/4

2т  3/4

2т  3/4

13

Battement releve lent (все направления)

- на 45*

- на 90*

- в позах croisee et effacee

4т  4/4

4т  4/4

4т  4/4

2т  4/4

4т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

14

Grand battement jete (все направления)

- из 1,5 позиций

- в позах croisee et efface

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

1/4

1/4

15

Battement developpe (все направления)

4т 4/4

2т 4/4

1т 4/4

16

Battement soutenu

2т 4/4

2т 4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

17

Battement doubles tendu

2т  4/4

18

Battement tendu jete pour le pied

2т  4/4

19

Battement tendu jete balancoir

2т  4/4

20

Grand battement jete balancoir

2т  4/4

21

Demi rond de jambe par terre

en dehors et en dedans

4т  4/4

2т  4/4

22

Rond de jambe par terre

en dehors et en dedans

8т  3/4

2т  4/4

4т  3/4

1т  4/4

2т  3/4

2т  3/4

23

Rond de jambe par terre на demi plie

en dehors et en dedans

2т  4/4

4т  3/4

1т  4/4

1т  4/4

2т  3/4

1т  3/4

24

Demi rond de jambe на 45*

 en dehors et

en dedans

1т  4/4

1т  4/4

2т  3/4

1т  3/4

25

Temps releve par terre (prep. для rond de jambe par terre)

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

4т  3/4

2т  3/4

2/4

26

Passé par terre

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

27

Pas releve

- в 1,2 позициях

- в 5 позиции

- в 4 позиции

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

1/4

1/4

1/4

28

Pas tombee на месте

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1/4

29

Passé retere

2т  4/4

30

Pas de bourree

1т  4/4

1т  4/4

2т  2/4

1т  2/4

31

Pas balance

1т 3/4

32

Sur le cou de pied

- обхватное

- условное

4т  4/4

4т  4/4

33

Перегибы корпуса

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

34

Attitude

2т  4/4

2т  4/4

35

Постановка стопы

1т  4/4

Экзерсис на середине зала

1

Поклон

4т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

2

Позиции рук:

- подгот. положение

- 1 позиция

- 3 позиция

- 2 позиция

2т  4/4

3

Основные положен.корпуса

en

face

Epaul.

croisee

Epaul.

effacee

4

Позы (носком в пол)

- 1 arabesque

- 2 arabesque

- 3 arabesque

- 4 arabesque

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

5

Port de bras:

- первое

- второе

- третье

- четвертое

4т  4/4

4т  4/4

4т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

4т  4/4

2т  4/4

4т  4/4

2т  4/4

6

Demi plie

- в 1,2 позициях

- в 5 позиции

- в 4 позиции

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

4т  3/4

4т  3/4

4т  3/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

2т  3/4

2т  3/4

2т  3/4

7

Grand plie

- в 1,2,5 позициях

- в 4 позиции

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

8

Battement tendu (все направления)

- из 1 позиции

- из 5 позиции

В позах croisee et effacee

4т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

4т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

9

Battement tendu jete (все направления)

- из 1 позиции

- из 5 позиции

- в позах croisee et effacee

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

10

Battement tendu jete pique (все направления)

2т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

11

Battement frappe

- на 30*

- в позах croisee et effacee

2т  4/4

2т  4/4

2т  2/4

2т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

12

Grand battement jete (все направления)

- из 1,5 позиций

- в позах croisee et efface

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

1/4

1/4

13

Battement doubles tendu

14

Demi rond de jambe par terre

en dehors et en dedans

4т  4/4

2т  4/4

15

Rond de jambe par terre

en dehors et en dedans

8т  3/4

2т  4/4

4т  3/4

1т  4/4

2т  3/4

16

Rond de jambe par terre на demi plie

en dehors et en dedans

2т  4/4

4т  3/4

1т  4/4

1т  4/4

17

Pas tombee на месте

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1/4

18

Pas de bourree

1т  4/4

1т  4/4

2т  2/4

1т  2/4

19

Pas balance

1т 3/4

Allegro

1

Temps leve sauté

- в 1,2 позициях

- в 5 позиции

- в 4 позиции

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

1/4

1/4

1/4

1/4

1/4

1/4

2

Pas echappe

- во 2 позицию

- в 4 позицию

- на одну ногу

2т  4/4

2т  4/4

2т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

1т  4/4

2т  2/4

2т  2/4

2т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

1т  2/4

3

Sissonne simple

2т  4/4

4

Changement de pied en face

2т  4/4

2т  2/4

1/4

1/4

Требования к учащимся по предмету «Классический танец»

1 год обучения

  • Знать теоретический раздел курса.
  • Освоить правильную постановку     корпуса, позиции ног, рук.
  • Владеть методикой исполнения основных движений экзерсиса у станка.
  • Укреплять физическую выносливость.
  • Развивать элементарные навыки координации движений, баллона.
  • Развивать хореографические навыки: высокий подъем, выворотность бедра, колена, стопы, вытянутость ног, гибкость корпуса, величину шага, высоту прыжка.
  • Владеть умением связывать движение с ритмом и темпом музыки.

Требования к учащимся по предмету «Классический танец»

2 год обучения

  • Владеть методикой исполнения основных движений экзерсиса у станка и их производных.
  • Владеть методикой исполнения  основных движений экзерсиса на середине зала.
  • Развивать силу мышц ног путем чередования движений на всей стопе и полупальцах.

Требования к учащимся по предмету «Классический танец»

3 год обучения

  • Освоить новую ритмическую основу исполнения упражнений, на

½ такта.

  • Освоить позы классического танца.
  • Продолжать развитие личных хореографических данных.
  • Развивать баллон, посредством освоения прыжков

       

      Требования к учащимся по предмету «Классический танец»

4 год обучения

  • Освоить новую ритмическую основу исполнения упражнений, «из-за такта»
  • Освоить технику исполнения движений с применением  поз
  • Совершенствовать координацию движений.
  • Развивать и укреплять устойчивость на середине зала, гибкости корпуса в переходах из одной позы в другую.

Требования к учащимся по предмету «Классический танец»

5 год обучения

  • Владеть методикой и техникой исполнения сложных движений.
  • Совершенствовать основные движения у станка и на середине зала.
  • Развивать индивидуальные хореографические качества и способности: музыкальность исполнения, пластичность рук и корпуса, высоту прыжка, устойчивость.

Требования к учащимся по предмету «Классический танец»

6 год обучения

  • Уметь анализировать исполнение, находить ошибки и устранять их.
  • Освоить структуру и содержание экзерсиса у станка.
  • Развивать артистичность и исполнительскую виртуозность  на основе классических вариаций и этюдов.
  • Владеть методикой исполнения сложных танцевальных комбинаций и композиций у станка и на середине зала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Базарова Н., В. Мей «Азбука классического танца». – Л.: Искусство, 1983.
  • Балет: Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1981.
  • Бахрушин Ю. А. «История русского балета». – М.: Просвещение, 1973.
  • Блок А. Д. «Классический танец». – М.:Искусство,1981.
  • Ваганова А. Я. «Основы классического танца». – Л.: Искусство, 1980.
  • Костровицкая В. «100 уроков классического танца». – Л.: Искусство, 1972.
  • Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца». – Л.: Искусство, 1976.
  • Тарасов Н. «Классический танец». – М.: Искусство, 1981.
  • Саломатина С. А. «Методика исполнения движений классического танца» учебно-методическое пособие для студентов – Старый Оскол 2010.
  •  Чеккетти Г. «Полный курс классического танца». – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  • Антропов Л. Методическое пособие по теории и методики преподавания     классического танца – Орел, 1999.
  •  Мессерер А. Уроки классического танца. – М., Искусство, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец"

Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец" расчитана на 7-ми летний срок обучения....

Рабочая программа "Русский танец"

программа расчитана на студентов...

Рабочая программа Современный танец

рабочая программа для хореографического отделения ДШИ и ДМШ...

примерная Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец"

рабочая программа предназначена для хореографических отделений ДШИ и ДМШ...

Рабочая программа "Спортивный бальный танец"

Спортивный бальный танец — это гармоничное развитие, всестороннее совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия. Отличительной особенностью спорт...

Рабочая программа "Народный танец"

Программа профессионального модуля ПМ.01. (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Педагогика дополнительного образования&r...

Рабочая программа "Народный танец"

Программа профессионального модуля ПМ.01. (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Педагогика дополнительного образования&r...