Рабочая программа "Народный танец"
методическая разработка

НИЛОВА Наталья Анатольевна

Программа профессионального модуля ПМ.01. (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Педагогика дополнительного образования» в области хореографии

Цели и задачи ПМ.01. Преподавание в области хореографии                                                                                                                                                                                                                                 требования к результатам освоения:

развитие профессиональных компетенций  педагогов дополнительного образования в вопросах педагогических систем в  условиях современных требований к качеству образования

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • формировать фигуру и осанку, устранять недостатки физического развития, укреплять здоровье;
  • формировать выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве ;
  •  воспитывать общую музыкальную культуру, развивать слух, темпо-метро-ритм, знание простых музыкальных форм, стиля и характера музыкального произведения;
  • развивать многообразие эмоциональных проявлений, гуманистических чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению ;
  • способствовать воспитанию гармонических качеств, корректировать эмоционально-психические расстройства, нарушение общения и межличностного взаимодействия, обладать важной компенсаторной арт-терапевтической функцией;
  • работать в коллективе, прогнозировать, планировать занятия и осуществлять просветительскую, художественно-творческую, музыкально-игровую, организационно-методическую деятельность в отделе хореографии учреждений культуры и досуга;
  • изучать, обобщать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт педагогов в области хореографии, вести уроки .
  • формировать личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, упорство и целеустремлённость;
  • развивать творческие способности детей (внимание, мышление, воображение, фантазию), способствовать активному познанию окружающей среды;
  • воспитывать коммуникативные способности детей, развивать чувство «локтя партнёра», группового коллективного «ансамблевого» действия;
  • пробудить интерес к изучению национальной хореографической культуры, воспитать уважение к национальным культурам других народов, осуществить хореографические постановки, соответствующие возрасту детей

 

В результате освоения ПМ.01 . Преподавание в области хореографии                                                                                                                                                                                                   обучающийся должен знать:

  • художественно-эстетические особенности родной русской танцевальной культуры, национальные фольклорные традиции – фундаментальные, преемственные, генетически проверенные на протяжении веков, оптимистические и жизнерадостные по своему образно-художественному строю, локальные задачи хореографических жанров: классический танец, народный, современный, ритмика, лексический багаж;   
  • методику подачи танцевального материала в системе связей «педагог-ученик» через образ, метафору, «предлагаемые обстоятельства», игру, сюжетность и драматургию через характеристические, стилевые, колористические особенности народной хореографии, через разнообразный спектр эмоций и актёрское перевоплощение;
  • методику и технологию постановки хореографического произведения для детей;
  • методику работы с детьми различных возрастных категорий, работы с одаренными детьми, детьми, имеющими особые образовательные потребности, девиантное поведение;
  • методику анализа передового опыта ведущих педагогов в области хореографии и постановщиков танцев и использование его в широкой практике.
  • Решать узкопрофессиональные задачи, развивая внимание, мышление, фантазию, активность и художественно-творческую способность детей путём специального подбора заданий упражнений, заставляющих думать, размышлять, анализировать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_tanets.docx108.33 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации по народному танцу

  « 20 » августа  2018 г.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01.  ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ

«Народный танец»


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности «Народный танец»,  входящей в состав укрупненной группы специальностей 440000 «Образование и педагогика» по направлению подготовки 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

Разработчик:

Нилова Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

54

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

63


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1.1. Область применения программы курсов повышения квалификации

Программа профессионального модуля ПМ.01. (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Педагогика дополнительного образования» в области хореографии

1.2. Цели и задачи ПМ.01. Преподавание в области хореографии                                                                                                                                                                                                                                 требования к результатам освоения:

развитие профессиональных компетенций  педагогов дополнительного образования в вопросах педагогических систем в  условиях современных требований к качеству образования

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • формировать фигуру и осанку, устранять недостатки физического развития, укреплять здоровье;
  • формировать выразительные движенческие навыки, умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве ;
  •  воспитывать общую музыкальную культуру, развивать слух, темпо-метро-ритм, знание простых музыкальных форм, стиля и характера музыкального произведения;
  • развивать многообразие эмоциональных проявлений, гуманистических чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению ;
  • способствовать воспитанию гармонических качеств, корректировать эмоционально-психические расстройства, нарушение общения и межличностного взаимодействия, обладать важной компенсаторной арт-терапевтической функцией;
  • работать в коллективе, прогнозировать, планировать занятия и осуществлять просветительскую, художественно-творческую, музыкально-игровую, организационно-методическую деятельность в отделе хореографии учреждений культуры и досуга;
  • изучать, обобщать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт педагогов в области хореографии, вести уроки .
  • формировать личностные качества: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, упорство и целеустремлённость;
  • развивать творческие способности детей (внимание, мышление, воображение, фантазию), способствовать активному познанию окружающей среды;
  • воспитывать коммуникативные способности детей, развивать чувство «локтя партнёра», группового коллективного «ансамблевого» действия;
  • пробудить интерес к изучению национальной хореографической культуры, воспитать уважение к национальным культурам других народов, осуществить хореографические постановки, соответствующие возрасту детей

В результате освоения ПМ.01. . Преподавание в области хореографии                                                                                                                                                                                                   обучающийся должен знать:

  • художественно-эстетические особенности родной русской танцевальной культуры, национальные фольклорные традиции – фундаментальные, преемственные, генетически проверенные на протяжении веков, оптимистические и жизнерадостные по своему образно-художественному строю, локальные задачи хореографических жанров: классический танец, народный, современный, ритмика, лексический багаж;    
  • методику подачи танцевального материала в системе связей «педагог-ученик» через образ, метафору, «предлагаемые обстоятельства», игру, сюжетность и драматургию через характеристические, стилевые, колористические особенности народной хореографии, через разнообразный спектр эмоций и актёрское перевоплощение;
  • методику и технологию постановки хореографического произведения для детей;
  • методику работы с детьми различных возрастных категорий, работы с одаренными детьми, детьми, имеющими особые образовательные потребности, девиантное поведение;
  • методику анализа передового опыта ведущих педагогов в области хореографии и постановщиков танцев и использование его в широкой практике.
  • Решать узкопрофессиональные задачи, развивая внимание, мышление, фантазию, активность и художественно-творческую способность детей путём специального подбора заданий упражнений, заставляющих думать, размышлять, анализировать, делать выводы

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы курсов профессионального модуля:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося -  72 часа, в том числе:
  • обязательной нагрузки обучающегося - 48 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - дополнительное образование детей в области хореографии в учреждениях дополнительного образования, образовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования за пределами их основных образовательных программ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Определять цели и задачи, планировать работу

ПК 1.2

Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3

Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК 1.4.

Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5.

Анализировать занятия.

ОК.1

понимать сущность и общую значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 7.

Организовывать и контролировать ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

.

 «Народный танец»

Изучение хореографического творчества народов России, ближнего и дальнего зарубежья; манера исполнения народного танца; изучение элементов народного танца у станка и на середине; сочинение танцевальных комбинаций и этюдов;  построение урока народного танца

2

Тема 1

  1. «Народный танец как средство выражения культуры народа»

Содержание

  1. Народный танец как средство выражения культуры народа
  2. Виды форм русского народного танца
  3. Хоровод
  4. Кадриль

3

Самостоятельная работа – ответить на вопросы:

  1. Особенности русского народного танца
  2. Разновидности хороводов и их особенности
  3. Кадрили и их виды

2

Тема 2

«Основы народного танца, методика преподавания»

Содержание

  1. Методика освоения дробей в народном танце
  2. Положение рук, основные позиции
  3. Методика освоения хлопушек в народном танце

Самостоятельная работа

«Экзерсис»

Содержание

Постановка корпуса, положение рук, ног в народном танце у станка, программа для первого, второго и третьего года обучения народному танцу в коллективе

1. Приседания

2.Подвижность стопы

3.Маленькие броски

4.Круговые движения ногой

5.Каблучные движения

6.Развороты ноги

7.Дробные выстукивания

8.Упражнения с ненапряженной стопой

9.Повороты работающей ноги

10Зигзаги

11.Раскрывание ноги на 90°

6

2

Практическая работа

Демонстрация знаний методики преподавания материала и разучивания движений с последующим усложнением за счет вариативности либо комбинирования

Самостоятельная работа

Составить комбинации у станка (на выбор) для любого возраста с учетом количества лет занятий в коллективе – 2, 3, 4 год обучения от простого к сложному

3

Тема 2

«Русский танец»

Содержание

  1. Характер и особенности танцевальной лексики в русском народном танце
  2. Развитие техники исполнения народного русского танца
  3. Манера исполнения движений русского танца
  4. Основные движения русского народного танца
  5. Методика построения урока народного танца

7.Методика обучения народному танцу

8. Разучивание основных движений и танцевальных этюдов русского народного танца:

9. Танцевальные шаги

10.Дробные движения

11. Присядки

12. Мужские трюки

13. Хлопушки

14. Женская лексика

15. Верчение

16. Хороводы

17. Кадрили

20

Практические занятия

1.Методика ведения занятий по народному танцу

2.Танцевальные комбинации

3.Лирический этюд

4.Плясовой этюд

5.Кадриль

6.Перепляс

7.Методика преподавания русского народного танца для детей дошкольного, младшего школьного возраста

8.Методика преподавания русского народного танца для детей старшего школьного возраста

10

Самостоятельная работа

Сочинений танцевальной комбинации у станка (по выбору студента)

Сочинение танцевальных комбинаций для мальчиков и девочек

Сочинение танцевальных этюдов

10

Тема 3

«Белорусский танец»

Содержание

Характер и особенности танцевальной лексики в белорусском народном танце

Развитие техники исполнения народного белорусского танца

Манера исполнения движений белорусского танца

Основные движения белорусского народного танца

Методика построения урока народного танца

Методика обучения народному танцу

 Основные движения белорусского народного танца

Основные рисунки и положение рук в белорусском танце

Методика обучения детей белорусскому народному танцу

Разучивание основных движений и танцевальных этюдов белорусского народного танца:

Основной ход танца «Лявониха»

Основной ход танца «Бульба»

Подбивка

Притопы в три удара

Подскоки с переступанием

Основной ход танца «Кружачок»

Полька с вращением, полька с поворотом

Присядки

Работа над исполнительским мастерством

6

2

Практические занятия

Методика ведения занятий по народному танцу

Танцевальные комбинации

Лирический этюд

2

Самостоятельная работа

Работа с книгой Т.Ткаченко Народный танец»

Сочинить комбинацию у станка в характере белорусского танца

Сочинение танцевального этюда

5

Тема 03.04

«Украинский танец»

Содержание

Характер и особенности танцевальной лексики в украинском народном танце

Развитие техники исполнения народного танца

Манера исполнения движений украинского танца

Основные движения украинского народного танца

Методика построения урока народного танца

Методика обучения народному танцу

 Основные движения украинского народного танца

Основные рисунки и положение рук в украинском танце

Методика обучения детей украинскому народному танцу

 Основные движения украинского народного танца

Расположение танцующих и положение рук в танце

Изучение методики разучивания танцевальных движений

Ходы и движения на месте

Бегунец

Тынок

Дорожка

Плетёна

Притопы

«Выхилясник»

«Упадание»

«Голубцы»

Присядки, разножки

Работа над исполнительским мастерством

6

2

Практические занятия

Методика ведения занятий по народному танцу

Танцевальные комбинации

Лирический этюд

Мужской этюд

Гопак

2

Самостоятельная работа

Работа с книгой Т.Ткаченко Народный танец»

Сочинить комбинацию у станка в характере украинского танца

Сочинение танцевального этюда

5

Тема 03.05

«Молдавский танец»

Содержание

Характер и особенности танцевальной лексики в молдавском народном танце

Развитие техники исполнения народного танца

Манера исполнения движений молдавского танца

Основные движения молдавского народного танца

Методика построения урока народного танца

Методика обучения народному танцу

 Основные движения молдавского народного танца

Основные рисунки и положение рук в молдавском танце

Методика обучения детей молдавскому народному танцу 

Расположение танцующих и положение рук в танце 

Работа над исполнительским мастерством

Лёгкий бег

Шаги с подскоками

Бег с одной ноги

Боковой ход

Перескоки

Переплетающиеся дорожки

Основные движения танца «Молдавеняска»

Шаг с каблука на встречу друг с другом с переменой мест

6

2

Практические занятия

Методика ведения занятий по народному танцу

Танцевальные комбинации

Лирический этюд - Хора

Мужской этюд

Жок (этюд)

2

Самостоятельная работа

Работа с книгой Т.Ткаченко Народный танец»

Сочинить комбинацию у станка в характере молдавского танца

Сочинение танцевального этюда

Просмотр программы государственного ансамбля танца «Жок»

5

Тема 03.06

«Татарский танец»

Содержание

Характер и особенности танцевальной лексики в татарском народном танце

Развитие техники исполнения народного танца

Манера исполнения движений татарского танца

Основные движения татарского народного танца

Методика построения урока народного танца

Методика обучения народному танцу

 Основные движения татарского народного танца

Основные рисунки и положение рук татарском танце

Методика обучения детей татарскому народному танцу

 Основные движения татарского народного танца

Расположение танцующих и положение рук в танце

Движения рук в мужском танце

Движения рук в женском танце

Корпус, плечи, голова

«Брма»

Скользящий женский ход

Ход назад в три удара (трилистник)

Боковой ход (татарский голубец)

Дробный ход

Гасма татарская

Гармошка

Присядки с разворотом бедра

Прыжки

Соскоки с двух ног по 2 позиции на одну

Комбинированные движения

Этюды

Работа над исполнительским мастерством

 

6

2

Практические занятия

Методика ведения занятий по народному танцу

Танцевальные комбинации

Парный танцевальный этюд

Мужской этюд

Женский этюд

2

Самостоятельная работа

Работа с книгой Т.Ткаченко Народный танец»,Гай Тагиров «Татарский народный танец», Г.Я. Власов «Танцы народов Поволжья»

Сочинить комбинацию у станка в характере татарского танца

Сочинение танцевального этюда

Постановка этюда на пройденном материале.

5

Тема 03.07

«Финский танец»

3курс 2 сем. (36час)

Содержание

Характер и особенности танцевальной лексики в финском народном танце

Развитие техники исполнения народного танца

Манера исполнения движений финского танца

Основные движения финского народного танца

Методика построения урока народного танца

Методика обучения народному танцу

 Основные движения финского народного танца

Основные рисунки и положение рук в финском танце

Методика обучения детей финскому народному танцу

 Особенности финской польки

Расположение танцующих и положение рук в танце

Движения рук в мужском танце

Движения рук в женском танце

Корпус, плечи, голова

Савонлинская полька

7

Практические занятия

Методика ведения занятий по народному танцу

Танцевальные комбинации

Парный танцевальный этюд

Вальс

Кадриль

2

Самостоятельная работа

Сочинить комбинацию у станка в характере финского танца

Сочинение танцевального этюда

Постановка этюда на пройденном материале.

5

Тема 03.08

«Цыганский танец»

Содержание

Характер и особенности танцевальной лексики в цыганском народном танце

Развитие техники исполнения народного танца

Манера исполнения движений цыганского танца

Методика построения урока народного танца

Методика обучения народному танцу

 Основные движения цыганского народного танца

Основные рисунки и положение рук цыганском танце

Методика обучения детей цыганскому народному танцу

 Основные движения цыганского народного танца

Расположение танцующих и положение рук в танце 

Расположение танцующих и положение рук в танце

Основные движения цыганского народного танца

Расположение танцующих и положение рук в танце

Ходы мужские, женские

Движения кисти, движения рук

Средний батман

Шаркающие движения

Работа с юбкой

Движения корпуса, плеч

Вращения

Хлопушки мужские

Дроби

Чечетка

Перегибы корпуса

Прыжки

Дорожки

Работа над исполнительским мастерством

7

2

Практические занятия

Работа над исполнительским мастерством

Методика ведения занятий по народному танцу

Танцевальные комбинации

Парный танцевальный этюд

Женский этюд

2

Самостоятельная работа

Сочинить комбинацию у станка в характере цыганского танца

Сочинение танцевального этюда

Постановка этюда на пройденном материале.

 Конспект по методике преподавания народного танца - экзерсис

5

Тема 03.09

«Венгерский танец»

Содержание

Характер и особенности танцевальной лексики в венгерском народном танце

Развитие техники исполнения народного танца

Манера исполнения движений венгерского танца

Основные движения венгерского народного танца

Методика построения урока народного танца

Методика обучения народному танцу 

Основные рисунки и положение рук в венгерском  танце

Методика обучения детей в  венгерском народному танцу 

Расположение танцующих и положение рук в танце 

Расположение танцующих и положение рук в танце

Характерные особенности венгерского танца, исполнительская манера

Основные движения, рисунки в танцах Венгрии

Народный тринаж

Чардаш

Перекрёстный ход

Ход с каблука

Ключи

Комбинированные движения

Перескоки через ногу

Вращения

Переходы девушки и юноши из стороны в сторону

Винтообразные повороты

Парный чардаш

Мужской танец

Па де буре

Отскоки в сторону

Хлопки и хлопушки

Работа над исполнительским мастерством

7

2

Практические занятия

Методика ведения занятий по народному танцу

Танцевальные комбинации

Парный танцевальный этюд (Чардаш)

Женский этюд

Мужской этюд (Понтазоо)

2

Самостоятельная работа

Постановка этюда на пройденном материале. Конспект

5

Тема 03.10

«Польский танец»

Содержание 

Характер и особенности танцевальной лексики в польском народном танце

Развитие техники исполнения народного танца

Манера исполнения движений польского танца

Основные движения польского народного танца

Методика построения урока народного танца

Методика обучения народному танцу 

Основные рисунки и положение рук в польском  танце

Методика обучения детей   польскому народному танцу 

Расположение танцующих и положение рук в танце 

Характерные особенности польского танца, исполнительская манера

Основные движения, рисунки в танцах Польши

Особенности манеры исполнения, характера в польском танце

Основные движения польского народного танца

Расположение танцующих и положение рук в танце

Парный ход по кругу

Парный ход по кругу с опускание юноши на колено

Подъём и перенос девушек

Шен по кругу с двумя «голубцами»

Повороты в парах на четверть круга

Женский ход

7

Практические занятия

Работа над техникой исполнения танцевальных движений и этюдов

Мазур

Краковяк

Куявек

Обэрэк

2

2

Самостоятельная работа

Сочинить комбинацию у станка в характере польского танца

Сочинение танцевального этюда

Постановка этюда на пройденном материале.

 Конспект по методике преподавания народного танца - экзерсис

5

Тема 03.11

«Методика постановки корпуса»

4курс 1 сем. (15час)

Содержание

 Методика постановки корпуса в различных видах приседаний, методика выполнения данных упражнений

Составление танцевальных комбинаций у станка с различными видами приседаний  в характерах разных национальностей

Методика постановки корпуса в различных видах работы голеностопа, методика выполнения данных упражнений

Составление танцевальных комбинаций у станка с различными видами battement tendu  в характерах разных национальностей

2

Практические занятия

Методика составления комбинаций у станка и на середине.

Танцевальный этюд в характере русского, украинского танца,  

1

Самостоятельная работа

Сочинить и записать комбинацию, где основным движением является plie, battement tendu  

1

Тема 03.12

«Формирование знаний и умений в преподавании народного танца»

Содержание 

Методика постановки корпуса в различных видах броска ноги, методика выполнения данных упражнений

Составление танцевальных комбинаций у станка с различными видами battement jete  в характерах разных национальностей

Методика постановки корпуса в различных видах разворота бедра и стопы, методика выполнения данных упражнений

Составление танцевальных комбинаций у станка с различными видами разворота бедра и стопы в характерах разных национальностей  и battement jete  

2

Практические занятия

Методика составления комбинаций у станка и на середине.

Танцевальный этюд в характере  белорусского, татарского танца,  

1

Самостоятельная работа

Сочинить и записать комбинацию, где основным движением являются различные виды разворота бедра и стопы и

2

Тема 03.13

«Формирование знаний и умений в преподавании народного танца»

Содержание 

Методика постановки корпуса в различных видах поднимания и броска ноги, методика выполнения данных упражнений

Составление танцевальных комбинаций у станка с различными видами battement jete, develope  в характерах разных национальностей

3

Практические занятия

Методика составления комбинаций у станка и на середине.

 Танцевальный этюд в характере венгерского танца

1

Самостоятельная работа

 Сочинить и записать комбинацию, где основным движением является

battement jete, develope  

2

Тема 03.14

«Демонстрация знаний и умений в преподавании народного танца»

Экзамен

-  Методика ведения занятий по народному танцу (ответ по билетам)

- Составление танцевальных комбинаций у станка в характерах разных национальностей

3

Экзамен -  Практические занятия

Тренаж у станка. Танцевальные этюды разных национальностей в характере народного танца

2

Самостоятельная работа

 Представление конспектов по методике народного танца

2

  1. Русский танец

     Танец – это душа народа, воплощенная в движении человеческого тела, олицетворявшая мысли и чаяния исполнителя. Он тесно связан с жизнью народа, где ярко выражаются чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

В народной  хореографии глубоко эмоционально, художественно, специфически раскрываются быт, эстетический вкусы и идеалы, традиции народа через пластику, лексику, композиционное построение танца, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом..

      Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований.

     Создаваясь на протяжении многих столетий, русский народный танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа. Он всегда имел ярко выраженную тему и идею – он всегда содержателен. Существующая в танце драматургия говорит о наличии образа, сюжета, они могут быть обобщенными или конкретными выраженными в пластике и в рисунке танца. Танцевальный образ может восприниматься непосредственно, так и путём ассоциаций

        Русский народ создавал изумительные по красоте  и рисунку и своеобразные по содержанию танцы. Красочные хороводы, мудреные кадрили, виртуозные пляски солистов, лихие переплясы, целомудренные лирические парные пляски говорят о богатстве и многообразии русского народного танца.

       Разнообразные хороводы, пляски, кадрили,  создаваемые безымянными творцами,  при всей их,  казалось бы «похожести» в каждой области, в каждой местности отличались стилистическими особенностями исполнения, композиционными приёмами.

       В дни летних и зимних праздников или просто гуляний народ собирался в своих излюбленных местах, водили хороводы, плясали, играли в различные игры, пели песни. Традиции этих гуляний складывались издавна и уходят в глубокую старину. Места для гуляний выбирались красивые, живописные и как правило долгое время не менялись.

       Для танцев было характерно обязательное смысловое наполнение. Каждая фигура танца имела свое значение, символизирующее определенное действие, событие. Общий рисунок танца народ черпал из окружающей природы, в «золотом» узоре танца «просвечивают» силуэты листьев, цветов, птиц, животных. Они передавали поэтическое видение красоты родной земли своими танцами, вызывали в воображении солнечный образ цветения природы, краски осени, красоту зелёного луга,

гроздья поспевающей калины, трава, склоняющаяся под ветром, приятное дуновение воздуха. качающиеся берёзки, колосья пшеницы, листочки льна, летящие птицы - возникает плавная танцевальная форма - хоровод.

3.Виды форм русского народного танца

Виды хоровода

Орнаментальные

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.

Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности - «завивание капустки», «заплетение плетня».

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.

Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа.

В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц.

В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название. Например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Рисунок танца - это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.

Виды плясок

Одиночная

Бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д. 

Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал.

Парная

Ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу.

Перепляс

Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню.

Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны, несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.

Массовый пляс

В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах - один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача - не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко.

Групповая пляска

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация.

Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Она всегда имеет точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки. Групповая пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на сцене.

Виды кадрили

Квадратная

Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест-накрест. Квадратные кадрили пляшут по всей России.

Основные построения и переходы пар:

а) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;

б) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и меняются местами;

в) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и образуют кружок, после поворота по кругу пары расходятся обратно на места или же меняются местами;

г) две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.

Линейная

Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.

Линейным кадрилям присущи свои построения и переходы пар:

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;

б) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять из парней, тогда девушки находятся в линиях;

в) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «воротиками» другой.

Для этих кадрилей характерно уважительное отношение парней к девушкам.

Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечетное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя.

В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно:

а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнеров;

б) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;

в) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звездочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;

г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; исполнители совершают обход со своими партнершами правым или левым плечом вперед.

Существует также ряд других переходов. Круговая кадриль исполняется простым, шаркающим и переменным шагом.

Тема №1

Этюд хороводный

Круг

круг в круге

Шен в кружках

Кружение

в парах

змейка горизонтальная

воротики: вторая линия движется вперёд, первая - назад

Столбы

круги меняются

местами

восьмёркой

улитка

танцевальная комбинация, шеен, уход

Кадриль «Светит месяц»

Это круговая кадриль бытовала на русском севере, состоит из шести фигур, каждая фигура объявляется отдельно и звучит музыкальное вступление, как правило гармошечные наигрыши, муз.разм. 2/4

1 – 4 такты

Фигура перва «Светит месяц»

Исполнители парами встают по линии круга против часовой стрелки

Пары исполняют 8  «шаркающих» шагов против часовой стрелки

1 - 2

3 – 4

5 -

6 -  

7 - 8

На сильную долю первого такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши перед собой

На сильную долю второго такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши за спиной

Хлопок правыми руками друг с другом

Хлопок левыми руками друг с другом

Два хлопка в ладоши перед собой друг с другом

1 – 4 такты

Движение повторяются по часовой стрелке

1 - 2

3 – 4

5 -

6 -  

7 - 8

На сильную долю первого такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши перед собой

На сильную долю второго такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши за спиной

Хлопок правыми руками друг с другом

Хлопок левыми руками друг с другом

Два хлопка в ладоши перед собой друг с другом

1 – 4 такты

Фигура втора – «Лариска»

Кружение в парах, взявшись под правый локоть (под крендель)

1 - 2

3 – 4

5 -

6 -  

7 - 8

На сильную долю первого такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши перед собой

На сильную долю второго такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши за спиной

Касание подушечкой правого указательного пальца друг с другом

Касание подушечкой левого указательного пальца друг с другом

Два касания подушечкой указательных пальцев перед собой друг с другом

1 – 4 такты

Кружение в парах, взявшись под левый локоть (под крендель)

1 - 2

3 – 4

5 -

6 -  

7 - 8

На сильную долю первого такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши перед собой

На сильную долю второго такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши за спиной

Касание подушечкой правого указательного пальца друг с другом

Касание подушечкой левого указательного пальца друг с другом

Два касания подушечкой указательных пальцев перед собой друг с другом

1 –

2 –

3 – и – 4

1 –

2 –

3 – и – 4

1 – 4

1 –

2 –

3 – и - 4

Фигура треть –тя – «Казачок»

Пары встают по линии круга, мальчик правой рукой держит правую руку девочки на уровне диафрагмы (1 позиция рук), левой рукой – левую руку девочки на уровне 3 позиции рук, над головой девочки

Правую ногу исполнители ставят на носок

Правую ногу исполнители ставят на каблук

Тройной притоп

левую ногу исполнители ставят на носок

левую ногу исполнители ставят на каблук

Тройной притоп

4 шага по линии круга

Продолжая движение по кругу, девочка кружится у мальчика под рукой

Фигура исполняется два раза

1 – и – 2

3 – и – 4

5 – 6 – 7 - 8

Фигура четвёрта -  «Топотуха»

Пары встают друг против друга, мальчики внутри круга, девочки – внешний круг

Мальчики исполняют тройной притоп

Девочки исполняют тройной притоп

Мальчики и Девочки меняются местами делая 4 шага

1 - 2

3 – 4

5 -

6 -  

7 – 8

1 – и – 2

3 – и – 4

5 – 6 – 7 - 8

На сильную долю первого такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши перед собой

На сильную долю второго такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши за спиной

Касание подушечкой правого большого пальца друг с другом

Касание подушечкой левого большого пальца друг с другом

Два касания подушечкой больших  пальцев перед собой друг с другом

Мальчики исполняют тройной притоп

Девочки исполняют тройной притоп

Мальчики и Девочки меняются местами делая 4 шага, возвращаясь на исходную позицию

1 - 2

3 – 4

5 -

6 -  

7 – 8

На сильную долю первого такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши перед собой

На сильную долю второго такта девочки и мальчики делают хлопок в ладоши за спиной

Касание подушечкой правого большого пальца друг с другом

Касание подушечкой левого большого пальца друг с другом

Два касания подушечкой больших  пальцев перед собой друг с другом

1 – 8

1 – 8

Фигура пята – «Прощальная»

Исполнители встают парами по линии круга против часовой стрелки. Мальчик правой рукой держит девочку за талию, а левой – правую руку девочки, у девочки левая рука на правом плече мальчика.

Пары идут по кругу, на последнюю четверть восьмого такта пары останавливаются

1 –

2 – 4

1 – 4

1 – 4

1 – 4

Мальчик исполняет притоп правой ногой

Пауза

Мальчик и девочка наклоном головы благодарят друг друга за танец

Мальчик и девочка, делая 4 шага вправо,  меняют партнёров

Мальчик приглашает другую девочку на танец

Далее кадриль исполняется сначала

Тема 2

  1. Методика освоения дробей в народном танце

При исполнении дробных движений необходимо учитывать четкое выражение ритмического  рисунка исполняемой дроби, а для этого колени не должны быть натянутыми, должны быть «мягкими» в лёгком, едва обозначемом приседании. При ударе стопы об пол следите, что бы стопа « не прилипала к полу», а поднималась к щиколотке, либо четко «припечатано» опускалась на пол при переносе тяжести корпуса на ногу.

Первое подготовительное движение:

Исх.пол. – Корпус подтянут, руки на талии (четыре пальца впереди, один – сзади), ноги в шестой позиции (или в 1 параллельной)

Муз.разм. 2/4

Притопы правой, затем левой ногой

И – приподнять правую ногу к щиколотке левой

1  - Притоп правой ногой, приподнять левую ногу к щиколотке правой, перенос тяжести корпуса на правую ногу

И – пауза

2 -  Притоп левой ногой, приподнять правую ногу к щиколотке левой, перенос тяжести корпуса на левую ногу

 Второе подготовительное движение:

Исх.пол. – Корпус подтянут, руки на талии (четыре пальца впереди, один – сзади), ноги в шестой позиции (или в 1 параллельной)

Муз.разм. 2/4

Притопы правой, затем левой ногой

И – приподнять правую ногу к щиколотке левой, тяжесть корпуса на левой ноге

1  - Притоп правой ногой, сразу не прилипая к полу, стопа правой ноги приподнимается  к щиколотке левой,

И  –2 – и – 3 – и – 4 -  пауза

Четыре раза движение исполнить правой ногой, затем левой. По мере освоения движение исполняется на сильную долю (на -1, и на -3), на слабую долю (на – 2, и на – 4), на каждую четверть, на каждую восьмую

Третье подготовительное движение:

Исполнитель делает по два притопа правой, а затем левой ногой. Последовательность усложнения такая же как и в изучении предыдущего движения.

Исполнение усложняется тремя притопами правой ногой, затем левой, ритмическое, темповое усложнение лучше делать в предложенном порядке

Дробное движение с перескоком с одной ноги на другую

 

Если в первом подготовительном движении мы меняли ногу в перешагивании, , то в этом случае нужно перескочить с одной ноги на другую

И – приподнять правую ногу к щиколотке левой

1  - перескочить на правую ногу, приподнять левую ногу к щиколотке правой, перенос тяжести корпуса на правую ногу

И – притоп левой ногой, сразу не прилипая к полу, стопа левой ноги приподнимается  к щиколотке правой

2 -  перескочить на левую ногу, приподнять правую ногу к щиколотке левой, перенос тяжести корпуса на левую ногу

И - притоп правой ногой, сразу не прилипая к полу, стопа правой ноги приподнимается  к щиколотке правой

Дробное движение с переступанием и с перескоком с одной ноги на другую

Содержание

  1. Характер и особенности танцевальной лексики в русском народном танце
  2. Развитие техники исполнения народного русского танца
  3. Манера исполнения движений русского танца
  4. Основные движения русского народного танца
  5. Методика построения урока народного танца

7.Методика обучения народному танцу

8. Разучивание основных движений и танцевальных этюдов русского народного танца:

9. Танцевальные шаги

10.Дробные движения

11. Присядки

12. Мужские трюки

13. Хлопушки

14. Женская лексика

15. Верчение

16. Хороводы

17. Кадрили

Практические занятия

1.Методика ведения занятий по народному танцу

2.Танцевальные комбинации

3.Лирический этюд

4.Плясовой этюд

5.Кадриль

6.Перепляс

7.Методика преподавания русского народного танца для детей дошкольного, младшего школьного возраста

8.Методика преподавания русского народного танца для детей старшего школьного возраста

Самостоятельная работа

Сочинений танцевальной комбинации у станка (по выбору студента)

Сочинение танцевальных комбинаций для мальчиков и девочек

Сочинение танцевальных этюдов

5.2. Тема 2. «Русский танец»

5.2.1. Практическая работа № 2

Отработка технологии методики освоения и исполнительского мастерства программных движений:

  • Танцевальные шаги
  • Дробные движения
  • Верёвочки, моталочки, ковырялочки

5.2.2.Практическая работа №3 

Отработка технологии методики освоения и исполнительского мастерства программных движений в импровизировании и комбинировании:

  • Танцевальные шаги
  • Дробные движения
  • Верёвочки, моталочки, ковырялочки

5.2.3.Практическая работа №4

Отработка технологии методики освоения и исполнительского мастерства программных движений:

  • Присядки
  • Мужские трюки
  • Хлопушки

5.2.4.Практическая работа №5

Отработка технологии методики освоения и исполнительского мастерства программных движений:

  • Вращения
  • Хороводные этюды

5.2.5.Практическая работа №6 

Сочинение и практический показ этюдов в жанре русского народного танца, отработка исполнительского мастерства

  1. Мужской этюд
  2. Плясовые женские этюды
  3. Массовый плясовой этюд

5.2.5.Практическая работа №7

Сочинение и практический показ этюдов в жанре русского народного танца, отработка исполнительского мастерства

  1. Локальный хоровод
  2. Лирический этюд

5.2.4. Время на выполнение: 7 часов

5.2.5. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У 2. Сочинить комбинацию в жанре народного танца, сюжетную игру и  сюжетную танцевальную композицию

Логика, смысл, знание основных методических приемов и структурных элементов занятия по народному танцу

«5»

«4»

«3»

«2»

У 3. Методически объяснить и технически грамотно показать танцевальные движения в развитии. Демонстрировать владение профессиональной деятельностью

Логика, смысл, четкий и ясный ответ. Грамотность в использовании методических приемов

«5»

«4»

«3»

«2»

З 2. Знать характерные особенности композиционного решения при сочинении танцевальных комбинаций

Аргументированность выбора цели, методов и приёмов педагогической работы

«5»

«4»

«3»

«2»

З 3. Методику разучивания танцевальных движений, методику совершенствования исполнительского мастерства

 Активность, точность, грамотность при показе, сохранение национального колорита.

«5»

«4»

«3»

«2»

От движения к комбинации:

  1. В чистом виде
  2. Вариативность
  3. Импровизация (игра корпусом, использование предмета, игра платочком, ритмический рисунок)
  4. Комбинирование

Принципы  построения комбинации

  1. По принципу – от простого к сложному, от сложного к простому
  2. Ракоход – комбинация в обратном порядке, противоположное движение относительно комбинации в чистом виде
  3. Зеркально – при исполнении в паре, либо первое исполнение в чистом виде и в обратном порядке
  4. Механическая – пластическое усложнение

Можно применить в этюдах,  в сочинении танцевального номера

Музыка и танец – «сестра и брат», они живут общими законами, но, если танец живёт во времени и пространстве, то музыка только во времени. Синтез движения и музыки и есть танец.  «Балет – это та же симфония» писал П.И. Чайковский. Язык – это средство по которому складывается речь – монолог, диалог, кордебалет, массовый танец, а вот речь это пластика, движения, с помощью которых раскрывается тема, идея танца

 Мы подошли к рисунку. Рисунок – это перемещения танцующих по сценической площадке  Без геометрических фигур нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадрат, треугольники, спираль.

 Наполнить по рисунку дуэтный номер. В каждом рисунке 16 тактов, муз. размер 2/4, всего 128 тактов – русский танец для девушки и юноши

О ракурсе

В народных танцах,  в классических балетах, эстрадных танцах мы часто видим как исполнители то стремительно летят, то плывут к нам лицом, то поворачиваются в профиль, и мы видим их сбоку, то вдруг становятся спиной. Ракурс – это точка зрения из центра зрительного зала на танцующего или на танцующих: анфас, круазе, эфасе, 1-ый арабеск, 2-ой, 3-ий, 4-ый – это всё ракурсы

В хорошо разработанном рисунке ни одна часть не может быть удалена и ни что не может быть добавлено. Не должно нарушатся художественное качество. Рисунок танца выражает мысль и характер, который заложен в номере, он должен быть выразительным, раскрывать образ, характер, настроение. Он должен развиваться логично, тесно связан с танцевальной лексикой.

Различались спокойно-статичное горизонтальное, возвышенно-вертикальное, возбуждающе-динамичное диагональное построения.

Логика развития рисунка развивается от простого к сложному и предусматривает связь с предыдущим рисунком и последующим. Рисунок не должен надоесть, это относится к движениям и к комбинациям. Основных рисунков – три: круг, шеренга и колонна.

Круг

 

Круг в кругу

Два, три, несколько

кругов

Круг, образующийся парами, тройками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец"

Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец" расчитана на 7-ми летний срок обучения....

Рабочая программа "Русский танец"

программа расчитана на студентов...

Рабочая программа "Классичекий танец"

рабочая программа для хореографического отделения  ДШИ и ДМШ расчитана на 7-ми летний срок обучения...

Рабочая программа Современный танец

рабочая программа для хореографического отделения ДШИ и ДМШ...

примерная Рабочая программа "Историко-бытовой и современный бальный танец"

рабочая программа предназначена для хореографических отделений ДШИ и ДМШ...

Рабочая программа "Спортивный бальный танец"

Спортивный бальный танец — это гармоничное развитие, всестороннее совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия. Отличительной особенностью спорт...

Рабочая программа "Народный танец"

Программа профессионального модуля ПМ.01. (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Педагогика дополнительного образования&r...