РАЗВИТИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ФОРТЕПИАНО
методическая разработка на тему

Огнева Наталия Николаевна

 

Музыкальное обучение состоит из нескольких аспектов - развитие слуха, памяти, постановки рук и, конечно, развитие чувства метроритма. Развитие метро- ритма у обучающихся – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики  и в то же время,  одна из наиболее сложных. Музыкально – ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, его ощущение обучающимися – это основа музыкальности.  Неразвивающихся способностей в природе не существует, поэтому чувство метроритма развиваемо благодаря комплексному музыкальному развитию. Другой вопрос - в какой степени оно может быть произвольно воспитуемо, каковы в данном случае пределы эффективности практической действенности соответствующего педагогического вмешательства. Все зависит от восприимчивости каждого обучающегося, от его эмоциональной отзывчивости. Как известно, обучающийся осознает, постигает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, начиная со слушания ее. Но особенно интенсивно, углубленно он проникает в смысл музыкальной речи в процессе собственного исполнения. Именно в ходе исполнительской деятельности проявляется ощущение ритмической жизни музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕТРОРИТМИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ФОРТЕПИАНО

Выполнила преподаватель ССПК Огнева Н.Н.

Музыкальное обучение состоит из нескольких аспектов - развитие слуха, памяти, постановки рук и, конечно, развитие чувства метроритма. Развитие метро- ритма у обучающихся – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики  и в то же время,  одна из наиболее сложных. Музыкально – ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, его ощущение обучающимися – это основа музыкальности.  Неразвивающихся способностей в природе не существует, поэтому чувство метроритма развиваемо благодаря комплексному музыкальному развитию. Другой вопрос - в какой степени оно может быть произвольно воспитуемо, каковы в данном случае пределы эффективности практической действенности соответствующего педагогического вмешательства. Все зависит от восприимчивости каждого обучающегося, от его эмоциональной отзывчивости. Как известно, обучающийся осознает, постигает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, начиная со слушания ее. Но особенно интенсивно, углубленно он проникает в смысл музыкальной речи в процессе собственного исполнения. Именно в ходе исполнительской деятельности проявляется ощущение ритмической жизни музыки.

На начальном этапе развития метроритмических ощущений обучающийся должен знать понятие «метроритм» и его значение. Значение греческого слова «ритм» - соизмеримость, размеренность - в музыке приобретает смысл чередования сильных и слабых долей, длинных и коротких длительностей. Как и в речи – ударные и безударные слоги – в музыке – сильные и слабые доли. Ощущение двухдольности и трехдольности называют метроритмом. Если ритм -  это чередование одинаковых или различных по длине звуков и пауз, то метр – это регулятор акцентов, измеритель долей времени. Ритм разнообразен, прерывист. В музыкальном организме метр подобен биению сердца, а ритм – движениям частей тела. Истоки зарождения и развития ритма мы находим в глубокой древности. Ритмичность присуща самой природе, где все процессы имеют определенную цикличность. Любой процесс движения и развития связан с ритмом: ритмична смена времен года, ритмична работа человеческого организма и т. д., но есть ритмы, созданные человеком. На заре человеческой цивилизации древние люди использовали ритм и звук как систему сигналов. К примеру, сигнал, предупреждающий сородичей об опасности. В дальнейшем, в период формирования человеческой речи происходило развитие звуковысотных и ритмических соотношений: к примеру, выражения различных эмоций (радости, печали, страха) сопровождались разновысотными звуками в речи, периодично повторяющимися. Так от природной ритмичности постепенно в процессе эволюции человека зарождался ритм, созданный самим человеком.

Развитие ощущений метроритма начинается с простого размера 2/4. Очень полезно простукивать различные варианты ритмических построений в этом размере обеими руками. Если не получается двумя руками, то следует начинать по одной и отрабатывать отдельно каждый ритмический вариант до полной уверенности. При разборе музыкального произведения используются различные способы работы над метроритмом, такие как: игра со счетом вслух, отработка ритма с помощью тактирования или отстукивания, а так же дирижирования. Но вышеупомянутые способы не всегда дают нужный результат. В работе по развитию метроритмических ощущений можно использовать особые средства индивидуального обучения. К таким средствам можно отнести декламацию. Стихотворные тексты усиливают воздействие на слух, речь и движение. Четкость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, делает ее артикуляционно выразительной, ровной и ритмически точной. Метроритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но  и эмоционально - выразительная, художественно - смысловая. Художественно - содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально - ритмического чувства, понимаемого как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. Характерной особенностью чувства метроритма является то, что оно двигательно - моторно в своей основе. Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями. Иными словами, музыкально - ритмическое переживание обучающегося  так или иначе опосредуется его мышечным чувством. В образовании и развитии чувства метроритма участвует все тело исполнителя. На основе этих предпосылок строятся различные системы метроритмического воспитания. Только хорошо "налаженная", достаточно надежная и прочная музыкально - исполнительская моторика может служить опорой для развития метроритмических ощущений. Напротив, неумелые физические действия при игре способны подчас деформировать, расстроить музыкально - ритмическое переживание, расшатать весь темпо - ритмический фундамент, на котором стоит обучающийся музыкант. Непосредственное исполнение музыки, ярко высвечивая эмоциональное содержание ритма, с одной стороны, предоставляет двигательно - моторную опору, прокладывает кратчайшие пути в направлении развития и совершенствования метроритмического чувства.

В музыкальном произведении ритм не существует отдельно от звуков. Он является формой связи, проявлением во времени тех или иных звуковых сочетаний. Поэтому работа над метроритмом неразрывно связана с работой над качеством звука, фразировкой, формой – т. е. с работой над раскрытием содержания произведений. Музыку часто сравнивают с литературой, а конкретнее с  поэзией. Их объединяет одна особенность: оба вида искусства разворачиваются во времени. Процесс разворачивания подчиняется определённым структурным делениям на фразы, предложения, периоды (абзацы). В поэзии ритм звучания организован с помощью стоп. В поэтических стопах каждому ударному или безударному моменту соответствует один слог. В музыке эти моменты могут быть представлены несколькими звуками. Главное – расположение акцентов в мотиве. Музыкальные фразы представляют собой построения, составленные из мотивов. Они, наряду с мотивами, создают своеобразную ритмическую пульсацию. Ряд одинаковых по длине построений называется периодичностью. Короткие образования сменяются длинным – суммирование. Обратный вариант – дробление. Такие разноплановые формирования наполняют классическую музыку.

Большую роль в развитии метроритмических ошушений играет выработка у обучающегося понимания ритмического стиля музыки, его специфических черт и особенностей. Для каждой эпохи, исторического периода характерен определенный музыкальный ритм. В классической музыке метрическая пульсация не столько слышима, сколько ощутима. В ней метроритм «ведёт себя прилично». В романтической музыке ритм более разнообразен и непредсказуем. В джазовой музыке – ритм «задирает нос» и становится «элитарным». В эстрадной музыке – просто «распоясался». Он главарь «банды» (термин «банда» понимается в данном случае как «оркестр на сцене»). Эстрадная музыка – это легкая музыка – это внутреннее раскрепощение (в том числе и ритмическое). Эстрадные композиторы скорее интуитивно, чем осознанно нащупали темпо - ритмы, совпадающие с ритмом биения сердца. Вот так и появилась «шаманская» сила ударных. Человек непроизвольно начинает двигаться в такт, раскачиваться, приходить в экстаз. Выработка  ощущения ритмического стиля, понимания специфических черт и особенностей играет большую роль в музыкально – ритмическом воспитании обучающегося. Любая сильная композиторская индивидуальность своеобразна и неповторима, в частности, и в том, что касается организации звуков во времени (т.е. метроритма). Чем больше различных ритмических стилей познано, освоено, эстетически пережито обучающимся, тем более законченным будет считаться его музыкально – ритмическое воспитание.

В развитии метроритмических ощущений участвуют три категории, такие как темп, акцент, соотношение длительностей во времени. Восприятие и воспроизведение темпа, акцента и временных соотношений длительностей объединяются, спаянные диалектическим чувством, в первичную музыкальную способность. Навык восприятия и  воспроизведения мерной пульсации временных долей должен прочно осваиваться обучающимся на первом этапе фортепианного обучения, так как он в дальнейшем будет служить материальной основой для развития чувства темпа. Само это чувство предполагает умение ощущать музыку в размеренном ровном единообразном движении. С акцентом как обязательным атрибутом "исполнительской речи"- обучающийся пианист практически сталкивается на первых же уроках. Игра на фортепиано, проникнутая разнохарактерной и рельефной акцентировкой, оказывает постоянное и интенсивное воздействие на музыкально- ритмический комплекс исполнителя. Чувство соотношения длительностей также формируется и вовлекается в интенсивную тренировку с первых же уроков обучающегося пианиста. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различие разных по временной "стоимости" длительностей- этот навык фундаментальный, органически присущий всякой музыкально- исполнительской деятельности, без которого невозможно достигнуть музыкально- осмысленных результатов, так же отрабатывается с первых уроков. Итак, в процессе обучения на инструменте создаются условия, всесторонне благоприятствующие формированию и развитию первичной музыкально- ритмической способности в составе ее трех основных ответвлений (темп, акцент, соотношение длительностей). Не освоив азов ритмической грамотности, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, обучающийся музыкант не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Все это известно опытным педагогам- практикам, самым серьезным образом оценивающим начальную фазу ритмического воспитания.

В дальнейшем лучшей средой для развития метро - ритмических ощущений служит экспрессивно- поэтическая "расшифровка" ритма при воспроизведении музыкального материала, его "переживание" обучающимся. Именно раскрытие эмоциональной, образно- поэтической сущности музыкального ритма должно стать той основой, на которой строит свою работу квалифицированный преподаватель.

Подводя итоги, следует отметить, что само исполнение активно воспитывает музыкально- ритмическое чувство обучающегося. И используемые конкретные приемы и способы работы способствуют развитию метро - ритмических ощущений. Используются следующие приемы и способы:

  • просчитывание исполняемого произведения. Но считать следует избирательно, дабы не "омертвить" эмоциональную окраску метро - ритмическиих ощущений;
  • начертание в виде графических рисунков метро - ритмических схем, которые на одной строчке выстраиваются в определенных комбинациях как наглядное представление о метро- ритмическом узоре;
  • простукивание - прохлопывание метро - ритмических структур. Более предпочтителен вид простукивания ритма рукой с одновременным пением мелодии;
  • дирижирование.  Имея перед собой нотный текст, обучающийся дирижирует от начала до конца изучаемое произведение. Не обладающим достаточной способностью " организовать" время обучающимся этот прием особенно необходим;
  • дефекты темпа (ускорения, замедления, неустойчивость в движении вообще) могут быть исправлены следующим приемом: чередовать игру на инструменте со счетом  вслух без игры исполняемого произведения 2-3 пустых тактов, а затем вновь возобновлять игру;
  • совместный счет вслух, простукивание со стороны, легкие мерные похлопывания по плечу обучающегося, разного рода жестикуляции- все эти импульсы помогают исполнителю играть в нужном метро- ритме;
  • конкретный игровой показ преподавателя;
  • игра в ансамбле.

Таким образом, развитие метро - ритмических ощущений на уроках фортепиано  будет полноценным, если использование приемов и способов будет связано с раскрытием образно- поэтической сущности музыкальных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Открытый  урок.  Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидакт...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

Развитие творческих способностей детей. «С чего начать?», «К чему прийти?» по предмету специального фортепиано ДМШ и ДШИ.

Данная тема и проблема всегда была мне интересна. Но в последние годы все больше детей поступают в музыкальную школу, не предполагая сделать музыку своей профессией, а для общего эстетического развити...

Методическая разработка по теме: "Взаимосвязь движения, речи и метроритмических упражнений на начальном этапе обучения в классе домры"

На основе выявленных особенностей восприятия и мышления в детском возрасте разрабатывается методика развития взаимосвязи движения, речи и метроритмических упражнений на начальном этапе обучения в клас...

Методическая разработка "Развитие техники на уроках фортепиано"

Два направления в развитии мелкой техники. Технические навыки на начальном обучении. Вспомогательные движения. Другие виды техники....