РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НАД РАЗВИТИЕМ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА
методическая разработка на тему

В работе показаны приемы и методы беглого чтения с листа. А также рассказано об особенностях чтения с листа вокальных произведений и хоровых партитур.

Эта методическая разработка может быть очень полезна для концертмейстеров с небольшим опытом работы, а также может очень пригодится учащимся музыкального отделения в их практических занятиях музыкальным инструментом и на педагогической практике в учебных заведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_kontseytmestera-1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НАД РАЗВИТИЕМ

НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА

Методическая разработка

Ермохиной И.А.

2013 год

Чем лучше концертмейстер

будет читать с листа, чем больше

литературы он будет знать, тем

шире будет его музыкальный кругозор

и тем большую пользу он сможет

принести своим ученикам

Р.А. Верхолаз

Чтение нот с листа – процесс сложный. Внутренне услышать воспринимаемый нами зрительно нотный текст, а услышанное перенести в соответствующие игровые движения – такова взаимосвязь зрительного, слухового и двигательного факторов, определяющая успешность процесса чтения нот с листа. Чем прочнее эти связи, тем совершеннее и процесс чтения.

Одна из основных задач концертмейстера – уметь бегло играть совершенно новое, незнакомое произведение. Основа этого – систематическая работа, практические занятия. Чтение с листа должно войти в режим ежедневных занятий как обязательная, систематическая тренировка в прочтении в начале сравнительно простых, а затем более сложных музыкальных произведений. Чтение музыкальных произведений должно стать такой же потребностью, как чтение художественной литературы.

Исходным в чтении с листа является восприятие нотного текста. Характерной особенностью этого восприятия является его целостность.

При чтении с листа движения рук как бы не осознаются: они «непроизвольны» постольку, поскольку уже автоматизированы как игровые навыки. Таким образом, выполняется несколько операций: чтение нот, выполнение необходимых движений руками, нажимание педали, контролирование и регулирование звучания в процессе игры, оперирование слуховыми представлениями, слуховой самоконтроль.

Поэтому, концертмейстеру необходима немедленная и определенная реакция на то, что воспринимается. В этом процессе нет возможности обдумывать каждый определенный способ действия. Способы эти должны быть автоматизированы.

Обязательным условием является целенаправленное внимание, сосредоточенность и творческая инициатива в процессе восприятия и воспроизведения прочитанного. Основные критерии, которые необходимы концертмейстеру при знакомстве с произведением: быстрота, точность и выразительность исполнения. Это умение исходит из целостности процесса восприятия.

Итак, перед нами – незнакомый для нас музыкальный текст. Прежде всего, мы должны прочитать его «глазами», по возможности бегло, ведь время урока ограничено. Посмотреть в какой тональности произведение, его темп, размер, характер, динамика.

Первая встреча с эмоциональным смыслом нового произведения вызывает обостренную восприимчивость концертмейстера. Эмоциональная восприимчивость важна и в нахождении новых движений в процессе чтения с листа. Эти движения обогащают моторику исполнителя, превращая, таким образом, чтение с листа в одно из средств технического совершенства пианиста – концертмейстера. При этом условность ритмической записи нот теряет свою сторону, т.к. внешнее обозначение длительности наполняется необходимым содержанием.

Наиболее существенным в чтении с листа является первичная «разведка» текста. Концертмейстеру нужно охватить зрением (а следовательно, и мыслью) нотный текст до того, как он будет воспроизведен на инструменте. Общим является зрительное восприятие, важное значение имеют движения глаз, т.к. они всегда несколько опережают звукоизвлечение. При этом происходит следующее: глаза глядят вперед, а руки вслед за этим выполняют уже прочитанное. Основное в этом процессе, на что концертмейстер должен обратить особое внимание, - это «читать вперед», то есть предугадывать дальнейший ход музыкального произведения.

Интересен еще один общий момент: «смысловые догадки». Прочитывание «вперед» непосредственно связано с так называемой смысловой догадкой, т.е. умением не только охватить зрением тот или иной кусок текста, но и догадаться по отдельным моментам о содержании и осмыслить его взаимосвязь с предыдущим и последующим.

В процессе чтения с листа смысловые догадки играют очень важную роль, особенно для беглости: зная, о чем идет речь в музыкальном произведении, можно угадывать последующее слово иногда по одной только букве. Быстрота чтения должна развиваться сообразно с быстротой понимания. Это правило должно войти в основу работы концертмейстера.

Хотелось бы обратить внимание на еще один немаловажный момент – это способы сокращений и облегчения нотного текста. Опытный концертмейстер умело сокращает нотный текст, при этом не теряя целостности произведения и воспроизведения замысла композитора. Нужно понимать, что при беглом чтении с листа невозможно и не обязательно играть абсолютно все. Но следует стремиться, чтобы произведение не пострадало от сокращений. Нельзя сокращать ритмические и гармонические басы, но можно опускать отдельные звуки в широких аккордах, а некоторые аккорды можно опускать целиком. Можно сократить один звук в быстрых октавах. Но это очень трудно сделать «на ходу», играя. Поэтому, нужно определить возможные сокращения во время чтения нот глазами. Еще одной из трудностей являются знаки альтерации. На них тоже следует обратить внимание при знакомстве с произведением глазами.

В классе «Вокала», как и в классе «Дирижирования» есть свои особенности, и при ознакомлении с произведением концертмейстер должен их знать и учитывать.

Если перед нами вокальное произведение концертмейстеру нужно ознакомить ученика с ним. При этом должна быть слышна мелодия или партия солиста – вокалиста, даже если она отсутствует в партитуре правой руке. Ведь важно, чтобы концертмейстер слышал мелодию произведения, воспринимал ее слуховой образ, изображение ключей воспринималось бы им в единстве со звучанием, т.е. чтобы концертмейстер воспринимал не изображение нот в различных ключах, а их звучащий образ.

Нужно очень бережно относиться к звучанию басового голоса - фундамента гармонии, опоры. Певец, слыша бас, легче воспринимает и ощущает гармоническую окраску мелодической линии.

Кроме того, зная возможности дыхания данного вокалиста, концертмейстер контролирует певца. Если дыхание короткое, нужно немного ускорить темп исполнения. Темповые отклонения могут быть связаны с содержанием текста. Поэтому, желательно, сначала прочитать текст, чтобы как можно точнее передать настроение произведения. Такие ритмические отклонения недопустимы в работе с дирижерами.

Концертмейстер должен обладать ритмическим чувством. Нужно, при ознакомлении с хоровым произведением, мысленно просчитать ритм в данном размере и заданном тексте, соблюдать этот «внутренний счет» на протяжении всего музыкального произведения. Как правило, ученик, слыша впервые хорошую партитуру, часто сбивается с точного ритма. И концертмейстер должен ритмически точно прочитать с листа. Лишенное метрической организации исполнение теряет свою впечатляющую силу. Чувство ритма – это способность, и, следовательно, она может развиваться.

Чтением с листа может овладеть каждый. Следует только этим специально заняться. Концертмейстер, занимаясь дома, должен как можно больше времени уделять овладению навыками чтения нот с листа. Для этого можно взять в библиотеке сборники вокальных произведений и сборники по чтению хоровых партитур.

«Разведка» текста в мысленном чтении проходит интенсивно: это не только «смотрение вперед», но и возвращение к прочитанному, что способствует лучшему пониманию последующего, а, следовательно, и активизации смысловых догадок, определяющих быстроту игры с листа. Чтение с листа всегда пробуждает интерес к самостоятельному чтению, к ознакомлению с новым материалом.

Аккомпанирование с листа – целостный и вместе с тем сложный по своей аналитико-синтетический сущности процесс. Необходимо найти методы, благодаря которым чтение с листа превращается в музыкально-художественный процесс, который способствует развитию музыкального кругозора и профессиональных навыков исполнителя. Лучший способ научиться быстро читать с листа – это как можно больше читать и играть с листа. Чем успешнее исполнитель овладеет навыками чтения нот с листа, тем ярче, содержательнее и полней будет исполнение аккомпанемента и представление о нем.

Если систематически упражняться в этой области музицирования, причем в атмосфере концертных условий, проявляя инициативу, большую требовательность к себе, можно достигнуть очень значительных навыков и результатов, которые так необходимы в работе концертмейстера.

Литература:

  1. Р.А. Верхолаз «Вопросы методики чтения с листа»
  2. «Музыка» - «О работе концертмейстера»
  3. В. Титлиц «методические комментарии по чтению нот с листа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в ансамбле»

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмеря...

Основы работы концертмейстера

Мелодию всегда сопровождает ритм и гармония. На плечи аккомпанемента ложится огромная нагрузка, ибо он должен достичь художественного единения всех компонентов, углубить...

Методическая работа "Особенности работы концертмейстера хореографического отделения"

В работе обобщается  опыт работы концертмейстера хореографического отделения...

Транспонирование, подбор по слуху и импровизация как неотъемлемая часть работы концертмейстера

В работе показан процесс овладения навыками транспонирования, подбора мелодии и аккомпанемента по слуху и импровизации.Транспонирование музыкального текста часто бывает необходимо на уроках вокала. По...

Специфика работы концертмейстера в детской хоровой студии

Данная статья обобщает многолетний опыт работы концертмейстера в детской хоровой студии, описывает цели и задачи аккомпаниатора, формулирует отличительные черты работы концертмейстера хорового от хоре...

План-конспект урока: "Формирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"

План-конспект урока "Фопрмирование навыка чтения нот с листа на начальном этапе обучения"...