Программа по учебному предмету "Лепка и прикладное творчество"
рабочая программа по теме

Программа  предназначена для обучения детей в возрасте от 4-6 лет и рассчитана на 3(4) года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prog._doshr.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа станица Советская»

                     ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕ РАЗВИВАЮЩАЯ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО   ИСКУССТВА

« Раннее эстетическое  развитие»

Программа

 по учебному предмету

Лепка и прикладное творчество

ст.Советская

2013 г.

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном         процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

   учреждения на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета                                                

 -Учебно-тематический план;

 - Годовые требования. Содержание разделов и тем;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения                                    

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Лепка и прикладное творчество.» разработана с учетом возраста и возможностей детей.

Программа рассчитана на обучение 4-8-летних детей. Начало обучения с 4-6 лет.

Учебный предмет «Лепка и прикладное творчество.» занимает важное место в комплексе предметов для дошкольников. Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов данной тематики в области изобразительного искусства.

Программа учебного предмета «Лепка и прикладное творчество.» направлена на создание условий для изучения учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и  развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка.

Программа включает в себя два раздела, содержанием которых являются задания, составленные исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности.

Учитывая возраст детей, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения,  выполнение коллективных работ. 

Срок реализации учебного предмета

           При реализации программы учебного предмета ««Основы изобразительной грамоты» со сроком обучения 3(4) года продолжительность учебного года для педагогических работников составляет 44 недели из которых 34 недели- реализация аудиторных  занятий. В остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую , творческую и культурно-просветительскую работу.

           Продолжительность учебного года для учащихся составляет 38 недель, а продолжительность учебных занятий -33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года- 5 недель, продолжительность летних каникул – 14 недель. Продолжительность одного урока составляет 30 минут.

ОБЪЁМ  УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебный план

 по предмету «Основы изобразительной грамоты»

Наименование предмета

Годы обучения

( количество аудиторных часов в неделю)

Промежу-точная  аттестация

Итоговая аттестация

1кл

2кл

3кл

(4)кл

«Основы изобразительной грамоты»

1

1

1

(1)

     1,2

3 (4)

Форма проведения учебных занятий

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями  и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся, программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.

Недельную учебную нагрузку составляют 2 часа аудиторных занятий.

        

Цели и задачи учебного предмета

Цели:

- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;

- формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества и лепки.

Задачи:

  • обучающие:

   познакомить с  основами художественной грамоты;

   сформировать интерес к художественной деятельности;

 познакомить с различными техниками декоративно-прикладного творчества лепки.

  • воспитательно-развивающие:

 пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству и лепке;

 развивать фантазию;

  приобщить к народным традициям;

 воспитывать внимание, аккуратность,  доброжелательное отношение друг к другу.

Обоснование структуры программы

Программа содержит  следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
  2. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
  3. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

Программа предлагает следующую схему проведения занятий:

  1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
  2. Освоение приемов работы в материале.
  3. Выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Библиотечный фонд  укомплектовывается печатными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным ремёслам, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован  удобной мебелью, наглядными пособиями.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Лепка и прикладное творчество.» построено с учетом возрастных особенностей детей.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами  работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества и лепки.

Содержание программы включает задания по работе с бумагой, пластилином, солёным тестом, глиной, крупами, семенами, шишками и т.д.

Содержание  программы направлено на освоение различных способов работы с материалами и инструментами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Вид

Учеб-

ного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

33

-

33

Раздел 1: «Прикладное творчество»

1.1.

Осенний букет. Печатание природными материалами. Гуашь А3

Урок

2

-

2

1.2.

Поделки из шишек. Зайка.

Урок

2

-

2

1.3.

Аппликация из цветной бумаги. «Мухоморы» А4

Урок

2

-

2

1.4.

Новогодняя поделка с использованием ПЭТ.

Урок

2

-

2

1.5.

Аппликация из семечек тыквы.

Урок

2

-

2

1.6.

Аппликация полу объёмная из цветной бумаги. «Одуванчики»

Урок

2

-

2

1.7.

Аппликация с использованием круп.

Урок

2

-

2

1.8.

Аппликация с использованием макаронных изделий.

Урок

2

-

2

Раздел 2: «Лепка»

2.1.

Пластилин. Фрукты. Объёмная форма.

Урок

2

-

2

2.2.

Солёное тесто. Рельеф. Фрукты.

Урок

2

-

2

2.3.

Пластилин. Коллективная композиция «На морском дне».

Урок

2

-

2

2.4.

Пластилин. Ёлочка. Рельеф.

Урок

2

-

2

2.5.

Пластилин. Уточка с утятами. Объёмная форма.

Урок

2

2

2.6.

Солёное тесто. Рельеф. Цветы.

Урок

2

-

2

2.7.

Пластилин. Зайчик.. Объёмная форма.

Урок

2

-

2

2.8.

Пластилин. Бабочка. Рельеф.

Урок

2

-

2

2.9.

Итоговое занятие.

Урок

1

-

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Вид

учеб

ного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

33

-

33

Раздел 1: «Прикладное творчество»

1.1.

Аппликация из цветной бумаги.

«Лилии»

Урок

2

-

2

1.2.

Техника квиллинга. Композиция «На морском дне»

Урок

2

-

2

1.3.

Аппликация из цветной бумаги «Осенние листья»

Урок

2

-

2

1.4.

Ёлочная игрушка. Цветная бумага.

Урок

2

-

2

1.5.

Аппликация полу объёмная из цветной бумаги и салфеток. «Цыплёнок». Работа со степлером.

Урок

2

-

2

1.6.

Кукла на бумажном цилиндре.

Урок

2

-

2

1.7.

«Сирень» Аппликация из цветной бумаги с использованием креповой бумаги.

Урок

2

-

2

1.8.

«Цапля на гнезде» Аппликация из цветной бумаги. Работа со степлером.

Урок

2

-

2

Раздел 2: «Лепка»

2.1.

Пластилин. Овощи. Объёмная форма.

Урок

2

-

2

2.2.

Пластилин. Рельеф. Павлин.

Урок

2

-

2

2.3.

Солёное тесто. Композиция «На морском дне». Приёмы работы чеснокодавкой.

Урок

2

-

2

2.4.

Пластилин. Объёмная форма. Черепашка.

Урок

2

-

2

2.5.

Пластилин. Рельеф. «На лесной полянке»

Урок

2

-

2

2.6.

Пластилин. Объёмная форма. Тортик.

Урок

2

-

2

2.7.

Глина. Собачка.

Урок

2

-

2

2.8.

Солёное тесто. Рельеф. Композиция «Яблонька»

Урок

2

-

2

2.9.

Итоговое занятие.

Урок

1

-

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Вид

учеб

ного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные

занятия

49

16

33

Раздел 1: «Прикладное творчество»

1.1.

Аппликация плоская  из цветной бумаги «Павлин»

Урок

3

1

2

1.2.

Аппликация полуобъёмная из цветной бумаги «Сова»

Урок

3

1

2

1.3.

Аппликация с семенами болгарского перца «Берёзки»

Урок

3

1

2

1.4.

Игрушка из поролона. Попугай.

Урок

3

1

2

1.5.

Круговой орнамент.

Урок

3

1

2

1.6.

Техника квиллинга. Композиция «На лугу»

Урок

3

1

2

1.7.

Аппликация из бисера и бусин.

Урок

3

1

2

1.8.

Мозаичная аппликация из цветной бумаги. «Колобок»

Урок

3

1

2

Раздел 2: «Лепка»

2.1.

Пластилин. Композиция из круглых комочков. Лисичка.

Урок

3

1

2

2.2.

Солёное тесто. Рельеф. Буковки. Техника продавливания узоров.

Урок

3

1

2

2.3.

Пластилиновая живопись «Осенние листья»

Урок

3

1

2

2.4.

Пластилин. Объёмная форма. Смешарики.

3

1

2

2.5.

Пластилин. Объёмная форма. Лошадка. Применение проволочного каркаса.

Урок

3

1

2

2.6.

Пластилиновая аппликация из жгутиков. Цветы.

Урок

3

1

2

2.7.

Глина. Лесной оркестр.

Урок

3

1

2

2.8.

Солёное тесто. Рельеф. Котёнок.

Урок

3

1

2

2.9.

Итоговое занятие.

Урок

1

-

1

Годовые требования.

Содержание разделов и тем

1 год обучения

Раздел 1: «Прикладное творчество»

  1. Тема: Осенний букет. Печатание природными материалами. Гуашь А3

Знакомство с техникой печатания и прикладывания кисти. Начальные понятия о композиции.

  1.  Тема: Поделки из шишек. Зайка.

Знакомство с техниками соединения природных материалов(шишек) с пластилином и цветной бумагой.

1.3.  Тема: Аппликация из цветной бумаги. «Мухоморы» А4

Работа с шаблонами. Аппликация плоская.

1.4.  Тема: Новогодняя поделка с использованием ПЭТ.

На заранее приготовленную преподавателем форму (обрезанную в форме вазочки полиэтиленовую бутылку) с помощью клея наносятся узоры декоративным материалом по выбору преподавателя.

1.5.  Тема: Аппликация из семечек тыквы.

Начальное понятие кругового орнамента. Наклеивание производится на одноразовую тарелочку (по возможности тарелочка заранее может быть тонирована краской из аэрозольного баллончика). Для прочности рекомендуется склеить 2-3 тарелочки.

1.6.  Тема: Аппликация полу объёмная из цветной бумаги. «Одуванчики»

Оформление на цветном картоне. Цветы изготавливаются с помощью степлера. Возможно использование салфеток или креповой бумаги подходящего цвета.

1.7.  Тема: Аппликация с использованием круп.

При оформлении возможна вариативность: цветной картон или одноразовая тарелка. Допускается использование шаблонов. Крупы: пшенка, гречка, рис, манка и др.

1.8.  Тема: Аппликация с использованием макаронных изделий.

При работе используются макаронные изделия различной формы – «колосок», «ракушка», «цветочек» и др. Оформление на одноразовой тарелочке. После изготовления рекомендуется покраска золотистой аэрозолью. Покраска выполняется преподавателем.

Раздел 2: «Лепка»

2.1.  Тема: Пластилин. Фрукты. Объёмная форма.

Знакомство с пластилином, его свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Катание шариков разного цвета и размера. Оформление шариков в кисть винограда и яблочки.

2.2.  Тема: Солёное тесто. Рельеф. Фрукты.

Рекомендуется использовать заранее приготовленное преподавателем и окрашенное гуашью солёное тесто. Композицию из слепленных бананчиков и апельсинчиков можно оформить на одноразовой тарелочке или цветном картоне.

2.3.  Тема: Пластилин. Коллективная композиция «На морском дне». Изучаются приёмы смешивания пластилина для получения красивых камушков.

Коллективное творчество. Слепленные детьми рыбки, водоросли, медузы, камушки приклеиваются преподавателем на заранее подготовленный фон.

2.4.  Тема: Пластилин. Ёлочка. Рельеф.

2.5.  Тема: Пластилин. Уточка с утятами. Объёмная форма.

Оформление на одноразовой тарелочке. На тарелочку приклеивается вырезанная в форме озера синяя голубая бумага.

2.6.  Тема: Солёное тесто. Рельеф. Цветы.

 Рекомендуется использовать заранее приготовленное преподавателем и окрашенное гуашью солёное тесто. Композицию из слепленных бананчиков и апельсинчиков можно оформить на одноразовой тарелочке или цветном картоне.

2.7.  Тема: Пластилин. Зайчик. Объёмная форма.

Работу можно оформить на одноразовой тарелочке.

2.8.  Тема: Пластилин. Бабочка. Рельеф.

Используются ранее изученные приёмы изготовления жгутиков и  круглых комочков с последующим сплющиванием

Работу можно оформить на одноразовой тарелочке или цветном картоне.

2.9. Итоговое занятие.

Подведение итогов за год обучения. Напоминание об изученных техниках. Рекомендации для самостоятельной работы летом.

2 год обучения

Раздел 1: «Прикладное творчество»

  1.  Тема: Аппликация из цветной бумаги. «Лилии»
  1. Выкройка цветка делается обведением карандашом детской ручки. Концы лепестков заострить. Сделать тычинки другого цвета. Изучается приём закручивания кончиков лепестков.

Оформление на цветном картоне.

  1. Тема: Техника квиллинга. Композиция «На морском дне»

Знакомство с приёмами, используемыми в технике квиллинга. Оформление на цветном картоне.

  1.  Тема: Аппликация из цветной бумаги «Осенние листья»

Допускается применение выкроек, заранее приготовленных преподавателем. Оформление на цветном картоне или ватмане.

  1.  Тема: Ёлочная игрушка. Цветная бумага.

Изучаются приёмы складывания бумаги на три части. Изготовление фонариков с тремя и четырьмя сторонами.

  1.  Тема: Аппликация полу объёмная из цветной бумаги и салфеток. «Цыплёнок». Из салфеток жёлтого цвета,  сложенных в несколько слоёв,  вырезаются круги, которые затем надрезаются по кругу.

 Работа со степлером. Изучается приём закручивания кончиков на примере травки.

  1.  Тема: Кукла на бумажном цилиндре.

Используется ксероксная цветная бумага. На бумажный цилиндр телесного цвета наклеиваются глазки, губки и завитые волосы. Поделки можно использовать для игры в кукольный театр.

  1.  Тема: «Сирень» Аппликация из цветной бумаги с использованием креповой бумаги.

Кусочки креповой бумаги скатываются в шарики и приклеиваются в виде кистей. Листики вырезаются из цветной бумаги. Оформление на цветном картоне или ватмане.

  1.  Тема: «Цапля на гнезде» Аппликация из цветной бумаги. Приёмы работы см. тему1.5.

Работа со степлером. Оформление на цветном картоне.

Раздел 2: «Лепка»

2.1.  Тема: Пластилин. Овощи. Объёмная форма.

Изучаются приёмы скатывания шариков, базовой формы «морковка» и др. Работу можно оформить на одноразовой тарелочке.

2.2.  Тема: Пластилин. Рельеф. Павлин. Используются приёмы скатывания шариков, жгутиков, сплющивания.

Работу можно оформить на одноразовой тарелочке или цветном картоне

2.3.  Тема: Солёное тесто. Композиция «На морском дне».

 Изучаются приёмы работы чеснокодавкой. Работу можно оформить на одноразовой тарелочке или цветном картоне, а также на коробке из под конфет.

2.4.  Тема: Пластилин. Объёмная форма. Черепашка.

 Работу можно оформить на одноразовой тарелочке. Изучаются приёмы получения узоров продавливание6м.

2.5.  Тема: Пластилин. Рельеф. «На лесной полянке»

Используются ранее изученные приёмы скатывания шариков, жгутиков, сплющивания.

 Работу можно оформить на одноразовой тарелочке или цветном картоне, а также на коробке из- под конфет.

2.6.  Тема: Пластилин. Объёмная форма. Тортик.

 Работу можно оформить на одноразовой тарелочке. Закрепляются ранее изученные приёмы скатывания шариков, жгутиков, сплющивания.

2.7.  Тема: Глина. Собачка.

 Работу можно оформить на одноразовой тарелочке. Изучаются приёмы насечки для выделения шерсти.

2.8.  Тема: Солёное тесто. Рельеф. Композиция «Яблонька»

Использование заранее тонированной одноразовой тарелочки или цветного картона вместо фона. Для изготовления ствола можно использовать чеснокодавку.

2.9. Итоговое занятие.

Подведение итогов за год обучения. Напоминание об изученных техниках. Рекомендации для самостоятельной работы летом.

3 год обучения

Раздел 1: «Прикладное творчество»

  1.  Тема: Аппликация плоская  из цветной бумаги «Волшебная птица»

Допускается использование шаблонов.

Оформление на цветном картоне или ватмане.

Самостоятельная работа: просмотреть дома картинки и фотографии экзотических птиц.

  1.  Тема: Аппликация полу объёмная из цветной бумаги «Сова»

Для изображения перьев на теле совы используются несколько полосок бумаги, край которых обработан крупной волной. Тело совы клеится послойно, начиная снизу.

Самостоятельная работа:

  1.  Тема: Аппликация с семенами болгарского перца «Берёзки» 

На темном картоне нарисовать островок травки и стволики берёзок. Приклеить семена вместо кроны, покрасить их желтой гуашью.

Самостоятельная работа: заготовить семена болгарского перца.

  1. Тема: Игрушка из поролона. Попугай.

Работа выполняется с применением выкроек, заранее приготовленных преподавателем. На поролон 10 миллиметровой толщины выкройки переводятся гелиевой ручкой. Сборка деталей осуществляется с помощью прорезей и зацепов. Игрушка может быть использована для кукольного театра.

Самостоятельная работа: из обрезков поролона вырезать игрушки для попугая.

  1. Тема: Круговой орнамент.

Знакомство с понятием «орнамент» Применение в работе циркуля и линейки.

 Самостоятельная работа: разработка мотива для орнамента.

  1. Тема: Техника квиллинга. Композиция «На лугу»

Повторение приёмов, используемых в технике квиллинга. Оформление на цветном картоне.

Самостоятельная работа: сделать бабочку в технике квиллинга.

  1. Тема: Аппликация из бисера и бусин. «Рыбка»

Работу можно оформить на одноразовой тарелочке, заранее окрашенной аэрозольной краской морского цвета.

 Самостоятельная работа: изготовить водоросли путём нанизывания бусин или бисера на проволоку.

1.8.   Тема: Мозаичная аппликация из цветной бумаги. «Колобок»

Аппликация выполняется из кусочков бумаги разного размера. Возможно применение шаблона.

Самостоятельная работа: до занятия перечитать сказку «Колобок»

Раздел 2: «Лепка»

2.1.  Тема: Пластилин. Композиция из круглых комочков. Лисичка.

Работа оформляется на цветном картоне или одноразовой тарелочке. Самостоятельная работа: после занятия, сделать самостоятельно аппликацию «Зайчик»

2.2.  Тема: Солёное тесто. Рельеф. Буковки. Техника продавливания узоров.

Для работы используются мелкие предметы (стержни, колпачки от фломастеров, ручек  и т.п.)

Самостоятельная работа: повторить алфавит.

2.3.  Тема: Пластилиновая живопись «Осенние листья»

 Самостоятельная работа: до занятия, собрать осенние листики жёлто-оранжевого цвета.

2.4.  Тема: Пластилин. Объёмная форма. Смешарики.

 Вылепить 2-3 персонажа мультфильма «Смешарики», используя ранее изученные приёмы раскатывания, сплющивания, продавливания.

Самостоятельная работа: до занятия посмотреть мультфильм «Смешарики»

2.5.  Тема: Пластилин. Объёмная форма. Лошадка. Применение проволочного каркаса. Используется нетолстая алюминиевая проволока.

 Самостоятельная работа: после занятия, самостоятельно вылепить жеребёнка.

2.6. Тема: Пластилиновая аппликация из жгутиков. Избушка на курьих ножках.

 Самостоятельная работа: изготовить ёлочки в изученной технике.

2.7. Тема: Глина. Лесной оркестр.

 Знакомство с правилами работы с глиной.

На пенёчках расположить зайчиков или лягушек с дудочками и барабаном.

 Самостоятельная работа: до занятия просмотреть картинки с изображением лягушек и зайцев.

2.8. Тема: Солёное тесто. Рельеф. Котёнок.

 Повторение приёмов продавливания и насечки.

 Оформление на цветном картоне или в коробке из-под конфет.

 Самостоятельная работа: приготовленное тесто заранее смешать с оранжевой гуашью.

2.9. Итоговое занятие.

Подведение итогов за год обучения. Напоминание об изученных техниках. Рекомендации для самостоятельной работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Лепка и прикладное творчество».

1. Навыки работы с различными пластичными материалами.

2. Навыки работы в различных техниках аппликации.

3. Навыки изготовления игрушек из различных материалов.

4. Навыки заполнения объемной формы узором.

5. Навыки ритмического заполнения поверхности.

6. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

7. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу .

Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся.

Критерии оценок

Важным критерием оценки служит качество исполнения,  оригинальность художественного образа, творческий подход.

“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения.

“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

Отметка “3” (удовлетворительно) не рекомендована во избежание формирования возможной низкой самооценки ребенка и развития в дальнейшем комплекса неполноценности.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что  позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего  школьного возраста.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка дополнительных заданий сверх основного различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа, применения шаблонов и выкроек.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует  ее продуктивности.

.

Рекомендации по организации самостоятельной  работы

Для полноценного усвоения программы предусмотрено на третьем году обучения введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются  в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме. Для эффективного выполнения домашней работы все задания выполняются в специальном «Альбоме домашних заданий».

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Х. Махмутова. Аппликации для детей. – М: Ниола-Пресс, 2008

  1. В.О. Шпаковский. Для тех, кто любит мастерить. – М: Просвещение, 1990

3.  Л.А. Ерлыкин. Поделки своими руками. – М: Триэн, 1997

  1. А.Л. Романовская. Поделки из солёного теста. – М: АСТ, 2006

  1. Е. Артамонова. Необычные сувениры и игрушки. – М: ЭКСМО, 2005

  1. А. Юртакова, Л. Юртакова. Квилинг. – М: ЭКСМО, 2012

  1. Т. Светашова. Макраме. – Нальчик, 1993

  1. М. Максимова, М. Кузьмина. Дизайнерские идеи для дома и дачи. – М:

ЭКСМО, 2005

  1. В.П. Савиных. Поделочные материалы. – Минск: ХЭЛТОН, 1998

  1. Н.Г. Пищикова. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М: Скрипторий 2003, 2006

  1. Г.Н. Давыдова. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Скрипторий 2003, 2007

  1. Н.Г. Пищикова. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М: Скрипторий 2003, 2007

  1. Н.В. Дубровская. Аппликации из семян и косточек. – М: СОВА, 2007

  1. Медитация: практическое пособие. 48 мандал для раскрашивания. – М: АСТ, 2011
  1. Г. Федотов. Послушная глина. – М: АСТ-ПРЕСС, 1997

  1. Л.А. Ерлыкин. Поделки своими руками. – М: ТРИЭН, 1997

3.        В.П.Савиных. Поделочные материалы. Справочник мастера. – Минск: ХЭЛТОН. 1998.

4.           Н.В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек.- М. АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.

5.  под ред. М.А. Некрасовой. Народные мастера. Традиции, школы. – М. Изобразительное искусство. 1985.

6.          Е. Артамонова. Необычные сувениры и игрушки. – М. «ЭКСМО» 2005.

7.          А.Л. Романовская. Поделки из солёного теста. – М. АСТ; Мн.; Харвест, 2006

8.         М. Максимова. М. Кузьмина. Дизайнерские идеи для дома и дачи. – М. «ЭКСМО» 2005.

1.        М.Ф. Милова. Красота и удобство своими руками. – М. «Молодая гвардия» 1989.

2.        А.М. Лельчук. Глина с характером. – СПб.:РЕЧЬ, 2011.

Средства обучения

На уроках прикладного творчества и лепки используется большое количество разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы преподаватель мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с инструментами, которые будут использованы при работе в материале, их назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами работы над заданием. Типы пособий:

  •  натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты, применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки материала используются детали увеличенного размера. Возможно использование предметно-технологической карты;
  •  образец — это конкретный предмет, который при его рассмотрении будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали, дальнейший анализ которых позволит определить действия и операции, необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца изделия на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение детьми операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и неосознанными;
  •   устное описание внешнего вида предмета и его конструкции - способствует образованию у детей правильного представления о предмете творчества;
  •  аудиовизуальные - аудио записи;
  •  материальные - для полноценного усвоения заданий каждого раздела программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны всеми необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь), бумагой разных видов, гелевыми ручками, материалами для изготовления кукол, материалами для лепки и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества

Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...

Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества

Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...

Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству «Изготовление шубки для зайчика».

Занятие «Изготовление игрушки зайчик» входит в дополнительную образовательную программу «Мягкая игрушка», блок « Изготовление комбинированного изделия из ткани», группа  третьего  года обуче...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Тема: Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Декоративная композиция»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к п...

Рабочая программа кружка декоративно - прикладного творчества "Фантазия"

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие творческого потенциала каждого обучающегося стремление к самосовершенствованию в области разных видов декоративно – прикладного искусства.ЗАДАЧИ:Познакомить обучающихся ...

Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСогласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность воспитанн...

Дополнительная образовательная программа декоративно - прикладного творчества «Мастерица» для детей с нарушением слуха

Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Но интересной и необходимой она становится только тогда, когда в ней есть возможность выразит...