Дополнительная образовательная программа декоративно - прикладного творчества «Мастерица» для детей с нарушением слуха
рабочая программа

Кузнецова Лидия Николаевна

Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Но интересной и необходимой она становится только тогда, когда в ней есть возможность выразить и проявить себя, когда в ней есть место творчеству. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – надёжный резерв жизненной активности, увлечённости. Решая проблемы воспитания подрастающего поколения, не трудно понять значение творчества в этом процессе. Наиболее ярко творческие способности личности проявляются при занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия. В нем и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности для творческого поиска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_programma_masteritsa.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Утверждена на заседании

педагогического совета

Протокол №____ от «__»________2021г.

Дополнительная образовательная

программа декоративно -  прикладного творчества «Мастерица»

для детей с нарушением слуха

Срок реализации - 2 года

        Составитель:

Кузнецова Л. Н.,

педагог дополнительного

образования

Тамбов 2021 г.

Пояснительная записка

Едва ли есть высшее из наслаждений,

Как наслаждение творить

Гоголь Н. В.

Любая работа, какой бы простой она ни казалась, требует определенных знаний, практических навыков, умения. Но интересной и необходимой она становится только тогда, когда в ней есть возможность выразить и проявить себя, когда в ней есть место творчеству. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – надёжный резерв жизненной активности, увлечённости. Решая проблемы воспитания подрастающего поколения, не трудно понять значение творчества в этом процессе. Наиболее ярко творческие способности личности проявляются при занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия. В нем и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности для творческого поиска. К началу 19 века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, ткали, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделью крепостных девушек. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала! Кошельки, салфетки, чехлы для стаканов. Украшали бисером портсигары, записные книжки и даже закладки для книг. Сейчас трудно представить, сколько умения и терпения требовалось, чтобы создать все это. На Руси искусство бисероплетения называлось низанием. Сегодня, казалось бы, умершее искусство изготовления бисерных изделий вновь стало популярным. Стоит только посмотреть на запястья девчонок, на их рюкзачки. Яркие браслетики, так называемые фенечки, подтверждают это.

В нашу эпоху всеобщей «мобильности» бисер не обошел стороной и эту новую нишу моды: огромный выбор чехольчиков для мобильных телефонов осуществит любую мечту самой капризной модницы. Хотите – можете прикрепить к поясу, а хотите– повесьте на шею. Модно, стильно, оригинально. Мода на украшения из бисера стремительно растет, все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье. В настоящие время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия.

Программа  способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда».

Занятие с бисером способствуют воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию мелкой моторики, благотворно влияют на нервную систему. Работа с бисером имеет большое воспитательное значение, так как вырабатывает трудовые и общественно-полезные навыки, приобщают детей к созданию и украшению вещи. К современному оформлению быта. Развивается чувство прекрасного. Формируется эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Программа решает познавательные, развивающие, мотивационные, социально-педагогические задачи. Она направлена на развитие эстетических качеств и оздоровление детей. Педагогическая целесообразность программы способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные навыки. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приёмами бисероплетения. Актуальность программы состоит в том, что обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна данной программы заключается в комплексном подходе и изучению декоративно-прикладного творчества бисероплетения. В изготовлении современных изделий и композиций.

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Цели:

Нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения. Активация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, привитие основ культуры труда.

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Срок реализации образовательной программы – 2 года.

Возраст учащихся– 10-16 лет.

Режим работы: 1год обучения – 128 часа , 2раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут. 2год обучения – 128часа,2 раза в неделю по 2часа с перерывом10 минут. Количество учащихся в группе –8- 10 человек.

Формы проведения занятий: вводное, практическое, традиционные, беседа, консультации, экскурсии. Встречи с педагогами ,воспитателями и учащимися объединений данного профиля.

Ожидаемые результаты.

К окончанию 1-го года обучения учащиеся

Должны знать:

- история возникновения бисероплетения;

- правила техники безопасности на рабочем месте и с инструментами. Правила пожарной безопасности;

- цветовое соотношение;

- основные приемы бисероплетения;

- условные обозначения;

- правила ухода и хранения изделий из бисера.

Должны уметь:

- работать с инструментами и приспособлениями;

- выполнять основные приемы бисероплетения;

- выполнять отдельные элементы и сборку изделий;

- хранить изделия из бисера согласно правилам.

 К окончанию 2-го года обучения учащиеся

Должны знать:

- организацию рабочего места и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила пожарной безопасности;

- инструменты и приспособления для работы с бисером, обработки материалов;

- разновидности и технологические приёмы работы с бисером;

- правила подбора и хранения материалов.

Уметь:

-правильно организовывать рабочее место и выполнять правила техники безопасности и пожарной безопасности;

-выполнять технологические операции с различными материалами;

-составлять сложные композиции;

-самостоятельно работать с наиболее распространенными инструментами;

-работать па шаблону и трафарету;

-выполнять поделки из бисера по своему замыслу;

-работать индивидуально и коллективно;

-анализировать свои работы и давать оценку другим работам.

Формы подведения итогов реализации программы: коллективные и персональные выставки работ обучающихся, участие в выставках.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Раздел программы

Всего часов

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Упражнения для начинающихся

11

1

10

3.

Плетение на проволоке. Цветы

19

4

15

4.

Плоские фигуры

16

1

15

5.

Плетение деревьев

29

2

27

6.

Новогодние украшения

16

2

14

7.

Украшение из бисера

17

2

15

8.

Простые миниатюры

18

2

16

9.

Итоговое занятие

1

1

-

Итого

128

16

112


Примерный словарь:

  • игла, нитка, ножницы, бисер, проволока ,цветы ,плоские фигуры, плетение деревьев, новогодние украшения, простые миниатюры;
  • красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый;
  • бисер чешский, китайский бисер;
  • закрепка;
  • лицевая сторона, изнаночная сторона;
  • Что будем делать?                        Будем вышивать.
  • Что мы делали?                        Мы вышивали, плели на проволоке цветы.
  • Обведи (те) лекало.                        Я обвёл (а) лекало.
  • Вставь (те) нить в иглу.                Я вставил (а) нить в иглу.
  • Завяжи (те) узелок.                        Я завязал (а) узелок.

Содержание программы:

1. Вводное занятие. Цель и задачи кружка. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Инструменты необходимые для работы. Правила техники безопасности.

2. Упражнения для начинающих. Теория. Практические занятия.

3. Плетение на проволоке. Теория. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов, деревьев: параллельное, петельное, игольчатое. Техника выполнения серединки, лепестков, тычинок, листочек, зарисовка схем. Практика. Выполнение отдельных элементов. Сборка изделий и оформление.

4. Плетение плоских фигур. Теория. Практические занятия. Техника выполнения плоских фигур. Сборка изделий и оформление.

5. Плетение деревьев. Теория. Практические занятия. Техника выполнения плетения деревьев. Сборка и оформление.

6. Новогодние украшения. Теория. Образцы украшений. Зарисовка схем. Выбор бисера. Анализ моделей. Практика. Выполнение отдельных элементов. Сборка изделий.

7. Украшение из бисера. Теория. Практические занятия  Выполнение украшений. Сборка и оформление. Анализ работ.

8. Простые миниатюры. Теория. Практические занятия. Выполнение миниатюр.

9. Итоговое занятие: организация выставки работ учащихся .Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.


Учебно-тематический план 2 года обучения «Мастерица»

Раздел программы

Всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Основные приемы бисероплетения

14

2

12

3

Изготовление  фенечек

12

2

10

4

Плетение на леске

20

1

19

5

Новогодние композиции

24

3

21

6

Цветы из бисера

14

1

13

7

Весенняя композиция

16

3

13

8

Плетение деревьев

20

1

19

9

Итоговое занятие

2

2

-

Итого

128

18

110

 

Примерный словарь:

  • игла, нитка, ножницы, картон, калька, проволока, леска. Бисер матовый, бисер глянцевый;
  • изготовление фенечек;
  • красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый;
  • весенняя композиция;
  • лицевая сторона, изнаночная сторона;
  • Что будем делать?                Будем вышивать, будем плести деревья.
  • Что мы делали?                        Мы вышивали, мы плели фенечки.
  • Обведи (те) лекало.                Я обвёл (а) лекало.
  • Вставь (те) нить в иглу.        Я вставил (а) нить в иглу.
  • Завяжи (те) узелок.                Я завязал (а) узелок.

Содержание

1. Вводное занятие. Теория. Знакомство с планом работы. История бисерных украшений. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами Инструктаж пожарной безопасности.

2. Основные приемы бисероплетения. Теория. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Условные обозначения. Практика. Освоение приемов бисероплетения. Упражнение по выполнению.

3. Изготовление фенечек. Теория. Советы по подбору материала. Схема. Практика. Изготовление фенечек.

4. Плетение на леске. Теория. Советы по подбору лески. Расчет материала. Практика. Изготовлений изделий по схеме.

5. Выполнение новогодних композиций. Теория Практические занятия по изготовлению новогодних композиций.

6. Плетение цветов из бисера. Теория Практические занятия по изготовлению цветов.

7. Плетение весенних композиций. Теория. Практические занятия по выполнению весенних композиций. Расчёт материала.

8. Плетение деревьев. Теория. Практические занятия по изготовлению деревьев из бисера. Советы по подбору материала, схемы.

9. Итоговое занятие. Теория. Отбор лучших работ и оформление итоговой выставки.

Дополнительная образовательная программа  «Мастерица» реализуется при условии обеспечения необходимых условий для всех участников учебно-воспитательного процесса. Для этого имеется кабинет, оборудованный рабочими столами, стульями, шкафами для хранения дидактического и раздаточного материала, выставочные стенды, необходимые инструменты и материалы. Формы проведения занятий, методы обучения и формы подведения итогов указаны в таблице:

Первый год обучения

Разделы, темы программы

Формы проведения занятия

Методы обучения

Формы подведений итогов

1 Вводные занятия

Беседа, экскурсия, игра

Эмоциональное стимулирование, предъявление диагностических целей

Анкетирование,

тестирование

2 Упражнение для начинающих

учащихся    

Традиционные, беседы, консультации

Словесный, наглядный, работа под руководством педагога

Собеседование

3 Плетение на проволоке

Традиционные, беседа

Наглядный, самостоятельная работа

Внутренняя выставка работ

4 Плоские фигурки

Совместная деятельность педагога и учащихся по изготовлению изделий

Словесный, наглядный,                   дозированная помощь

Тестирование,        выставка работ

5 Плетение деревьев и цветов

Традиционные, беседа, совместная деятельность

Инструктивно-продуктивный, самостоятельная работа

Внутренние выставки

6  Плетение украшений

Комбинированные, беседа, игра

Самостоятельная работа

Внешние выставки

7 Украшение

из бисера

Традиционные, беседа, экскурсия

Наглядный. Работа под руководством  педагога

Выставка работ

8  Простые миниатюры

Совместная деятельность педагога и учащихся по изготовлению миниатюр

Словесный, наглядный, дозированная помощь

Внутренняя выставка

9 Итоговые занятия

Организация выставок работ учащихся. Обсуждение результатов выставки. Награждение.

Второй год обучения

1 Вводное  занятие

Беседа, экскурсия

Эмоциональное стимулирование, предъявление диагностических целей

Анкетирование, тестирование

2 Основные приёмы бисероплетения

Традиционные, беседы

Словесный, наглядный, работа под руководством педагога

Собеседование

3 Изготовление фенечек

Консультация, совместная деятельность педагога и учащихся

Словесный, наглядный

Внешние выставки

4 Плетение на леске

Традиционные, интерактивные

Наглядный

Внутренняя выставка

5 Новогодние композиции

Беседа, совместная деятельность педагога и учащихся

Самостоятельная работа

Показ изделий

6 Цветы из бисера

Традиционные, консультации, беседа, экскурсия

Словесный, наглядный

Персональные выставки, конкурс

7 Весенняя композиция

Просмотр иллюстрации, беседа

Дозированная помощь, самостоятельная работа

Внутренние выставки

8 Плетение деревьев

Традиционные, совместная деятельность педагога и учащихся

Наглядный, самостоятельная работа

Конкурс

9  Итоговое занятия

Традиционные, беседа

Словесный, наглядный,   практико- ориентированная деятельность

Выставка, показ изделий


Список литературы для педагогов

  1. Л.Б.Мартынова «Игрушечки из бисера» Москва  2006г.
  2. Т.Б.Ткаченко «Сказочный мир бисера» Ростов-на-Дону 2005г.
  3. Г.М. Дюмина «Бисер» издательство Астрель 2001г.
  4. Е.В.Артамонова «Бисер практическое руководство» Москва «Эксмо»2005г.
  5. Т.Н.Манкова  «Бисерная миниатюра как создать объем» Ростов-на-Дону 2005г.
  6. Т.Б.Ткаченко «Подарки из бисера» Ростов-на-Дону 2006г.
  7. В.А.Мураева « Технология народных ремесел» Волгоград  2009г.  

8         Ляукина М В «Бисер»,- М (АСТ-ПРЕСС),1999.-176с.

9         Якимовская Л. и др. «Уроки бисероплетения» –СПб, КОРОНА Принт,1998.-448с.

 


Список литературы, рекомендуемый для учащихся.

1 Буровик К. «Родословная вещей».- М.Знание.1991.-232с.

2 Евстратова Л. «Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин».-М Культура и традиции, 1997.-248 с.

3 Нагибанина М. «Природные дары для поделок и игры» - Ярославль, Академия развития, 1997.

4 Рошаль И. «Азбука цветов». –СПб. Кристалл.1998.-368с.

5 «Коллекция идей». /Под ред. Цыгарковой Е .-М.ЗАО «Эдипресс-Конлига»-2004.-        *1-с.33

6 «Коллекция идей». /Под ред. Цыгарковой Е .-М.ЗАО «Эдипресс-Конлига»-2005.-*1 с.  26- 27

7 «Коллекция идей». /Под ред. Цыгарковой Е .-М.ЗАО «Эдипресс-Конлига»-2005.-*11 –с. 6-7.

8 Чайнери М. «Бабочки». М «Издательство Астрель», 2002. – 256 с .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества

Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...

Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества

Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Данная статья предназначена для студентов факультета СДО, а также для педагогов , работающих с детьми с ОВЗ...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Тема: Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Декоративная композиция»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к п...

Рабочая программа кружка декоративно - прикладного творчества "Фантазия"

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие творческого потенциала каждого обучающегося стремление к самосовершенствованию в области разных видов декоративно – прикладного искусства.ЗАДАЧИ:Познакомить обучающихся ...

Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСогласно приоритетным направлениям развития образовательной системы РФ, востребованными являются те дополнительные образовательные программы, которые дают возможность воспитанн...

Бумажная лоза – один из видов декоративно – прикладного творчества ,используемого в дополнительном образовании

      Государственное казенное учреждение социального обслуживания              Московской  области Семейный...