«Использование материалов музея ГСС, летчицы Т.П. Макаровой и музея Истории колледжа в процессе образования и воспитания»
методическая разработка на тему

Плетнева Юлия Николаевна

Выступление на "Школе педагогического мастерства" 19 октября 2013 года. Текст и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shkole_pedmasterstva_09.10.rar1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на школе педагогического мастерства

«Использование материалов музея ГСС, летчицы Т.П. Макаровой и музея Истории колледжа в процессе образования и воспитания»

«Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью единого образовательного организма, когда педагоги будут широко использовать материалы экспозиции и фонды в учебно-воспитательном процессе»

(из выступления на семинаре «музей в социокультурном пространстве)

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно - исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры.

В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество и школа обращаются к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.

Современный образовательный процесс трудно представить без такой его составляющей, как музейная педагогика. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления мира и индивидуальной жизни человека. Музейная педагогика решает вопрос, – каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Педагогическая цель любого музея – формирование эмоционально – личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия, постижение мира культуры посредством знакомства с подлинниками всего того, что определяет понятие «культура».

В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.

Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

Отличительной особенностью всех форм работы музейного учреждения на современном этапе развития является то, что музей сегодня уже не просто научное учреждение, как это было в XIX веке, или научно - просветительное учреждение, каковым он являлся в недавнем прошлом. Сегодня музей реализует свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации, способствующий воспроизводству культуры и взаимодействию различных культурных общностей.

Специфика музейного учреждения позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями, порожденными приобщением индивида к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры.

Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов, музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса. Культурно - образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества, так как музей- это, прежде всего, место изучения и сохранения культурно- исторических традиций и ценностей.

Использование материалов музея можно разделить на три направления:

  1. исследовательская работа;
  2. уроки, внеклассные занятия и воспитательные мероприятия  с использованием материалов музейных коллекций;
  3. уроки, внеклассные занятия и воспитательные мероприятия на базе музея.

Нас особо интересуют второй и третий разделы. Использование музейных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности может быть осуществлено с помощью различных приемов: рассказ педагога, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности.

Отличается и урок, проведенный в музее. Главный инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события.  Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса.

Но для того чтобы что-либо исследовать, нужно иметь перед собой объект исследования. И здесь на помощь ученикам приходит школьный краеведческий музей, в котором собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, монеты, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами и журналами, письмами. Все экспонаты собраны руками учащихся, учителей и родителей, что способствует проявлению интереса работы с ними.

        Экспонаты, собранные в наших музеях достаточно разноплановы, что позволяет применять их на  различных занятиях.

Например, экспонаты Музея Истории колледжа могут успешно использоваться на занятиях, посвященных быту восточных славян или быту русской деревни XIX-XX веков. Цеп, предметы крестьянского обихода, инсталляция русской избы – та благодатная почва, на которой можно взрастить чувство национальной самоидентичности, гордости за родную землю. Благодаря отделению поваров в музее появилась замечательная фигура Масленицы, что позволяет рассказывать студентам о языческих корнях Руси.

Так же экспонаты данного музея вполне уместно использовать на занятиях, посвященных изучению истории хлеба. Богатый материал, представленный в витринах позволяет отследить историю хлеба с древнейших времен и до нашего времени.

Несомненно, в состав некоторых учебных дисциплин входит изучение тем, посвященных образовательному учреждению. Считаю, что и на данных лекциях очень уместно обращение к материалам музея Истории колледжа, причем обращение к документальным материалам, фотографиям и т.д. К примеру, немногие знают о сотруднике нашего колледжа, Герое Советского Союза А.П.Оськине (ему посвящен отдельный стенд), которого прозвали «укротителем королевских тигров» за то, что в одном из боев он уничтожил пять танков противника. Ведь история учебного заведения – это, в том числе и люди.

Музей Героя Советского Союза, летчицы Т.П.Макаровой, в некотором роде, по сравнению с Музеем Истории колледжа является более узкопрофильным, так как имеет отношение непосредственно к Великой Отечественной войне. Однако В.О.в является тем немногим, что еще интересно нашим студентам, поэтому я считаю, что необходимо чаще расставлять акценты, в том числе, и на истории нашего учебного заведения, в годы войны продолжавшего свою работу, и на героическую судьбу, наверное, самой знаменитой выпускницы Московского макаронно-кондитерского техникума Татьяны Макаровой.

Мне как историку материал музея, конечно, очень помогает в преподавании не только истории, но и обществознания и в проведении классных часов. Материалы экспозиции музея использовала Н.Н.Михеева при проведении урока по внешней политике СССР накануне В.О.в. Я включаю музейные экспонаты в проведение занятий по темам, касающимся Великой Отечественной войны, локальных конфликтов.

Студент очень часто совершенно не представляет того, о чем идет речь в рассказе педагога, поэтому объяснять приходится буквально «на пальцах». Знакомство с музейным предметом, его изучение, возможные тактильные ощущения, способность прикоснуться к живой истории, те эмоции, которые студент испытывает в этот момент, позволяют глубже погрузиться в изучаемую тему, запомнить больше материала.

Кроме того, музей Т.П.Макаровой располагает хорошей медиатекой. Мы старательно собираем документальные фильмы по многим актуальным вопросам как прошлого, так и современной истории: Вторая Мировая война, война в Чечне, террористические акты на территории РФ. Весь этот материал доступен для использования.

И в заключение хотелось бы немного отойти от темы и коснуться вскользь выставки, созданной в прошлом году в библиотеке, материалы которой так же можно использовать на уроках. Огромный спектр интересных находок для преподавания литературы и истории открывала эта выставка: прижизненные издания, издания с экслибрисами, издания авторов, подвергшихся репрессиям. Все это так же можно активно использовать в преподавании образовательных дисциплин.

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 лет музею истории колледжа

КОНКУРСЫ МУЗЕЯ2014-2015 года Написание эссе«Что я узнал в музее»«Портрет сотрудника музея»«Если бы я был директором музея…»«Поздравляю мой музей» Итоги будут подводиться в марте 2015 года.Ра...

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

Использование в процессе обучения и воспитания современных пед. технологий

Использование в процессе обучения и воспитания  современных пед.  технологий...

Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ и инструментов социальной сети в процессе обучения и воспитания. Электронное портфолио студента

Методический материал для кураторов групп по формированию электронного портфолио студентов...

Портфолио музея "История казачества"

В порфолио содержится описание музея, основные характеристики (цель создания, задачи, принципы, используемые направления деятельности и т.д.), сценарий экскурсии по музею, игры, отзывы посетителей....