Реализация ФГОСТ в развитии художественно – изобразительного творчества детей дошкольного возраста
статья на тему

Конева Анжела Викторовна

В настоящее время не вызывает сомнений необходимость изменения системы образования в области развития детского изобразительного творчества. Образовательный процесс сейчас приобретает новые качественные характеристики, обусловленные возрастными особенностями детей, уровнем их художественной подготовки. В условиях интегративной деятельности, являющейся основой дошкольного образования, согласно ФГОСТ, утвержденному 17.10.2013 г. (пункт 6 часть 1 статьи 6 ФЗ от 29.12. 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в РФ» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7598, 2014, № 19, ст.2326; № 30, ст. № 4702 , пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05. 2013 г. № 661 (Собрание законодательства РФ, 2013, № 33, ст. 4377) обучение детей должно быть адаптивным к конкретным условиям художественного развития, а не только опираться на игру как на ведущий вид деятельности. Следовательно, одной из задач  современной педагогики является нахождение средств, создание условий для интенсивности путей творческого развития детей и органичности интеграции. Важная роль в этом процессе творческого становления ребенка принадлежит искусству, участвующему в воспитании эмоциональной, эстетической отзывчивости к природе, социуму, произведениям искусства и собственному творчеству.

Детское художественное творчество – одно из самых интересных и разноплановых явлений в жизни ребенка дошкольного возраста: оно глубоко волнует его, вызывает чувства прекрасного и положительные эмоции. Виды художественного творчества имеют разноплановую направленность: изобразительную, литературную, музыкальную и техническую. Задачей ДОО является содействие возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к творческой деятельности. Свобода творческого выражения дошкольника проявляется не только в образных представлениях и желании передать их в рисунке, но и во владении средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения разных вариантов создания выразительного образа будет стимулировать их творческую активность и способствовать творческому развитию.

Важным средством приобщения детей к произведениям искусства выступает интеграция – как форма построения образовательного процесса. Интеграция, придя в российскую педагогику еще в 1980-х гг., становится все более востребованной в современной практике, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий в корреляции с уже апробированными в ходе исторического развития.

Современный ФГОСТ раскрывает механизмы использования интеграции в  образовательном пространстве, в котором выделены образовательные области, одной из которых является художественно – эстетическое развитие. Каждая образовательная область имеет интегративный характер, определенный корреляцией содержания, формы и технологий педагогического процесса и способствующий формированию интегративных качеств, таких как: умение анализировать, синтезировать, классифицировать, коррелировать, умение находить альтернативное решение в ходе выполнения конкретного задания, умение вычленять частное в общем и объединять частности в общее.

С учетом ФГОСТ следует выделить ряд направлений в развитии художественного творчества.

1. Определение места детского художественного творчества в общем педагогическом процессе ДОО.

2.  Составление образовательной модели по развитию детской художественно-изобразительного творчества. Под образовательной моделью подразумевается система ДОО, включающая в себя общие цели и содержание художественного образования детей раннего и дошкольного возраста, проектирование программы и стратегии развития художественно – изобразительного творчества, частные цели и задачи руководства непосредственной образовательной деятельностью малышей, формы и способы их группирования, методы контроля и способы оценки результативности педагогического процесса.

3. Организация непосредственной образовательной деятельности. Отличительная особенность организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации на современном этапе – это уход от учебной деятельности и ее основной формы занятия, повышение статуса игры  как ведущего вида деятельности детей; включение в педагогический процесс эффективных форм работы с детьми (ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно – обучающих ситуаций в рамках интеграции различных видов материалов, инструментов, художественных техник в условиях развития детского художественно – изобразительного творчества).

На современном этапе «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду реорганизуется в интересную для воспитанников, специально организованную педагогом специфическую деятельность, стимулирующую их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающей действительности, искусстве. Уровни подготовки детей определяются педагогическими технологиями, способствующими ее реализации.

Развитие детского художественного творчества в условиях реализации образовательной модели предполагает выделение образовательных комплексов, выступающих в качестве основы для педагогического процесса.

Интенсивный образовательный комплекс является ведущей формой работы в развитии детского изобразительного творчества. Его цель – создание условий, при которых дошкольники могут свободно пользоваться доступными выразительными средствами искусства для передачи своих впечатлений, представлений посредством выразительных образов в процессе разных видов творчества. Комплекс по силе своего воздействия на дошкольников близок к традиционным занятиям. Его структура предполагает тесную связь с другими образовательными комплексами, а также характеризуется интеграцией видов творчества в раскрытии каждой отдельной темы и допускает разную степень, характер активности детей. Самым распространенным  компонентом  интенсивного образовательного комплекса является создание детьми коллективных и индивидуальных работ, которые показывают степень владения дошкольниками художественными эталонами в разных видах творчества. Интенсивно образовательный комплекс базируется на основе использования обучающих бесед, экскурсий, проектной деятельности, благодаря которым педагог раскрывает эстетические особенности создания выразительного образа в рамках того или иного вида изобразительного творчества.

Дополнительный образовательный комплекс  является не менее важной формой организации педагогического процесса. Его основная цель – закрепление изученного в ходе интенсивного образовательного комплекса материала. Закрепление может проходит по – разному: в форме дидактических игр, упражнений, в процессе использования рабочих тетрадей и пособий, стимулирующих детское художественное творчество. В ходе реализации дополнительного образовательного комплекса допускаются фронтальное и подгрупповое участие детей.

Коррекционный образовательный комплекс направлен на проведение корректирующих занятий, мероприятий. Способ коррекции определяется имеющимися проблемами, которые можно условно разделить на группы.

1. Первая группа проблем связана со сложностями, возникшими у детей при овладении изобразительными умениями, необходимыми для создания художественно-выразительного образа. После изучения каждого блока (модуля) необходимо фиксировать достижения каждого ребенка, а также разработать индивидуальную модель коррекционных мероприятий, имеющих педагогическую направленность.

2.  Вторая группа проблем характеризуется наличием у отдельных дошкольников дисгармонии эмоционального состояния. Только совместная деятельность воспитателя с психологом способствует решению этих проблем, так как коррекционные мероприятия затрагивают внутренний мир ребенка, очень тонкий и ранимый.

3. Третья группа проблем проявляется у детей асоциального поведения. Решение такого рода проблемы способствует реализация системы арт -педагогических методик. Они помогут ребенку справиться со своими проблемами, с их помощью дети расширяют свои представления о мире.

Избирательный образовательный комплекс направлен на решение задачи развития самостоятельной художественной деятельности. Этот комплекс зависит от потребностей и возможностей детей, а также от оснащенности художественно – эстетической предметно – пространственной среды.

Домашний образовательный комплекс отражает работу с родителями, важную для творческого развития дошкольников. Необходимо оказывать помощь родителям в создании условий для совместного творчества, что способствует сближению родителей и детей, лучшему пониманию друг друга, а также обогатит художественно – изобразительную деятельность родителей и детей.

Литература.

1. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3).

2. Закон об образовании в Российской Федерации.

3. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. 

4. Концепция дошкольного воспитания.

5. Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста. – М. – 2015.

6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

7.  ФГОС. – М.-  Центр педагогического образования 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Что такое мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возраста...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" будет полезна воспитателям, логопедам и студентам....

Восприятие - как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность (ИД) дошкольника- один из видов продуктивной деятельности, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоят...