Методическая разработка к уроку-экскурсии по теме "Летний сад"
методическая разработка на тему

Нонна Михайловна Соколова

В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме "Летний сад" . К конспекту прилагается презентация "Летний сад"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – экскурсии

         

Тема – Эстетическая культура

      Пояснительная записка

 Проблемы, исследуемые эстетикой, весьма обширны: эстетические чувства и взгляды, вкус, идеал. Эстетику часто называют наукой о прекрасном. Эстетическая культура обнаруживается в сфере быта, общественно-политической, досуговой  формах жизнедеятельности человека.

  При изучении предмета «Деловая культура» одним из разделов идет эстетическая культура. Это очень правильно, потому что значение эстетической культуры в профессиональной деятельности человека (особенно в сферах связанных с красотой человека), огромное. Невозможно представить художника по костюму или мастера прически с отсутствием эстетического вкуса. Лучше всего эстетический вкус прививается созерцанием шедевров искусства в природном обрамлении.

  На каникулах для учащихся я провела несколько экскурсий по городу. Среди тех, которые впечатлили больше всего -  экскурсия в Летний сад. Это подтолкнуло меня к разработке урока-экскурсии по Летнему саду. Урок нравится учащимся, они интересом готовятся к нему и принимают активное участие.

Содержание:

  1. Цели и задачи урока. План урока.
  2. Ход урока

а) организационный момент

б) вступительное слово педагога

в) виртуальная экскурсия проводимая экскурсоводами-учащимися

       3.  Подведение итогов. Домашнее задание.

Цели:

  • Образовательная

         - расширение общего кругозора

         - создание условий для проявления учащимися творческой индивидуальности

         - содействие развитию познавательных интересов

  • Развивающая

         - развитие потребности в добывании новых знаний

         - способствовать развитию эстетического вкуса

         - развивать интерес к истории своего города

         - способность адекватно оценивать свои результаты и быть справедливыми к чужим

           достижениям

  • Воспитательная

         - готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать, беречь прекрасное

 План урока

Тема урока: Экскурсия по Летнему саду

Межпредметные связи: литература, история, рисование

Техническое обеспечение: компьютер, экран, проектор, мультимедийный центр

Ход урока:

  1. Организационный момент – 5 мин.

Готовность – 4 человека экскурсоводы, остальные экскурсанты, которые могут задавать вопросы по истории Летнего сада.

Например:

вопрос – Что было одним из чудес Летнего сада в Петровские времена?

 ответ – самой чудесной диковинкой Летнего сада был Грот под высоким стеклянным куполом. Внутри него струился фонтан – бог Нептун в колеснице. Для Грота с берегов рек России приказано было собрать по пуду камешков и ракушек. Во время наводнения 1777г. Грот был поврежден и заброшен, по его очертаниям создан Кофейный домик, построенный на фундаменте разрушенного Грота, и т.д.

  1. Вступительное слово педагога.

      Летний сад – парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети 18 века в центре Санкт-Петербурга. Парк заложен по повелению  и первоначальному плану Петра1 в 1704 году и создан в стиле голландского барокко. В 2009 году парк был закрыт на реконструкцию, а с 2012 года вновь открыт для посещений, хотя полная реконструкция еще не завершена.

       Итак, давайте совершим прогулку по Летнему саду, а помогут нам в этом наши экскурсоводы (экскурсоводы начинают экскурсию).

1 экскурсовод – из истории Летнего сада – 5мин.

 Летний сад изначально создавался как летняя царская  резиденция, и для его постройки была выделена часть острова Усадица. Для устройства летней резиденции Петр1 выбрал «обжитую и выгодно расположенную мызу, на этом месте располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) – небольшой домик с хозяйственным двором и садом». К тому же мыза Конау была далеко от шума и стройки Петропавловской крепости, а у Петра1 было нервное расстройство, и просыпался он от малейшего шума. Ночью мимо его дворца запрещалось не только ездить, но даже ходить. Еще это место понравилось Петру1, т.к.почти со всех сторон летний сад был превращен в настоящий остров. С одной стороны к нему подходила Нева с другой его омывала Мья или Моя (Мойка), которую расширили и углубили. Потом Мойку соединили с вытекавшим из Невы Безымянным ериком. В нем было много островков и заводей, но к тому времени он уже давал воду к фонтанам Летнего сада и постепенно его стали все чаще называть  Фонтанкой. С 4 стороны сада, где текла маленькая речка с поэтичным названием   Лебединка, соорудили Лебяжий канал. Так Летний сад оказался «вставленным» в великолепную живую и трепетную, поблескивающую под лучами солнца водяную раму.

2 экскурсовод – строительство – 5 мин.

 Строительство началось в 1704 году, первым строителем сада стал Иван Матвеев. Под руководством Петра1 им проводились первоначальные работы.

 - создание границ сада

 - первоначальная планировка (осушение территорий)

 - посадка деревьев

 - сооружение первых фонтанов

 - подготовка мест для первых государевых построек

 Для удобства сухопутного сообщения между Новгородской дорогой и Адмиралтейством царь повелел построить плотину через Фонтанку, она была построена в 1705 году И.Матвеевым. Им же устраивались водоемы – каналы и пруды, велись работы по укреплению почвы – деревья высаживались круглый год. В 1707 году И.Матвеев умер и наблюдение за строительством в отсутствии Петра1 было поручено А.В.Кикину.

 Активное строительство в саду началось с 1709 года архитекторами Ж.Б.Леблоном, М.Г.Земцовым. Тогда же был построен Летний дворец Петра1 (1710-1714, архитектор Д.Трезини)

 Летний сад был местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Сад был закрыт для публики, попасть туда возможно было лишь по приглашению Петра1. Императрица Елизавета Петровна разрешила впускать публику в Летний сад «в небытность государыни в Петербурге». Любой опрятно одетый человек имел право пройтись по аллеям. С 25 мая 1752 года сад был открыт для публики по воскресеньям и в праздничные дни.

 До 1760 года Нева подступала вплотную к саду (как изображено на гравюре Алексея Зубова), но для развития города требовалось обеспечить сквозной проезд. С помощью ряжевых в русле Невы была засыпана полоса шириной 70 метров. На базе этой засыпки устроена свайная набережная.

 В 1771-1784 годах со стороны Невы была установлена знаменитая решетка, один из символов Санкт-Петербурга. Авторы решетки – архитекторы Ю.М.Фельтен, Иван Фок и П.Е.Егоров.

3 экскурсовод – скульптура – 5 мин.

 Купленные или заказанные по указанию Петра1 в Италии статуи, бюсты, скульптурные группы, превратили его резиденцию в уникальный музей скульптуры. Обольстительно красивые, прославляющие земные радости и наслаждения античные боги и богини населяют все уголки сада.

 Один из самых поэтичных мифов (Амур и Психея) воскресил в своем произведении неизвестный скульптор 17 века.

 Миф гласит, плененный красотой Психеи, олицетворявшей в Древней Греции человеческую душу, бог любви Амур унес ее в свои владения. Но Психея не должна была видеть его лицо, он приходил к ней под покровом ночи. Однажды завистливые сестры уговорили Психею нарушить запрет. Дождавшись, когда Амур уснет, она зажгла светильник. Капля горячего масла упала на грудь юноши и разбудила его. С тех пор Амур исчез. Много испытаний пришлось пережить Психеи – человеческой душе, прежде чем она снова нашла в жестком, полном опасности мире, Амура – любовь.

 Скульптура в саду расставлена в строгом порядке: две статуи или два бюста нигде не стоят рядом, а обязательно чередуются, объединенные одной темой, единым замыслом и композицией (в серию входит четное число фигур). Ночь и утренняя заря, полдень и закат, сменяя друг друга, отмечают на земле «круговорот суток».

 В звездном покрывале, украшенная венком из маков стоит «Ночь». Летучая мышь распласталась на пряжке ее пояса, у ног – неизменная спутница тьмы – сова. Сонной неподвижностью и тишиной веет от этой превосходной статуи, ее плавных мягких очертаний и спокойной позой.

 Совсем иначе изображена богиня утренней зари – Аврора. Юная и кокетливая, будто излучающая сияние света и свежести раннего утра, она легко ступает по земле, рассыпая на своем пути цветы.

 В виде полнощекого юноши с горящим во лбу солнцем и с  пучком стрел – солнечных лучей в руке, представлен жаркий «Полдень».

 Последняя статуя серии – «Закат» - старик с утомленным лицом, но с мощным мускулистым телом, будто сопротивляющийся бешеным порывам ветра, разметавшим его длинную бороду. Во всей фигуре – сочетание силы и слабости, так как закат -  это борьба света и тьмы, это переход к ночи, также как старость переходит к вечному сну. У ног старика заходящий диск солнца и цветущий куст дурмана, его ядовитый аромат особенно силен по вечерам.

 Приобретая скульптуру для своего сада, Петр1 заботился не только о его украшении. Почти все статуи выполнены по его заказу, в аллегорической форме прославляют военные успехи России, ее достижения в науках, искусствах, в общественной жизни. Молодая женщина, облокотившаяся на руль корабля – Навигация. Она держит компас и карту северной части Европы с надписями Норвегия, Швеция, Дания, там, где должен быть обозначен Петербург, как символ жизни и процветания, сияет солнечный диск. Двуликий Янус, Миневра, Беллона – ведавшие бранными делами, занимают почетное место среди скульптуры сада. А победе в Северной войне – посвящена аллегорическая группа « Мир и Изобилие».

 Большинство бюстов украшающих аллеи сада, изображают римских императоров, великих полководцев и гос. Мужей древности. Польский король Ян Собеский, Юлий Цезарь, Александр Македонский, те, кто прославил своей мудростью и доблестью, те, с кем часто сравнивают современники русского царя Петра 1.

        А тут же рядом совсем другой образ – задорный юноша Вакх (бог вина и веселья, научивший людей виноделию). Вакх  - воплощение беззаботной молодости и жизнерадостности.

 4экскурсовод  – после наводнения 1777 года – 5 мин.

 В 1777 году произошло сильное наводнение, которое разрушило фонтаны и павильон «Грот». Фонтаны решили не восстанавливать, а в 1826 году К.Росси построил на месте разрушенного Грота, Кофейный домик. В 1827 году архитектором Л. Шарлеманем был возведен «Чайный домик».

 В 1839 году шведский король Карл 14 передал в подарок Николаю 1 гранитную вазу, изготовленную на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции. Ваза была установлена между прудом и южной оградой и стала еще одним украшением Летнего сада. Она известна как порфировая ваза Летнего сада. 11 января 2008 года посетителями была обнаружена появившаяся на вазе трещина. Она была огорожена, но 12 января 2008 года ваза раскололась на две части. Владимир Гусев, директор Русского музея, заявил, что после реставрации ваза будет находиться в Михайловском замке, а в Летнем саду установят ее копию.

 В 185101855г. Скульптор П.Клодт установил памятник И.Крылову. Идея воздвигнуть русскому баснописцу памятник, возникла еще в 1844г. Тогда же стали собирать пожертвования на его сооружение. Первоначально планировалось установить памятник на Васильевском острове, однако позднее избрала Летний сад. В 1854г. начались работы по установке памятника. 12 мая скульптура была установлена на пьедестале. Пьедестал  из темно-серого гранита украшен композициями, выполненными также Клодтом по рисункам А.Агеева на сюжеты наиболее известных басен И.Крылова.

 Слово педагога – Кто вспомнит и прочтет нам наизусть какую-либо из басен И.Крылова. Можно не наизусть, но прочесть в лицах, по тексту на экране. – 15 мин.

  1. Подведение итогов  - 5 мин.

 Мы сегодня совершили экскурсию по Летнему саду, каковы ваши впечатления? Что заинтересовало больше всего? Как мы оцениваем  работу экскурсоводов?

  Критерии оценок

Выставляем оценки по 5 бальной системе, так же оценивается выступление по чтению басен И.Крылова   Не остаются без оценки  интересные вопросы, дополнительные ответы. У чтецов оценивается  выразительность чтения, артистичность. У экскурсоводов насколько интересно представлен материал.  Вопросы – насколько интересен задаваемый вопрос, дополнительные ответы – полнота ответа.

  За одну экскурсию мы не смогли рассказать все о Летнем саде. Домашнее задание – к следующему уроку подобрать информацию и сделать короткое сообщение по теме Летний сад. Может быть, более подробно  рассказать о фонтанах и прудах, возможно, кто-то расскажет нам о знаменитых лебедях Летнего сада. Удачи всем. Спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Летний сад – парковый ансамбль в центре Петербурга. Заложен в 1704 году, по плану Петра I . Летний сад

Слайд 2

Первые работы проводились строителем Иваном Матвеевым

Слайд 3

Активное строительство в Летнем Саду началось с 1709 года. Тогда же был построен Летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини )

Слайд 4

С 25 мая 1752 года сад был открыт для публики по воскресеньям и в праздничные дни

Слайд 5

В 1771-1784 годах со стороны Невы установлена решетка (авторы- архитекторы Ю.М.Фельтен , И.Фок, П.Е.Егоров)

Слайд 6

C кульптуры Летнего Сада Представленные в аллегорической форме статуи прославляли военные успехи России, достижения в науке, искусствах, общественной жизни.

Слайд 7

Амур и Психея

Слайд 8

Ночь Аврора

Слайд 9

Полдень Закат

Слайд 10

Навигация Минерва

Слайд 11

Мир и Изобилие Слава

Слайд 12

Большинство бюстов, украшающих аллеи сада, изображают римских императоров , полководцев, ученых мужей

Слайд 13

Польский король Ян Собеский Юлий Цезарь

Слайд 14

В 1826 году возведен Кофейный домик

Слайд 15

А в 1827 – Чайный домик

Слайд 16

В 1839 году шведский король Карл XIV передал в подарок гранитную вазу Ваза была установлена между прудом и южной оградой и стала еще одним украшением Летнего сада. Она известна как порфировая ваза.

Слайд 17

В 1851-1855 г. Скульптор П.Клодт установил памятник И.А. Крылову

Слайд 18

На пьедестале изображены персонажи басен И.А. Крылова по рисункам А.Агеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по выполнению отчета "Урок - экскурсия"

Основные понятия и определения по строительной дорожной техники в сфере деятельности специальности 190605....

методическая разработка урока-экскурсии

Данная методическая разработка выполнена для специальности 08.02.02 "Строительство и эксплуатация инженерных сооружений" по МДК 01.02 "Проектирование инженерных сооружений"...

Методическая разработка урока-экскурсии на ООО "РН-Ремонт НПО" НФ

Одной из форм, которая позволяет повышать познавательный интерес, является урок-экскурсия. Уроки того типа делают процесс обучения более интересным, заинтересовывают обучающихся, заставляют думать, ра...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ урока-экскурсии по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

laquo;Экскурсия в торгово-развлекательный центр «PLAZMA» с целью ознакомления с планировкой, расположением основных групп помещений, ассортиментом потребительских товаров, современным тор...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА-ЭКСКУРСИИ Тема: Сборка металлоконструкций сваркой

Бинарный урок-экскурсия по теме Сборка металлоконструкций сваркой позволяет совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку студентов.Цель бинарного урока – создать усло...

Методическая разработка урока-экскурсии "Знакомство с профессией"

Методическая разработка урока-экскурсии "Знакомство с профессией" для студентов 1 курса специальности 29.02.09. Печатное дело...