«Реализация межпредметных связей на уроках сольфеджио в ДШИ»
методическая разработка по теме

Кошляк Светлана Станиславовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по направлению «Теория и методика дополнительного образования детей»

по теме:

 «Реализация межпредметных связей на уроках сольфеджио в ДШИ»

   

                                                   Работу выполнила:

Кошляк Светлана Станиславовна

Преподаватель теоретических дисциплин

 МОУК ДОД ДШИ№1 г. Нягань

Введение

Нельзя заниматься музыкой в ущерб общему образованию, за счет времени, необходимого для выполнения школьных заданий, чтения художественных книг или физического развития. И напротив, педагог средней школы не может отрицать, что осознание повышенной трудности обучения таких детей в двух школах (основного и дополнительного образования) окажут положительное воздействие на формирование нравственных качеств ребенка.

Возможность выступать на праздничном концерте или рассказать о музыке товарищам на классном собрании окажется той привилегией для этих детей, которую дает обучение в музыкальной школе или школе искусств.

Музыкальная практика учащихся в средней школе – одна из форм сотрудничества двух учебных заведений, хороший стимул для занятий и средство развития самообразования учащихся. Наилучшим вариантом интегрирования уроков являются «взаимопроникновения» литературы и музыки, имеющих большую познавательную и воспитательную силы.

  1. Слово и музыка.

Чтобы лучше почувствовать взаимосвязь музыкальных предметов и литературы, можно рассмотреть два вопроса: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы, и наоборот, какие потери понесла бы литература без музыки?

Наиболее простой пример связи слова и музыки – песня, более сложные примеры – жанр оперы, балета, кантаты и т.д.

Без текста, без либретто эти жанры вообще не существовали бы. Знакомясь с музыкальным произведением (песней) на уроках хора, в самом начале  я читаю стихотворение, обсуждаем с детьми настроение, смысл прочитанного текста. В дальнейшем исполняя песню с помощью выразительных средств в музыке – дети сами отмечают ключевые фразы, кульминацию в тексте. И обязательно необходимо рассказать детям, кто автор  и  когда сочинили это произведение.

Хоровое пение – это коллективное выражение замыслов автора, заложенных в произведениях композитора и поэта. Это не только активное восприятие и прочувствование текста, но и умение вызвать у слушателя мысли и чувства, соответствующие художественной трактовке произведения. Это умение «обогатившись – обогащать».

Не зря все хоровые концерты нравятся не только зрителям, но и самим участникам. Для более полного раскрытия содержания песни, мы стараемся подобрать вступительное содержательное стихотворение, которое еще сильней поможет подготовить, настроить слушателей на содержание произведения.

В музыкальной школе есть еще одна важная дисциплина – музыкальная

литература. Знакомясь с фрагментами опер, балетов  школьники

встречаются с великими образцами взаимодополнениния,

взаимообогащения двух видов искусств. Вот, например: 2-я часть

поэмы «Памяти Сергея Есенина» композитора  Г. Свиридова. Стихи С. Есенина послужили импульсом и основой создания музыкального произведения, т.е. без литературы не было бы музыки.  Но, с другой стороны, насколько ярче, выразительнее зазвучали стихи поэта в музыкальном преломлении, как органично дополнила и углубила поэтическую интонацию музыка! Более тонкая, опосредованная связь слова, литературы наблюдается в программной инструментальной музыке. Пьесы, симфонии, концерты, казалось бы   ни как  не зависящие от литературы, но в, то же время, если бы не было поэзии, а значит и песен – не появилось бы столько музыкальных шедевров, в которых звучат мелодии песен: простая русская песня «Во поле береза стояла» в 4 симфонии П.И. Чайковского звучит более патриотично и ярко, отражая картину природы и русского духа. И таких примеров можно привести огромное количество.

В нашей школе искусств проводится замечательный конкурс «Слово и музыка», благодаря энтузиазму  и желанию показать, как учащимся, так и всем зрителям огромное влияние магии слова (стихотворения, прозы) великих поэтов и писателей, так и музыки, которая отражает все чувства и эмоции не только композитора, но и исполнителя этого произведения.

Конкурс пользуется большой популярностью, он раскрывает интерес и кругозор познаний, как в области музыкального искусства, так и в литературном жанре. Преподаватели и участники конкурса проявляют разнообразные творческие проявления: театрализацию, показ слайдов, иллюстрации картин и т.д.

  1. Музыка, слово и живопись.

Рассматривая связь между музыкальными дисциплинами и изобразительным искусством, можно выявить две точки зрения:

Можем ли мы увидеть музыку?

Можем ли мы услышать живопись?

На уроке сопоставляются богатырские образы Бородина и Васнецова, характерные человеческие типы, воплощенные в произведениях Мусоргского и Репина («песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского и «Протодьякон» И.Репина),

картины русской природы в творчестве Левитана и в музыке П. Чайковского и С. Рахманинова,

буйство ярких красок в «Масленнице» Кустодиева и «Петрушке» И. Стравинского.

Всем известный цикл Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» были написаны под впечатлением посещения картинной галереи, а известный цикл «Карнавал животных» Сен Санса изобразил картины природы в музыке.

Известные музыкальные произведения, такие как «Времена года» П. Чайковского и многих других композиторов,  ярко изображались в живописных картинах художников: Репина, Шишкина, Брюлова и т.д.

Известно, что для многих композиторов (Бетховена, Скрябина) даже сама тональность ассоциировалась с определенным цветом.

Можно привести еще один пример, когда синхронность в изучении литературы, живописи и музыки помогает объединять в сознании учеников разрозненные знания в единое целое, осуществлять межпредметные связи, о необходимости которых говорит медико-педагогическая наука.

Одним из тех, кто выразил в музыке предчувствие больших перемен в жизни России накануне революции 1905г, был Александр Николаевич Скрябин.

С именем этого композитора можно связать творцов одной эпохи М. Врубеля и А. Блока. Верный путь – сопоставления, сравнения, установления аналогий. Почему так много сказочных сюжетов в картинах Врубеля? Почему художник часто уходит от изображения конкретного, реального мира людей и изображал сказочных героев (Царевну – Лебедь)? Потому, что ему было непросто изобразить жизнь, окружающую его, а постигнуть смысл жизни, филосовский смысл бытия.  Врубель мечтал о красоте, искал вечную истину, и в поисках красоты и истины фантазия уносила его в вечные сказочные, фантастические миры. Герой Врубеля – целеустремленный властный человек, человек – титан, жаждущий счастья, свободы и красоты.

А поэт Александр Блок обобщал жизненные идеалы, светлые мечты о свободе человеческой личности в лирических поэтических строках.

Искусство Врубеля и Блока ассоциируется с искусством Скрябина. Много общего в этих эстетических взглядах. И художник и поэт и музыкант стремились к созданию огромного обобщения, образов-символов. Скрябин, подобно Врубелю и Блоку мечтал прославить могущество, силу и красоту человека, обращаясь ко всему человечеству усиливая мощь и красоту России.

Прекрасный пример «Прометей». Музыка сложная для восприятия учеников, но если подкрепить стихотворными строками А.Блока и представить полотно Врубеля, все становится понятным, интересным  и грандиозным. Такие примеры, не только обогащают ассоциативный багаж школьников, расширяет их кругозор, но и  побуждает интерес к новым познаниям.

В процессе мы можем точно сказать, что «Искусство переходит одно в другое, и один род искусства находит свое продолжение в другом» (Р.Ролан)

        3. История, музыка, живопись, литература.

Теперь обратимся к интересной теме, связанной с проблемой – задачи музыкально-эстетического воспитания и изучение истории в старших классах. Важной частью предмета истории является изучение художественной культуры как явления общественного сознания. Во всех курсах по темам о культуре значительное место отводится истории искусств. Такое решение правомерно, поскольку именно искусство способно с особой силой воссоздать исторический облик эпохи, донести до учащихся мораль общества, его идеологию, устремления и надежды людей. Примеры из исторических событий, подкрепленных в музыке, живописи, литературы, становятся более понятными и интересными.

Пример: Л. Н. Толстой описывая события 1812г, которые можно показать на примере музыки:  А.А. Алябьева, Д Салтыкова, К. Кавоса  оперы «Ополчение или любовь к Отечеству», Д. Бортнянского, М.И. Глинки оперы «Иван Сусанин», П.И. Чайковского « Увертюра 1812г», Т. Хренникова «Давным – давно» и т.д., в картинах  «На правом берегу в Смоленске», «На поле битвы под Москвой», «Мост через реку Колочь» художника  Х. Фабер дю Фора, «Сражение при Бородино»  П. Гесса,

Музыку  Глюка, В. Моцарта, И. Гайдна соединить с картинами Рембранта «Моисей со скрижалями» или  «Иаков борется с ангелом», Крамского «Иродиада», Г. Рени « Св. Иосиф с младенцем», Леонардо да Винчи «Мадонна», А. Иванова «Явление христа народу» или «Явление Христа Марии», Джотто «Поцелуй Иуды», Рубенса «Снятие со креста», Брюлова «Христос воскревший», то история и библейские сказания раскрывается еще интереснее.

А теперь обратимся к новейшей истории, всемирно известным годам Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Эпизод нашествия из 1 части VII симфонии Д. Шостаковича. Это образ всесокрушающего зла, интонации страха и силы, а так же веры и неизбежной Победы, слышится в музыке.

Музыка военных лет композиторов: Тихона Хренникова, Андрея Эшпая, Исака Дунаевского и стихи поэтов военного времени Василия Лебедева – Кумача, Льва  Ошанина, Бориса Пастернака, Константина Симонова, Александра Твардовского и многих других  не только пропитаны злостью и ненавистью в врагу, там слышны интонации любви и надежды, веры и патриотизма.

Картины художников военного времени: Сергея  Герасимова, Г. Кручинина, Александра Дайнека и многих других, так же могут раскрыть разные краски и чувства людей.

А представьте, какая сила и мощь, какая энергия будет сопровождать урок, если показать эту тему в слиянии музыки, живописи, стихов и дпже фотографий того времени. Если воображение ребенка особенно хорошо развито, мы сможем перенестись в то время и еще глубже прочувствовать ту боль и гордость за наших Победителей!

Не зря во время Великой Отечественной войны, люди стремились к красоте: писали стихи, сочиняли рассказы, пели песни, танцевали и конечно изображали не только события на фронтах, но  и лица своих друзей, солдат, природы, любимых и т.д.

  1. Музыка и наука.

И так, мы видим, что процесс интеграции затрагивает предметы гуманитарного цикла музыкальной и средней школ. А вот теперь интересно проследить межпредметные связи музыкально-эстетических дисциплин с точными науками и иностранными языками.

Что странновато? Знакомясь с новыми произведениями или песней, учение обращает внимание на многочисленное изображение разных темпов произведения, штрихов, оттенков исполнения, помогающие раскрыть музыкальный образ. А ведь мы знаем, что вся нотная грамота и терминология ведется на итальянском языке.

Изучая большой раздел предмета сольфеджио – интервалы, виды аккордов, обращаешь внимание учеников на соответствующие названия латинских порядковых номеров интервалов.  Как выясняется,  музыкальное образование  является подспорьем в образовательной школе, в интеллектуальном развитии и воспитание школьника, развитие эстетического вкуса. Музыка помогает развивать у детей абстрактное мышление, логику и память. Педагоги в средних учебных заведениях отмечают, что дети которые казалось бы более заняты, наоборот лучше учатся, более активны, самостоятельны  и любознательны в учебном процессе. Могут с легкостью участвовать в школьных форумах, олимпиадах по предметам точных наук и т.д.

Математика – царица наук тесным образом перекликается с сольфеджио, а сольфеджио это математика в музыке.

Элементарному счету подчиняется количество тактов, фраз, предложений в мелодии, количество ступеней в гамме, интервалов, аккордов и т.д.

Абстрактное и логическое мышление как неотъемлемая часть математических действий и умозаключений, необходимых как на уроках сольфеджио, гармонии, так и при решении математических задач.

Таким образом, можно подвести итоги по проблеме «Предмет специальности через призму межпредметных связей».

Музыка представляет собой не только предмет эстетического наслаждения, но и в большей степени, чем любой другой вид искусства, влияет на идейные и моральные качества человека, формирует его нравственный облик. Своим особым, присущем только ей средствами музыка воспитывает понимание прекрасного, развивает эстетическое отношение как к искусству, так и к окружающей жизни. И чем раньше человек – ребенок встретиться с серьезной музыкой, тем скорее он станет духовно нравственным человеком, всесторонне и гармонично развитой личностью. Не случайно В. Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека!

Опыт показывает, что целенаправленные занятия музыкой способствуют и развивают интеллектуальные способности детей. Повторюсь, что учащиеся музыкальных школ, несмотря на занятость, лучше усваивают материал и успевают по всем предметам в школах.

У детей занимающихся музыкой, живописью, все психические процессы – восприятия, внимание, память, воображение, воля, мышление – развиваются интенсивнее и глубже. То же относится и к формированию личности школьника, культуры общения и поведения в обществе.

Проведенные исследования учеными Венгрии и Японии  показали, что дети, которые ежедневно соприкасающиеся с музыкальными занятиями, делали значительно быстрее и правильнее задания, в отличие от других участников эксперимента – детей того же возраста. Лучше усваивается математика и орфография. Меньше утомляемость, лучшая работоспособность, самостоятельность и внимание. Эти дети более внимательны, организованы, инициативны, у них развито чувство ответственности.

  1. Музыка, театр, слово.

Тема межпредметных связей в преподавании музыкальных дисциплин всегда актуальна, поскольку в комплексной подаче учебных предметов достигается, как правило, более успешный результат.

Межпредметные связи могут быть реализованы одним и тем же учителем, ведущим разные дисциплины. Теория музыки – сольфеджио, музыкальная литература, хор, предмет по выбору (фортепиано) и т.д.

В практике школ искусств среди прочих предметов существует еще одна форма совместной работы педагогов – постановка с детьми музыкальных сказок. Это интересный и увлекательный творческий процесс, способствующий развитию не только музыкальных навыков, а так же развитию личности, умению представлять и само выражаться на  публике.

В плане межпредметных связей музыкальная постановка объединяет в единое целое разные формы работ: Вокальные партии (хор, сольфеджио), музыкальные жанры, знакомство с композиторами  (музыкальная литература), сценическое мастерство, танец, костюм, грима, прически, предметы декораций и т.д.

Музыкальные сказки позволяют ознакомить детей с особенностями музыкального языка, средствами выразительности слова, музыки, танца.

Весь материал сказок – песни, ансамбли, хоровые номера – можно без особого труда, и даже с пользой  выучить на уроках сольфеджио.

Знакомя с музыкой, разными жанрами, авторами песен, слов – повторить на уроках музыкальной литературы.

Самостоятельно выполнить задания дома совместно с родителями по подготовке костюма, отдельных фрагментов декорации.

И конечно дополнительные занятия по постановке спектакля.

Имея определенный опыт, могу отметить, что всегда получается положительный  результат. Дети с удовольствием участвуют в постановках, создается творческий союз, где все и взрослые и дети одинаково увлеченно работают над созданием новых спектаклей.

Пример: музыкальная сказка «Димин сон или как исправить двойку по сольфеджио» я ставила с учащимися 3-4 классов (сольфеджио) разных музыкальных отделений.

С более ранними возрастами – подготовительными, первыми классами была поставлены сказка «Новогодние приключения Белоснежки» «Веселый Колобок», «Новогодняя сказка»  и т.д.

В процессе работы дети становятся более дружными, собранными, активными и т.д.

Разные формы работ не давали нам скучать и отвлекаться.

Ансамблевое исполнение, как вокальное, инструментальное, театральное, так и танцевальные позволяют развить, чувства ритма, слуха, движения.

Отдельные сольные номера – это вообще концертный вариант, так как ребенок сам отвечает за качественное выступление. И редко, когда возникали эмоциональные срывы у ребенка, наоборот, от участия в постановке учащиеся получали радость и удовлетворение, что в дальнейшем сказывается на успешном сольном выступление на академических концертах (инструментального исполнения).

Итак, работа над музыкальными спектаклями – это не только интересный и увлекательный вид совместного творчества учащихся и педагогов, но и очень эффективная форма учебной деятельности, позволяющая на новом, практическом уровне реализовать связь ведущих дисциплин музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств – сольфеджио, музыкальной литературе, хора, а так же специальности.

В заключении хочу поделиться опытом в работе с учащимися театрального класса.

 Вот уже на протяжении 3 лет (2013-2016гг), я преподаю предмет «слушания музыки» в театральном классе. Мы проходим азы теории музыки, слушаем примеры музыкальных произведений, разных эпох, жанров, стилей  и т.д.

Но так же учитывая специфику театрального класса, я провожу работу по знакомству с разными видами театрального искусства.

Музыкальные театры, такие как:  Большой театр (Москва), Малый театр (Москва), Мариинский театр (Санкт Петербург), школа Дягилева – мы знакомимся с ребятами с историей создания театров, кто строил, реконструировал театры, преподавал и выступал в разное время, какие концертные постановки были представлены, чем прославились эти  театры в разное время. Этот долгий, творческий процесс мы представляем в виде:  проектов, презентаций, докладов, подбор музыкальных примеров (слушания музыки), все  это еще больше расширяет круг познаний, интереса и творческого потенциала учащихся, что в дальнейшем им поможет не только в учебе, но и в выборе своей профессии.

Мы с гордостью представляли свои проекты родителям театрального класса, а так же учащимся музыкальных отделений ДШИ.

P/S

Практические занятия, которые  мы проводим  для детей и родителей музыкальных, театральных, хореографических и художественных  отделений, позволяет создать творческий союз учащихся ДШИ.

Проекты в которых принимают учащиеся: Урок-концерт, «Тематические концерты», «Хоровые концерты», «Музыкальные  спектакли», «Презентации» -  по темам патриотического воспитания и  духовно-нравственного воспитания учащихся, «Выездные концерты» в городские организации, школы  и  детские сады г. Нягани.

Вывод:

Занятия музыкой требуют от детей высокой организованности, самоконтроля, умения планировать время, а поэтому улучшается  дисциплина  и реже возникают проблемы «трудных детей».

Детские школы искусств дают возможность выполнять основную задачу, стоящую перед человеком, музыкантом: приобщение к искусству, развитие музыкальных, эстетических, нравственных, интеллектуальных, духовных навыков. А это говорит, что в действительности «Красота – спасет мир», ведь будущее в наших детях!

Преподаватель ДШИ – Кошляк С.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей в процессе обучения математике в медицинском колледже

Общеобразовательные дисциплины содержат в себе элементы, необходимые медицинскому работнику. Математика позволяет формировать некоторые профессиональные компетенции будущего медработника. В работе пок...

Реализация принципа систематичности и последовательности через опору на межпредметные связи

Межпредметные связи – один из важнейший принципов обучения в профессиональном образовании. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов и их связь с профессионально...

Межпредметные связи как социально-педагогическая проблема на уроках математики

«Межпредметные связи как социально-педагогическаяпроблема на уроках математики »учителя  математики ГБОУ ЦО №133Аксеновой Елены Михайловны План. 1.Межпредметная связь и её значение.2.Со...

Открытый урок "Уроки Ван Гога" в рамках межпредметных связей по предметам "История изобразительного искусства" и " Живопись" для обучающихся 4 класса отделения "Живопись" ДШИ.

Цель урока: Понять и усвоить «Уроки Ван Гога». Расширить  и закрепить знания обучающихся о  жизни и творчестве Ван Гога. Повысить интерес учащихся к урокам истории искусств и живописи. Выпол...

Расширение межпредметных связей на уроках общеобразовательного цикла

Расширение межпредметных связей на уроках общеобразовательного цикла...

Межпредметные связи на уроках ПТО

Особенностью уроков швейного дела является связь с другими предметами, в число которых входят: биология, физика, химия, геометрия, черчение, иностранный язык, литература, русский язык и другие. Некото...

«Межпредметные связи на уроках химии»

За последние годы в химии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких дисциплин как...