Реализация принципа систематичности и последовательности через опору на межпредметные связи
статья на тему

Башкирова Ольга Александровна

Межпредметные связи – один из важнейший принципов обучения в профессиональном образовании. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов и их связь с профессиональной подготовкой студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация принципа систематичности и последовательности через опору на межпредметные связи

Принцип систематичности и последовательности предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями учебных дисциплин.

Излагать знания систематически – значит, при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формировать у студентов умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты.

Системность мышления заключается в установлении связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по общеобразовательной программе, между ними устанавливаются межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе.

Межпредметные связи принято делить на четыре типа: по содержанию изучаемого  материала, по формируемым умениям, по методам, средствам обучения и по методам воспитания.

Межпредметные связи – один из важнейший принципов обучения в профессиональном образовании. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов и их связь с профессиональной подготовкой студентов.

В современных условиях обучения межпредметные связи следует рассматривать как средство отражения в содержании каждой учебной дисциплины. Существуют различные виды межпредметных связей:

1. Фактические связи – связи между учебными дисциплинами на уровне фактов.

2. Понятийные связи – направленные на формирование понятий, общих для родственных дисциплин.

3. Теоретические связи – система научных знаний в определённой предметной области.

4. Философские связи, отражающие категории материалистической диалектики.

Межпредметные связи – взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Дидактические принципы научности и систематичности знаний требуют расположения в учебном плане отдельных предметов таким образом, чтобы изучение одной дисциплины могло опираться на знания, излагаемые в других дисциплинах. Преподаватели общеобразовательных дисциплин разрабатывают и корректируют рабочие  программы, перспективно-тематические планы с учетом профессиональной направленности группы. Например, в программы  включены таблицы взаимосвязи общеобразовательных дисциплин с дисциплинами общепрофессионального цикла.

Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями.

Положительные стороны данной разработки – это формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов к студентам, требующих воспроизведения и применения знаний по учебной дисциплине; определение понятий; наличие мировоззренческого вывода, обобщающего факты и законы; включение в домашнее задание вопросов межпредметного содержания.

Таким образом, связь между дисциплинами – одно из основных требований дидактики профессионального образования. Единство и взаимосвязь общего и профессионального образования обеспечивается на основе реализации межпредметные связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛИ» И «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Целью  работы являлось изучение особенностей, способов и методов проведения занятий с применением информационных технологий, а также формирование навыков применения информационных технологий у ст...

Межпредметные связи.

многие экономические дисциплины связаны между собой. Например, расчитывая статистические показатели, мы непременно должны знать математику и не только уметь выполнять арифметические действия, но и вла...

Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"

Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"...

Использование межпредметных связей в преподавании математики

Использование межпредметных связей в преподавании математики...

Межпредметные связи при обучении в колледже.

Межпредметные связи при обучении в колледже.Содержание:1. Введение.   2. Межпредметные связи. 2.1 Понятие и классификация межпредметных связей.  2.2 Виды межпредметных связей в содержании об...

Реализация межпредметных связей в процессе обучения математике в медицинском колледже

Общеобразовательные дисциплины содержат в себе элементы, необходимые медицинскому работнику. Математика позволяет формировать некоторые профессиональные компетенции будущего медработника. В работе пок...