Межпредметные связи.
материал по теме

Лукьянова Анна Васильевна

многие экономические дисциплины связаны между собой. Например, расчитывая статистические показатели, мы непременно должны знать математику и не только уметь выполнять арифметические действия, но и владеть высшей математикой. Изучая экономическую теорию, просто необходимо знать историю страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnye_svyazi.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :  Межпредметные  связи.

Экономическая теория - царица экономических наук.

Цель урока: рассказать учащимся о многосторонних связях гуманитарной науки с точными, познавательными и другими экономическими дисциплинами.

Привести доказательства этих взаимосвязей и взаимозависимостей на примере решения задач по дисциплинам «финансы», «анализ хозяйственной деятельности».

Ход урока:

Организационный момент.

Выступление одного учащегося по вопросу « Экономическая теория, её предмет и метод».

Дополнение ответа другими учащимися.

Доклад преподавателя.

Домашнее задание:

Подготовить небольшую статью-выступление в которой раскрыть тему межпредметной связи бухгалтерского учёта и экономики. Для выполнения задания использовать  наводящие вопросы:

Что изучает бухучёт?

Что такое бухгалтерский баланс и для чего он составляется?

Чего добивается предприятие в результате своей деятельности?

Что такое доход?

Какое влияние имеет доход предприятия на людей, работающих там же.

Потребности человека.

Влияние человеческого фактора на развитие производства.

Доклад

       Современный специалист должен знать экономику, чтобы  уверенно идти по жизни, правильно оценивать сложные, порой противоречивые экономические процессы.

           «Основы экономической теории», как спец.дисциплина использует практический и теоретический материал российской и западной школ. Термины, применяемые в процессе обучения, отражают категории рыночного хозяйства, в которых обобщён опыт человеческой цивилизации.

         Экономические законы носят  исторический характер.  Если углубиться в историю, мы проследим зарождение и развитие экономических отношений. Экономическая мысль возникла в глубокой древности и эти знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма, в середине второго тысячелетия.

         История и экономическая теория, оказывается, связаны. Изучая рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй мы наблюдаем влияние науки, прогресса, многочисленных войн, кризисов, эпидемий на развитие экономики страны и человеческих отношений, которые  непосредственно влияют на развитие науки.

         Рассматривая экономические и политические процессы, происходившие в России до 90-х годов 20 столетия, можно сделать выводы, что развитие экономики остановилось и стало затратным из-за нарушения основных экономических законов, а именно, непризнания частной собственности. Усреднённости заработной платы, ошибок в управлении, отсутствия необходимых товаров в магазинах- это снижало материальную заинтересованность.

          Эксперименты в экономике необходимы, но спрогнозировать результаты не всегда возможно, есть вероятность ошибок и просчётов. Одна из ошибок проводимой в России реформы заключается в неподготовленности моральной, научной, экономической, народа в целом, руководителей производств и экономистов страны.  Начиная перестройку, наша страна копировала другие страны и не имела своей собственной экономической модели.

Экономической теорией широко применяются методы анализа, синтеза, дедукции, индукции.

          Изучая на  последующих курсах спец.дисциплину «Анализ хозяйственной деятельности» , мы детально рассматриваем экономические процессы, проходящие на предприятии, в целой отрасли и даже в рамках страны. Анализ предполагает изучение явления по его составным частям. Таким образом,  полученный на предприятии конечный результат- пусть это будет доход предприятия, предполагает изучение таких показателей, как численность работников, квалификация, состояние оборотных средств и так далее, а также их сравнение с плановым заданием, нормой, предыдущим  годом. Если мы хотим сравнить экономические показатели деятельности заводов, то говорим, что произвели анализ. Рассматривая структуру экономической теории, приходим к выводу, что экономические отношения в разрезе предприятия это  микроуровень, другими словами – отдельное дерево в лесу; экономика в разрезе государства – это макроуровень, то есть макроэкономика – это лес.

         В результате деятельности производства создаётся общественный продукт, необходимый для удовлетворения потребностей человека. Но ведь нужны определённые блага. А для этого нужны ресурсы. Человечество располагает такими ресурсами как земля, полезные ископаемые. Из курса географии мы знаем, что ресурсы, данные природой ограничены. Так как сама земля является невоспроизводимым средством производства.

         Далее, могу вам наглядно продемонстрировать, как экономическая теория связана  с такой экономической дисциплиной как « Финансы». Деньги, как таковые ничего не производят, но без них нельзя отправить  научную экспедицию, разработать месторождение полезных ископаемых, наладить производство механизмов и агрегатов для строительства домов, возделывания земли, отправиться в космос для изучения и так далее.  Деньги нужны даже для того, чтобы приобрести такой  простой аксессуар как шариковая ручка чтобы записать лекцию.

          Используя простейшие данные, можно решить задачку по финансам, затем сделать аналитические выводы и всё это, используя знания и термины экономической теории. Посмотрим как это сделать?

Пример. В магазине « Школьник»  продаются шариковые ручки. Если одна  будет стоить 5 рублей, то её купит один студент,  один раз; если цена снизится до 4-х, то купят 10 штук; по 3 рубля – 20 штук, по 2 рубля – 30; по 1 рублю – 40 штук. Уже из этого примера видно, что количество желающих купить шариковые ручки увеличивается по мере снижения цены. Представим соотношение между ценой и  величиной спроса в виде таблицы:

Цена шариковой ручки «Р», РУБ.

Число ручек, которые студенты готовы купить,Q

5

1

4

10

3

20

2

30

1

40

          Данные, приведённые в таблице,, можно представить в виде графика – кривой спроса. Эта кривая наглядно показывает, какое количество товаров и услуг может быть куплено по разным ценам. По оси ординат откладывают цену единицы товара, по оси абсцисс – число единицы товара. Используя данные таблицы, строим график:

Вывод: из анализа кривой спроса видно, что на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса. Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при повышении.

         Если мы говорим, что изменяется спрос, это значит, что произошли неценовые перемены. На движение кривой может влиять изменение цен на другие товары, вкуса и предпочтения покупателя. Изменение цены на чай может привести к изменению спроса на кофе, мясо можно заменить рыбой, молоком и т.д.

          Потребители, то есть мы с вами, обычно реагируют на изменение цен тех товаров, которые могут быть использованы только вместе. Например, ручные часы совершенно бесполезны без ремешка или браслета. Если в продаже не будет часов, ремешки и браслеты не нужны, если спрос на часы упадёт, то соответственно,  упадёт спрос на аксессуары к часам.

          Интересное сочетание происходит между автомобильными покрышками и бензином. Если дорожает бензин, люди меньше используют свои автомобили, следовательно, меньше изнашиваются покрышки, спрос на них падает.

          А вот пример связи экономической теории и налогов. Из курса налогообложения мы знаем, что налоги – это основная составляющая казны государства. Чем больше налогов, тем богаче казна, но каждый налог должен быть продуман, иначе задушенное налогами производство  неизбежно обанкротится.

          Какое же воздействие окажет 10% -ый налог на изменение рыночной цены бензина.  Итак, десятипроцентное  обложение налогом  одного литра бензина повысит его цену, и как следствие уменьшится объём спроса.

          Налог для производителя – это увеличение его издержек, следовательно цена литра бензина для покупателей поднимется на сумму, равную сумме налогообложения.

          Налог воздействует на предложение товара, как увеличение издержек производства, одновременно уменьшая прибыльность продажи товара. Как результат введения налога кривая предложения смещается, появляется новая цена, сокращается  объём продаж.

          На практике вся сумма налога не включается в цену, так как это может привести к резкому сокращению объёма производства, что больно отразится производителях, продавцах и покупателях. Налоги делятся между продавцом и покупателем.

          Главным показателем деятельности предприятия является доход. Но для того чтобы его рассчитать необходимо обладать  определёнными экономическими знаниями, уверенно использовать математические приёмы и логику.

          Таким образом, изучая экономическую теорию, как гуманитарную науку, мы видим связи, непосредственно указывающие на другие экономические науки. В заключении хочется добавить, что без знания прошлого, исторических событий, опыта поколений невозможно построить  достойное будущее; без знаний географии, геологии, мы не будем знать о существовании ресурсов, не имея  тяги к знаниям, любознательности – мы  не сможем вырастить достойное поколение.

Давайте учиться, стараться, читать много и интересно и, тогда мыслить мы будем по-другому, быть может сможем продумать и построить такую модель экономики где не будет удушающих налогов, маленьких зарплат и досады на всех и вся, а в первую очередь - на себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛИ» И «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Целью  работы являлось изучение особенностей, способов и методов проведения занятий с применением информационных технологий, а также формирование навыков применения информационных технологий у ст...

Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"

Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"...

Использование межпредметных связей в преподавании математики

Использование межпредметных связей в преподавании математики...

Межпредметные связи при обучении в колледже.

Межпредметные связи при обучении в колледже.Содержание:1. Введение.   2. Межпредметные связи. 2.1 Понятие и классификация межпредметных связей.  2.2 Виды межпредметных связей в содержании об...

Реализация межпредметных связей в процессе обучения математике в медицинском колледже

Общеобразовательные дисциплины содержат в себе элементы, необходимые медицинскому работнику. Математика позволяет формировать некоторые профессиональные компетенции будущего медработника. В работе пок...

Роль межпредметных связей в процессе практической и научно-теоретической подготовка студентов

Роль межпредметных связей в процессе практической и научно-теоретической подготовка студентов...

Профессиональное обучение посредством внутренней межпредметной связи экономических дисциплин

Внутренняя межпредметная интеграция в обучении помогает снять следующие противоречия:   - между стремлением преподавателя реализовать личностный подход к обучению и низкой мотивацией учащихся; ...