Открытый урок "Уроки Ван Гога" в рамках межпредметных связей по предметам "История изобразительного искусства" и " Живопись" для обучающихся 4 класса отделения "Живопись" ДШИ.
методическая разработка на тему

Воробьева Надежда Андреевна

Цель урока: Понять и усвоить «Уроки Ван Гога». Расширить  и закрепить знания обучающихся о  жизни и творчестве Ван Гога. Повысить интерес учащихся к урокам истории искусств и живописи. Выполнить копию картины Ван Гога «Звездная ночь»

Задачи урока:                                                                                                               

Обучающие:

     - изучить «Уроки Ван Гога»

     - повторить и проанализировать этапы жизни и творчества Ван Гога;

- изучить живописную технику письма Ван Гога;

- познакомить учащихся с современной интерпретацией творчества Ван Гога.

Развивающие:

    - развивать в обучающихся потребность к изучению творчества  и художественного       наследия великих художников;

    - развивать практические навыки работы различными живописными  рисовальными материалами

    - развивать познавательный интерес, побудить к творческой активности;

    - развивать образное и ассоциативное мышление;

     - способствовать формированию интереса к экспериментам  в  художественной  деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать  художественный и эстетический вкус;

- воспитывать  в себе  целеустремленность, трудолюбие, жажду познания, рефлексию;

     -  побудить к творческой активности;

     - воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;

      

 Занятие состоит из 3 уроков по 40 минут с двумя перерывами по 10 минут.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Рыльская детская школа искусств»

 Курской области

 

План – конспект

открытого урока « Уроки Ван Гога» в рамках межпредметных связей  по предметам  «Живопись» и «История изобразительного  искусств»                                                                                                            

 с обучающимися 4 класса  отделения «Живопись»

Преподаватель изобразительного искусства

 Воробьева Надежда  Андреевна

Цель урока: Понять и усвоить «Уроки Ван Гога». Расширить  и закрепить знания обучающихся о  жизни и творчестве Ван Гога. Повысить интерес учащихся к урокам истории искусств и живописи. Выполнить копию картины Ван Гога «Звездная ночь»

Задачи урока:                                                                                                                

Обучающие:

     - изучить «Уроки Ван Гога»

     - повторить и проанализировать этапы жизни и творчества Ван Гога;

- изучить живописную технику письма Ван Гога;

- познакомить учащихся с современной интерпретацией творчества Ван Гога.

 

Развивающие:

    - развивать в обучающихся потребность к изучению творчества  и художественного       наследия великих художников;

    - развивать практические навыки работы различными живописными  рисовальными материалами

    - развивать познавательный интерес, побудить к творческой активности;

    - развивать образное и ассоциативное мышление;

     - способствовать формированию интереса к экспериментам  в  художественной  деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать  художественный и эстетический вкус;

- воспитывать  в себе  целеустремленность, трудолюбие, жажду познания, рефлексию;

     -  побудить к творческой активности;

     - воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;

     

 Занятие состоит из 3 уроков по 40 минут с двумя перерывами по 10 минут.

Тип урока:  междисциплинарный, комбинированный урок.

Этапы урока:

1.Вводная часть                                                                                                                                   2.Основная часть

3.Подведение итогов

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

 -  просторное и светлое помещение;

 -  столы;

 - стулья;

 -  мольберты;                                                                                                      

 - доска;

 -  мультимедиа;              

- ноутбуки;                                                                                                                                                                            - листы с предварительным  карандашным рисунком  копии картины Ван Гога;

- пастель, восковые мелки, гуашь, акриловые краски, кисти.                                                                                              

Применение элементов педагогических технологий:

 1.   Технология проблемного обучения:  создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности для данной группы) вопросами преподавателя: «Чему учит нас жизнь и творчество  Ван Гога?», «Какое произведение Ван Гога вам нравится (не нравится) и почему?», «Что нового вы узнали о Ван Гоге?» и т.д. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают свое мнение.                                                                                                                      

2.Технология личностно-ориентированного обучения: на уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся,  развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на  произведения Ван Гога, на современные интерпретации его картин, на его жизнь  и творчество, его «уроки»). Отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.  Все учащиеся принимают активное участие в процессе урока.                                                      

 3.Технология индивидуализации и дифференциации: использование на уроке элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, приемов и методов,  необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы:

-  метод наглядности (наглядные дидактические и мультимедийные  пособия);

- метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями);

- метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

  4.Технология формирования мотивации и игровая технология:                                                  -  словесный:  (беседа, рассказ, чтение отрывков из книг, стихотворение, словесные пояснения, рассказ-диалог);                                              

 -  наглядный:  (слуховая наглядность:  видео, музыкальное сопровождение и  т.д.);

 - двигательная наглядность:  (жесты, движения рук, пластические иллюстрации, мимические иллюстрации и т.д.);

 -зрительная наглядность: (презентации, показ иллюстраций и репродукций, видео  и т.д.);

- практический: (выполнение копии работы Ван Гога «Звездная ночь»)

 

5.Здоровьесберегающая  технология:                                                                                              - доброжелательная атмосфера;                                                                                                                           - ситуация успеха;                                                                                                                                       - толерантность;                                                                                                                                                       - учет индивидуальных способностей;                                                                                                                                        - опора на вдохновение

 План урока:                                                                                                                               

1. Организация,  начало урока  (приветствие, создание комфортных условий).

2.Объявление темы и задачи урока  

3.Беседа:  « Ван Гог в нашей жизни».                       

4.Повторение и закрепление материала:

 а). «Презентации учащихся  и преподавателя о жизни и творчестве Ван Гога»;

 б). Викторина  «Жизнь и творчество Ван Гога»                              

5.Знакомство с новым материалом: «Уроки Ван Гога».

6.Выполнение копии картины Ван Гога «Звездная ночь».

7.Подведение итогов.

8.Оценка работ  учащихся.                                                                                                                                    9.Рефлексия.

10. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Добрый день, уважаемые педагоги и учащиеся!

 2. Сегодня наш открытый урок будет не совсем обычным и традиционным.  Этот урок будет проведен в рамках межпредметных связей  и  включит в себя  материалы по истории искусств и урок живописи, а называться будет «Уроки Ван Гога». В его задачу  войдет повторение и обобщение знаний обучающихся  о жизненном  пути и творчестве гениального голландского художника Винсента Ван Гога. Мы рассмотрим те уроки, какие всей  своей жизнью и становлением его как художника  дает нам Ван Гог. Закрепим этот материал, а в практической части нашего урока выполним  копию картины этого художника «Звездное небо» и изучим  неповторимую манеру его письма.

 3. В этом году исполнилось уже 126 лет со дня трагической смерти Ван Гога. Не осталось  никого из его современников, кто мог бы нам рассказать о его жизни. А что осталось? Остались его рисунки, его картины и письма. И это самое главное, так как   они самые беспристрастные свидетели его жизни. Ведь они выступают от первого лица, это то, что нам рассказывает о себе сам художник. Мы прекрасно знаем, что при жизни Ван Гог не был признан, его творчество не понято и не оценено. За всю свою жизнь он продал всего одну картину – «Красные виноградники в Арле».  И всю свою жизнь он испытывал нужду в средствах и неудобство от того, что  его практически содержал  и поддерживал брат Тео. С братом они были очень близки, всегда поддерживали друг друга и искренне любили. Брат Винсента не смог пережить его смерти и умер через полгода после трагической гибели Ван Гога. За то, что мы сейчас знаем о художнике, за то, что мы можем видеть его работы и письма,  нужно благодарить жену брата, Иоанну. После смерти мужа она разбирала его бумаги и наткнулась на письма Винсента брату. Они заинтересовали её. Изучив их, она обратила внимание и на картины художника. Именно она стала первым пропагандистом его творчества, опубликовав его письма. А её сын добился   открытия  музея Ван Гога в Амстердаме.  С этих пор интерес к творчеству Ван Гога непрестанно растет. Великое видится на расстоянии. К Ван Гогу это относится в полной мере.  Голландцы очень любят и гордятся своим соплеменником.  Они поддерживают в порядке «желтый дом», в котором организовал поселение для художников Ван Гог, где жил вместе с Полем Гогеном,  и даже восстановили комнату, которую написал Ван Гог,  как отчет брату, что у него все хорошо. Но он не только голландский художник. Его творчество изучают и любят во всем мире.  Сейчас мы рассмотрим примеры интереса к его творчеству наших современников.

 О нем написаны художественные  книги:

И. Стоун «Жажда жизни»;

И множество монографий:

А. Перрюшо  «Жизнь Ван Гога»;

Р. Уоллэйс  «Мир Ван Гога»;

Его творчество изучали и русские искусствоведы:

Н. Дмитриева  «Художник»;

Е. Федотова  «Ещё одна биография»

Кинорежиссеры сняли такие фильмы о его жизни, как:

«Винсент Ван Гог – Истории умерших»;

«Все о Ван Гоге» - 3 части;

«Портрет, написанный словами»

 (Просмотр картин, мультфильмов, репродукций, интерактивной картины «Звездное небо»)

4. Вашим домашним заданием было выполнение презентаций  об этапах жизни и творчества Ван Гога.  Сейчас мы будем их просматривать,  и мне бы хотелось узнать  от вас о вашем личном  отношении к творчеству этого художника, какие его картины нравятся или не нравятся, почему? Что  заинтересовало или тронуло вас  при изучении его жизни и творчества?

а) Просмотр презентаций;

б) Викторина: (Учащиеся решают её все  вместе)

Викторина

«Жизнь и творчество Винсента Ван Гога»

  1. В каком году родился Винсент Ван Гог?

а) 1857                                      б) 1853                                      в) 1863

  1. Как называлась первая большая картина Ван Гога?

а) «Подсолнухи»                       б)  «Ирисы»                      в) «Едоки картофеля»

  1. В какой технике работал Ван Гог?

а) импасто                             б) сфумато                                   в) лессировка

  1. Кто  из родных поддержал Ван Гога в  его стремлении стать художником?

а) сестра                                   б) брат                               в) отец

  1. Сколько лет прожил Ван Гог?

а) 37                             б) 43                        в) 46

  1. К какому стилю относится творчество Ван Гога?

а) импрессионизм              б) постимпрессионизм             в) неоимпрессионизм

  1. Кто из художников согласился поддержать идею о создании поселения  художников?

а) Писсарро                                  б) Сезанн                               в) Гоген

  1. Какая картина Ван Гога была продана при его жизни?

а) «Красные виноградники в Арле»         б) «Улица»             в) «Ночное кафе»

  1. Какую картину Ван Гог написал последней?

а) «Сеятель»                      б) «Пшеничные поля»                     в) «Автопортрет»

  1. Где находится Национальный музей Ван Гога?

а) Париж                                       б) Лондон                                     в) Амстердам

 

  1. Какие цветы ассоциируются у нас с именем  Ван Гога?

а) Подсолнухи                      б) Чертополох                                 в) Ирисы

 

  1. Чем занимался    Ван Гог в начале  своей карьеры   художника?

а)  Японским   эстампом                б) Живописью                     в) Рисунком

5. А сейчас мы переходим непосредственно к теме нашего урока.

Преподаватель показывает свою презентацию, посвященную теме урока, параллельно комментируя материал презентации. Здесь же преподаватель использует фрагменты учебного пособия «Уроки Ван Гога», авторы Евгений Яковлевич Басин и В.А. Волобуев.

Уроки Ван Гога

Ван Гог – это тот художник, сама биография которого была историей развития его художественной личности. Изучение биографии и писем Ван Гога помогает выявить некоторые общие факторы зарождения, становления и развития художественной личности. Ван Гог был «самоучка», но ему удалось избежать тех опасностей, которые встречаются на пути самоучек. В этом – один из важнейших «уроков» Ван Гога.  Он реализовал в своем самообучении и развитии принципы и методы, которые нашли отражение в теории и практике выдающихся педагогов. В этом также состоит «урок» Ван Гога. Но главный «урок», который мы должны извлечь из сегодняшнего урока заключается в том, что художник сам сумел развить в себе внутреннюю личностную потребность мыслить, чувствовать и «говорить» на языке искусства.

Ван Гог был гений. Гений не может служить образцом для подражания ни в своих «взлетах», ни в своих «падениях». Гений – это символ, побуждающий к творческим свершениям.

Можно ли научиться творчеству?

Известный театральный режиссер Г. Товстоногов утверждает: «Будущего живописец можно научить основам перспективы, композиции, но научить человека быть художником нельзя. В нашем деле тоже».

Если это высказывание понимать так, что для того, чтобы стать художником, нужна специальная одаренность, то спорить с этим невозможно. Поэтому спорно предположение Н. А. Дмитриевой, что «у Ван Гога такого прирожденного таланта, пожалуй, и не было, он развил в себе этого рода способность только исключительным волевым напряжением, ежечасным трудом». Что развил, это – верно и в этом состоит важный «урок» творческой биографии Ван Гога. Тот факт, что он не был вундеркиндом, никак не опровергает наличие у него «прирожденной одаренности». «Она в силу обстоятельств проявилась позже, но уже в «дохудожественную пору», о чем ярко и убедительно пишет сама Н. А. Дмитриева.

В полной мере это относится и к Ван Гогу. Изучение его биографии и писем, помогает выявить некоторые общие факторы зарождения, становления художественной личности. Особенно показательными в этом отношении являются те личности, про которых искусствовед  Д. В. Сарабьянов замечает, что у них сама «биография становится историей развития художественной личности». Такой личностью и был, например Ван Гог.

Изучение биографии и писем Ван Гога позволяет выявить для становления

художественной личности значение такого фактора, как раннее знакомство с языком художественных форм.

Психолингвисты считают, что язык, речь составляют необходимый компонент личности человека: нет речевой способности смыслопорождения – нет личности. Художественная личность как динамическая система есть актуальная способность речевого порождения художественных смыслов. Становление и формирование творческой личности есть становление и формирование речевой способности в указанном выше значении. На раннем этапе всегда имеет место бессознательное приобщение к системе художественного языка.

«Разглядывание» чужих произведений (профессионального искусства, фольклорного,  музейного, бытового, архитектуры и т. д.), а именно этим по долгу службы в магазине по продаже картин занимался юный Ван Гог – необходимый и важный фактор такого становления.

В процессе воспитания и обучения важно создать такие условия, чтобы человек почувствовал в себе внутреннюю, личностную потребность мыслить, чувствовать и «говорить» на языке искусства.

Главный «урок» Ван Гога в том, что он сумел сам развить в себе такую потребность.

Все остальное, как говорится «от бога» или от «природы». Как полагает Дж. Ревалд, Ван Гог, стал художником… потому, что испытывал потребность писать и знал, что с помощью прилежания, терпения и упорства найдет способ выразить себя. «То, чем полны моя голова и сердце, должно вылиться в форму рисунка или картины», – писал он в начале своей художнической карьеры».

Дж. Ревалд

«В 1880 г. в возрасте двадцати семи лет, побуждаемый непреодолимой потребностью выразить свои зрительные впечатления, он начал тяжелую борьбу с собственной топорностью. Несмотря на службу в картинных галереях, он никогда прежде не выказывал ни малейшей склонности к творчеству, и когда его наконец охватило желание рисовать, то вначале он проявил такую трогательную неумелость, что даже самый доброжелательный советчик не обнаружил бы в его первых набросках хотя бы малейший проблеск дарования.

Но он с невероятным упорством и рвением работал в Брюсселе и Гааге, в родительском доме в Нуэнене и, наконец, в Антверпене, пока его неловкая рука не начала все более и более точно следовать велениям глаза и разума. Итак, он стал художником не потому, что рано проявил способности к живописи или интересовался искусством с юности, как большинство художников, но скорее потому, что испытывал потребность писать и знал, что с помощью прилежания, терпения и упорства найдет способ выразить себя. «То, чем полны моя голова и сердце, должно вылиться в форму рисунка или картины», – писал он в начале своей художнической карьеры.

Если когда-либо существовал живописец, который с непреклонной решимостью при помощи одной лишь силы воли боролся против самых безнадежных обстоятельств и полного, на первый взгляд, отсутствия таланта, то это был Винсент Ван Гог. Именно то обстоятельство, что Ван Гогу необходимо было выразить все, кипевшее в его мозгу и сердце, и дало ему мужество стойко продолжать борьбу»

Ирвинг Стоун

«Он знал, что люди смотрят на него как на странного, малоприятного бездельника, не нашедшего себе места в жизни. Ему хотелось показать в своих работах, чем переполнено сердце этого бездельника и чудака. В самых жалких лачугах, в самых грязных углах ему виделись картины и рисунки. Чем больше он писал, тем больше терял интерес ко всякой другой работе. И по мере того как он отдалялся от посторонних дел, глаза его все острее

схватывали в жизни яркое, живописное. Искусство требовало упорной работы, не смотря ни на какие трудности, оно требовало неусыпной наблюдательности».

««Рисовать словами» Ван Гог мог (или мог бы), пожалуй, не хуже, чем  первые годы занятий искусством его словесные картины едва ли не опережают по силе изобразительности нарисованные. Некоторые из них как бы предваряют будущие полотна: еще не став живописцем, молодой Ван Гог уже видел природу глазами живописца». «Можно подумать, что, делая такие описания (а их много), Винсент давал выход своему еще не реализованному и даже еще не осознанному тогда живописному дару. Но и впоследствии, уже будучи «хозяином» карандаша и кисти, он продолжал восполнять ежедневно создаваемые картины словесными картинами: эта потребность была у него неистребима»

   В процессе научения творчеству педагог должен знать главных «врагов» творческого развития, факторы торможения. Психология творчества утверждает, что самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. А. С. Голубкина в уже упомянутой нами книге о ремесле скульптора пишет, что настоящий художник, творец, должен быть свободен от страха. «А не уметь, да еще трусить, – это невесело»

Другой «враг» творчества – это чересчур высокая самокритичность становящейся

творческой личности, боязнь ошибок и несовершенств. Молодой художник должен твердо

усвоить по меньшей мере два обстоятельства. О первом обстоятельстве хорошо и поэтично сказал французский художник Одилон Редон: «В мастерской художника должна обитать неудовлетворенность… Неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет

творчество…»

На второе обстоятельство очень точно указала Голубкина. Молодому художнику, считает она, важно уметь находить и беречь хорошее в своей работе. «Это так же важно, как умение видеть свои ошибки».

Третий серьезный «враг» творческого развития личности – лень, пассивность.

Как это ясно видно по письмам Ван Гога, он знал о «врагах» творчества и сумел победить их.

Н. А. Дмитриева

«… «штудии» были ему необходимы, чтобы «подкопать стену», отделявшую то, что он

чувствует, от того, что может. Ощущение силы есть везде, и при всех зигзагах, описываемых кривой роста, она все же шла вверх: за два года Ван Гог вырос в мощного рисовальщика, сама тяжеловесность его рисунков превратилась в весомость грубого, но драгоценного слитка горной породы

Он был бесстрашный творец-новатор, трезво - аналитичный и самокритичный, великий труженик, «пахарь» на ниве живописи.

И нам, сегодняшним, его отношение к процессу научения  должно служить примером. Его трагическая смерть явилась  огромной потерей для всего мирового искусства.  Очень жаль, что в тот момент никого не оказалось рядом, кто мог бы удержать Винсента Ван Гога  от рокового шага, поддержать его.

Пускай меня простит Винсент Ван-Гог

Пускай меня простит Винсент Ван-Гог

За то, что я помочь ему не мог,

За то, что я травы ему под ноги

Не постелил на выжженной дороге,

За то, что я не развязал шнурков

Его крестьянских пыльных башмаков,

За то, что в зной не дал ему напиться,

Не помешал в больнице застрелиться.

Стою себе, а надо мной навис

Закрученный, как пламя, кипарис,

Лимонный крон и темно-голубое,-

Без них не стал бы я самим собою;

Унизил бы я собственную речь,

Когда б чужую ношу сбросил с плеч.

А эта грубость ангела, с какою

Он свой мазок роднит с моей строкою,

Ведет и вас через его зрачок

Туда, где дышит звездами Ван-Гог.

                                                         Арсений Тарковский

6. Практическая работа.

Преподаватель: « А сейчас мы переходим к практической части нашего урока. Прошу вас пересесть на свои рабочие места за мольберты. Я предлагаю вам выполнить копию картины Ван Гога «Звездное небо».  Рабочие места у вас уже подготовлены, листы с карандашным подготовительным рисунком перед вами на мольбертах. Вы будете смотреть видеоурок  Елены Кирильчук. Она будет писать копию картины Ван Гога маслом, а вы любым рисовальным материалом, какой вам будет интересен. По ходу видеоурока она будет давать пояснения, советы, прошу вас им следовать. Периодически я буду останавливать видео, чтобы вы за ней успевали. В это же время будет звучать  произведение  великого французского  композитора, ведущего представителя  музыкального импрессионизма Клода Дебюсси «Лунный свет».

7. Подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы  освежили свои знания о жизни и творчестве великого художника, повторили и закрепили их, а также узнали о Ван Гоге много нового и интересного.

 Изучили его «Уроки».

Нарисовали копию одной из известнейших его картин.

Я думаю, что такие уроки будут очень полезны для вашей дальнейшей учебы.

8.  Оценка выполненных работ.

9. Рефлексия.

Преподаватель: «Я хотела бы, чтобы вы сами проанализировали свои работы: что получилось, что было не совсем удачным. Что нового вы узнали, что особенно запомнилось»

10. Домашнее задание.

Преподаватель: «Прошу вас дома оформить  копию картины Ван Гога в паспарту. Мне кажется, что любому человеку приятно иметь дома копию  картины гениального  голландского художника Ван Гога, тем более выполненную своими руками.

На этом наш урок окончен. Благодарю всех присутствующих преподавателей и учащихся за работу, за урок и за внимание.

 

 Использованная литература:

 Журнал «Художественная галерея» №5/2004;

 Серия «Сто великих художников» № 18 ЗАО»Издательский дом «Комсомольская правда»

 Стоун И. Жажда жизни: Повесть о Винсенте Ван Гоге. СПб., 1993

 Ван Гог В. Письма. Л., 1935. Т. 1–2. Л. – М., 1966.

 Мейер-Грефе Ю. Импрессионизм. М., 1913.

 Вентура А. От Мане до Лотрека. М., 1958.

 Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М., 1962.

 Гансовский С. Ф. Винсент Ван Гог // Х и Ж. 1970. № 1–4.

Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973.

Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973. (М., 1997).

 Петрочук О. Рисунки Ван Гога. М., 1974.

Мурина Е. Ван Гог. М., 1978.

Дмитриева Н. А. Ван Гог. Человек и художник. М., 1984.

Уроки Ван Гога : учеб. пособие / Е. Я. Басин, В. А. Волобуев: Феникс; Неоглори; Ростов н/Д; Краснодар; 2008

Электронные ресурсы:

http://fictionbook.ru/static/trials/00/18/31/00183144.a4.pdf

 https://www.youtube.com/watch?v=8pnhVsmIZq0

https://www.youtube.com/watch?v=ttzXnFfhsuQ

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=jW9SwqvlDMc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТРАСЛИ» И «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Целью  работы являлось изучение особенностей, способов и методов проведения занятий с применением информационных технологий, а также формирование навыков применения информационных технологий у ст...

Межпредметные связи.

многие экономические дисциплины связаны между собой. Например, расчитывая статистические показатели, мы непременно должны знать математику и не только уметь выполнять арифметические действия, но и вла...

Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"

Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"...

Использование межпредметных связей в преподавании математики

Использование межпредметных связей в преподавании математики...

Межпредметные связи при обучении в колледже.

Межпредметные связи при обучении в колледже.Содержание:1. Введение.   2. Межпредметные связи. 2.1 Понятие и классификация межпредметных связей.  2.2 Виды межпредметных связей в содержании об...

Реализация межпредметных связей в процессе обучения математике в медицинском колледже

Общеобразовательные дисциплины содержат в себе элементы, необходимые медицинскому работнику. Математика позволяет формировать некоторые профессиональные компетенции будущего медработника. В работе пок...

Развитие целостной мыслительной деятельности обучающихся на основе межпредметных связей при проектировании систем водоснабжения и водоотведения

Развитие целостной мыслительной деятельности обучающихся на основе межпредметных связей при проектировании систем водоснабжения и водоотведения...