Духовные аспекты боли
статья на тему

Салмина Валентина Васильевна

Каждый человек верит он в Боге или нет, имеет внутреннюю жизнь. Духовность определяет цель и смысл жизни человека. Она определяет восприятие и отношение человека к другим людям, живым существам и событиям. Духовная жизнь каждого человека уникальна. Она основана на культурных, религиозных и семейных традициях, изменяется по мере накопления жизненного опыта. Духовность является основой человеческих суждений, веры, системы ценностей и действий. Она связанна с религиозными убеждениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnye_aspekty_boli.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Сызранский медицинский колледж

Салмина Валентина Васильевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Духовные аспекты боли

Каждый человек верит он в Боге или нет, имеет внутреннюю жизнь. Духовность определяет цель и смысл жизни человека. Она определяет восприятие и отношение человека к другим людям, живым существам и событиям. Духовная жизнь каждого человека уникальна. Она основана на культурных, религиозных и семейных традициях, изменяется по мере накопления жизненного опыта. Духовность является основой человеческих суждений, веры, системы ценностей и действий. Она связанна с религиозными убеждениями.

Медицина как отрасль человеческой деятельности занимает совершенно особое место именно потому, что наука в ней сочетается с ценностями, подходом, не имеющими ничего общего с наукой. В основе врачебного подхода- сострадание, а сострадание по самой своей природе ненаучно. Это человеческий подход, который может быть привнесен в любую отрасль человеческой деятельности, но медицины вовсе не существует вне сострадания, без страдания.

В отличии от светской медицины церковь всегда сопровождала безнадежных больных до самого порога смерти. В недавнем прошлом забота об обреченных пациентах сокращалась у медицинских работников до минимума их обеспечение обезболивающими средствами  и когда могли сдавали на руки родственникам. Духовная и даже душевная забота об этих людях в обязанности медицинского персонала не прописывалась.Разве, что в этот сложный период их жизни, старались поддерживать ложную надежду на выздоровление, скрывали «приговор», играли в лукавую игру, унижающую достоинство всех его участников. Человек  имеет право посмотреть смерти в глаза, собраться с мужеством перед встречей с ней, не быть  ею внезапно похищенной. Для онкологических пациентов, количество которых в России с каждым годом неуклонно увеличивается все этапы болезни являются сильным стрессом. Онкологический больной страдает во всех планах: в физическом, психическом, в духовном. В мире живет около 25миллионов человек  которые имеют диагноз: рак. От рака умирают 23%  больных в России. Одним из важных моментов в работе с такими пациентами является купирование болевого синдрома.

Главное, что должен иметь медработник это создать внутренний терапевтический климат, где человек, который переживает боль, чувствует себя комфортно, открыто. В паллиативной помощи необходим высокий уровень честности, эмпатии, ощущение действительности и сердечности. Эффективная помощь всегда основывается на любви. Митрополит Антоний Сурожский, врач говорил: « Необходимо в своё сердце взять больного человека и стоять с ним перед Богом»  

Медицинский работник должен помнить, что положительную роль боль имеет для человека только тогда, когда он её принимает, а не тогда когда эта боль на него наложена, как пытка, которую он не понимает и не принимает. Можно страдать от крика до боли- и говорить: « Да, мне это не выносимо, но я знаю, что это имеет какой-то смысл по отношению к вечности». Но человек может кричать от боли или просто страдать, считая, что это совершенно напрасное бессмысленное страдание, -потому что он ни во что не верит и, в сущности, хотел бы быть на положении животного, которому дают умереть, когда жизнь уже не в радость.

 Что нам доступно- это чувствовать боль, собственную боль по поводу чужого страдания. Это очень важное различие: надо пройти воспитание, надо решиться воспитывать в себе способность отзываться всем умом, всем сердцем, всем воображением на то, что случается с другими, но не старается ощутить почти нутром, почти физически страдание, которое не наше, эмоцию, которая не принадлежит нам. Пациент не нуждается в том, чтобы мы ощущали его боль или его страдание, он нуждается в нашей творческой отзывчивости на его страдание, на его положение, нуждается в отклике достаточно творческом, чтобы он подвигнул нас к действию, которое в первую очередь корениться в уважении, в благоговении по отношению к этому человеку. Не к анонимному пациенту, не к седьмой койке тринадцатой палаты, но к человеку, у которого есть имя, возраст, черты лица, у которого есть муж или жена, или возлюбленный, или ребенок. К кому-то, кто должен стать для нас до предела конкретным и чья жизнь, следовательно, значительна не только по тому, что таково наше отношение к жизни вообще, не потому, что нас научили, что наша цель- оберегать жизнь, продлевать её как можно дольше, но потому, что этот определенный человек, нравиться он мне или нет, значителен.

Духовная помощь очень важна тогда, когда выздоровление не является возможным, человек сомневается в смысле своей жизни. Сострадание и сочувствие становятся важной составляющей цели помощи и заботы, когда человек страдает от боли. Церковный опыт служения страждущих от боли, от неизлечимых болезней оказался востребованным. Медицинские учреждения приглашают к участию в оказания паллиативной помощи церковных людей, священнослужителей и мирян.

Страдания от боли приносят в душу больного множество вопросов: почему это происходит со мной? Имеет ли это какой-то более глубокий смысл? Какова суть бытия? Ценность прошлых заслуг, вина за ошибки и не выполненные обещания,  значение человеческой жизни, существует ли жизнь после смерти? Ответы на эти вопросы должны быть адекватными религиозным убеждениям человека, четкими, дающими силу и смысл, и утешение в страданиях. Для того чтобы дать ответ человеку страдающему от боли, беседа должна быть личностной, идущей от человека к человеку. Понимание человека обезличностной сути реальности всегда чрезмерно не велико, чтобы он осознал своё место в мире.Помочь понять больному себя это первый шаг к лечению боли. Помощь в состраданиях малоэффективная, если медицинский работник, который предоставляет её, навязывает своё мнение.

Духовность обычно связанна с религиозными убеждениями. Духовные переживания являются серьезным источником клинических проблем: - они могут вызвать или усилить боль, и психологических проблем; они могут быть источником страданий.

Боль некупированная адекватной терапией должна указать клиницисту на вероятность скрытых духовных проблем. Пациенты сильно различаются в готовности обсуждать вопросы духовного характера. Духовная поддержка ориентирована на личность и начинается с самого восприятия пациента. Некоторым больным помогает осознание того, что волнующий их вопрос беспокоит других. Для людей открыто признающих веру, духовность тесно связанна с религией. Для глубоко верующего пациента, чьи религиозные потребности удовлетворены, вероятность не решенных духовных проблем не велика. В паллиативной помощи вера пациента сильная или слабая, влияет на все аспекты его жизни. В большинстве религий говориться, что смерть- это не окончание жизни. Религиозность не делает жизнь или смерть проще, но наполняет смыслом и то и другое. Перенесение страданий от боли, когда нет осознания смысла, тягостно в  вышей  степени.

Необходимо видеть причину, по которой произошел разрыв отношений с Создателем, и провести беседу в которой открывается присутствие Бога. Одним из последствий грехопадений является рассогласование в деятельности душевных сил человека: ума, воли, сердца. Наш разум, не смотря на невозможность оторваться от сердца, замыкается в себе (ум и сердце имеют разные функции, в частности ум- констатирует, сердце оценивает). В повседневной жизни человека его ум живет своей жизнью, по правилам заданной системой научного образования, постоянно оправдывая существующие социальные нормы. Сердце- своей, руководствуясь иной логикой. Боль, страдания способствуют соединению ума и сердца, восстанавливают утраченную целостность познавательного процесса, в котором ровно, значемы интеллект и озарение сердца. Большинство людей находят Бога через боль и страдания.

Святой праведный Иоанн Кронштадский говорил: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце». Профессиональные качества не могут рассматриваться в отрыве от личностных, где духовность и нравственность являются базовыми характеристиками. С православной точки зрения, это любовь, смирение и то, как они приобретаются. И это отражается в опыте учения, воспитании в колледже как единого процесса, формирующего профессионально значимые качества студентов- медиков. Наш колледж - образовательное учреждение, в котором образовательная политика многоплановая, системная,  ориентированная не только на профессиональное, но и на духовно-нравственное становление личности. Активная деятельность студентов в рамках  факультатива «Основы православной культуры», Центра волонтеров, студенческого научного общества способствует формированию личности в целом, для которой понятие долга, чести, милосердия не пустой звук. Студенты учатся уважать  любые проявления религиозной веры пациента, и знакомится с религиозными обрядами и таинствами с помощью которых можно решать духовные потребности пациента страдающего болевым синдромом.

Можно ли научить милосердию? Да, тех людей, которые на это соглашаются, учить милосердию можно, и необходимо. Это искусство, труд, требуют героизма, на это нужно вдохновлять.

На фоне общего морального кризиса ничто не заменит слова учителя- настойчивого, убедительного, подкрепленного личным опытом, объясняющего юным душам, что порок всегда разрушителен. Верность незыблемым духовно- нравственным нормам приносит человеку истинное благо и счастье.

Список литературы

  1. Антоний Митрополит Сурожский. Труды. М: «Практика», 2002 год

  1. А.Г Горчакова, директор обо «Белорусский детский хоспис» Психосоциальные и духовные аспекты паллиативной помощи». Минск. 2008 год.

  1. Игумен Мефодий (Кондратьев). «Духовные аспекты паллиативной помощи ВИЧ - инфицированным», «Круглый стол по религиозному образованию». 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Душой болею о России"

Чтим традиции русского народа....

«Афганистан – боль в нашей судьбе»

Сценарий литературно-музыкального вечера «Афганистан – боль в нашей судьбе»,посвященного 25-й годовщине вывода Российских войск из Афганистана....

"Духовно-нравственное воспитание учащихся как важнейший аспект формирования личности гражданина России"

В статье представлен опыт работы воспитателя ГПД по духовно-нравственному воспитанию учеников коррекционных классов....

Духовный аспект нравственного воспитания подрастающего поколения. "Коридоры" взаимодействия.

Статья рассказывает о важности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, о роли создания воспитательного и образовательного пространства, механизмов взаимодействия с партнером, будь то...

Материал к занятию курса внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (6-7 классы). Тема: "Потомству в пример. Духовные защитники России"

Занятие по курсу внеурочной деятельности по ОДНКНР, 6-7 классы. Материал к теме: «Потомству в пример». Духовные защитники России»Актуальность и новизна:Одной из основных за...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЛИ, ПРИЧИН РАЗВИТИЯ БОЛИ. ИЗУЧЕНИЕ БОЛЕВЫХ СИНДРОМОВ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.

Практическое занятие ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал и тесты с эталонами ответов....

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...