Методические указания к выполнению курсовой работы по специальной дисциплине опд.04 Живопись с основами цветоведения
методическая разработка на тему

Крылова Ирина Анатольевна

В методических указаниях содержится материал, необходимый студентам специальности "Дизайн (по отраслям)" для создания курсового проекта.

Курсовая работа - первая научная работа обучающихся, которая выполняется в соответствии с учебным планом. Выполнение курсовой работы требует от студентов знаний общей и специальной литературы, умение соединять теоретические знания с практической деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 

Государственное  профессиональное образовательное   учреждение

  Тульской области

«Тульский государственный машиностроительный колледж

имени Никиты Демидова»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.04 ЖИВОПИСЬ С ОСНОВАМИ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Для обучающихся специальности

54.02.01. ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)

 (базовый уровень СПО)

Автор разработки:

Крылова И.А.

Преподаватель ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»

Общие положения

      Курсовая работа - первая научная работа студентов, которая выполняется в соответствии с учебным планом. Выполнение курсовой работы требует от студентов знаний общей и специальной литературы, умение соединять теоретические знания с практической деятельностью.

      Задачи выполнения студентами курсового проекта по курсу "Живопись с основами цветоведения":

- систематизация и закрепление полученных знаний и практических умений, становление профессиональных компетенций будущих дизайнеров;

- углубление и расширение теоретических знаний  в соответствии с заданной темой;

- формирование умения применять теоретические знания по цветоведению при решении поставленных задач;

- овладение приемами самостоятельной познавательной деятельности, формирование умений формулировать суждения и выводы;

- развитие ответственности, организованности и инициативности;

- развитие творческого потенциала студентов.

Курсовой проект выполняется на IV курсе по окончании изучения курса "Живопись с основами цветоведения". Количество часов по учебному плану - 6. Студенты работают как в аудитории, так и самостоятельно (в рамках выполнения внеаудиторной самостоятельной работы).

 Тематика курсовых проектов определяется либо преподавателями художественных дисциплин, либо самими студентами при условии обоснования ими целесообразности и актуальности темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Оглавление (содержание) включает перечисление частей работы, начиная от введения и кончая приложениями (если они имеются), с указанием страницы начала каждой части.

Введение содержит четкое и краткое обоснование выбора темы курсовой работы, степень ее актуальности. В нем раскрывается, что является предметом и объектом исследования. Здесь же формулируются цель и задачи создания работы.

Цель – это то, что в самом общем виде должен достичь студент в итоге своей работы.        

В качестве целей выступают:

  • Разработка         технологии         живописных         приемов, выполнение концептуального живописного планшета.
  • Сфера применения данного объекта;
  • Отработка методики выполнения живописного планшета, выработка определенных методов работы с конкретными   объектами  (человек);
  • Выработка элементарных навыков создания художественного образа в живописной работе.

Задачи -  это конкретизация цели, ее «дробление», то, что в конкретном виде, более узком понимании должен достичь студент в итоге своей работы.  Обычно их выдвигают не более трех, четырех. Единого стандарта в формулировке задач не существует, но чаще всего   первая   из выдвигаемых задач связана с выявлением сущности, природы, структуры, законов функционирования изучаемого объекта для проектирования; вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта, на построение его моделей; третья – на создание, разработку конкретных методик  проектирования. В зависимости от темы курсовой работы задачи могут быть следующие:

  • изучить передовой опыт ведущих дизайнеров, художников страны и других государств по теме курсовой;
  • провести анализ творческих работ или репродукций мастеров, разбор технических и живописных приемов по созданию своих живописных работ и разработать рекомендации по ее усовершенствованию в плане концептуального и колористического решения среды и предметов;
  • разработать и реализовать (в эскизных разработках и цветовых форэскизах) концепцию живописного планшета;

Для того чтобы проверить правильность определения основных характеристик живописного произведения, необходимо ответить на следующие вопросы:

ПРОБЛЕМА:                            

Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?                                              

АКТУАЛЬНОСТЬ:                  

Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?                                                                            

ОБЪЕКТ         ПРОЕКТИРОВАНИЯ:

Что проектируется? Что изображается?                                 Как рассматривается новое живописное         произведение, какие новшества и усовершенствования в выполнении этого произведения?                                                                                                                                                                            

ЦЕЛЬ:                                                                  

Какой результат намерен получить художник-дизайнер, каким он его видит?

ЗАДАЧИ:                                        

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

                   

                                               

В основной части необходимо раскрыть саму тему. Это означает, что надо не только осветить ее проблемы и возможные (или уже имеющиеся) их решения, но сопоставить их, провести их анализ, высказать свою точку зрения, предложить свое решение.

Эта часть Пояснительной записки обычно состоит из двух глав. В каждом отдельном случае расположение материала определяется конкретностью темы и логики изложения.  

Глава 1. Теоретическая часть исследуемого объекта (здесь раскрываются основы темы, ее сущность и содержание, содержание основных понятий и терминов, показывается процесс ее исторического развития, т.е. теория – что это такое?, история – откуда возникло и как развивалось (историческая справка о стиле или авторах, которые работают в определённом стиле, в котором выполняется курсовой проект)?, может содержать 2-4 вопроса.

Глава 2. Практическая часть описывает технологические особенности выполняемой творческой работы. Отражает следующие аспекты: 

  1. в какой технике выполняется проектная часть;
  2. поиск идей для выбора композиции;
  3. обоснование         выбора         материалов,         оборудования,         инструментов, приспособлений, фактур для выполнения живописного проекта;
  4. описание хода работы над проектом;

Каждая из глав должна иметь обобщение изложенного материала, которое представлено в виде выводов.

Заключение должно быть кратким, но вместе с тем обстоятельным, без повторов уже описанного ранее. Важнейшие выводы результатов работы, их практическая полезность и возможность внедрения, теоретическая значимость, перспективы дальнейшего развития должны быть сформулированы четко и лаконично. 

В целом, заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

  1. с какой целью выполнялась курсовая работа?
  2. что сделано?
  3. к каким выводам пришел автор?

Последовательность выполнения курсового проекта:

I этап:

1. Предварительный выбор темы

2. Составление библиографии.

II этап:

1. Анализ литературы по теме

2. Анализ тенденций современной моды (цветовые предпочтения)

3. Формирование основной идеи разрабатываемой коллекции

III этап:

1.Постановка проектной задачи в соответствии с темой

2.Работа над форэскизами коллекции

3. Выполнение чернового варианта коллекции (форэскизы)

IV этап:

1. Подготовка чернового варианта курсового проекта

2. Доработка курсового проекта по замечаниям руководителя

V этап:

1. Подготовка защиты курсовой работы (проекта)

2. Защита курсового проекта.

  Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель данной дисциплины.

 По объему курсовой проект должен быть не менее 15-20 страниц печатного текста (или 20-25 рукописного), включая рисунки.

Основное содержание работы:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение:

  • биография художника.

4. Теоретическая часть:

  • теоретические основы природы цвета;
  • психологические особенности восприятия цвета;
  • учет индивидуальных особенностей к выбору цветовой гаммы костюма;
  • цветовые тенденции современной моды.

5. Практическая часть:

  • обоснование выбора цветового решения коллекции,
  • описание колоратуры моделей и коллекции и построения цветовой композиции.

        6. Заключение.

        7. Список литературы.

8. Графическая часть:

  • цветовые карты (варианты цветового решения коллекции);
  • графическое (линейное) решение коллекции (формат А4);
  • тональное решение коллекции (формат А4);
  • окончательный вариант цветового решения коллекции (формат А3).

Защита курсовой работы

 Защита курсовой работы является обязательной и проводиться за счет времени, предусмотренного на изучение дисциплины.

  Оценка курсового проекта производится по следующим критериям:

- четкое обоснование и актуальность темы;

- свободное владение содержанием представленной работы;

- грамотное использование и анализ теоретического материала;

- интересное, творческое решение коллекции;

- умение грамотно организовать работу;

- владение законами цветовой гармонии и композиции костюма;

- самостоятельность в разработке темы;

- последовательное и логичное изложение материала.

  Курсовой проект оценивается по пятибальной системе. Положительная оценка выставляется при условии выполнения студентом всех требований  к  содержанию и выполнению курсового проекта.

Список литературы включает только те источники, которые студент использовал при написании курсовой работы. Их должно быть не менее 15-20 источников.  В тексте должны быть обязательно ссылки или сноски на источники из списка литературы.

Необходимо указать перечень нормативной, учебной, справочной и  методической литературы и другую информационную литературу или материалы, а также сайты, электронные ресурсы, использованные во время выполнения курсового проекта.

Список литературы должен быть оформлен согласно ГОСТу 7.1-2003  

«Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»:

1.Нумерация всей использованной литературы сплошная - от первого до последнего источника.  

2.Оформление списка использованной литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем, алфавите авторов и заглавий) в следующей последовательности:                    

  • литература на русском языке,
  • литература на языках народов, пользующихся кириллицей.
  • литература на языках народов, пользующихся латиницей

3.Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами.

  • Фамилия автора или фамилии авторов с прописной буквы.  
  • Основное заглавие. Подзаголовочные данные.  
  • Сведения об издании. - Напр.: 2-е изд., доп.           Место издания: Издательство или издающая организация. Дата издания.

- В отечественных изданиях приняты сокращения: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб., Ленинград - Л. В иностранных изданиях сокращаются: London - L., Paris - Р., New York -N.Y. Остальные города приводятся полностью. Объем (в страницах текста издания).  

Каждая область описания отделяется от последующей специальным разделительным знаком "точка, тирс" (. - ). После названия города перед названием издательства ставится знак (:). Указание объема книги является обязательным. Следует помнить о том, что в списке указываются конкретные названия произведении, статьи, названия законов. Выступления на конференциях и т.п. Если использованный материал был опубликован таким образом, что он является частью какого-либо издания (например, используется статья, опубликованная в журнале), то имеет место аналитическое описание, т.е. после специального знака "две косые черты" (//) приводится библиографическое описание данного издания с указанием места материала в издании. При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) место издания не указывается, а при описании статьи из сборника место издания указывается, а издательство опускается.  Описание литературы на иностранных языках выполняется, но тем же правилам.

 

Ниже даны примеры библиографического описания: 

1.Книга.   

Барышников В.Л. Живопись. Теоретические основы. Методические указания к заданиям базового курса дисциплины «Живопись» / Учебник. - М. «Архитектура С», 2010-120с., ил. ISBN 978-5-9647-0194-1  

 

  1. Статья из журнала. 

Григорьев Л. Трансформация живописного  образа  // Художник.—2001.-№6.-

С. 15-35.        

 

  1. Статья из сборника. 

Винер Дж. Концепция полезности в теории цветоведения // Теория цветоведения. T.I. Под ред. В.М.Гальперина -  СПб.: Художественная школа. 1999. С.78-117

 

        10.         Электронные ресурсы. 

Сайт цифровых учебно – методических материалов центра образования ВГУЭС [Электронный ресурс] / abc. vvsu.ru. – Электронные данные. – Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/.свободный. – Заглавие с экрана. – Яз.  рус.,  англ. 

Темы курсовых работ по специальной дисциплине

ОПД.04 ЖИВОПИСЬ С ОСНОВАМИ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

п/п

Название темы

1

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника В.Серова.

2

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника П. Пикассо.

3

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника М. Шагала.

4

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника К. Малевича.

5

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника С. Дали.

6

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника П. Филонова.

7

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника В. Васнецова.

8

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника Ван Гога.

9

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художников- прерафаэлитов.

10

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника В.Борисова- Мусатова.

11

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника О. Ренуара.

12

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника М. Врубеля.

13

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника В. Кандинского.

14

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника К. Петрова-Водкина.

15

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника М. Сарьяна.

16

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника   Д. Поленова.

17

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника Б. Кустодиева.

18

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника А. Модильяни.

19

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника   Н. Рериха.

20

Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника П. Мондриана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПМ 03. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КОПЧЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПОЛУФАБРИКАТОВ Специальность 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

Выполнение курсовой работы  по профессиональному модулю 03.Технология производства колбасных изделий, копченых изделий и полуфабрикатов, направлено на приобретение  практического опыта ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для выполнения курсовой работыпо дисциплине МДК 02.01 Технология приготовления сложной холодной кулинарной продукции

В пособии представлен материал по содержанию, структуре, методике написаниякурсовой работы по дисциплине МДК 02.01 для обучающихся специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»....

Методические указания по выполнению курсовой работы по МДК 04.02 "Основы анализа бухгалтерской отчётности"

Методические указания по выполнению курсовой работы  по МДК 04.02 "Основы анализа бухгалтерской отчётности" разработаны для студентов 3 курса специальности 38.02.01 "Экономика и бу...

Вопросы и ответы на экзамен по ОПД.04 Живопись с основами цветоведения. Специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям),

Список вопросов и ответов на экзамен по ОПД.04 Живопись с основами цветоведенияСпециальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям), 3 курс...

Задания и методические указания по выполнению курсовой работы по МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности

Настоящая разработка  составлена  для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по выполнению курсовой работы по профессиональному модулю Составление и использование бу...

Живопись с основами цветоведения

Представляю план конспект урока по "Живописи с основами цветоведения"...