Методические указания к выполнению курсовой работы по специальной дисциплине опд.04 Живопись с основами цветоведения
методическая разработка на тему
В методических указаниях содержится материал, необходимый студентам специальности "Дизайн (по отраслям)" для создания курсового проекта.
Курсовая работа - первая научная работа обучающихся, которая выполняется в соответствии с учебным планом. Выполнение курсовой работы требует от студентов знаний общей и специальной литературы, умение соединять теоретические знания с практической деятельностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Тульский государственный машиностроительный колледж
имени Никиты Демидова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОПД.04 ЖИВОПИСЬ С ОСНОВАМИ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Для обучающихся специальности
54.02.01. ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)
(базовый уровень СПО)
Автор разработки:
Крылова И.А.
Преподаватель ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»
Общие положения
Курсовая работа - первая научная работа студентов, которая выполняется в соответствии с учебным планом. Выполнение курсовой работы требует от студентов знаний общей и специальной литературы, умение соединять теоретические знания с практической деятельностью.
Задачи выполнения студентами курсового проекта по курсу "Живопись с основами цветоведения":
- систематизация и закрепление полученных знаний и практических умений, становление профессиональных компетенций будущих дизайнеров;
- углубление и расширение теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирование умения применять теоретические знания по цветоведению при решении поставленных задач;
- овладение приемами самостоятельной познавательной деятельности, формирование умений формулировать суждения и выводы;
- развитие ответственности, организованности и инициативности;
- развитие творческого потенциала студентов.
Курсовой проект выполняется на IV курсе по окончании изучения курса "Живопись с основами цветоведения". Количество часов по учебному плану - 6. Студенты работают как в аудитории, так и самостоятельно (в рамках выполнения внеаудиторной самостоятельной работы).
Тематика курсовых проектов определяется либо преподавателями художественных дисциплин, либо самими студентами при условии обоснования ими целесообразности и актуальности темы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
Оглавление (содержание) включает перечисление частей работы, начиная от введения и кончая приложениями (если они имеются), с указанием страницы начала каждой части.
Введение содержит четкое и краткое обоснование выбора темы курсовой работы, степень ее актуальности. В нем раскрывается, что является предметом и объектом исследования. Здесь же формулируются цель и задачи создания работы.
Цель – это то, что в самом общем виде должен достичь студент в итоге своей работы.
В качестве целей выступают:
- Разработка технологии живописных приемов, выполнение концептуального живописного планшета.
- Сфера применения данного объекта;
- Отработка методики выполнения живописного планшета, выработка определенных методов работы с конкретными объектами (человек);
- Выработка элементарных навыков создания художественного образа в живописной работе.
Задачи - это конкретизация цели, ее «дробление», то, что в конкретном виде, более узком понимании должен достичь студент в итоге своей работы. Обычно их выдвигают не более трех, четырех. Единого стандарта в формулировке задач не существует, но чаще всего первая из выдвигаемых задач связана с выявлением сущности, природы, структуры, законов функционирования изучаемого объекта для проектирования; вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта, на построение его моделей; третья – на создание, разработку конкретных методик проектирования. В зависимости от темы курсовой работы задачи могут быть следующие:
- изучить передовой опыт ведущих дизайнеров, художников страны и других государств по теме курсовой;
- провести анализ творческих работ или репродукций мастеров, разбор технических и живописных приемов по созданию своих живописных работ и разработать рекомендации по ее усовершенствованию в плане концептуального и колористического решения среды и предметов;
- разработать и реализовать (в эскизных разработках и цветовых форэскизах) концепцию живописного планшета;
Для того чтобы проверить правильность определения основных характеристик живописного произведения, необходимо ответить на следующие вопросы:
ПРОБЛЕМА: | Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? |
АКТУАЛЬНОСТЬ: | Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? |
ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ: | Что проектируется? Что изображается? Как рассматривается новое живописное произведение, какие новшества и усовершенствования в выполнении этого произведения? |
ЦЕЛЬ: | Какой результат намерен получить художник-дизайнер, каким он его видит? |
ЗАДАЧИ: | Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? |
В основной части необходимо раскрыть саму тему. Это означает, что надо не только осветить ее проблемы и возможные (или уже имеющиеся) их решения, но сопоставить их, провести их анализ, высказать свою точку зрения, предложить свое решение.
Эта часть Пояснительной записки обычно состоит из двух глав. В каждом отдельном случае расположение материала определяется конкретностью темы и логики изложения.
Глава 1. Теоретическая часть исследуемого объекта (здесь раскрываются основы темы, ее сущность и содержание, содержание основных понятий и терминов, показывается процесс ее исторического развития, т.е. теория – что это такое?, история – откуда возникло и как развивалось (историческая справка о стиле или авторах, которые работают в определённом стиле, в котором выполняется курсовой проект)?, может содержать 2-4 вопроса.
Глава 2. Практическая часть описывает технологические особенности выполняемой творческой работы. Отражает следующие аспекты:
- в какой технике выполняется проектная часть;
- поиск идей для выбора композиции;
- обоснование выбора материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, фактур для выполнения живописного проекта;
- описание хода работы над проектом;
Каждая из глав должна иметь обобщение изложенного материала, которое представлено в виде выводов.
Заключение должно быть кратким, но вместе с тем обстоятельным, без повторов уже описанного ранее. Важнейшие выводы результатов работы, их практическая полезность и возможность внедрения, теоретическая значимость, перспективы дальнейшего развития должны быть сформулированы четко и лаконично.
В целом, заключение должно давать ответ на следующие вопросы:
- с какой целью выполнялась курсовая работа?
- что сделано?
- к каким выводам пришел автор?
Последовательность выполнения курсового проекта:
I этап:
1. Предварительный выбор темы
2. Составление библиографии.
II этап:
1. Анализ литературы по теме
2. Анализ тенденций современной моды (цветовые предпочтения)
3. Формирование основной идеи разрабатываемой коллекции
III этап:
1.Постановка проектной задачи в соответствии с темой
2.Работа над форэскизами коллекции
3. Выполнение чернового варианта коллекции (форэскизы)
IV этап:
1. Подготовка чернового варианта курсового проекта
2. Доработка курсового проекта по замечаниям руководителя
V этап:
1. Подготовка защиты курсовой работы (проекта)
2. Защита курсового проекта.
Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель данной дисциплины.
По объему курсовой проект должен быть не менее 15-20 страниц печатного текста (или 20-25 рукописного), включая рисунки.
Основное содержание работы:
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Введение:
- биография художника.
4. Теоретическая часть:
- теоретические основы природы цвета;
- психологические особенности восприятия цвета;
- учет индивидуальных особенностей к выбору цветовой гаммы костюма;
- цветовые тенденции современной моды.
5. Практическая часть:
- обоснование выбора цветового решения коллекции,
- описание колоратуры моделей и коллекции и построения цветовой композиции.
6. Заключение.
7. Список литературы.
8. Графическая часть:
- цветовые карты (варианты цветового решения коллекции);
- графическое (линейное) решение коллекции (формат А4);
- тональное решение коллекции (формат А4);
- окончательный вариант цветового решения коллекции (формат А3).
Защита курсовой работы
Защита курсовой работы является обязательной и проводиться за счет времени, предусмотренного на изучение дисциплины.
Оценка курсового проекта производится по следующим критериям:
- четкое обоснование и актуальность темы;
- свободное владение содержанием представленной работы;
- грамотное использование и анализ теоретического материала;
- интересное, творческое решение коллекции;
- умение грамотно организовать работу;
- владение законами цветовой гармонии и композиции костюма;
- самостоятельность в разработке темы;
- последовательное и логичное изложение материала.
Курсовой проект оценивается по пятибальной системе. Положительная оценка выставляется при условии выполнения студентом всех требований к содержанию и выполнению курсового проекта.
Список литературы включает только те источники, которые студент использовал при написании курсовой работы. Их должно быть не менее 15-20 источников. В тексте должны быть обязательно ссылки или сноски на источники из списка литературы.
Необходимо указать перечень нормативной, учебной, справочной и методической литературы и другую информационную литературу или материалы, а также сайты, электронные ресурсы, использованные во время выполнения курсового проекта.
Список литературы должен быть оформлен согласно ГОСТу 7.1-2003
«Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»:
1.Нумерация всей использованной литературы сплошная - от первого до последнего источника.
2.Оформление списка использованной литературы рекомендуется выполнять по принципу алфавитного именного указателя (в общем, алфавите авторов и заглавий) в следующей последовательности:
- литература на русском языке,
- литература на языках народов, пользующихся кириллицей.
- литература на языках народов, пользующихся латиницей
3.Описание источников, включенных в список, выполняется в соответствии с существующими библиографическими правилами.
- Фамилия автора или фамилии авторов с прописной буквы.
- Основное заглавие. Подзаголовочные данные.
- Сведения об издании. - Напр.: 2-е изд., доп. Место издания: Издательство или издающая организация. Дата издания.
- В отечественных изданиях приняты сокращения: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб., Ленинград - Л. В иностранных изданиях сокращаются: London - L., Paris - Р., New York -N.Y. Остальные города приводятся полностью. Объем (в страницах текста издания).
Каждая область описания отделяется от последующей специальным разделительным знаком "точка, тирс" (. - ). После названия города перед названием издательства ставится знак (:). Указание объема книги является обязательным. Следует помнить о том, что в списке указываются конкретные названия произведении, статьи, названия законов. Выступления на конференциях и т.п. Если использованный материал был опубликован таким образом, что он является частью какого-либо издания (например, используется статья, опубликованная в журнале), то имеет место аналитическое описание, т.е. после специального знака "две косые черты" (//) приводится библиографическое описание данного издания с указанием места материала в издании. При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) место издания не указывается, а при описании статьи из сборника место издания указывается, а издательство опускается. Описание литературы на иностранных языках выполняется, но тем же правилам.
Ниже даны примеры библиографического описания:
1.Книга.
Барышников В.Л. Живопись. Теоретические основы. Методические указания к заданиям базового курса дисциплины «Живопись» / Учебник. - М. «Архитектура С», 2010-120с., ил. ISBN 978-5-9647-0194-1
- Статья из журнала.
Григорьев Л. Трансформация живописного образа // Художник.—2001.-№6.-
С. 15-35.
- Статья из сборника.
Винер Дж. Концепция полезности в теории цветоведения // Теория цветоведения. T.I. Под ред. В.М.Гальперина - СПб.: Художественная школа. 1999. С.78-117
10. Электронные ресурсы.
Сайт цифровых учебно – методических материалов центра образования ВГУЭС [Электронный ресурс] / abc. vvsu.ru. – Электронные данные. – Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/.свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус., англ.
Темы курсовых работ по специальной дисциплине
ОПД.04 ЖИВОПИСЬ С ОСНОВАМИ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
№ п/п | Название темы |
1 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника В.Серова. |
2 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника П. Пикассо. |
3 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника М. Шагала. |
4 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника К. Малевича. |
5 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника С. Дали. |
6 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника П. Филонова. |
7 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника В. Васнецова. |
8 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника Ван Гога. |
9 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художников- прерафаэлитов. |
10 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника В.Борисова- Мусатова. |
11 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника О. Ренуара. |
12 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника М. Врубеля. |
13 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника В. Кандинского. |
14 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника К. Петрова-Водкина. |
15 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника М. Сарьяна. |
16 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника Д. Поленова. |
17 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника Б. Кустодиева. |
18 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника А. Модильяни. |
19 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника Н. Рериха. |
20 | Разработка коллекции одежды на основе изучения творчества художника П. Мондриана. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-263210-1377598437.jpg)
План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)
Данный материал поможет преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для выполнения курсовой работыпо дисциплине МДК 02.01 Технология приготовления сложной холодной кулинарной продукции
В пособии представлен материал по содержанию, структуре, методике написаниякурсовой работы по дисциплине МДК 02.01 для обучающихся специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/20/picture-976358-1511208464.jpg)
Методические указания по выполнению курсовой работы по МДК 04.02 "Основы анализа бухгалтерской отчётности"
Методические указания по выполнению курсовой работы по МДК 04.02 "Основы анализа бухгалтерской отчётности" разработаны для студентов 3 курса специальности 38.02.01 "Экономика и бу...
Вопросы и ответы на экзамен по ОПД.04 Живопись с основами цветоведения. Специальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям),
Список вопросов и ответов на экзамен по ОПД.04 Живопись с основами цветоведенияСпециальность: 54.02.01 Дизайн (по отраслям), 3 курс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/12/picture-1187399-1573561403.jpg)
Задания и методические указания по выполнению курсовой работы по МДК 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности
Настоящая разработка составлена для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по выполнению курсовой работы по профессиональному модулю Составление и использование бу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/13/picture-1304350-1610547379.jpg)
Живопись с основами цветоведения
Представляю план конспект урока по "Живописи с основами цветоведения"...
Методические рекомендации по выполнению практических работ ОП 04. Живопись с основами цветоведения. Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Методические рекомендации по выполнению практических работ ОП 04. Живопись с основами цветоведения. Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)...