«ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЗВЁЗДНЫЙ ДОЖДЬ» И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
статья по теме

Ольга Александровна Кочурова

Профессиональное самоопределение в детском творческом объединении Звёздный дождь школы №46 г.Братска

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЗВЁЗДНЫЙ ДОЖДЬ»

И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Автор Кочурова Ольга Александровна .

учитель музыки МБОУ"СОШ№46 г.Братск

Музыкальному искусству принадлежит решающая роль в процессе формирования личности.  Но что нужно сделать, чтобы музыка стало частью  жизни ребёнка? Пройдя путь с 1 по 11 класс, учащиеся, за это время должны постичь духовный опыт человечества и сформировать готовность к личному самоопределению

        Но эффективность  профессионально- ориентированного образования  обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом и её культурной среды.

Мною  в  школе было организовано детское  творческое объединение  «Звёздный дождь», куда входят дети с высокими познавательными потребностями и  творческими задатками. Объединение было сформировано в 2014г из учащихся 1-11 классов всех  возрастных групп. На период 2015-2016 г  учебный год детское объединение насчитывало 52 человека.

Цель:

Всестороннее развитие личности и творческого потенциала как основа для  профессиональное самоопределение на различных возрастных этапах

Задачи: 

  • создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении;
  • организация социального партнерства школы с представителями профессионального образования;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профработы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых  в воспитательной работе;
  • проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов реализации средств
  • профессиональной ориентации в основной и старшей школе (с учетом существующего опыта).

Структура деятельности детского творческого объединения координирует - зам.директора по УВР

  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; конкурсах фестивалях мероприятиях
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы
  • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки 
    Цели и задачи детского школьного объединения.

Цель:

  • Формирование социально активной личности, творческой индивидуальности и творческой направленности. Формирование нравственных принципов путём приобщения к музыкальной культуре. 
  • Достичь абсолютной свободы творчества ,через непосредственное знание о природе, окружающем мире и своего внутреннего опыта. 

Задачи: 

  • Содействовать в активизации творческого потенциала учащихся школы в области   музыкального творчества, выявление талантливой молодёжи, пропаганде    музыкального искусства и искусства в целом.
  • Содействовать становлению активной жизненной позиции школьников, осознанию личной ответственности и гражданского долга.
  • Ориентировать учащихся на активное участие на посильном для них уровне в созидательной общественной деятельности, направленной на познание мира и самосовершенствования;
  • Принятие участия в решении учебно-воспитательных  и культурно-массовых вопросах.
  • Формирование и укрепление школьных традиций.

Основные направления деятельности:

  • Организация центров делового сотрудничества, совместных акций, мероприятий, , выставок; 
  • Участие в творческих конкурсах ,концертах .
  • Организация благотворительной деятельности. 
  • Проведение исследований, разработка и реализация социальных программ

Система творческого  объединения

 Система творческого  объединения  предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:

  • наличие условий для свободного выбора каждым ребенком, программы и времени их освоения;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;
  • личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;
  • личностно-ориентированный подход в работе

Структура творческого объединения

(деление по  секциям)

Учащиеся с высокими творческими и  вокальными задатками выходят на внеурочную деятельность, с целью развития индивидуальных способностей.

  • Для 1 и 2 ступени (1-4 классы) мною создана  программа по внеурочной деятельности "Природа -источник вдохновения" в рамках внедрения ФГОС НОО .которая помогает раскрыть творческие задатки и способности обучающихся, а также сформировать творческие ориентиры. Основная задача на этом этапе :достичь абсолютной свободы творчества через непосредственное знание о природе, окружающем мире, и своего внутреннего опыта
  • на  3 ступени обучения :

5 класс - мною адаптирована и используется программа по внеурочной деятельности "Театр песни" где учащиеся становятся музыкантами актерами учатся понимать разную музыку Основная задача развитие творческих способностей и музыкально-образного мышления, а так же  нравственных ориентиров.

6 класс программа" Мир музыки "- Основная задача охватить разные виды музыкальной деятельности  научить слушать понимать музыку и быть её активным участником

  • Дети с высоким уровнем творческих способностей имеют возможность углубленно изучать материал учебного предмета на спецкурсе

Для учащихся 8-9 классов создан спецкурс «Жанровое многообразие музыки».Здесь  обучающиеся разрабатывают и  проводят тематические вечера , творческие встречи , выступают  на городских мероприятиях, участвуют в различных  благотворительных акций.

  • Создана творческая- проектная мастерская "Вдохновение" для учащихся 7-10 классов с высокими познавательными возможностями (изучение муз. грамотности создание муз.  прoектов, и творческих вечеров ,акций , участие в олимпиадах ) где обучающиеся активно занимаются проектной и исследовательской деятельностью,
  • Вокально-хоровая  студия "Звёздный дождь."

 Сюда входят учащиеся с хорошими  вокальными данными  , с целью развития индивидуальных способностей, что является гармоничным продолжением моей урочной деятельности, в контексте общегородской программы по работе с одаренными детьми.

мною созданы 4 группы обучающихся

 это вокальные ансамбли :

1 ступени  1-4 классы ,

2 ступень-5-6-классы

3 ступень-7-8классы

4 ступень-9-11 классы

         Наличие специальных способностей к определённому виду деятельности, практический опыт занятий в творческом объединении - помогут в будущем поможет сформировать его профессиональные намерения .

        Деятельность учащихся в творческом объединении помогает усвоить знания на более высоком уровне раскрыть свой творческий потенциал на разных возрастных этапах .

Культурное самоопределение учащихся осуществляется непрерывно. Непрерывность обеспечивается «переходом» ученика от одного «звена» к другому «звену»

  • Профессиональное самоопределение в процессе обучения  на разных возрастных этапах имеет свои особенности
  • 1 и 2 этап –воспитание положительной мотивации к творческой музыкальной деятельности
  • 3этап в среднем школьном возрасте происходит осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта деятельности приводит к формированию представления о профессии музыканта..
  • 4этап- в старшем школьном возрасте, профессиональное самоопределение начинает выступать как важная задача личностного развития, знания о собственных способностях и профессионально важных качествах, умения работать с источниками информации о путях продолжения образования

многочисленных проб в сфере практической деятельности,

         Ориентации учащихся на культурное самоопределение стало эффективным, когда я предоставила учащимся возможность осуществлять свободный выбор познавательных и творческих альтернатив в различных организационных формах обучения и воспитания, к примеру : хоровой коллектив, в структуре которых существуют вокальные ансамбли различных стилей и направлений;  игру на гитаре и; музыкальный театр; школьные, региональные, всероссийские, международные конкурсы; фестивали и др.)

     Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении 6 лет, получают доп.профессиональную или начальную профессиональную подготовку и, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом выбранной деятельности,

Виды творческой деятельности

Учебная деятельность в детском  объединении строится на  развитии различных видов творческого труда в единстве с музыкой  

 

  1. Художественное творчество
  2. Поэтическое творчество
  3. Вокальное творчество
  4. Исполнительское творчество.
  5. Театрализация
  6. Хореография
  7. Художественно-прикладное                  

 творчество

Формы профориентационной работы

(индивидуальные и групповые)

Личностно-ориентированный подход в обучении, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся на уроке, дифференциация заданий, ИКТ, учебно-игровые технологии, способствующие без перегрузок включать детей в учебно-познавательную деятельность, а также проектные технологии - всё это позволило добиться позитивной динамики результатов обучения.

           Педагогические технологии  используемые  в процессе обучения и в воспитательной работе:

  • информационно-коммуникационные технологии,
  • игровые технологии,
  • здоровье сберегающие технологии,
  • арт-технологии.
  • проектная технология,

Отбор технологий и методов обучения, учитывающий психолого-возрастные особенности учащихся, позволяет развивать познавательную и исследовательскую активность учащихся

Воспитательная программа

Одним словом музыка расширяет широкий спектр познания.

Моя воспитательная программа состоит из 4 разделов

  • " Искусство преобразует мир"

Задача: Формирование общей культуры и эстетического взгляда на жизнь. . Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  • "Я и природа",

 Задача: Воспитание эстетического отношения к природе, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

  • "Великие наши современники"

Задача: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, ,формирование нравственных качеств, выработка ценностных ориентаций

  • " Я и отечество",

Задача :воспитание патриотических чувств.

           Основой воспитательной системы является создание в коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес ребят к реализации потребности стать самим собой, развитию и проявлению своих творческих и музыкальных способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания.

Цель воспитания: духовно-нравственное развитие личности – формировании у ребенка активной гражданской позиции, готовности подростка к самостоятельному нравственному выбору, становлении у него системы духовных ценностей и способности реализовать их в практической деятельности, потребности в самосовершенствовании, самореализации в социально и личностно значимой деятельности.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • способствовать формированию в коллективе духовно богатой, нравственно-чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;
  • поддерживать и обеспечивать становление индивидуальности детей на разных этапах творческого развития ;
  • пробуждать интерес ребенка к самому себе, помогать в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

Составляющими элементами воспитательной системы являются:

  • формирование и развитие самоуправления в творческом объединении;
  • активное участие всего коллектива во всех мероприятиях, конкурсах и соревнованиях школы;
  • занятие научно-исследовательской деятельностью;
  • участие в школьных, городских, региональных и всероссийских научно-практических конференциях и творческих фестивалях; концертах.
  • сотрудничество и активная взаимосвязь с родителями;
  • посещение театров, выставок, музеев с целью развития познавательного интереса и воспитания нравственности;

На первой неделе сентября в объединении проводится организационный мероприятие «Развитие самоуправления в творческом коллективе», на котором вместе с ребятами: формулируются задачи развития; формируются органы самоуправления; определяются направления воспитательной работы 

договора о сотрудничестве

       К занятиям творческого объединения «Звездный дождь» привлекаются представители общественности, творческой интеллигенции города Братска (художники, писатели, музыканты, журналисты), деятели культуры, представители власти, представители литературных объединений и других творческих объединений города Братска.

Совместно с поэтами и ветеранами города проведены праздничные музыкально поэтические вечера.

На протяжении трёх лет учащиеся творческого объединения «Звёздный дождь» школы № 46 плодотворно сотрудничают:

с департаментом культуры и администрацией города Братска; учащиеся детского объединения получили благодарственное письмо за значительный личный вклад в развитие культурной и интеллектуальной и духовной жизни города, сохранение и пропаганду музыкального и литературного творчества, от начальника департамента культуры; от мэра города Братска, администрации города, партии Единая Россия  

Детское объединение   активно сотрудничает со многими организациями, клубами и учреждениями, заключены договора о совместной деятельности в рамках проф.ориентационной работы:

  • Театрально-концертный центр Братск-Арт,
  • Центральная городска Библиотека
  • Клуб ветеранов педагогического труда Парнас
  • Дворец творчества детей и молодёжи,
  • Братский городской музей истории освоения Ангары
  • областной центр народного творчества и досуга (город Иркутск)
  • Братское музыкальное училище.
  • Городским литературным обществом «Литературное Братство»

Договоры о совместной деятельности в рамках проф.ориентационной работы согласно плана заключены с :.

  • Центральной городской библиотекой им. И.З. Черемных (договор),
  • ГОБУ СПО «Братское музыкальное училище» (договор),
  • Детской школой искусств ОДШИ№3(договор),
  • Городским литературным обществом «Литературное Братство» (договор),
  • Совет народного университета ветеранов педагогического труда (договор)

Совместно с педагогами муз училища разработан план мероприятий определённый договором о сотрудничестве, план подготовки к профессиональному определению.

Выбор индивидуального маршрута.

разработаны индивидуальные образовательные маршруты для талантливых детей. В рамках индивидуальной работы с отдельными учащимися отмечается позитивная динамика результатов обучения.

        На каждого ученика составляется«Проф.ориентационная карта» , включающая:

  • Общие данные о ребенке (заполняется ежегодно под руководством педагога)
  • Изучение профессиональной направленности личности учащегося
  • прогнозирование участия и достижения обучающихся в мероприятиях различного уровня.
  • Обоснование профессионального выбора (заполняется родителями и педагогом, психологом)

Проф.ориентационная карта обучающегося, заполняется на всех этапах обучения и может быть продолжена на старшей ступени обучения, если обучающийся  продолжает обучение в школе. Ведение проф.карты позволяет прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности ученика, а  также, своевременно оказывать помощь обучающимся в профессиональном выборе, проводить коррекцию и проф.консультирование.

       Успешность и активность ребенка  в образовательной и творческой деятельности поможет в дальнейшем  в выборе будущей  профессии. Мониторинг показал, что за время реализации представляемого проекта в мероприятиях различного уровня успешно приняло участие 92%,  обучающихся объединения.  За последние 2,5 года учащиеся объединения становились победителями и лауреатами многих творческих конкурсов 

       Мною ведется активная проф.ориентационная деятельность, в том числе проводит недели музыки в школе в рамках общешкольной программы культуротворческой школы.

Проводятся встречи с известными, творческими людьми города согласно плана внеурочной деятельности. Проведена литературно-творческая гостиная, куда были привлечены известные поэты и писатели города Братска А.Фѐдорова, А.Лисица.его презентация детской книги «Колосок», поэтессой Людмилой Надаховской ,вечера-встречи с известными в городе музыкантами и самодеятельными композиторами.  

Воспитанники творческой группы «Звездный дождь» посещают концерты, проводимые школой искусств и музыкальным училищем.

Выпускники

Выпускники продолжают заниматься музыкой, вокалом и после окончания школы, некоторые даже выбрали еѐ своей профессией. вероника шкоркина учащиеся музыкального училища, готовятся к поступлению Павел Ильин,Екатерина Кочурова

Многие выпускники стали солистами музыкальных групп, участники вокальных коллективов города Братска, становились лауреатами городских и областных конкурсов вокального искусства .

год

Пед.училище

Муз.училище

Институт культуры

Гуманитарные институты

2013-2014

4

2

1

1

2014-2015

2

2

0

0

2015-2016

2

1

0

1

Результат контроля

Согласно результатам контроля по теме «Создание условий для гармоничного развития и социализации личности учащихся в рамках творческого объединения «Звездный дождь отмечаются высокие личностные результаты и сформированность коммуникационных универсальных действий.  

Вывод:

1.Разработана и внедрена в учебный процесс модель проф.ориентационной работы в условиях действующего  творческого объединения "Звёздный дождь",что способствует проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.

2.Созданы условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, и личностными  особенностями, способствующие формированию способностей обучающихся к социально – профессиональной адаптации в обществе.

3. Осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход в обучении в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов. 

4.Соответствие содержания форм и методов проф.ориентационной работы потребностям профессионального развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежегодный школьный творческий конкурс "Звёздная россыпь талантов"

Ежегодный школьный творческий конкурс "Звёздная россыпь талантов" , организуется учителем музыки МБОУ ЛАП №135 Дреминой Ю.Г. и администрацией лицея....

Статья на тему: «Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»

Статья на тему:«Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»...

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на занятия творческого объединения "Батик"

Задача обучения состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформулировать умение управлять процессами творчества, фантазированием, подготовить почву для тог...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...

Методическая разработка "Формирование социально-ответственного профессионального самоопределения на основе коллективного творческого дела (КТД)"

Актуальность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления несоответствия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и...