Образы природы в музыке
план-конспект урока на тему

Давлетбаева Лилия Хамисовна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_obrazy_prirody.docx29.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа «Музыка начальная школа» Е.Д.Критской,Г. П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной.                                                                                                   Автор: Давлетбаева Л.Х.

Класс: 3

Тема урока: «Утро». Образы природы в музыке.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Деятельностная цель: ознакомление учащихся с образами природы в музыке русского композитора П. Чайковского и норвежского композитора Э. Грига.

Образовательная цель: показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.

Формирование УУД:

Личностные действия: накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля, развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;

Регулятивные действия: проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов; выражать свои впечатления в пении или пластике.

Познавательные действия: уметь называть выразительные средства музыки, сравнивать музыкальные произведения.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие, уметь выслушать и помочь товарищу.

Музыкальная литература: П. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома». Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Ход урока

Этап урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Педагогические приемы

Ожидаемый результат

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

Ребята, здравствуйте!

А сейчас посмотрите все на доску и постарайтесь выбрать те слова, которые нам пригодятся на этом уроке (старание, лень, активность, положительный настрой, дружба, нежелание учиться…)

Надеюсь вы будете активными и послушными ,в конце урока самые активные получат оценки.

Приветствуют учителя.

Дети выбирают слова

Положительный настрой на урок

II. Актуализация знаний

Закрепление полученных знаний

 -С музыкой каких двух русских композиторов вы встречались во втором классе?

Это были пьесы из «Детского альбома П. Чайковского и из альбома «Детская музыка» С. Прокофьева.

-А помните ли вы о чем рассказали композиторы в этих сборниках?

-С музыкой Чайковского и Прокофьева.

-Композиторы рассказали нам о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня.

Умение использовать знания полученные на прошлых уроках

III. Основная часть (беседа по теме)

Обогатить знания о музыкальном искусстве. Прослушать и сравнить произведения Чайковского и Прокофьева.

-Скажите мне, как начинается наш день?  Взгляните, на доске портрет Чайковского. Он был глубоко верующим человеком.

-С чего начинался день верующего человека?

- Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка,  начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте «Утреннюю молитву».

-Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

-С зарядки....

-С молитвы.

Слушание.

- Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное.

Портрет  Чайковского

Звучит «Утренняя молитва» П. Чайковского

Умение слушать, доказательно  высказывать свое мнение

IV. Музыкально-ритмические движения

V. Вокально-хоровая работа

-Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение?

-Какая мелодия?

-Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках.

-Мелодия звучит один раз или повторяется?

-В каком ладу звучит пьеса?

-Что происходит с динамикой, как она развивается?

-На что похоже это звучание?

-А о чем молился ребенок утром?

-Ребята, обратите внимание на рисунок художника. Что там изображено?

-Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?

-Итак, «Утренняя молитва» - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром.

-Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется «Утро» норвежского композитора Э. Грига из симфонической сюиты к драме норвежского драматурга Г. Ибсена «Пер Гюнт».

-Пьеса «Утро» - это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучанием симфонического оркестра.

 -Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор?

-Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы.

Ребята, у вас на парте лежат музыкальный словарь..  Внимательно, самостоятельно  прочитайте о композиторе Э.Григе и используя структуру  Релли Робин с партнёром по плечу расскажите друг – другу все что запомнили.

   

     "В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное ...", - так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига.

-Ребята, а если мы сравним «Утреннюю молитву» Чайковского и «Утро» Грига, что общего мы отметим?

-А в чем отличие?

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись.

-Перед тем , как начать разучивать новую  песню, нам нужно распеться проговорить, простучать ритм).  

до –

до ре ми –

ми фа соль –

соль ля соль фа ми ре до

- Молодцы!

Теперь попробуем под музыку

-«Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

- Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

-Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы - маленького ребенка.

- В мажорном, светлом.

- В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

- Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

- На  мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

- В  утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

- На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.

- Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротворенные.

Слушание.

- Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку,  словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.

(Дети читают)

Релли  Робин (два участника поочерёдно обмениваются короткими ответами)

- И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.

- Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней.

Исполняют движения под ритмичную музыку.

Дети повторяют

Портрет Грига

Звучит «Утро» Э Грига

Приложение №1

Ноты на доске

Умение слушать. Умение анализировать полученные знания, умение анализировать музыкальное произведение. Умение доказательно высказывать свое мнение.

Развитие вокально-хоровых навыков

Вспомните первое сентября,  первое знакомство с первой учительницей и первым звонком. Каким было это утро?

1.Пришли сюда мы малышами,

держа в руках цветов букет.

А папы, мамы волновались,

давали мудрый нам совет.

Но время быстро пробежало,

И повзрослели мы чуть-чуть,

А так хотелось детским взглядом

На школу нам ещё взглянуть

(припев)

Школа, школа, двери распахни,

Школа, школа, уроки-перемены,

Школа, школа – учитель у доски

И твоей любовью мы согреты. (2 раза)

2. Мы входим в классы ежедневно

Родная парта, стул, тетрадь

Английский, русский, рисованье,

Смогли вы много рассказать.

Мы с вами пели и читали

Играя, вы учили нас.

Спасибо, школа дорогая,

Ведь все науки - это класс!

Припев(2 раза)

Проигрыш…Припев (тихий), припев (повышенный/ 2 раза)

Долгожданным, волнительным…..

Разучивание песни

Раздаю листочки со словами песни

VII. Рефлексия

Обобщение изученного на уроке, используя структуру Релли Тэйбл (два участника поочерёдно записывают свои ответы на одном листе бумаги).

-Итак, ребята, используя структуру Релли Тэйбл, вы вспомните и запишите на одном листе всё то, что узнали на уроке.

Подпишите свои работы и сдайте на проверку.

Сегодня мы с вами познакомились с музыкой утра в творчестве разных композиторов.

Два участника поочерёдно записывают свои ответы на одном листе бумаги.

Сдают листочки.

Домашнее задание

Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы «увидели», слушая музыку, передайте в своих рисунках.

-Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!

Записывают в дневники

Приложение №1

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в городке Бергене в прекрасной северной стране Норвегия.

 Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига.

Отец его был широко образованным человеком.  Он  играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В его доме часто звучала музыка.

     Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать.

     Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе...

План урока-беседы по литературе на тему "Музыка в душе, музыка в жизни, музыка в литературе..."...

Общество и природа. Природа под охраной закона .

Цели и задачи преподавателя:1.Создавать условия для формирования знаний, умений по теме.     2.Формировать общие компетенции обучающихся:-понимать сущность и социальную значи...

Общество и природа. Природа под охраной закона .

Цели и задачи преподавателя:1.Создавать условия для формирования знаний, умений по теме.     2.Формировать общие компетенции обучающихся:-понимать сущность и социальную значи...

Образ русской природы в работах художников росписи по ткани

quot;Надеюсь, придет время, когда вся русская природаживая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников"...

Сценарий внеклассного мероприятия «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог)

Содержание внеклассного мероприятия «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог) способствует развитию исследовательских навыков студентов специальности 44...

Презентация "Образы природы в музыке, литературе, живописи"

Презентация "Образы природы в музыке, литературе, живописи"...