Сценарий внеклассного мероприятия «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог)
классный час
Содержание внеклассного мероприятия «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог) способствует развитию исследовательских навыков студентов специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности; раскрывает особенности воздействия музыкального сопровождения в кинофильмах на восприятие основной художественной идеи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/muz_polilog.docx | 69.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Белгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ОГАПОУ СПК)
Внеклассное мероприятие
Музыкальный полилог «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино»
И.Ю.Войченко,
преподаватель музыкальных дисциплин
Старый Оскол
Сл1 (Ведущий 1)
Более века кино захватывает сердца и умы миллионов людей. Поколения сменяют друг друга, а любовь к кинематографу не ослабевает. И мы хотим посвятить наше сегодняшнее мероприятие этому чуду – искусству КИНО, а точнее, соединению кинематографа и музыкального искусства. Тема музыкального полилога – «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино». (Представление участников и членов жюри)
Сл2 (Ведущий 2)Мир кинематографа – сказочный сон, мир, где оживают мечты, где всё возможно. Как правило, у каждого зрителя есть свои любимые артисты, режиссёры, фильмы, которые человек будет пересматривать ещё и ещё, которые не просто уводят в мир грёз, но дарят незабываемые минуты соприкосновения с прекрасным. Если ты познакомился с действительно хорошим кино, то оно никогда не покинет твоего сердца.
Почти в каждом кинофильме мы слышим музыку. Мы так привыкли к этому, что даже не всегда отдаем себе отчёт: зачем нужна музыка в фильме, каково её назначение? Меняет что-либо музыка в восприятии кинофильма зрителем? Является ли композитор одним из авторов фильма, наряду с режиссером и сценаристом, или подчиняется им?
(Ведущий 1) История киномузыки началась, как это ни странно, еще до изобретения звукового кино. Немые фильмы обычно сопровождались музыкой, чаще всего в исполнении пианиста-импровизатора, тапёра. Сл3Перед глазами зрителей совершалось чудо: на экране оживало фотографическое изображение, двигались, спешили, разговаривали люди, но все это происходило в полнейшем безмолвии. Этот удивительно реальный, но немой мир казался зрителям странным и даже немного страшным. Поэтому музыка и оказалась необходимой в кино.
Сл4 (Ведущий 2) Новые возможности открылись перед музыкой с изобретением звукового кино, и не случайно им заинтересовались композиторы. Песня в кино сразу заняла важное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, всей атмосферы действия.
В современном мире киномузыка – одна из граней музыкального мира. В кино, объединены почти все виды искусства. Сегодня мы решили проследить точки соприкосновения таких видов в искусства, как музыка и кино. А также выяснить, насколько музыку, написанную для кинофильмов можно считать необходимой и значимой.
Сл5 Использование музыки в кино удивительно многообразно. Можно смело сказать: сколько существует на свете звуковых фильмов, столько есть и музыкальных решений. Музыка играет в кинокартине самые разнообразные роли - служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторские отношение к событиям и действующим лицам, передает национальный колорит. Даже самые известные композиторы, пишущие музыку для кино, должны подчиняться замыслу режиссёра. Он диктует ту или иную эмоциональную окраску музыки в эпизодах и сценах фильма.
Но бывает и наоборот. Музыка не повторяет зрительный ряд, а вступает с ним в более сложные связи. Сл 6
Звучит фортепианный дуэт «Песенка о морском дъяволе» А.Петрова из к/ф «Человек-амфибия» (студенты 31-м гр.)
Нет песни без прекрасной, живой, запоминающейся мелодии. Вся страна распевала песни из любимых фильмов. Надеемся, вы узнали эту песню к популярному фильму «Человек-амфибия», к которому музыку написал советский композитор Андрей Петров.
Сл7 (Ведущий 1) Дорогие друзья, многие из вас, конечно же, помнят телевизионные сериалы, вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа: «Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Гардемарины, вперёд!», «Петербургские тайны». Спустя десятилетия музыка из этих фильмов очень популярна. Точно подобранная музыка – залог узнаваемости кинофильма на всю оставшуюся жизнь. Плюс ко всему это и важный психологический момент кинофильма.
Cл 8 Вы знаете, какой киногерой самый популярный? Самый популярный герой фильмов — Шерлок Холмс, он был экранизирован более 200 раз! И одна из лучших экранизаций – многосерийный фильм режиссёра Игоря Масленникова. Ещё один узнаваемый лейтмотив, мелодия Владимира Дашкевича прекрасно вписывается в его художественную канву, фильм «Шерлок Холмс»
Звучит Увертюра В.Дашкевича из к/ф «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» в исполнении преподавателя.
Фильм об одиночестве, о непонимании, о любви, о молодости. Фильм-мелодия, фильм-улыбка, фильм-слёзы, фильм-судьба. И конечно же главные незабываемые актеры И.Печерникова, В.Тихонов и музыка М.Молчанова.
студентка I курса, «Журавлиная песня из кинофильма «Доживем до понедельника», композитор К.Молчанов
(Ведущий 2) Сегодня нельзя не вспомнить знаменитые трюковые, искромётные французские кинокомедии. Кинематограф родился именно во Франции, французское кино и сейчас сохраняет свою популярность, а по кассовому успеху у широкой публики уступает лишь американскому и индийскому. Кинокомедия «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли и с прекрасной музыкой Жозефа Косма с удовольствием пересматривается несколькими поколениями зрителей.
студентка IV курса, Мелодия их кинофильма«Игрушка», композитор В.Косма
«Музыка – не фон для кинокадра, она должна давать подтекст»
Владимир Косма
Тема выступления: «Музыка французского кино»
Почти в каждом кинофильме мы слышим музыку и не задумываемся о том, зачем нужна музыка в фильме, каково её назначение, настолько музыка едина и слитна со структурой кинопроизведения. Она непросто сопровождение картинки, а неотъемлемая её часть. В кино музыка не требует отдельного времени. Она может сопровождать экранную историю целиком, заполняя все пространство фильма, или возникать по художественной необходимости, подчеркивая замысел композитора. Музыка одухотворяет фильм, вносит в него новые эмоции, а подчас выражает его идею.
Музыка французского кино запоминается. Она воспринимается как один из главных героев фильма, а может быть, и самый главный. Кто сейчас вспомнит, о чем шла речь в «Шербургских зонтиках»? Или в фильмах «Мужчина и женщина»? «Игрушка»?. Мы может быть даже не знаем композиторов, написавших к ним музыку. А мелодии из фильмов помнятся безошибочно, и любой человек может их напеть.
(слушание мелодии из «Шербургских зонтиков»).
Музыку, написанную к всемирно известным кинофильмам, которую мы слушаем по телевизору, радио, в телефонах написали: Мишель Легран, Франсис Лэ, Клод Боллинг, Жорж Гарваренц, Владимир Косма.
В нашем выступлении мы собирали информацию о Владимире Косма французском композиторе скрипаче и дирижере румынского происхождения, известном больше как композитор кино, написавший музыку для многих известных французских фильмов, всего более 200 саундтреков.
Французские фильмы, ставшие шедеврами благодаря неповторимой игре замечательных актеров и легко узнаваемой музыке Владимира Косма известны всему миру - это. «Высокий блондин в чёрном ботинке» «Приключения Тома Сойера», « Игрушка», «Укол зонтиком», «Папаши», «Невезучие» и много других.
Появление Владимира в кино связано с другим замечательным композитором, с Мишелем Леграном, с которым Косма познакомился на выходе из концертного зала после выступления. Он коротко рассказал Леграну о себе и своих творческих планах. Предложил мастеру послушать кое-что из своих произведений. Легран, в свою очередь предложил Владимиру сделать аранжировки для своих песен. Работа удалась, и уже на следующий год он порекомендовал Владимира в качестве композитора для фильма Ива Робера "Блаженный Александр".
Косма учился в Национальной Консерватори в Румынии. В Париж композитор переехал в 1963 году, чтобы учиться в школе музыки Нади Буланже. Пробился в киноиндустрию, аранжируя мелодии для Мишеля Леграна. Все началось с того, что Легран, занятый работой над «Девушками из Рошфора», предложил Косме сделать аранжировки для своих песен («Дельфин Умм», «Куда улетают воздушные шарики?»). А на следующий год порекомендовал его в качестве композитора для фильма Ива Робера «Блаженный Александр» (1967).
Кроме того, Владимир Косма писал музыкальные заставки для старейшего телевидения Франции TF1 в 1975—1976 годах и их новые версии вплоть до 1984 года. У него написана опера по мотивам «Марсельской трилогии» и симфонические сюиты, основанные на своих мелодиях. Композитор испытывает большой интерес к джазу и народной музыке, характерные черты которой ярко прослеживались в музыке кинофильмов. Любимым инструментом Косма называет скрипку за то, что у нее есть собственный голос, и, играя на ней, композитор может точнее, чем на любом другом инструменте, выразить свои эмоции.
Незабываемые мелодии, которые ассоциируются у нас с французской комедией, начали своё шествие по планете, и шествие это стало триумфальным! Его саундтреки служат дополнительной характеристикой действующих лиц. Вспомните «Высокого блондина» или «Невезучих» с Пьером Ришаром. Появляется персонаж, звучит «его» музыка, и мы уже всё про него знаем. Композитору удается так хорошо почувствовать героя, что по первым тактам мы понимаем: этот недотепа, тот бандит, а этот – сыщик. Причем это происходит ненавязчиво, не сразу даже осознаешь, что знакомство с героем получается благодаря именно музыке.
«Под каждый фильм найти своё звучание, для каждого героя подобрать особый инструмент», – вот правило Владимира Косма, которого он придерживается почти 50 лет – столько пишет музыку для кино. Образ «рассеянного» Пьера Ришара раскрывали у него саксофон и пианино – ведь на них, говорит, часто играют в цирке.
(прослушивание темы из «Невезучие»)
Чтобы исполнить музыку к фильмам «Игрушка» и «Высокий блондин в черном ботинке» Владимир Косма привез с собой музыкантов из родной Румынии. «Дело было так: изначально для сцены, когда Пьер Ришар в начале фильма спускается по эскалатору в аэропорту, режиссер хотел, чтоб я написал пародию на «Джеймса Бонда», – рассказывает композитор. – Но копировать кого-то я не люблю. И я предложил – пусть герой Ришара будет выходцем из Румынии или России. И намекаем мы на его происхождение именно музыкой, которая исполняется на цимбалах и пан-флейте – национальных румынских инструментах».
(прослушивание темы из «Высокого блондина в белом ботинке»)
Помимо Пьера Ришара под его музыку плясали, любили, убивали и убегали от погони Жан-Поль Бильмондо, Софи Марсо, Жерар Депардье, Луи Де Фюнес.
Танец из кинофильма «Приключение раввина Якова», ставший во Франции хитом, Владимир Косма придумывал до съемок и репетировал с Луи Де Фюнесом полтора месяца.
(слушание танца)
Но большинство мелодий написаны композитором иначе. «Когда сочиняешь музыку к фильму, довольно часто следуешь очень четкому сценарию, раскадровке режиссера, – говорит Владимир Косма. – Всё расписано по секунде: здесь гонится полиция, здесь крупный план оружия, дальше может пойти романтическая сцена в филармонии. Я же соединяю это в музыке и музыкой. А публика в концертном зале думает, что всё это родилось исключительно по моему вдохновению».
Одним из самых популярных фильмов к которому В. Косма написал музыку стал знаменитый фильм «Игрушка» – французская комедия режиссера Франсиса Вебера, с известным комедийным актером Пьером Ришаром в главной роли. Комедия выполнена в особом стиле европейского кино 60-70 годов. Легкая картина наполнена эксцентричным юмором и довольно острыми сатиричными нотками, обнажающими серьезные социальные и психологические проблемы касающиеся отцов и детей. Картина вышла на экраны в 1976 году и по сей день не потеряла актуальности, вызывая у зрителя интерес и поднимая настроение.
В центре сюжета кинокомедии «Игрушка» Безработный журналист Франсуа долгое время ищет работу и устраивается, наконец, стажером в одно престижное издание. Сын директора издания требует, чтобы журналист стал его личной игрушкой. Директор ни в чем не может отказать своему сыну, а журналист в этой ситуации очень материально зависим, и соглашается соблазненный денежным вознаграждением.
Сначала взаимоотношения «игрушки» и мальчика не складываются, но Франсуа постепенно понимает, что мальчик глубоко несчастен из-за развода родителей, грубости и равнодушия отца, а также отсутствия друзей. Со временем у этой странной пары рождается настоящая дружба и совместное дело-выпуск сатирической газеты. В итоге маленький Эрик предпочитает Франсуа отцу.
Предысторией создания фильма стал случай произошедший с режиссером, Франсисом Вебером, проходящим мимо огромного магазина игрушек и ставшим свидетелем сцены с маленьким мальчиком из обеспеченной семьи, который прыгал, кричал, топал, извергался рыданиями по поводу только что купленных игрушек, а вокруг стояли няньки и мамки с огромными пакетами и пытались успокоить мальчика. На все их уговоры ребенок выдавал: «Я всё скажу папе! И он вас уволит!».Тем же вечером Франсис Вебер написал небольшой рассказ. Через пятнадцать лет за обедом с Пьером Ришаром, было решено поставить фильм по этому сценарию. В 1976 году фильм вышел на экраны и зрители ахнули от восхищения. И Франсис Вебер с тех самых пор стал снимать фильмы.
Главной музыкальной темой стала незатейливая легкая, веселая мелодия под аккомпанемент оркестра, которую В.Косма считает одной из своих самых удачных мелодий посланных ему как подарок с небес, который оставалось только записать на нотной бумаге.
Про себя композитор однажды сказал: «К сожалению, я не могу выразить любовь словами. Поэтому мне приходится выражать ее музыкой».
Имя Владимира Космы стоит в одном ряду с такими именами как Мишель Легран, Клод Боллинг, Эдуард Артемьев и Джерри Голсмит.
Его произведения не раз завоёвывали первые места и почетные премии на Каннском кинофестивале, а в 1984 году он получил второго «Сезара» за фильм «Бал» Этторе Скола. За работу в кино и на телевидении его творчество отмечено призом «Золотая семерка».
Он внес большой вклад в мир музыки французского кинематографа и продолжает свое творчество в этой области. А его музыка продолжает свое шествие по миру.
(Ведущий 2) «Профессионал» - пожалуй, фильм, ставший уже легендой и классикой, а кто его еще не видел, тот очень многое упустил, у всех у нас есть любимые фильмы, и это кино обязательно должно входить в список любимых и лучших, который вы видели в своей жизни. В пользу этого фильма говорят многие обстоятельства, наличие сильного сюжета, который заставит вас иначе посмотреть на дружбу, на любовь, на смысл жизни. Начинается эта прекрасная кинолента музыкой итальянского композитора Эннио Морриконе, продолжается музыкой Эннио Морриконе и, наконец, кончается «Профессионал» всем полюбившейся композицией.
студентка II курса, Мелодия из кинофильма «Профессионал», композитор Э.Морриконе
Для своего проекта я выбрала композицию Эннио Морриконе из кинофильма «Профессионал»
Я поставила перед собой следующие задачи:
1.Изучить сюжет фильма и биографию композитора
2.Послушать несколько вариантов исполнения, музыкального произведения
3.Проанализировать какие выразительные средства были использованы композитором для характеристики музыкального образа главного героя
4.Сделать выводы насколько точно музыкальная композиция отражает характер главного героя фильма.
Э́ннио Моррико́не — итальянский композитор, аранжировщик и дирижёр. Обладатель двух премий «Оскар»: за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Морриконе стал известным по всему миру, благодаря созданной им музыке
к кинофильму «Профессионал»
Авторская оригинальная композиция создавалась в тесном союзе с режиссером Жоржем Лотнером. Она имеет свои драматургические особенности и отображает скрытое течение сюжета. Музыкальный образ, создаваемый композитором выражает глубинный подтекст конкретного изображения.
В фильме снялась плеяда блистательных французских актёров:Жан-Поль Бельмондо,Мишель Бон,Мари-Кристин Декуар,Сирэль Клэр.Жан-Поль Бельмондо-главный герой фильма,является секретным агентом выполняющим особое задание правительства. C помощью таких средств выразительности, как динамические оттенки, агогика ,штрихи, необычайные сочетания регистров, композитор отображает внутренний мир главного героя. Он дружелюбен, смел ,отважен, умеет выжить в самых непростых ситуациях. Им можно восхищаться и одновременно осуждать, увлекаться и разочаровываться.
Музыкальное произведение написано в тональности фа диез минор, форма 3-х частная ,тип мелодии - декламационный. Динамический план от p-f . В средней части появляются сложные метроритмические фигуры, которые как бы показывают нам ,что главный герой находиться в лабиринте мыслей ,противоречивых чувств и переживаний. В крайних частях отчетливо слышны реплики о помощи, которые сменяются ощущением безысходности происходящего.(гибелью главного героя).
Проанализировав это произведение я пришла к выводу:
Музыкальная композиция соответствует сюжету, и является полноправным компонентом выразительной системы фильма.
(Ведущий 1) Сериал латышских режиссеров «Долгая дорога в дюнах» - о тяжелой судьбе главных героев. Линия любви. Странная, ломаная, убегающая и ускользающая от объяснений и толкований. Слишком многое в жизни нельзя разделить на черное и белое. И великолепная музыка Раймонда Паулса.
студентка III курса, Мелодия их кинофильма «Долгая дорога в дюнах»,
композитор Р.Паулс
Роль музыки в кино огромна. Она всегда помогала понимать и переживать события кинофильма: она грустила, радовалась, пугалась, удивлялась вместе с актерами на экране; музыка бывала нежной, грациозной, грозной, серьёзной и смешной. Музыка, как инструмент эмоционального воздействия незаменима в сфере киноиндустрии.
Актуальность моего исследования состоит в том, чтобы определить какую роль в фильме «Долгая дорога в дюнах» играет музыка Раймонда Паулса.
И сейчас я расскажу вам о композиторе, который уделял не мало внимания написанию музыки к кинофильмам.
Раймонд Паулс - советский и латвийский композитор, пианист, министр культуры Латвийской Республики — автор музыки таких шлягеров, как «Синий лен», «Листья желтые», «Наш город», «Вернисаж», «Шерлок Холмс», «Маэстро», «Старинные часы», «Подберу музыку», «Делу время — потехе час» и других.
Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Илгюциемсе, предместье Риги. Его отец работал в то время стеклодувом, мать была домохозяйкой. Отец Раймонда, скорее всего под впечатлением книги «Паганини» Артура Куберта, решил, что сын должен научиться играть на скрипке. Он купил Раймонду инструмент и определил его воспитанником детского музыкального сада при Рижском музыкальном институте.
В 1949 году Раймонд, уже учась в музыкальной школе имени Дарзиня, сильно увлекся джазом, начал играть на танцевальных вечерах.
В конце учебы в консерватории Раймонд, имея множество приятелей из театральной среды, начал писать музыку для академического театра драмы Латвийской СССР и для Театра кукол.
В 1976 году один из коллег предложил Паулсу написать музыку к спектаклю «Сестра Керри» по роману Теодора Драйзера, и композитор с радостью взялся за работу. Позже на Латвийском телевидении сняли короткометражный музыкальный фильм «Рассказ о печальной судьбе Керри», который в 1979 году на фестивале в Гданьске был отмечен главным призом.
Чуть ранее на Рижской киностудии режиссер Янис Стрейчс снимал кинофильм «Театр» по одноименному роману Сомерсета Моэма. Раймонд Паулс написал музыку и даже снялся в нескольких эпизодах, сидящим за фортепиано.
Таким образом Раймонд Паулс на протяжении всей своей жизни писал музыку к кинофильмам, мелодии из которых, стали шлягерами и успешно пpошли испытание вpеменем и до сих поp исполняются на бис.
«Долгая дорога в дюнах», вышедшая на экраны в 1980-м году, не избежала участи своих именитых предшественников, став самым известным творением Рижской киностудии. Сам фильм стал такой же неотъемлемой частью Прибалтики, как музыка Раймонда Паулса, пляжи Юрмалы.
Поставил «Долгую дорогу» Алоиз Бренч, латвийский Феллини, самый известный в Советском Союзе режиссер-детективщик, единственный, кто снимал фильмы про запретную западную жизнь. Сценарий написал драматург Олег Руднев. Первоначально он представлял собой наброски то ли повести, то ли незаконченного романа, не совсем адаптированного для съемок, но обладавшего немалым художественным потенциалом. Доработкой материала занимался московский сценарист Дмитрий Василиу, который специально приехал в Ригу.
Эта история могла произойти где угодно и в любое время. Люди, разделенные сословными и классовыми предрассудками, любят друг друга. Глупая ссора и разрыв. Она выходит замуж. Он остается один, не зная, что где-то растет сын. И долгожданная встреча через тридцать лет, сквозь вечность разлуки, сквозь расстояния, сквозь Балтику и Сибирь…
История любви красавицы Марты (актриса Лилита Озолиня) и бедного рыбака Артура (Юозас Киселюс) охватывает период с 40-х до 80-х годов прошлого века. Менялась страна, вместе с нею менялись герои, их судьбы, и только светлое чувство, которое они смогли сохранить в своих сердцах, неизменно во все времена.
Большую роль в успехе картины сыграли актеры, хотя многие поначалу были против, чтобы роли в латышском фильме исполняли литовцы. Дескать, школа и темперамент не тот. Но режиссер был непреклонен. Бренч обладал потрясающей интуицией на подбор актеров, и за яркие, запоминающиеся образы мы должны благодарить именно его. Ну а за прекрасную музыку низкий поклон композитору Раймонду Паулсу.
Фильм имел оглушительный успех — признание критиков, Государственная премия актерам. Отношение зрителей к картине не изменилось и по сей день. Касается это, конечно, в основном представителей старшего поколения, которые выросли на «Долгой дороге», до сих пор называя ее любимым фильмом детства. Тем, кто помоложе, эта трогательная история сейчас может показаться наивной. Слишком уж много изменилось с тех пор и в стране, и в кино, но профессионализм, которым пропитан практически каждый кадр, никуда не делся. А вот этому как раз и стоит поучиться современному кинематографу»
Почему же мы помним этот фильм? Что способствовало его долгой жизни?
Большое значение сыграла музыка, написанная Раймондом Паулсом. Мелодии и гармонии пропитаны национальным латвийским колоритом. Музыка передает страдания героев и страны в целом.
Длинная, практически нескончаемая мелодия наполнена милизматикой в трепетном исполнении саксофона. А как может еще звучать музыка, передающая любовь? Поэтому она каждому из нас близка и дорога и по сей день живет в нашей душе.
В фильме есть кадры, где нет слов у актеров, и в этот момент музыка передает их внутреннее состояние.
(Исполнение мелодии на синтезаторе под запись фильма.)
Вывод: фильм не имел бы такой грандиозный и долговременный успех, если бы в нем не было музыки Раймонда Паулса, которая является душой фильма.
(Ведущий 1) Великая Отечественная война затронула своим горячим дыханием практически все российские семьи. Прошло 75 лет с того памятного дня великой Победы, а эта тема продолжает жить в книгах и фильмах, в песнях и воспоминаниях редких уже, оставшихся в живых фронтовиков и свидетелей той страшной поры. Российские кинематографисты никогда не оставались в стороне от военной темы и создали великолепные фильмы и сериалы о войне.
Никто из нас, к счастью, не видел войны. Сопереживать трагизму, величию тех тяжёлых военных лет мы можем благодаря кино. Чем отличаются военные фильмы от всех остальных? Прежде всего, пронизывающей линией патриотизма и гордостью за свою страну. Такие фильмы открывают сердца, позволяют понять ценность человеческой жизни, учат милосердию и состраданию. Не остались в стороне и композитор Евгений Дога с режиссером Юрием Ляшенко.
студентка III курса, Сонет из кинофильма«Мерседес уходит от погони», композитор Е.Дога
Музыкальное сопровождение в фильмах впервые начали использовать для создания определенного настроения у зрителя еще в те времена, когда большинство кинолент было абсолютно немым. Каждому жанру кинематографа на сегодняшний день соответствует определённый музыкальный фон. Включение музыки в звукозрительный синтез открыло перед экранными искусствами новую область выразительности. Не секрет, что своим успехом многие киноленты обязаны именно музыке, а это значит, что роль музыки в кино действительно велика.
В ходе нашего проекта возникает вопрос: « Как музыкальное произведение «Сонет» Евгения Доги воздействует на восприятие основной идеи художественного фильма «Мерседес уходит от погони» Для того, чтобы решить эту проблему мы следовали по такому плану:
- Познакомиться с творчеством молдавского композитора Евгения Доги.
- Изучить сюжет фильма «Мерседес уходит по дорогам» и просмотреть его.
- Проанализировать и выучить Сонет Е.Доги.
- Провести наблюдение на уроке музыки в 3 классе у учащихся школы №…
- Сделать опрос-тестирование у студентов 31-м группы.
- Вывод.
Евгения Догу причисляют к двадцати лучшим и самым исполняемым композиторам двадцатого столетия. Чего стоит один только вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», который, полюбившись миллионам, сразу вышел за рамки картины и зажил жизнью самостоятельного музыкального произведения. Под его «вальс века» из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» несколько фигуристов стали чемпионами Европы и мира. Он награжден золотой медалью чести «Человек второго тысячелетия». Народный артист СССР. А ведь количество фильмов, к которым Дога написал музыку, давно перевалило за две сотни.
Евгений Дога– уроженец Молдавской республики, где он появился на свет в радостный первый день весны одного из наитяжелейших годов в истории нашей страны – 1937. Отец Евгения Доги погиб на войне, и мальчику с ранних лет приходилось помогать во всем своей овдовевшей матери), будущий композитор умел найти радость в красоте природы родного села Мокры, а позже – и в музыке. Свой первый «контакт» с музыкальным инструментом – роялем – Дога описывает так: «Позже я уже сам подошел к роялю и почему-то из всех, случайно нащупанных клавиш, пальцы остановились на трех белых. Эти клавиши как токи заряжали мою детскую душу. Это был до-мажорный аккорд, чистый, светлый и бесконечный. Десятки лет я искал все новые клавиши, новые звуки, пытался подключиться к Вселенскому органу, но меня все больше и больше тянет к тому, до-мажорному, аккорду, что случайно зазвучал для меня когда-то и таинство которого не распознал и вряд ли распознаю до конца и сегодня».
Над деятельностью композитора всегда довлело стремление сделать окружающий мир лучше, добрее. Концерты под его руководством проходили в самых разных республиках и странах, пользуясь неизменным успехом.
2.. «Мередес уходит от погони» —художественный фильм снятый советским режиссером Юрием Ляшенко в 1980 г.
3.Сюжет: Советским разведчикам дано задание отправиться в тыл врага на рискованную боевую операцию, от успешного выполнения которой зависит судьба фронта. Переодевшись в немецкую форму, они садятся на трофейный "Мерседес" и пересекают линию фронта... Их путь идет по дорогам, патрулируемым фашистами, где каждый неверный шаг может привести к роковым последствиям. Эта захватывающая история о подвиге разведчиков в годы Великой Отечественной войны наполнена суровой романтикой и подлинным драматизмом. Фильм заставляет вспомнить, кто и какой ценой победил в этой войне.
Основная идея этого фильма – еще раз рассказать зрителями о подвиге русского солдата, ценой которому собственная жизнь.
Прослушав Сонет Евгения Дмитриевича Доги в оркестровом исполнении и на других инструментах я не осталась равнодушной к этому произведению и с большим желанием выучила его.
Это произведение относится к развернутой форме пьесы для инструментального и симфонического исполнения. Величественно и триумфально звучит главная тема Сонета, гордые и непокорные аккорды звучат решительно и мужественно, чередуясь с возвышенным и осветленным мотивом в верхнем регистре: исполнение первых двух тактов произведения произведения.
Эта тема как бы незаметно участвует за кадром фильма и не нарушает эстетическое впечатление, но в общей тональности описываемых драматических событий, она глубоко воздействует на патриотические чувства зрителей.
Тонкой нитью проходит вторая тема Сонета – мечтательная и душевная, построенная на восходящих арпеджио, будто стремится к светлому и беззлобному будущему: исполнение двух тактов 2-й части произведения.
Такая музыка «не видима» в кадре, «вещественно» не связана с героями фильма, она может очень тонко и в тоже время достаточно ясно передать отношение режиссера к происходящему на экране событию, стать своего рода музыкой от автора, который то негодует, то скорбит о своих героях, потерях человеческих жизней и сопереживает с ними.
Видео фрагмента из к/ «Мерседес уходит от погони»
Мощным средством эмоциональной характеристики атмосферы, духа фильма является лейтмотив Сонета – тема из 1-й части, как бы предупреждает зрителя о трагических событиях. Причем наиболее положительные результаты эмоционального восприятия получаются тогда, когда вторая тема проходит в самых драматургически ответственных местах, Перемежаясь с фрагментами разного содержания и характера, основной лейтмотив 1-й темы проходит через весь фильм и словно «сшивает», цементирует разнохарактерные музыкальные номера в одно целое, пронизывает фильм единым настроением.
4. Проведя наблюдение в 3-ем классе .. школы, мы получили такие ответы:
- «я хочу плакать»,
- «мне нравится шагать под эту музыку»,
- «мне не спокойно»,
- «я «застыла», как снегурочка»….,
- « проснулся».
5. После опроса студентов 31-м гр. стали следующие названия фильмов:
6. Из проведенного мини-исследования следует утверждать, что в Сонете Евгения Доги преобладает яркий и светлый колорит, жизнеутверждающий и бодрый дух, атмосфера общего и мощного подъема, героическое и решительное настроение. Все это замечательно передано музыкой, когда в фильме имеются мрачно-зловещие, а также печально-проникновенные образы и факты.
Известный композитор М.Таривердиев, много работавший в кино, утверждал: «В сочетании с атмосферой фильма музыка всегда звучит по-другому» т.е. ее воздействие качественно трансформируется. Таким образом, можно сделать вывод о том, что функциональные задачи музыкального произведения Е.Доги «Сонет» в кинофильме «Мерседес уходит от погони» необходимо рассматривать исключительно в контексте тех задач, которые помогли решить авторский замысел в процессе создания фильма.
Кинокритики выделяют более двадцати функций, которые музыка может выполнять в кино, а это значит, что роль ее в кинопроизведении поистине уникальна. В отношении исследования «Какова роль Сонета Е.Доги в раскрытии художественного образа в к/ф «Мерседес уходит от погони» складывается вывод: роль этой прекрасной музыки
а) иллюстративная (прикладная),
б) комментаторская (выражает авторское отношение к изображению),
в) обобщенно-метафорическиая(помогает раскрыть идею фильма).
Сегодня этот прекрасный человек, автор многочисленных произведений, среди которых, кстати, музыка для Олимпиады 1980 года, дирижер, педагог продолжает творить, мечтая своей музыкой объединить столь разобщенный сегодня мир. Два вальса Евгения Доги входят в список двухсот лучших классических произведений всех времен, а он все еще считает себя учеником. Пожалуй, можно сказать, что Евгений Дога – яркий пример того, как человек своей творческой энергией может менять мир вокруг себя, делать его лучше и добрее. Такая поразительная скромность, доброта, гуманизм, наверное, и делают музыку композитора такой волнующей и незабываемой.
Исполнение Сонета Е.Доги (фортепиано)
(Ведущий 1) Во времена Советского Союза многого не было. Но, что действительно было – так это замечательная музыка из мультфильмов, созданная с любовью и душой. Песни к мультфильмам писались на легкие, запоминающиеся мелодии. Известные композиторы, писавшие для детей — Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов, Владимир Шаинский. «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий, верный друг…»
студентка II курса, Песня «Настоящий друг» из мультфильма «Тимка и Димка», Композитор .Б.Савельев
Я хочу вам представить песню из мультфильма «Тимка и Димка» «Настоящий друг».
Музыка Бориса Савельева. Слова Михаила Пляцковского. (Исполнение песни).
Эта песня впервые прозвучала в короткометражном кукольном мультфильме. Мультфильм «Тимка и Димка» рассказывает о дружбе медвежонка Димки и котёнка Тимки, живущих в одном доме. Тимка встаёт с утра пораньше и принимается за работу, а Димка всё время ищет повод, чтобы ничего не делать.
Тимка (котенок) всё прощает медвежонку, потому что он его друг. Но когда Димка выпивает всё молоко, за которым котёнок ходил к тётушке корове, он очень расстраивается и решает, что теперь его очередь отдыхать, а Димку (медвежонок) отправляет вместо себя ловить мышь. Это оказывается не так просто, и в клетке, предназначенной для мыши, оказывается медвежонок. Тимка в нужную минуту приходит к другу на выручку, и Димка понимает, что вёл себя неправильно.
Мультфильм снят в 1975 году, режиссером Марией Лубяниковой, героев озвучивали актрисы: Клара Румянова и Зинаида Нарышкина.
Я кратко познакомлю вас и их творческими биографами.
Кла́ра Миха́йловна Румя́нова родилась в 1929, в городе Ленинграде. Советская и российская актриса театра, кино и радио, обладавшая узнаваемым характерным высоким голосом, известная в первую очередь работой по озвучиванию персонажей более 300 советских мультфильмов. Заслуженная артистка. Она является единственной актрисой, удостоевшейся почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» за работу в мультипликации.
Клара Румянова записывалась на радио, исполняла детские песни, романсы, выступала на эстраде с поэтическими композициями. Автор книги «Имя мне — женщина». Будучи без работы, написала несколько пьес.
В 60-е годы прошлого века, актриса стала активно сотрудничать с «Союзмультфильмом». Прожила она 75 лет.
Еще один персонаж из мультфильма озвучивала Зинаи́да Миха́йловна Нары́шкина советская и российская актриса театра и кино.
Зинаида Михайловна Нарышкина родилась в 1911 году в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду Нарышкиных, состоящих в родстве с Романовыми. Мать Петра Великого - Наталья Кирилловна Нарышкина, также принадлежала к этому роду. Хотя сама Зинаида Михайловна скрывала своё происхождение, и о её предках знали только близкие люди. С самого детства особым объектом мечтаний Зинаиды Нарышкиной был театр.
В 70-х годах прошлого века, Зинаида Нарышкина стала «звездой» киностудии «Союзмультфильм», добившись успеха в озвучивании многих мультфильмов. Скончалась в Москве в 1993 году.
Почему же была выбрана для сюжета этой истории именно кукольная мультипликация? Скорее всего, она более точно и достоверно может передать для маленьких зрителей весь смысл этой истории.
Кукольная мультипликация — метод объёмной мультипликации. При создании используются сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов.
Этот тип мультипликации впервые возник в России в 1906 году. Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором были изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций, изображающих сцену. Съемки длились три месяца; за это время Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.
В 1960-е годы в отечественную кукольную мультипликацию пришли новые имена: Роман Качанов, Владимир Дегтярёв, Вадим Курчевский,
Фильм «Варежка» Романа Качанова завоевал ряд престижных зарубежных призов на фестивалях, а также заново открыл зарубежному зрителю российскую школу кукольной мультипликации. Его же фильмы «Чебурашка», «Крокодил Гена» и «Шапокляк» стали признанной классикой мировой мультипликации. На фильмах Качанова художником-кукловодом начинал свою карьеру Юрий Норштейн.
Занимались кукольной мультипликацией по всему миру. В Чехословакии Иржи Трнка и Карел Земан. Джек Пал работал в этой области в Великобритании и в США.
В Японии в кукольной мультипликации работал ученик Иржи Трнки и Романа Качанова — Кихатиро Кавамото.
Законченный в 2006 году полнометражный кукольный фильм Кристиан Седжавски «Кровавый чай и красная ниточка», съёмка фильма продолжалась более 13 лет, он был удостоен многочисленных наград на международных кинофестивалях.
История, рассказанная в мультфильме, была бы привычной и не научила бы детей дружбе, не будь там песни, которая учить детей дружить и ценить дружбу. И это большая заслуга поэта Михаила Пляцковского и советского композитора Бори́са Саве́льева и настоящее его имя Бори́с Исаа́кович Вейц; который родился в 1934 году, в городе Москва. Он окончил Институт культуры, работал в эстрадных и джазовых ансамблях (играл на аккордеоне), первым в Советском Союзе ввёл в джазовый состав флейту.
Писал песни для эстрадных певцов, работал музыкальным редактором популярной радиопередачи «С добрым утром!». В течение 25 лет писал музыку для знаменитой передачи «Радионяня», где песни помогали детям запоминать трудные правила грамматики, биологии и других предметов. Автор музыки ко многим популярным мультфильмам. Борис Савельев является автором детских мюзиклов «Сокровища Капитана Флинта», «Морской дьявол», «День рождения кота Леопольда» и др. Прожил 57 лет.
Таким образом, просмотрев мультфильм, я считаю, что сюжет фильма рассказывает о равнодушии, эгоизме одного героя к другому. Но котенок – настоящий друг, умеющий простить друга, подержать и не укорять. Ребенок, смотрящий мультфильм видит не только движущихся, разговаривающих героев, но и слышит через песню утверждение, что иметь друга – это хорошо и учить детей умению дружить начинать надо с раннего возраста.
У дошкольников, на это возраст рассчитан мультфильм, недостаточно ещё сформировано понятие дружбы. Детей надо учить, что друзья, если они настоящие, будут всегда с нами, даже если они не рядом с нами, в беде и радости. Но надо не только принимать дружбу, но и самому делиться ею.
Музыкальный фрагмент, который я исполнила, как раз и подтверждает, что дружба не должна быть односторонней.
(Ведущий 1) Этот фильм интересен и детям и взрослым любого поколения. Это лучший детский фильм того времени. «Гостья из будущего»— стал культовым фильмом конца 80-х. Практически все школьники были влюблены в Н. Гусеву. Ну и, конечно, в музыку Евгения Крылатова!
студентка III курса, Песня «Прекрасное далеко» из кинофильма«Гостья из будущего», композитор Е.Крылатов
«Прекрасное далёко» – замечательная нежная песня из знаменитого культового детского фильма "Гостья из будущего". Режиссёр П. Арсёнов сценарист замечательный детский писатель -фантаст Кир Булычёв.
Авторы песни – блистательный композитор Евгений Крылатов и поэт Юрий Энтин - вложили в мелодию столько тепла и искренности, что не полюбить этот ласковый и воздушный мотив просто невозможно. Эта песня звучит в самом начале фильма в титрах и является своеобразным эпиграфом к фильму о прекрасной девочке Алисе - гостье из будущего, самоотверженной, талантливой, умной, доброй,
Эта песня характеризует поколение школьников 80-х. Задачей режиссёра и сценариста было показать, доброту и искренность, взаимовыручку, самопожертвование и дружбу детей, которых разделяет век!
«И в беде не брошу друга никогда».
Образ поколения современных школьников и раскрывается в замечательной песне. Многие ли из нас задаются вопросом: « А сегодня, что для завтра сделал я?», а слова последнего куплета песни звучат как присяга:
Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда,
Слышу голос, и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.
Фильм вышел на экраны в 1985году, а в прошлом году фильм отметил свой 30-летний юбилей, три поколения школьников выросли на этом фильме и на этой музыке, а идея фильма актуальна и сегодня!!!
Интересна история создания текста этой песни. Вот как рассказывает поэт Юрий Энтин: "Режиссёр фильма «Гостья из будущего» Павел Арсенов полгода мучил меня бесконечными просмотрами киноматериала, снятого для картины. Моя задача была: придумать места в фильме и темы для будущих многочисленных песен. Но однажды я пришёл на студию и увидел, что фильм полностью смонтирован и вставить никакие песни в них невозможно.
— Не волнуйся. Успокоил меня режиссёр, — у нас будут длинные титры. Придумай песню, пока они будут идти…
Я был зол. Мне всё это изрядно надоело. Я быстро написал стихи, которые несли философскую нагрузку, а, с другой стороны были, лирико-романтическими (это «слабость» композитора Евгения Крылатова)…
Песня «Прекрасное Далёко» пошла в титрах. Она имела успех, но меня скорее раздражала, чем радовала. Мне казались слишком дидактичными и совсем непесенными слова:
Слышу голос, голос спрашивает строго -А сегодня что для завтра сделал я?
Мой скептицизм в отношении песни продолжался бы, возможно, до сих пор, не случись следующее…1989 год По телевидению шла популярнейшая телепрограмма «Взгляд». На передаче присутствовал мальчик-сирота, которого недавно нашли на вокзале. У мальчика обнаружился абсолютный музыкальный слух. За короткое время ребёнок, по словам переподавателя, научился играть на разных духовых инструментах. И по просьбе учителя музыки продемонстрировал это. Всё было мило. Неожиданно телеведущий спросил:
— Мальчик. А у тебя есть любимая песня?
— Есть, — не задумываясь ответил юный музыкант.
— А ты можешь её спеть?
— Могу! – твёрдо ответил мальчик и запел число и звонко, как ангел:
«Слышу голос из Прекрасного Далёка, Голос утренний в серебряной росе…»
Я увидел, что ведущий Владимир Мукусев изо всех сил сдерживает слёзы. Когда же дело дошло до припева и маленький певец, как молитву, стал повторять:
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!
Володя Мукусев не выдержал - разрыдался и обнял ребенка, как родного сына.
Передача оборвалась на полуслове. Телевизионный экран погас. Телевидение прекратило в этот вечер работу...
Нет! Это всё-таки моя песня!"
Вот что рассказывал Евгений Крылатов о создании песни: "Легко: сел за рояль да и написал. И "Крылатые качели" тоже. Меня вдохновили прекрасные стихи Юрия Энтина. Это мой любимый поэт".
В фильме песню спела певица Татьяна Дасковская. Её имя не указано в титрах: в то время не было принято указывать много фамилий.
Затем композитор Евгений Крылатов предложил рио «Меридиан» записать их версию песни "Прекрасное далёко". В сентябре 85-го песня прозвучала в ежемесячном выпуске «Песни-85». После первого эфира телевидение завалили письмами с содержанием «Трио „Меридиан“ и песня «Прекрасное далёко»— победители „Песни-85“». К мнению телезрителей прислушались, и эта песня вместе с исполнителями стали лауреатами фестиваля «Песня-85».
Песня популярна и сегодня, в программе ДОстояние РЕспублики, посвящённой творч-ву Е. Крылатова песня «Прекрасное далёко» в исполнении певицы Валерии и Александры Шульгиной заняла 1-е место.
Как сказал Евгений Крылатов в 2002 году о своей песне, «это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы».
Слышу голос из прекрасного далёка,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Слышу голос из прекрасного далёка,
Он зовёт меня в чудесные края,
Слышу голос, голос спрашивает строго -
А сегодня что для завтра сделал я.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда,
Слышу голос, и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Мы, студенты – будущие педагоги-творцы человеческих душ, от нас с вами зависит каким прекрасным будет наше будущее, наше далёко!
(Ведущий 2) Сл9 Большинство людей воспринимают кино только как развлечение.
В наше противоречивое время искусство всё больше и больше превращается в предмет потребления... Как жаль, что сейчас так мало фильмов, где изначально ставится цель - сделать людей и общество лучше. И всё же они есть! Каждый из таких фильмов – заметное явление духовной жизни общества.
Итак, Музыка в кино играет наиважнейшую роль!
Кино - это чудо, разгадать которое ещё никто не смог. Как вид искусства, как таинственный мир грёз, как воплощение мечты, оно всегда интересовало и будет интересовать нас всегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.
Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...
сценарий внеклассного мероприятия "Ярмарка"
праздник в русском народном стиле...
"Этот волшебный джаз" - внеклассное мероприятие по музыке
Внеклассное занятие по музыке "Этот волшебный джаз" предлагается для старшеклассников или студентов колледжа. Знакомит с истоками джазовой музыки, понятием стилей в джазе. Интересным представляе...
Сценарий внеклассного мероприятия литературно-музыкальная композиция "Победе посвящается!"
Данная методическая разработка направленна на формирование патриотических чувств учащихся на основеисторических событий прошлого России....
Внеклассное мероприятие по музыке с профориентационной направленностью "Калейдоскоп музыкальных профессий"
Особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников, актуальность которой возросла в несколько раз. Основной целью профориентационной...
Внеклассное мероприятие: Туризм -как основа формирования здорового образа жизни.
Внеклассное мероприятие: Туризм -как основа формирования здорового образа жизни.Цель :выявить эффективность влияния туристско-краеведческой работы на формирование здорового образа жизни об...