Внеклассное мероприятие по музыке с профориентационной направленностью "Калейдоскоп музыкальных профессий"
методическая разработка на тему

Левицкая Татьяна Валентиновна

Особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников, актуальность которой  возросла в несколько раз. Основной целью профориентационной работы является помощь учащимся с выбором как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности.  Данное занятие  по профориентации ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к музыкальным профессиям.. 
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по  музыке, имеющего профориентационную направленность

«Калейдоскоп музыкальных профессий»

(7-8 классы)

МБОУ «Явенгская школа»

Автор разработки –

учитель музыки

Левицкая Татьяна Валентиновна

Цель: показать разнообразие специальностей, связанных с музыкой.

Задачи: формировать представление о роли профессии в жизни человека; расширить представление о личностных качествах, необходимых для освоения данной профессии; формировать умение высказывать свое мнение; развивать музыкальную память, слух, творческие способности; воспитывать уважение к людям разных профессий.

Предметные УУД:  использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки в различных видах деятельности (пении, слушании, игре на детских музыкальных инструментах).

Метапредметные УУД: размышление о роли музыкальных профессий в жизни человека; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;  продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач; развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

Материалы, оборудование к занятию: мультимедиа проектор, презентация,  шумовые инструменты по количеству детей, карточки с заданиями.

Ход мероприятия:

Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед. Перед вами миллионы дорог и от того, куда вы пойдете, какой путь выберете, зависит ваша жизнь.  Это значит, что настало время подумать о своей будущей профессии. Вы должны определить свой дальнейший путь во «взрослую жизнь», выбрать профессию, которая принесет вам не только материальную независимость, карьерный рост, но и радость созидания,  моральное удовлетворение.  Выбор профессии одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. infourok.ru

Сегодня мы с вами поговорим о  музыкальных профессиях.

     1 задание ( в парах) -  перед вами лежат карточки, разложите их на две группы: музыкальные и немузыкальные профессии (трубочист, нанотехнолог,  композитор, имиджмейкер, певец, настройщик, дирижер, ди-джей, звукорежиссер, аранжировщик, хореограф, дизайнер).

          2 задание ( в парах) – а теперь давайте проверим сами себя и соединим  профессию с ее значением. К тем музыкальным профессиям, которые вы выбрали подберите определение.

-композитор автор музыкальных  произведений; человек, сочиняющий музыку (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/7682)

- певец  —тот,кто поёт, занимается пением; исполнитель вокальной  музыки: песен, романсов, арий, хоров и т. п.

 - дирижёр — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д. ) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей. (https://otvet.mail.ru/question/38359135) 

Настройщик - мастер, специалист по настройке струнных музыкальных инструментов сложного типа, напр. роялей. (tolkslovar.ru)[1]

-диджей — человек, осуществляющий публичное воспроизведение записанных на звуковые носители музыкальных произведений с изменением или без изменения материала техническими средствами (prof.biografguru.ru)

- хореограф - специалист по хореографии; постановщик танцев, балетного спектакля (ru.wikipedia.org)

- аранжировщик музыки - музыкант, обладающий композиторскими навыками, который обрамляет мелодию в музыкальную фактуру (http://prof.biografguru.ru)

 Проверяем выполнение задания (показ слайдов). Поднимите руки, кто справился с заданием правильно.

 А теперь ответьте мне, кто такой музыкант? Музыка́нт — специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте; занимающийся музыкой профессионально или как знаток и любитель. (ru.wikipedia.org)

Многие любят музыку, некоторые ей занимаются, а избранным дан талант. Фактически музыкантами можно назвать не только тех, кто играет на каком-то музыкальном инструменте, но и вокалистов, и композиторов. В принципе, термин «музыкант» применим к любому человеку, занимающемуся музыкой. Итак, музыканты могут быть любителями и профессионалами. Первые занимаются музыкой для души. А профессиональные музыканты зарабатывают.

Профессия музыканта настолько древняя, насколько сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами и в ритульных танцах и пениях, обрядовых традициях. Так все эти моменты играли важную роль в жизни древних народов и роль музыканта была весьма почетна. Позднее появились профессиональные музыканты, композиторы. (letopis.info)

Что необходимо для того, чтобы стать музыкантом?

Чем должен обладать музыкант?

Зачем нужна нам профессия музыканта?

Задание 3 – вы вытягиваете изображения  какого-либо музыканта, показываете его пантомимой так, чтобы другие догадались, кто это.

барабанщик, скрипач, гитарист, трубач, гармонист, пианист, арфист

 задание 4-  А сейчас ваше домашнее задание «Композиторы и их вторая профессия». 

Н.А.Римский-Корсаков – русский композитор. С детства Римский – Корсаков занимался музыкой, любил музицировать. По примеру старшего брата, он должен был стать офицером флота и в 12 лет поступил в Морской корпус. Учился в нем 6 лет, но и не забывал заниматься музыкой. После окончания морского корпуса, совершил морское путешествие . Позднее в своих произведения композитор часто обращался к теме-море, в таких как опера «Садко», опера «Сказка о царе Салтане».

А.П.Бородин – русский композитор. В детстве занимался игрой на фортепиано и виолончели. Он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил . Бородин получил степень доктора медицины, стал профессором, заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии. У него были два пристрастия в жизни - музыка и химия. Он сочинил много музыкальных произведений.

Александр Розенбаум – популярный российский исполнитель, поэт, композитор и аранжировщик собственных песен. Работает в различных жанрах – начиная с шансона, бардовской песни, джаза, рок-музыки, и заканчивая романсами. В детстве учился играть на скрипке, в юности на гитаре. После школы, выдержав огромный конкурс, Саша поступает в Первый медицинский Ленинградский институт. Закончив медицинский институт, 6 лет работал врачом на скорой помощи. Позднее стал выступать на эстраде.

Цезарь Кюи - в возрасте 5 лет  уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре. В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище и через четыре года был произведён в прапорщики.  В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики.  Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 году получил чин полковника. Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях

Антонио Вивальди - о юношеских годах композитора и его музыкальном образовании имеется мало сведений. Вероятно, именно отец  стал его первым музыкальным наставником, научив игре на скрипке, к которой юный композитор приобщился с десяти лет. Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры юного Антонио. Он принял решение стать священнослужителем, и это вполне объяснимо, так как в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер. https://infourok.ru , ru.wikipedia.org

Как видим даже выбрал в начале другую профессию, настоящие музыканты, композиторы все-таки пришли к своему признанию и подарили миру множество музыкальных произведений, что еще раз говорит нам, что профессию надо выбирать обдумав, стараться не делать ошибок при выборе профессии.

А сейчас давайте мы зайдем на профориентационный портал Компас-Про viro-profportal.edu.ru и посмотрим насколько востребованы музыкальные профессии в нашей области. (слайд)

Коды

Наименование укрупненных групп специальностей и профессий СПО. Наименования специальностей и профессий. Наименование профессий рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021год

52.00.00

Сценические искусства и литературное творчество

25

25

25

25

25

52.02.02

Искусство танца (по видам)

15

15

15

15

15

52.02.04

Актерское искусство

10

10

10

10

10

53.00.00

Музыкальное искусство

83

83

83

83

83

53.02.02

Музыкальное искусство эстрады (по видам)

6

6

6

6

6

53.02.03

Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

40

40

40

40

40

53.02.04

Вокальное искусство

6

6

6

6

6

53.02.05

Сольное и хоровое народное пение

10

10

10

10

10

53.02.06

Хоровое дирижирование

10

10

10

10

10

53.02.07

Теория музыки

5

5

5

5

5

53.02.08

Музыкальное звукооператорское мастерство

6

6

6

6

6

 Я уверена, что у каждого из вас есть музыкальные способности и сегодня мы попробуем создать свой школьный оркестр из шумовых инструментов и будем исполнять известную детскую песенку «Ох, вы, сени, мои сени».

Рефлексия

А сейчас вам  предстоит подвести итог мероприятия: что узнали нового на уроке, как работали ваши товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

А мне хотелось бы закончить наше занятие одной притчей. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”

Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие и радость. Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу!

Раздать памятки школьникам

Памятка  по выбору профессии:

-  изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий   профессию;

- изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент,   черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье,    самооценку, уровень  притязаний и т.д.);

-  выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию;

- подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с   профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание    и условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку.      

 - реализовать возможность практической апробации своих сил в выбранной     профессии (занятия в кружках по интересам и т.д.)

 - сравнить полученные знания о профессии со своими проф.возможностями,  посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную проф.консультацию;

 -  при отсутствии указанного соответствия изучить запасной вариант  

    профессионального выбора.

 - выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять   настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения   профессией в совершенстве. StudFiles.net


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этот волшебный джаз" - внеклассное мероприятие по музыке

Внеклассное занятие по музыке "Этот волшебный джаз" предлагается для старшеклассников или студентов  колледжа. Знакомит с истоками джазовой музыки, понятием стилей в джазе. Интересным представляе...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Актуальные проблемы в выборе профессии»» (классный час)

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов интереса к выбранной профессии, сформированности позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, ...

Методическая разработка Профориентационного внеклассного мероприятия На пути к профессии (март 2020)

Методическая разработка Профориентационного внеклассного мероприятия На пути к профессии...

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «На пути к профессии… Твой путь – железная дорога!» (май 22)

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «На пути к профессии… Твой путь – железная дорога!»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкального конкурса (к 77 годовщине победы в Великой Отечественной Войне). Музыкальная летопись войны

 Данное литературно-музыкальное  мероприятие  разработано в рамках подготовки к празднованию  78 годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.   Это мероприятие ...

Сценарий внеклассного мероприятия «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог)

Содержание внеклассного мероприятия «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог) способствует развитию исследовательских навыков студентов специальности 44...