"Этот волшебный джаз" - внеклассное мероприятие по музыке
классный час по теме

Елхимова Ольга Алексеевна

Внеклассное занятие по музыке "Этот волшебный джаз" предлагается для старшеклассников или студентов  колледжа. Знакомит с истоками джазовой музыки, понятием стилей в джазе. Интересным представляется знакомство с джазовыми исполнителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст для внеклассного занятия31.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по музыке "Этот волшебный джаз"

Цель и задачи мероприятия: знакомство с истоками джазовой музыки, понятие стилей в джазе, знакомство с джазовыми исполнителями.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация PowerPaint.

Звучит музыка Керн «Дым» в исполнении преподавателя Л.Балашовой.

I. “Ребята, сейчас вы услышали музыку, с которой мы не знакомимся на уроках, но, возможно, она вам знакома, вы ее когда-то и где-то уже слышали. Какие особенности этой музыки вы можете отметить?” (Ответы учащихся)

II.История   подлинного джаза насчитывает уже много десятилетий. Родина джаза  - США. За это время он неоднократно умирал, возрождался, переживал кризис. В развитии джаза отразились многие  проблемы неспокойного XX века: обострение социально-классовых противоречий, рост самосознания угнетенных наций и народов, проблемы морали в буржуазном обществе.

I. Возникновение джаза связано с периодом рабства в южных штатах Америки. Американские негры насильственно вывезены в Америку и обращены в рабство. Невероятно тяжела была их жизнь, и это глубоко отразилось на их музыке. Это был первый этап развития джаза: ритмы западной Африки. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас, пожалуйста, отбейте два удара ногами.

А теперь, на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью чёрной расы является умение улавливать и воспроизводить любой, даже самый трудный и невообразимый ритмический рисунок. И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-бэнде является именно темнокожий музыкант.

II.Но, привезя рабов на плантации, и пытаясь более успешно управлять ими, рабовладельцы объединяли негров в единую веру, в православную веру. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Так во второй половине XVIII века возникли негритянские религиозные песнопения, СПИРИЧУЭЛС.

(музыкальная композиция звучит в исполнении хора колледжа – руководитель Рогожина Л.А.)

I.Мне хотелось бы сказать, что джаз – это, наверное, единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов, зрители притоптывают, прихлопывают, прищелкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому, я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно.

 Послушайте спиричуэлс “Go down? Moses” Луи Армстронга в исполнении хора колледжа, руководитель Рогожина Л.А.)

II.Как вы понимаете,  спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание. В данном произведении рассказывается о том, как Моисей вёл свой народ в течение 40 дней по пустыне к земле обетованной, испытывая голод и жажду, но имея твёрдую веру в Божественную силу.

I.Но, как и всё остальное, джаз не стоял на месте, и появился БЛЮЗ.

(Звучит блюз “What a wonderful world” Луи Армстронга в исполнении хора колледжа).

Ну а теперь, давайте с вами подумаем, отличается ли спиричуэлс от блюза, и если изменения есть, то какие?

Слово “blue” в художественном переводе звучит как: “кошки на душе скребут”. И действительно блюз имеет меланхоличный, немного печальный характер. Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе и т.д. Для них характерен текст, в котором звучит некая недосказанность и неоднозначность – грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая горько-сладкая блюзовая смесь.

(Послушайте в исполнении Надежды Щелкановой блюз – руководитель Зенюк Т.В.)

II.И теперь пришло время для следующего вида джаза: РЭГТАЙМ.

 Звучит “Ragtime” Скотта Джоплина.в исполнении преподавателя Елхимовой О.А.

- Какого характера это произведение? (танцевального).

- Верно, оно призывает к танцу.

Вы абсолютно правы, ведь рэгтайм создан для танца. А какие ещё отличительные черты у рэгтайма? (Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп)

Вот мы с вами и познакомились с основными направлениями джаза. Их множество, но рамки внеклассного занятия не позволяют нам послушать и ощутить их магию на себе.

Говоря о джазе, нельзя не упомянуть о великих джазменах и композиторах, работающих в стиле джаз. (Сообщение учащихся, подготовленные дома)

Сообщение первого учащегося.

 С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с "веком джаза" - эпоха 20-30-х гг. XX в. в США  Это искусство оказало большое влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. "Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки - наш огромный бурлящий котел, национальный жизненный пульс, наши песни..." - писал композитор.

Сын эмигранта из России, Гершвин родился в Нью-Йорке. Его детство прошло в одном из районов города - Ист-Сайде, где его отец был владельцем небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничал в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина. Его карьера началась в музыкальном магазине нотоиздательской фирмы.

Здесь, вопреки желанию своих родителей, шестнадцатилетним юношей он начал работать музыкальным продавцом-рекламистом. "Каждый день в девять часов я уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто приходил..."- вспоминал Гершвин. Исполняя на службе популярные мелодии Э. Берлина, Дж. Керна и др., Гершвин сам страстно мечтал заняться творчеством. Дебют песен восемнадцатилетнего музыканта на эстраде Бродвея положил начало его композиторскому триумфу. Только за последующие 8 лет он создал музыку более чем к 40 спектаклям.

Уже в начале 20-х гг. Гершвин - один из популярнейших композиторов Америки, а затем Европы.

Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на фортепиано..

В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора "Рапсодии в стиле блюз" для фортепиано и симфонического оркестра.

Творчество Гершвина высоко оценивала современная композитору музыкальная критика. Один из крупнейших ее представителей  писал: "Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет... Джордж Гершвин... смог совершить чудо. Он - принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе к немалой ярости ее завистливых сестер".

 (звучит музыка из оперы “Порги и Бесс”: “Колыбельная Клары”)

Сообщение второго учащегося: “Луи Армстронг (4 августа 1901 – 6 июля 1971) - едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве он соединил несоединимое:  индивидуальность самовыражения с общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традицию с новаторством. Армстронга часто называют “отцом джаза”.

Луи - афроамериканский джазовый музыкант, трубач, певец точно не знал день своего рождения и выбрал им 4 июля – день независимости США. Родился в Новом Орлеане. Детство Армстронга, как и детство многих другихмальчишек, было нелегким. Отца он никогда не знал, а его мать-прислуга не уделяла ему внимания. Луи, воспитывала бабушка, ещё помнившая времена рабства. Мальчик с детства работал, развозил уголь, пел за гроши на перекрёстках. Первое музыкальное образование он получил в исправительном заведении для цветных подростков, куда попал за стрельбу из пугача на улице в Новый год. Освободившись, бывший лидер тюремного духового оркестра довольно быстро нашёл работу в 18 лет. В 24 года Луи Армстронг организовал свой  первый джазовый ансамбль. Записи, сделанные в эти годы, принято считать первыми страницами золотой книги джазовой классики. Тогда же трубач Луи начал петь. Сначала это был “скэт” – вокальное звукоподражание трубе. Вокал со словами пришёл позднее.

(Звучит музыка в исполнении Луи Армстронга “ Хэлло, Долли”.)

Сообщение третьего учащегося “Элла Фицджеральд появилась на свет 25 апреля 1917 г. в маленьком городке в штате Вирджиния. В раннем детстве переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Она  была примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать “представления”, мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных. После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, “сошла с рельс”: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась принять участие в любительском конкурсе в кинотеатре “Аполло”.

Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдварде. Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь. Выйдя на сцену в своем единственном платье, она смутилась и начала петь очень неуверенно, а затем голос и вовсе сорвался. Многоопытный Купер шуткой остановил ее, дал собраться и объявил снова, зал взорвался аплодисментами. Успех был ошеломительным, но... обещанного победителю ангажемента она так и не получила - слишком уж непрезентабельным показался ее вид владельцам театра.

С самых первых шагов Элла стала всеобщей любимицей. Музыканты поражались безупречному чувству ритма, легкости и какой-то особой полетности ее как бы пританцовывающего голоса, девической чистоте тембра, которую она сохранила до глубокой старости, тому общему ощущению радости, которое излучало все ее существо во время пения, и ... ее неподдельной скромности, глубокому равнодушию ко всему, что зовется суетой мирскою.

Работая со многими музыкантами, Элла с головой уходит в напряженный творческий поиск, пытаясь нащупать свой собственный путь в джазе. Путь Эллы Фицджеральд к джазу был более сложным и долгим. Хотя пение Армстронга тоже произвело на нее в юности глубокое впечатление и она с удовольствием имитировала его. Постепенно Элла становилась (даже внешне) другой певицей. Она уже не хотела быть всего лишь исполнительницей - пусть и самой лучшей - чьих-то песен. Не удовлетворяла ее и возможность искусной фразировкой подражать импровизациям других. Она хотела импровизировать сама, быть равноправным партнером в том головокружительном состязании-соперничестве, ежеминутно взрывающемся фейерверком музыкальных идей, дружеских подначек и намеков, лирических признаний и агрессивных наскоков, которое составляет глубинную сущность искусства джазовой игры. И она стала такой. К середине 40-х годов это был зрелый, обладающий  творческой волей и уверенный в своих силах художник, которому есть что сказать и который знает, как это сделать. Она решительно стерла границу между голосом и инструментом.

По словам коллег, никто не работал так напряженно, как она, особенно в самые плодотворные 50-е -70-е годы. Она пела до самого конца, до тех пор, пока физически была в состоянии это делать, хотя уже в 60-х стала миллионершей и могла бы спокойно и с комфортом отдыхать. Но без музыки для нее просто не было жизни и вплоть до 90-х годов, несмотря на слабеющее зрение и ухудшающееся здоровье, она по-прежнему выходила на сцену, сохраняя в своем голосе энергию и обаяние молодости.

 (звучит песня в исполнении Э.Фитцджеральд)

Заключительное слово

Джаз - великая культура. Здесь не при чем Африка или Америка, негры и белые, Джаз - культура всемирная. Явление "джаза" включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать.

(Послушайте в исполнении преподавателя Помыткиной Н.Ю «Джазовый этюд»)

. Посему "джаз" - не только музыка; "джаз" - это стиль танца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни. "Джазуют" не только отдельные люди, но и целые сообщества. Любят и слушают джазовую музыку не только взрослые слушатели, но и юношеская аудитория с удовольствием исполняет джаз.

В исполнении хора колледжа звучит «Песенка о джазе», руководитель Рогожина Л.А., концертмейстер Макеева Е.В.

 Наконец, "джаз" - это психология. Надеюсь, что вы, прослушав наше выступление,  полюбите джаз так же, как и мы.

«Любимый джаз»- исполняет хор колледжа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Архитектура как застывшая музыка»

Величайшие произведения архитектуры стоят как живые свидетели прошлого в жизни современности.Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Н.В. Гогол...

Внеклассное мероприятие по музыке с профориентационной направленностью "Калейдоскоп музыкальных профессий"

Особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников, актуальность которой  возросла в несколько раз. Основной целью профориентационной...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 5 и 6 классах школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: Волшебный мир сказок Шарля Перро

Внеклассное мероприятие проведено в рамках недели русского языка. Задействованы учащиеся 5 и 6 класса школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.  В мероприятии отражены знан...

Внеклассное мероприятие "Волшебный мир театра"

Волшебный мир театра (сценарий мероприятия)...

Сценарий внеклассного мероприятия «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог)

Содержание внеклассного мероприятия «Роль музыки в раскрытии художественного образа в кино» (музыкальный полилог) способствует развитию исследовательских навыков студентов специальности 44...

Внеклассное мероприятие по математике"Волшебный калейдоскоп".

Для общеобразовательных дисциплин "Учебный матeриал в раздел "Основная школа"....