Главные вкладки

    «Дикция и артикуляция на начальном этапе разучивания вокальных произведений».
    план-конспект урока на тему

    Звягина Елена Вячеславовна

    План-конспект открытого урока по предмету «Эстрадное пение»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zvyagina_e.v.plan_uroka.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 7»

            

    План-конспект

    открытого урока

    по предмету «Эстрадное пение»

    Тема урока:  «Дикция и артикуляция на начальном этапе            разучивания  вокальных произведений».

    Дата проведения: 24 мая 2012 года

    Преподаватель первой квалификационной категории

    Звягина Елена Вячеславовна

    Курск, 2012

    Форма занятия:       Комплексная.

    Дисциплина        :        Вокал.

    Год обучения:         1 класс, 5 класс.

    Форма организации деятельности учащихся на занятии:         индивидуальная.

    Тема занятия: Дикция и артикуляция на начальном этапе разучивания  вокальных  произведений.

            

    Цель:                  Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

    Задачи:

    Образовательные:

    Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

    Развивающие:

    Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

    Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

    Воспитательные:

    Формирование речевой культуры.

    Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

    Оборудование и материалы:

    - фортепиано;

    - музыкальный центр;

    - фонограммы и тексты песен;

    - звукоусиливающая аппаратура, в том числе микрофон;

    - ноутбук.

    Методическое обеспечение занятия:

    -  видеофрагмент выступления на международном конкурсе вокалистов «Рождественская карусель»;

    - методическое пособие «Строение голосового аппарата».

                                                             

     ХОД ЗАНЯТИЯ

    I.  Организационный момент.

    Педагог:        Здравствуйте!

    Я рада видеть вас на индивидуальном занятии по вокалу.

    II.   Введение в тему.

    Педагог:        Сегодня мы будем работать с вами над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давайте  вспомним с вами такие понятия как «дикция» и «артикуляция».

    Итак, что такое «дикция»?

     

    Предполагаемый ответ учащегося:         Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.

    Педагог. Ответьте на вопрос: что такое «артикуляция»?

            

    Предполагаемый ответ учащегося        Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание  звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

    Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?

    Предполагаемый ответ учащегося:         Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань.

    1. Объяснение темы.

    Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».

    Педагог:        

    Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.

    Основные составляющие голосового аппарата, это – ротовая полость, гортань, голосовые связки.

    Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение.

     Следует особо отметить, что чёткое произношение необходимо для согласных звуков. А на гласных звуках осуществляется распев музыкальной фразы.

     Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Как вы думаете, зачем он, великий мастер, это делал?

    Предполагаемый ответ учащегося:         Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, которые легче заметить, глядя на себя со стороны.

    Педагог:        Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.

            Также полезно анализировать собственное исполнение, записывая и просматривая видео своих выступлений.

            Сейчас мы послушаем и посмотрим фрагмент выступления Кати Шабановой, учащейся 1 класса, на международном конкурсе вокалистов «Рождественская карусель», состоявшемся в январе 2012 года в городе Сочи. На этот момент Катя занималась 4 месяца. Давайте проанализируем её исполнение, обращая внимание на работу атрикуляционного аппарата.

    Просмотр видеофрагмента.

    Вывод: артикуляционный аппарат не достаточно свободен, некоторые гласные звуки звучат зажато. От этого страдает чистота интонирования мелодии в произведении. Следует работать над освобождением нижней челюсти.

            

           Вопрос педагога:  Вы знаете, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

    Предполагаемый ответ учащегося:         

    1. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.
    2. Проговаривать скороговорки для того,  чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов.

     Педагог:        

    Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?

    Предполагаемый ответ учащегося:         Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

    Педагог:        Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.

    IV. Практическая часть.

    Учебно-тренировочные упражнения на развитие  речевого аппарата. (1 класс)

    Педагог:        Мы переходим к практической части нашего занятия. Прежде, чем нам с Катей приступить к разучиванию песни «После дождя - радуга» (из репертуара детской эстрадной студии «Волшебный микрофон»), прочитаем текст и обратим внимание на дикционные сложности, которые встречаются в тексте:

    Снова хмурый небосвод, потому что дождь и дё

    Подожди ещё немного, станет всё наоборот.

    Отгремел за лесом гром, насупил покой кругом,

    И по лужам мы шагаем босиком.

    Припев: После дождя – радуга,

                   После дождя – радуга,

                   И нас ещё больше радует

                   Солнышко над головой.

    Лето – светлая пора, летом целый день игра,

    Летом мы с утра до ночи не уходим со двора.

    Соберём привычный круг, будут все друзья вокруг,

    И не страшно, если дождик хлынет вдруг.

     Это различные сочетания гласных звуков с согласными: С, Х, М, Р, Ж, Д, Б.

     Педагог:        Для преодоления трудностей в произнесении текста песни в быстром темпе предварительно проводится работа со скороговорками, в которых содержатся сложно произносимые гласные.

    Женя с Жанной подружились.

    Дружба с Жанной не сложилась.

    Чтобы жить с друзьями дружно,

    Обижать друзей не нужно.

    Форма работы: декламация в стиле «рэп» с акцентировкой фраз на сильных долях и с движением рук, которые помогают крепко, опорно (имеется ввиду опора на брюшно-диафрагмальное дыхание) произносить текст.

    Педагог: Какие согласные звуки прорабатываются в этой скороговорке?

    - сразу несколько согласных: Ж, С, Д, Р, Б.

    Если мы не можем подобрать скороговорку на нужную нам согласную из книг или Интернета, то в этом случае сочиняем её сами.

     Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.

    Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.(1 класс)

    Если те же скороговорки «положить» на мелодию, то получаются распевочные упражнения для развития голосового аппарата:

    Мы перебегали берега, перебегали берега - туда, сюда.

    О - Е - Ю - Я - Эх, красивая я!

    Примечание: на начальном этапе обучения, в младших классах детьми легче воспринимаются и запоминаются распевки на стихотворном и текстовом материале. В средних и старших классах вводятся распевки на отдельных звуках, вокализы.

     

    Педагог:        Прекрасно,  наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.

    Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения

    Педагог:        Катя, спой песню «После дождя - радуга», к исполнению которой мы подготовили наш голосовой аппарат в ходе предыдущих распевок и упражнений.


    Рекомендации:

    При исполнении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание перед началом  каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.

                                                          Исполняется песня

    Педагог:        Хорошо, Катя. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.

            

    Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого и голосового аппарата. (5 класс)

         В старших классах речевой аппарат вокалиста в основном сформирован и не требует такого внимания, как в младших классах.

         Распевочные упражнения в 5 классе, в отличие от 1 класса, - это сочетания различных вариантов гласных и согласных звуков, иногда с применением сложных ритмических рисунков:

    Е - ли - е - ли, ё - ли - ё - ли, я - ли - я - ли - я.

    Ваб - ду - да - ду - ва - бу - да - бу - да.

         Примером качественной работы артикуляционного аппарата является исполнение песни «За звездой» (музыка и слова Полины Клишковой) учащейся 5 класса Власовой Ксенией.

    Звучит песня

    Наблюдение:

    Во время исполнения вокального произведения «За звездой», имеет место  чёткое произношение  стихотворного текста, активно работает артикуляционный аппарат солиста и, как результат, ясная правильная дикция. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Пение высоких звуков устойчивое, гортань не задирается  вверх. Согласные звуки извлекаются мягко, певуче.

    1. Подведение итогов.

    Педагог:        Подведём итоги нашего занятия.

    Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, повторили его строение. Работали над согласными буквами в скороговорках и распевках. Применили наши знания и навыки в исполнении вокальных произведений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

    Открытый  урок.  Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидакт...

    Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

    Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

    Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

    Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

    Элементарное ритмическое воспитание на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

    Воспитание чувства ритма у учащихся ДМШ и ДШИ - это одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и заниматься ею надо с раннего возраста. Педагог-музыкант должен владеть множеством разнообра...

    Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»

    Методическая разработка  комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...

    Открытый урок по сольфеджио с учащимися 3 класса на тему: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения»

    План открытого урока по сольфеджио с учащимися 3 классана тему: «Изучение интервалов на начальном этапе обучения. Интервал чистая квинта»...