Необходимость изучения синтезатора на отделении специального фортепиано в музыкальном колледже.
методическая разработка на тему

Стремительное распространение в быту и музыкальной жизни синтезатора привело к необходимости изучения и обучения основам техники игры на нем на отделении  специального фортепиано. Освоение инструмента подразумевает комплексное музыкальное развитие: это и умение владеть инструментом, и получение важнейших практических навыков (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, умение аккомпанировать); развитие не только слуха, памяти, ритма, но и эстетического вкуса. Статья демонстрирует опыт работы педагога в использовании возможностей синтезатора и умение разобраться в эмоциональном содержании музыкальных произведений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_metodicheskoe_soobshchenie_1.docx23.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нугуманова Алёна Владиславовна,

                                                              преподаватель специального фортепиано,

                                                    ГБПОУ «Бузулукский музыкальный колледж»,

                                                                         г. Бузулук, Оренбургская область

ИЗУЧЕНИЕ СИНТЕЗАТОРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА

Аннотация: Стремительное распространение в быту и музыкальной жизни синтезатора привело к необходимости изучения и обучения основам техники игры на нем на отделении  специального фортепиано. Освоение инструмента подразумевает комплексное музыкальное развитие: это и умение владеть инструментом, и получение важнейших практических навыков (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, умение аккомпанировать); развитие не только слуха, памяти, ритма, но и эстетического вкуса. Статья демонстрирует опыт работы педагога в использовании возможностей синтезатора и умение разобраться в эмоциональном содержании музыкальных произведений.

Ключевые слова: синтезатор, оркестр, произведение, тембры, возможности, учащийся, автоаккомпанимент, инструмент, аранжировка, фактура.

Занятия в классе синтезатора знакомят и с группой электромузыкальных инструментов, показывают мультитембральные возможности синтезатора и способы управления ими, учат использованию различных функций автоаккомпанемента, открывают многочисленные возможности применения оркестровой фактуры. Также помогают освоить технику игры многоголосных произведений с применением памяти и секвенсора синтезатора; дают знания по музыкальной форме, инструментоведению, аранжировке и джазовой гармонии.

Цифровые инструменты предъявляют музыканту иные, по сравнению с традиционными акустическими, более универсальные требования. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трёх ролей: композитора, исполнителя или звукорежиссёра, то сегодня, опираясь на новый инструментарий, он объединяет в своём творчестве все эти виды деятельности. В курсе «Дополнительный инструмент» (синтезатор) за период обучения в колледже студент овладевает следующими знаниями и умениями:  

изучает общие принципы управления любым синтезатором (включение, выбор стиля и голосов, управление автоаккомпанементом);

учится пользоваться техникой балансировки голосов, выбирать нужное акустическое звучание;

осваивает  технику записи в секвенсор синтезатора;

знакомится с системой Midi;

имеет представление о принципах и возможностях управления синтезатором с помощью компьютера;

создает  фонограммы для концертов, спектаклей;

подбирает  по слуху хорошо знакомые и совершенно новые детские, народные, эстрадные пьесы и песни, транспонирует (использует все тональности).

Специфика синтезатора, технические возможности его автоаккомпанемента делают получение этих навыков основой обучения.

Возможности синтезатора в изучении окраски звука и инструментария велики. В современных инструментах демонстрируются разнообразные наборы тембров и шумов. Несомненно, преподаватель должен разъяснить учащемуся, что тембры синтезатора – это аналоги, подобие тембров классических, акустических инструментов. Но они никогда не заменят их истинное звучание.

В учебном плане предусматривается рассмотрение  нескольких понятий, в работе над которыми можно эффективно использовать возможности синтезатора.

Часто на уроках мы обращаемся к классическим произведениям, которые  изучаются в рамках предмета «Специальный инструмент», аранжируя  их.

Например: Трехголосная инвенция h-moll И.С. Баха. Для того чтобы услышать и осмыслить окраску каждого  голоса, ученику предлагается воспроизвести различные тембры:  клавесина, органа и струнного оркестра.  А так же исполнять на синтезаторе все элементы фактуры в звучании различных инструментов.  Когда произведение исполняется в тембре органа либо хора, звуки тянутся и позволяют лучше слышать голоса в полифонии. Принимая во внимание то, что на синтезаторе сложно изобразить динамические оттенки, для создания музыкального образа  мы  можем использовать лишь артикуляцию и агогику (исполнительское время). Клавиши синтезатора очень чуткие и если ученик не додерживает звук, то исчезает «legato».

Очень хорошо также слышны голоса, исполняемые в тембре струнного оркестра.

 Для укрепления и обозначения ритмической составляющей произведения можно добавить автоаккомпанемент. В данной инвенции, в связи с ее трехдольностью, подойдет стиль медленного вальса. Использование автоаккомпанемента организует метроритмические возможности ученика и позволяет исполнять инвенцию в едином темпе, что особенно важно в полифонических произведениях на начальном этапе.

При изучении сонатной формы мы не можем не говорить об оркестровой фактуре, и здесь синтезатор дает нам большой выбор тембров. Часто мы разделяем клавиатуру и исполняем партии левой и правой руки в разных тембрах.

Для того чтобы использовать автоаккомпанемент, нужно сначала гармонизовать фактуру, а для этого, безусловно, необходимо хорошее знание теории. Это способствует проявлению межпредметных связей

Интересно звучат стили  «Disco » и «Beat»,которые придают новизну и некоторую эксцентричность знакомым произведениям.

Безграничную возможность в использовании стилей и голосов синтезатора дают нам этюды. Этюд К. Черни №21 соч. 299 c-moll мы первоначально аранжируем в стиле «Beat », тембр саксофон. Получаем задорный марш. Используя стиль  «Country», замедляем темп и играем правую руку пунктиром. Таким образом,  мы, фактически, исполняем техническое упражнение с удовольствием. Если ученик находится на начальной стадии разбора этюда, предполагается изменить стиль на более плавный, лиричный. Тогда медленный пунктир превратится в «Swing». Конечно, это возможно только при гармонизации левой руки.  

Обучение аранжировке на синтезаторе — не самоцель. Это средство, позволяющее благодаря современным информационным технологиям, интерактивному взаимодействию с программно-аппаратным комплексом синтезатора даже студенту первокурснику  творчески самовыражаться в музыке.

В ходе освоения курса студенты должны быть нацелены на активную целенаправленную работу для достижения определённых успехов. В сущности, синтезатор является тем же компьютером со звуковой картой, но, как правило, с более качественными звуками и ограниченными функциями. Общность этих инструментов и задач обучения делают возможным переход с одного учебного курса на другой.

Общий объём и сложность приобретаемых в классе цифровых инструментов знаний и умений в целом не превышает тех, которые получают студенты в классе традиционной специализации. При увеличении теоретической насыщенности занятий по цифровым инструментам значительно упрощаются технические проблемы, которые зачастую становятся главным камнем преткновения при освоении механических инструментов.

         Список литературы:

  1. Алпарова Н.Н. Универсальный синтезатор: от фолька до саундтрека. -Москва: Феникс, 2009.- 66 с.
  2. Бах И.С. Инвенции и симфонии для клавира.- Москва: Guitar College, 2003. – 72 с.
  3. Скробов И.С. Основы музыки в игре на синтезаторе.- Москва: Современная музыка, 2006. -208 с.
  4.  Хрестоматия. Мой инструмент- синтезатор. - Санкт-Петербург: Композитор, 2003 г.- 70 с.
  5. Черни К. Школа беглости для фортепиано. Сочинение 299- Санкт-Петербург: Композитор, 2014 г.- 104 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сергей Зятьков - Задания к курсу «Музыкальная информатика» (музыкальный колледж)

Задания для курса "Музыкальной информатики" сформировались за 12 лет работы в Сургутской музыкальном колледже..Методические принципы:* чередование практических и теоретических тем,* ознакомление с про...

Чтение с листа в классе специального фортепиано Музыкального колледжа

Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Специальное фортепиано» является составной частью профессиональной подготовки учащихся. В задачи предмета входит расширение ...

Необходимость изучения в СПО психоэмоционального восприятия цвета на уроке цветоведение

Необходимость изучения в СПО психоэмоционального восприятия цвета на уроке цветоведение...

Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"

Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"...

Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособие

Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособиеПри подготовке учителя музыки в общеобразовательной школе дисци...

Сценарий Новогоднего концерта отделения общего фортепиано.

Сценарий Новогоднего концерта с исользованием загадок, игр, стихов...

Формирование у обучающихся III-IV курсов музыкального колледжа по специальности "Музыкальное искусство эстрады" навыков разработки индивидуальной трактовки изучаемого произведения посредством выбора вокальных приемов

Научная статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства" (г. Сургут, 2019)...