Открытый урок,посвященный памяти Расула Гамзатова. Тема: Поэт родного края – родник большого таланта.
план-конспект урока на тему

Гамзатова Хадижат Кагировна

 Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда-нибудь
Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.
Расул Гамзатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasul_gamzatov.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок,посвященный памяти                                Расула Гамзатова.

Тема: Поэт родного края – родник большого таланта.

 

 Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда-нибудь
Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.
Расул Гамзатов.

Его нельзя не любить.
Он теплый, как солнечный день в горах, он веселый, словно стремительный горный ручеек, он смелый, словно крылатый горный орел; добр и нежен, словно горный олень….
Эдуардас Межелайтис.

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Р. Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести учеников по основным вехам творчеств Р. Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р. Гамзатова; эстетическое воспитание учеников.

Оборудование: портреты Р. Гамзатова, бурка, папахи, свадебное платье, зеркало, лампа, шкатулка, колыбель, кувшин, вазы с узорами дагестанских мастеров, кинжал, коврики овечьи шкуры, томики со стихами, картины с изображением пейзажа Дагестана, рефераты по творчеству поэта.

Оформление кабинета: 6 столов накрыты скатертями и растравлены в определенном порядке, цветы, подсвечники с горящими свечами, зарисовки кавказских пейзажей, музыкальный материал (ноутбук). 

План. 
I .Вступительное слово ученицы.
II. Монолог ведущей.
III. Выход горянки и ученицы.
IV. Сценка, посвященная детству Р. Гамзатова.
V. Стихотворение об отце. 
VI. Интервью с Р. Гамзатовым.
VII. Стихотворение «Журавли». История создания. Чтение наизусть на дарг. и русск. языках.
VIII. Стихи Расула Гамзатова на разную тематику.
IX. Инсценированное стихотворение «Подвиг Алибека».
X. Выставка книг Р. Гамзатова. Ознакомление с выставкой.
XI. Письма, написанные поэту. 
XII. Сценка «Проклятия» гл. «Язык»по книге «Мой Дагестан».
XIII. Стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи».
XIV. Завершающее слово ведущей.

 

Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но, мы живем, чтобы оставить след, 
Дом или тропинку … дерево иль слово.


I . Вступительное слово ученицы.
Сегодняшний вечер мы посвящаем творчеству великого аварского писателя Расула Гамзатова. Его имя вписалось в души читателя и вырезалась во всех уголках горной страны Дагестана. Он человек с большой буквы, достойный сын своих родителей, патриот своей Родины и многогранная личность. Известность и популярность получил не только внутри Дагестана, но и за ее пределами. Сегодня откроем большую книгу гениального человека и окунемся вновь в его творческие труды.

 

  II. Монолог ведущей.
Ведущая: В Индии считается, что змеи
Первыми на землю приползли
Горцы верят, что орлы древнее
Прочих обитателей земли.
Я же склонен думать, что вначале
Появились люди и поздней
Многие из них орлами стали,
А иные превратились в змей.

Великие слова великого поэта. Именно ими хочется открыть наш урок.
«Люблю писать о жизни, о людях кем бы ни были: орлами или змеями» - говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета.
Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.
Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа. Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного населения горцев, обогатили российскую мировую литературу.
Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р. Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.
Мы все умрем, людей бессмертных нет.
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след, 
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили и должны помнить.


XVI. Выход горянки и ученицы.

 

 Горянка. Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р. Гамзатова , нашего великого поэта, да будет во веки нетленным имя его!
Ученица: Кого, кого!?
Горянка. Расула Гамзатова.
Ученица: А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят?
Горянка. Как ты можешь так говорить?! Ведь Р. Гамзатов величайший поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему о нас знают даже заграницей!.
Ученица: Нет, я не знаю такого. 
Горянка. Не знать Р. Гамзатова, не знать хоть что-либо из его жизни и творчества просто стыдно!
Ученица: (с обидой) Ну зачем ты так?!
Горянка. А хочешь узнать кто такой Расул Гамзатов?
Ученица: Конечно, хочу!
Горянка. Пойдем я тебе покажу.

XVII. Биография поэта.

8 сентября 2003 года народный поэт Дагестана, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий встретил свой юбилей – 80-летие. Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов родился в сентябрьские дни 1923 года. Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.
В одиннадцать лет Расул написал первые стихи, которые были напечатаны в аварской газете. После окончания Буйнакского педагогического училища учительствовал в родной школе, работал в театре, на радио, заведовал отделом республиканской газеты. Первый сборник его стихов «Пламенная любовь и жгучая ненависть» вышел в 1943 году.
Свое образование Гамзатов продолжил в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве. Четыре десятилетия бессменно возглавлял писательскую организацию Дагестана. Первые его поэтические публикации получили широкую известность, а за сборник стихов «Год моего рождения» двадцатилетний поэт получает государственную премию.
Гамзатов много ездил по родной стране и другим странам мира, встречался с людьми. Встречая свой 80-летний юбилей, поэт просил у судьбы, у бога еще хотя бы год жизни, чтобы привести в порядок свои «земные» дела. Но жизнь распорядилась иначе… 3 ноября 2003 года перестало биться беспокойное сердце известного поэта, одного из любимых поэтов россиян, имя которого известно всему миру. В этот скорбный день не только Кавказ, но вся многонациональная Россия прощалась с великим сыном аварского народа.
Светлая память о народном поэте навеки останется в сердцах его многочисленных читателей, ибо поэт жив, пока живут его творения. 

Горянка.Может, слышала где-то?
Думаю, для начала лучше вернутся в самую рань его жизни, в его детство.

XVIII. Сценка, посвященная детству Р. Гамзатова.

Автор: Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: «Однажды в детстве отец сильно наказал меня, - пишет Расул, - побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».
Утром он вышел как – нибудь в школу, а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились, он стал думать, где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.
Он стал просить у мальчишек взаймы, с которыми играл, но никто не захотел ему дать. Ведь есть примета: во время игры дашь взаймы проигравшему, проиграешь и сам.
Тогда он думал выход. Стал обходить все дома в ауле.
Но и этих нечастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним домой, чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой, о его похождениях было известно все.
И вот Расул предстал перед судом отца.

 

 

 

Расул:завтра в аул приезжают пехлеваны и мне поручили собрать для них деньги!
Отец: Что это?
Расул:Это колени.
Отец: Колени – то колени, но почему они на виду? Раскажи – ка, где ты порвал штаны?
Расул:В школе…….зацепил гвоздь…
Отец: Как, как? Повтори….
Расул:За гвоздь.
Отец: Где? (Отец ударил его по щеке ладонью)
Расул:В школе.
Отец: скажи теперь, как ты штаны порвал? 
Автор: Расул молчал. Отец ударил его второй раз.
Отец: Если сейчас же не расскажешь все как было, ударю плетью.
Автор: Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился с дня Расул ходил сам не свой. На 3-й день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил:
Отец: Ты знаешь, за что я тебя бил?
Расул:За то, что играл на деньги.
Отец: Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги. И я играл, и твои старшие братья играли.
Расул: За то, что порвал штаны?
Отец: Нет, и не за штаны. Ты ведь не девочка, чтобы ходить все время по тропочке.
Расул: За то, что не пошел в школу.
Отец: Конечно это твоя большая ошибка, но побил я тебя, сын, за твою ложь. Ложь – это страшный сорняк на поле твоей души. Если его во время не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.

Автор:Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? - воскликнул он, - ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь» Расул Ответил: «Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими.


XIX. Стихотворение об отце.

Отцовские плечи… Я помню те дни как сейчас:
Когда, как на скалы, мальчишкой взбирался на вас,
И сверху все видел, что нам показали отцы, и видели иные начала, иные концы…

Отцовские плечи… Простор обошел я земной, 
Но те же утесы все так же крепки подо мной…
И вижу все то, что отцы показали вдали, 
Я вижу и то, что отцы увидать не смогли.

Ученица: Сколько о нем хорошего говорят! А сам он небось, был зазнавшимся поэтом.
ведь если верить тому, что о нем говорят, он так талантлив.
Горянка: Да нет! Он был простым человеком. Многие его слова и поступки указывают на это. Впрочем, послушай сама.

XX. Интервью с Р. Гамзатовым.
(Стоят два стула.На один из них садится поэт, на другой корреспондент.)

- Расул Гамзатович, когда вы пишете стихи?
- Нет времени, когда я их не пишу: и летом и зимой, и на цветущей поляне, и когда осенний ветер сдувает с деревьев листья. Осень будит меня ото сна, бросает в костер любви.
-Бывает ли у поэта учитель?
-Главным учителем поэта является сама жизнь и то, с какой любовью он относится к ней. Учителем поэта является он сам. Его совесть подсказывает, как писать, куда идти.
- Что такое многолетняя жизнь, по вашему?
- Главное, не сколько лет прожить на свете, а как прожить, и думать, какую ты пользу принес миру, обществу.

- Откуда вы черпаете темы для таких чудесных стихов?
- Для писателя главной темой является тема Родины. Если не было бы неба, не было бы и орла, без родины писатель – разве он писатель?
- Вы уверены во всем, что пишете?
- если не был уверен, я не писал бы. Человек должен быть уверен в своих силах. И только тогда можно добиться поставленной цели и достучаться до сердец человеческих.

 

 

 (После небольшой паузы фоном звучит песня «Журавли»).


XXI. Стихотворение «Журавли». История создания. Чтение наизусть на дарг. и русск. языках.

Журавли.

Песня «Журавли» родилась у Расула в 1965 году в городе Хиросиме в Японии.Расул Гамзатов пишет, что увидел в Хиросиме проекты памятника простой японской девочки с журавликом в руках, узнав ее историю он испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги 1000 журавликов в надежде на выздоровление, но не успела, скончалась. Стихи о ней написаны до «Журавлей» Р. Гамзатова.
Последние родились позже. А потом уже у памятника японской девочки с белым журавлем, он видел впечатляющее зрелище – тысячи женщин в белых одеждах. Дело в том, что в трауре в Японии носят белое одеяние, а не черное, как у нас в Дагестане.
Случилось так, что когда Расул стоял в толпе, в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая.
«В этой сае, я заметил маленький промежуток. Журавли из нашей родины в Японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу» .
И надо же такому случится, как раз в это время Гамзатову вручили телеграмму из нашего посольства в Японии, в которой сообщалось о кончине его матери.
Немедленно он вылетел. На всей воздушной трассе думал о журавлях, о женщинах в белых одеждах, о маме, о двух погибших братьях, о девяносто тысячах погибших дагестанцев, о двадцати миллионах (даже больше) не вернувшихся с войны, о погибшей девочке из Освенцена и ее маленькой кукле, о многом думал, но мысли возвращались к белым журавлям. «Раньше мне не приходилось писать о журавлях, хотя еще в детстве с плоской крыши своей сакли, я следил за их полетом и их крики будоражили мою душу, но моими любимыми птицами были горные орлы и голуби. О них я писал без устали. Но в этот раз меня «позвали» журавли, я написал несколько вариантов стихов, не предполагая, что одно из них станет песней.
Музыку к стихотворению «Журавли» написал Ян Френкель. Именно к нему обратился Марк Бернес с просьбой написать музыку на эти слова.
И он солдат и музыкант, прошедший всю войну, сделал это великолепно. Но не смог насладиться любимой песней сполна. Но его мелодия, обращенная к нам осталась с нами. Песня не умирает. Ее пели и поют. По мотивам песни сняты картины, воздвигнуты памятники.

 

 

 

 

(Чтение стихотворения «Журавли»на русском и  на даргиском языках.)

Журавли.
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей.
Не в землю нашу полегли когда-то.
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времн тех дальних
Летят и падают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем глядя в небеса.
Сейчас я вижу: над землей чужою 
В тумане предвечернем журавли
Летят своим определенным строем
Как по полям людьми они брели.
Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи – то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?...
Летит, летит по небу клин усталый .
Мои друзья былые и родня.
И в их строю есть промежуток малый –
Быть может, это для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из под небес по птичьи окликая всех вас, 
Кого оставил на земле.

XXII. Стихи Расула Гамзатова на разную тематику.
1. О Родине.
2. Родина.
3. Я - Дагестана пес сторожевой.
4. Мама.
5. Слово о матери.
6. На твои клоню ладони седую голову свою.
7. Клевер
8. Люди - мы мешки…
9. Средь скал этих грозных ….
10. Наверное, наша земля…
11. Птицы кричат.
12. Огонь и вода.
13. Говорят, если сеять любовь…
14. Я влюбился …
15. О луна…
16. Ах, женщины !
17. Твое имя.
18. Когда ты уходишь…

 

  Ученица: Все так трогательно : журавли, стихи о матери, о дружбе, о любви, о ценностях жизни, о родном народе, хочется поразмыслить о жизни…
А есть ли у него что-нибудь юмористическое?
Горянка: Ну, не совсем юмористическое, но есть!

XXIII. Инсценированное стихотворение «Подвиг Алибека».

   

      Подвиг Алибека

Со двора ушла жена-

В доме мир и тишина…

И неслышно Алибек,

Осторожный человек,

Дом обходит, карауля.

Вдруг он видит: мышь в кастрюле!

И тогда что было сил

Палкой он ту мышь хватил!

Папиросой задымив

И папаху заломив,

Гордый, встал он у дверей:

«Эй, жена, иди скорей!»

И вбегает в дом жена,

Этим всем поражена:

«Ишь заломлена папаха,

Что у хана из Хунзаха!

Что такое, что тут было?

Что за счастье привалило?

Может, весть какая есть?...»

«В суп хотела мышь залезть!

Но глаза на страже были,

Эти руки мышь убили!

Подойди, сама взгляни,

Подвиг мужа оцени!»

Рассмеялась тут жена:

«Да, признаться я должна,

Есть гордиться чем ,дружок!

Мышь сразить и кот бы смог…»

Охватил героя гнев.

И вскричал он, покраснев:

«Ах, так ты еще язвишь!

Вон! Не то убью, как мышь!»

Поспешила к зятю мать

Дочку с мужем примирять:

«Что такое , что случилось?

Дочь сейчас ко мне явилась,

От волненья вся горит:

Льва убил ты говорит, говорит!

Дай-ка я сама взгляну…

Вот так хищник ! ну и ну!

Он загрызть, пожалуй, может,

Все запасы уничтожит!

Ну, конечно, дочь права,

Ты убил сегодня льва!.. »

Теща, улыбаясь мило,

Ложь ,как песню, сочинила…

И сият наш герой.

«Посылай жену домой!»

Повторяет у дверей:

«Пусть идет да поскорей!..»

Много лет с тех пор прошло-

Муж с женой живут без ссор.

Ну на что такой годится,

Коль безделицей гордится!

С мышью справившись едва,

Говорит: осилил льва!

Как себя он хвалит сам!..

…Благодать при нем льстецам

Ученица: Да, забавно. Интересно, а есть у него еще какие-нибудь веселые рассказы?
Горянка: А вот сейчас мы об этом узнаем.

Ученица: Ах, как прекрасно! Столько книг написанных им!
( Горянка показывает книги Расула Гамзатова ).

XXIV. Выставка книг Р. Гамзатова. Ознакомление с выставкой.

1.Книга любви.
2. Мой Дагестан.
3. Поэмы.
4. Земля моя.
5. Расул Гамзатов.
6. О бурных днях Кавказа.

 

Горянка: (перелистывая книгу Р.Гамзатова «Мой Дагестан») А теперь, мы с вами посмотрим сценку.

XXV. Сценка «Проклятия» гл. «Язык» по книге «Мой Дагестан» .

Расул: Когда я писал  поэму «Горянка», мне понадобилось проклятие, которое нужно было вложить в уста злой женщины из поэмы. Мне сказали, что в одном ауле живет пожилая горянка, которую  никто из соседок не может переругать. Я тотчас отправился к удивительной женщине.

   Добрым весенним утром, когда не хочется ругаться и проклинать, а хочется радоваться и петь , я переступил порог нужной мне сакли. Простодушно рассказал я старой горянке , зачем пришел. Так, мол, и так, хочу услышать от вас проклятие по крепче.

Старуха: чтобы отсох твой язык, чтобы забыл ты имя своей любимой, чтобы твои слова не  так понял человек, к которому тебя послали по делу, чтобы забыл ты сказать слова привета родному аулу, когда будешь возвращаться с далекого странствия, чтобы ветер свистел в твоем рту, когда он останется без зубов… сын шакала, могу ли я смеяться ( да лишит Аллах тебя этой радости!), если мне не весело? Дорого ли стоит плач в доме, котором никто не умер, могу ли я сочинить тебе проклятие, если меня никто не обидел и не оскорбил?  Ступай и не приходи ко мне с такими глупыми просьбами.

Расул: Спасибо добрая женщина,- сказал я и ушел от порога ее сакли.

  По дороге я думал: « Если без всякой злобы, так сказать, сходу  она выпалила на мою голову такое виртуозное проклятие, что же она швырнет  в лицо тому, кто по-настоящему его разозлит? »

      Я думаю, что со временем кто-нибудь из фольклористов составит книгу из горских проклятий, и тогда люди узнают меру изобретательности меру изощренности, меру фантазии горцев  , а также меру выразительности нашего языка.

  В каждом ауле свои проклятия . в одном из них я слышал, как ругались две женщины:

Старуха:Да лишит Аллах твоих детей того, кто мог бы их научить языку.

Старуха: Нет, пусть Аллах лишит твоих детей того , кого они могли бы научить языку!

Расул:Вот такие страшные бывают проклятия. Но без всяких проклятий в горах лишается уважения тото человек, который не уважает родного языка. Мать горянка не будет читать стихи сына, если они написаны на испорченном языке.

                   

XXVI. Письма, написанные поэту.

 

 

 1. Уважаемый Расул Гамзатович! Извините, что немощная, ослепшая, многое повидавшая на своем веку женщина решила написать и отнять ваше драгоценное время. Не знаю как поделиться с Вами своим состоянием, вечно кровоточащей раны сердца. Она неизлечима с того дня, как после окончания ВОВ не вернулись три моих сына. Но исцеляющим для меня стали Ваши стихи. Я должна гордиться и горжусь своими сыновьями. Они отдали жизнь за свою Родину, а стыдно и совестно должно быть тем, кто подло спрятался, дожидаясь дня победы. А вы живите, и процветайте, на радость и утешение таким же как я матерям. Живите долго, чтобы высказать нашу боль и радость
Жительница . Свердловска, старая и немощная К. И. Сыркова.

2. Мне радостно, что я могу назваться вашей современницей. Большое спасибо Вам за поэмы, образы матерей, женщин. Имя «Мать» - свято для нас всех. Мать, родившая такого сына, как вы, можно считать счастливой. Счастлива страна, в которой вырос такой сын, как вы. Какие проникновенные слова о матери вы пишите! А третья песня – песня остальные. Я тоже очень люблю свою мать. Она мой жизненный друг и советчик. Хотя моя мама была молода, она не вышла замуж и целиком посвятила себя мне. Огромное спасибо Вам, за ваши слова в адрес женщин. Пишу, чтобы вы знали, что есть ценители вашего таланта. Спасибо за все.
Лидия Асриян г. Киев.

XXVII. Стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи».

Несут, несут друзей земные смерчи
Не по моей, и не по их вине.
Нас с каждым днем все меньше, меньше, меньше,
И я стою с собой наедине
И если путь чуть больший мне отпущен
Их в памяти хранить даю обет
Надеясь непременно, что в грядущем
Когда-то тоже вспомнят обо мне.

XXVIII. Завершающее слово ведущей.

Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив, пока мы помним о нем.
Дорогие друзья, спасибо большое за ваше активное участие. Уважаемые преподаватели, спасибо и вам за то, что вы пришли. На этом позвольте считать наш открытый урок закрытым. 

 

 

 

 

 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, посвященный 213-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», велик...

Открытый урок по Доноведению на тему: "Почвы родного края".

Данный  урок позволяет получить представление о почвах родного края; раскрыть проблемы разрушения и восстановления почв; развивать экологическое сознание; воспитывать любовь к природе. Обучающиес...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ А.С. ПУШКИНА    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»    ТЕМА:   ЛИРИКА А...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

Познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой, процессом формирования ее мировоззрения, тематикой и идейным содержанием произведений; воспитывать в будущих педагогах патриотизм, гуманизм, благородс...

Методическая разработка открытого урока, посвященного Дню России.Государственные символы России

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока патриотической направленности...

«Родной край - Приморье» методическая разработка интегрированного мероприятия, посвященного 80 -летию образования Приморского края

       Данная  работа  посвящена  80- летию образования Приморского края. В  работе  представлены: история образования Приморского края, г. Дальнере...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории и английскому языку на тему: «История родного края. Чехов». «The history of native land.Chekhov ».

Как вы думаете для чего современному человеку нужно знать историю своего родного края на иностранном языке?                Мн...