Концертмейстерская деятельность в музыкальной школе
статья на тему

Созинова Елена Геннадьевна

Концертмейстер - полноправный участник образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontsertmeysterskaya_deyatelnost_v_muzykalnoy_shkole.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Созинова Елена Геннадьевна

преподаватель,  концертмейстер

МБУ ДО «Детская музыкальная школа №5»

г. Нижний Тагил

       Любой музыкальный словарь даст сухую справку, что концертмейстер – это музыкант (пианист, баянист, аккордеонист), помогающий исполнителям (певцам, инструменталистам, танцорам) в разучивании партии и аккомпанирующий им в концертах, то есть это работа в ансамбле. А само слово «ансамбль», означающее по-французски «единство», ставит перед исполнителями задачу строгого согласования, совместного исполнительского замысла. Большую роль ансамблевого музицирования в формировании музыканта отмечал в своё время Д.Ф.Ойстрах. Он писал о том, что ансамблевая игра доставляет удовольствие не только слушателям, но, в первую очередь,  самим исполнителям и должна сопутствовать музыканту в течение всей его жизни.

       Задача  концертмейстера, как  и  преподавателя, -  привить ученикам любовь и уважение к музыке, воспитать их вкус, расширить кругозор, а  также открыть и развить такие качества как наблюдательность, впечатлительность, темперамент, воображение, фантазию, ум, искренность, непосредственность, общительность, из которых, как отмечал К.С.Станиславский,  складывается артистическая личность, жизнь которой обогатится великим даром слушать и понимать музыку.

        Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид деятельности, является удачным примером универсального  сочетания в рамках профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, и психолога в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

        Концертмейстер становится незаменимым звеном в творческом процессе педагога и ученика. Он не только помогает ученику преодолевать психологические трудности на сцене, подготавливая его перед выступлением, снимая излишнее напряжение, но и помогает педагогу помочь осуществить его задумки в работе над художественными, техническими и звуковыми проблемами.

       Опытный концертмейстер никогда не будет показывать свое недовольство  замечаниями педагога или его пожеланиями. Творческий  процесс или творческий «союз» педагога и концертмейстера – это неотъемлемое условие для достижения поставленных целей. Полезным  бывает совместное музицирование, нередко возникают и профессиональные ансамбли  педагога  и концертмейстера, что приводит  к взаимопониманию не только в исполнительском, но и в психологическом плане.

        Концертмейстерство - это сплав особых свойств личности и узкоспециальных навыков. Это уникальное  мастерство. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, а также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партий. Концертмейстеру, как это  ни странно, также важна интуиция. Само собой разумеется, что партию солиста нужно знать досконально: штрихи, динамику, фразировку, технические сложности, темповые нюансы и т.д., чтобы выстроить звуковой баланс с учетом индивидуальности солиста.

        Выбирая эту профессию, нужно обладать многими качествами. Во-первых,  любить выступать на сцене: у концертмейстера не должно быть боязни сцены. Обязательно такое умение, как схватывать на «лету» мелодии, склеивать пропущенные места, если вдруг солист пропустил какое-то место в пьесе. Необходимо наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, резерва силы и т.д. Если вы выбираете эту профессию, как основную, нужно быть готовым к тому, что, как правило, это означает быть на вторых ролях. Умение слушать, играть с партнером – очень важная деталь профессионального мастерства концертмейстера, который с детства привык к индивидуальным занятиям, как единственно  возможной форме работы. Естественное сопереживание возникает как результат непрерывного контакта партнеров, их взаимопонимания  и согласия, что тоже приводит нас к выводу о том, что «человек – концертмейстер» должен понимать и «чувствовать» любого партнера несмотря ни на что. Ведь насколько не был бы хорош солист, если ему аккомпанирует не очень грамотный концертмейстер – ничего хорошего не получится. Значимость этих качеств существенно возрастает в работе с детьми.

       Нужно отметить, что любая другая музыкальная деятельность едва ли может сравниться с концертмейстерским искусством по своей многофункциональности и универсальности.

       Ко всему сказанному, концертмейстер должен быть очень эрудированным музыкантом, в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный репертуар.

       Концертмейстер должен иметь профессиональный комплекс, составляющими которого являются:

  • Любовь пианиста к концертмейстерскому исполнительству.
  • Пианистическая оснащенность, без которой невозможно решение музыкальных задач.
  • Чувство партнерства, сопереживания.
  • Умение подчиняться творческой воле солиста, стать с ним единым музыкальным целым, порой в ущерб своим музыкальным амбициям.
  • Знание специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи (у струнников), дыхание (у певцов и духовиков), агогика (у тех и других), тесситура (у вокалиста).
  • Быстрота реакции на сцене во время исполнения.
  • Дирижерское предвидение и предслышание, иногда “спасающие ситуацию” во время публичного концерта.
  • Умение читать разную фактуру, выделяя главное, видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы), особенно при чтении с листа.
  • Общая музыкальная эрудиция: из знания музыки, больших музыкальных накоплений и рождается чувство стиля, меры, вкуса.

       Это далеко не полный перечень необходимых профессиональных качеств, необходимых в работе концертмейстера.

       Кроме всего сказанного, нужно отметить, что занятия с концертмейстером-пианистом очень любят учащиеся-инструменталисты. Исполнение учеником произведения вместе с концертмейстером помогает ему раскрыть содержание, художественный образ, почувствовать эмоциональную наполненность исполняемого. Зачастую только исполнение произведения с сопровождением подводит ученика к пониманию музыкального материала. Работа с концертмейстером приближает ученика к концертному выступлению. Причем, иногда эта работа бывает  полезна и без преподавателя.

        Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и исполнительскую, и педагогическую, и организационную, где музыка выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.

        Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, а владение в совершенстве “комплексом концертмейстера” повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального исполнительства.

       “Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,– писал  К.Г.Мострас, – нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства”. Это высказывание очень точно передает образ пианиста-концертмейстера. Несмотря на то, что к концертмейстерской деятельности зачастую относятся свысока, а сами концертмейстеры всегда остаются “в тени”, их искусство подразумевает  высокое музыкальное мастерство и бескорыстную любовь к своей профессии.

       “Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога”, – утверждает К.Виноградов.

Библиографический список

1. Бирман Л. О художественной технике пианиста.- М., 1973.

2.ГорошкоН.Н.Современная подготовка пианиста-концертмейстера: от узкой направленности к разностороннему воспитанию исполнительского мастерства // Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства: Материалы Российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998 г. / Оренбург. гос. пед ун-т; Ред. колл.: М.С.  Каргопольцев, Г.П. Коломиец и др. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999.

3. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.,1961.

4. Литвиненко Ю. Педагогические аспекты подготовки учащегося – музыканта к публичному выступлению: материалы третьей межвузовской научно – практической конференции. – М.: МГИТ им. А. Г, Шнитке, 2010.  

5. Мейлих Е.И. У истоков музицирования. Музыка – детям,  вып. 3. Сборник статей. Л., 1976.

6. О работе концертмейстера. Сборник статей. М., 1974г.

7. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. О работе оперного концертмейстера: Учебное пособие / В.Подольская, А.Смирнов.- М.: Музыка, 1974.

8. Шендерович Е М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. М.: Музыка, 1972 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Известно, что самые первые шаги обучения ребенка — самый ответственный этап, во многом определяющий всю будущую жизнь. Фундамент необходимых знаний для развития ребенка должен закла...

ТВОРЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Концертмейстер и аккомпаниатор -  самая распространенная профессия  среди пианистов.  Концертмейстер нужен...

Новогодний КВМ музыкальной школе (школе искусств)

Веселый новогодний  конкурс  придуман как внеклассное мероприятие. Участники- ученики школы 12-14 лет. В подготовке и проведении конкурса дается возможность учащимся проявить свои творческие...

Внеурочная деятельность в СП "Детская музыкальная школа" как фактор личностного роста обучающихся

1. Введение.2. Цель музыкального образования.3. Проблемы   для обучающихся музыкальной школы в период обучения.4. Цель и задачи внеурочной деятельности.5.Методы привлечения детей к внеурочной дея...

Об опыте проектной деятельности по музыкальным предметам в старших классах ГБОУ школы «Тутти».

Данная статья возникла на основе моего выступления на  городском методическом семинаре «Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство достижения образовательных результат...

Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"

Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...